Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С различными категориями условно осужденных





Эффективность психологической и воспитательной работы во многом зависит от умений организовать дифференцированный подход к различным категориям условно осужденных.

В первую очередь это женщины и несовершеннолетние.

Личность осужденных женщин обладает целым рядом отличительных социально-демографических, нравственных, уголовно-правовых и психолого-педагогических признаков.

Особенности психологии осужденных женщин проявляются в направленности их личности, в специфических потребностях, мотивах, целях, ценностных ориентациях. Женщины больше чем мужчины ценят материальное благополучие, комфорт. Интересы и мотивы их поведения тесно связаны с социальной ролью, выполняемой в семье, коллективе и обществе, зависят от отношений в семье. У женщин более интенсивно, чем у мужчин идет распад родственных связей и любая неурядица в семейных отношениях, наличие конфликтных ситуаций нередко отрицательным образом сказывается на их поведении и психическом состоянии. Семейные женщины, занимающиеся воспитанием детей, как правило, практически не допускают нарушений порядка отбывания наказания, но по-разному относятся к своим детям. Знание семейной обстановки, о проблемах в рабочем коллективе позволяет инспектору УИИ, психологу оказать помощь, поддержку, подсказать верную линию поведения, стимулировать осужденных женщин к преодолению трудностей.

При проведении воспитательной, психокоррекционной, консультационной работы, сотрудники УИИ должны учитывать анатомо-физиологические особенности осужденных женщин. Их существенной психофизиологической особенностью является тонкость организации нервной системы, которая проявляется в повышенной эмоциональной лабильности, впечатлительности и чувствительности. В нравственном, интеллектуальном и общеобразовательном развитии осужденные женщины, как правило, отстают от своих сверстниц. Многие из них до осуждения имели отрицательный опыт поведения, употребляли наркотики алкоголь, имели беспорядочные половые связи, что не могло не отразиться на их физическом и психическом здоровье.

Для большинства осужденных женщин характерны стойкость и «застреваемость» аффективных, психотравмирующих переживаний в сочетании с высокой импульсивностью, что приводит к игнорированию или недостаточному учету обстоятельств, неадекватному восприятию жизненных последствий своих поступков. Принято считать, что женщины более эмоциональны, поэтому предпочитают выяснять отношения громко и, не сходя с места, хотя драки большей частью носят не кровавый, а визгливый и шумный характер. В силу их повышенной эмоциональности у них часто выражены стрессовые состояния, состояния фрустрации, депрессии, тоски, обреченности и т.п. В тоже время большинство женщин испытывают чувство вины, беспокойство за свое будущее. Настороженность, тревожность и ранимость, нейротизм и акцентуации, стремление изменить создавшееся положение – вот гамма присущих им психических состояний.

У женщин, совершающих кражи и занимающихся бродяжничеством, отмечается наиболее высокий уровень рецидива. Они восприимчивы к отрицательному влиянию ближайшего окружения, что выражается в проявлении эгоцентризма, неумении самокритично оценивать себя, лживости, драчливости.

Велика доля женщин, не имеющих специальности. Около четверти их не учились и не работали, что необходимо иметь в виду в процессе их профориентации. Среди условно осужденных женщин незначительная часть имеет высокую квалификацию. Еще меньше женщин проявляют интерес к работе и любят рабочую профессию. Чаще всего это объясняется материальной значимостью профессий.

Заинтересованы в досрочном освобождении чаще всего условно осужденные женщины зрелого возраста (от 30 до 55/60 лет). Они, как правило, имеют средний уровень образования, нередко профессию, семьи, стараются хорошо работать, не нарушать предъявляемых требований. Следует отметить и такой фактор, способствующий ресоциализации женщин, как рождение детей. Они стараются больше находиться с ними. Нередко только любовь к детям, дому, семье, любимому человеку, помогает исправиться.

Женщины пожилого возраста чаще всего либо не имеют определенного места жительства, либо утрачивают связь с родственниками. Они обычно послушны, со всем соглашаются, но по характеру хитрые, лживые, ворчливые, не имеют жизненных перспектив. Вину в совершенном преступлении отрицают, стараются не работать, ссылаясь на болезнь и требуя к себе снисхождения. Для многих из этих осужденных характерна корысть и скупость. Ценностные ориентации – прежде всего материальные, здоровье. После выхода на свободу они часто продолжают совершать мелкие хищения.


Чем старше осужденная женщина, тем труднее ее реабилитация. С возрастом меняются социальные функции, привычки, реакции на различные конфликтные ситуации. Все острее ощущается потеря личностных перспектив, особенно одиноких и разведенных. Эти особенности необходимо учитывать психологу при проведении индивидуальной и групповой работы с ними. В связи с этим, важное место в работе психолога должен занимать процесс психологической подготовки осужденных женщин всех возрастов к освобождению и формированию жизненных планов на будущее.

В особом внимании и контроле нуждаются несовершеннолетние условно осужденные. К ним, как правило, ранее уже применялись различные меры административного воздействия, которые не дали положительных результатов. При работе с ними важно учитывать социальные, психологические и психофизиологические особенности их личности.

Подростковый возраст – возраст, когда формируются моральные основы, социальные установки, вырабатывается отношение к различным моральным и правовым запретам, ведется поиск пределов допустимого поведения. И, в то же время, существует дисгармония социально-нравственного и физического созревания, повышенная возбудимость, неуравновешенность, преобладание возбуждения над торможением, о чем должен помнить психолог и воспитатель, проводя работу с подростком.

Нервная система подростка отличается повышенной чуткостью патогенного характера, что при сильном переутомлении может привести к различным функциональным расстройствам. Для них характерна диспропорция между половым созреванием и социальной зрелостью. Подростку трудно контролировать новые для него половые влечения и управлять своими чувствами.

У многих подростков отмечается затянувшееся социальное созревание личности, которое находит выражение в инфантилизме, несоответствии самооценки, подражании вредным привычкам взрослых (курении, употреблении спиртного, наркотиков и т.п.). Познавательные интересы, нередко под влиянием уличной компании, приобретают криминогенную направленность.

Хитрость, физическая ловкость, сила, криминальная опытность подростков являются важнейшими факторами, влияющими на их статус в среде. Но при этом довольно часто наблюдаются социально-инфантильные осужденные подростки, с недостаточной ответственностью за свое поведение. Любой физический недостаток окружающих людей подростки стремятся использовать для давления на личность, ее унижения, оскорбления, подчеркивая эти недостатки в кличках и прозвищах.

У большинства несовершеннолетних потребности оказались сформированы только в сфере удовольствий, досуга и принимают гипертрофированные формы. Не имея возможности удовлетворить их законным путем, они стали на путь преступления. Гипертрофия потребностей дает о себе знать, побуждая к совершению дисциплинарных нарушений. Многие пытаются утвердить своими социальными действиями и поведением неадекватную самооценку. В поступках их часто выражено стремление любыми средствами обратить на себя внимание, демонстрация превосходства над другими, утрата способности критически оценивать себя, преодолевать отрицательные качества и привычки. Категоричность и нетерпимость не позволяют порой правильно оценить совершенное преступление, до конца признать себя виновным. Они готовы винить в своих неудачах семью, школу, других людей, но только не себя. Психолог и инспектор УИИ должен учитывать и то, что общение подростков в среде взрослых правонарушителей приводит к усилению антиобщественных взглядов, суждений, оценок, а нравственное самосознание связано с искаженным пониманием нравственных понятий и представлений. Поэтому часто выражен скептицизм, цинизм, нигилизм, неуважение к людям и к труду.1


Среди условно осужденных подростков и юношей выделяются лица с инфантильным поведением. Это проявляется в беспечности, беззаботности в отношении учебы и своего будущего, для них характерны поверхностность суждений, слабость сдерживающих механизмов при исполнении личных желаний, в недоразвитости чувства ответственности. Они подвижны, непоседливы, часто берутся за какую-нибудь работу, но скоро бросают ее, интересы и внимание неустойчивы. Действия и поступки часто не соответствуют возрасту. Нравственный и правовой инфантилизм находит свое выражение в безразличном отношении к нормам морали и права, в отсутствии готовности бороться со своими недостатками, нетребовательном отношении к себе и другим, активном безнравственном и противоправном поведении. Отбывая наказание, они не переживают чувства раскаяния в совершенном преступлении, считают несправедливым срок наказания. Чувство вины отсутствует, поскольку она для них не существует.

Среди несовершеннолетних имеются лица с психическими аномалиями, склонные к аутоагрессии, к побегам, симуляции и аггравации, алкоголизму и наркомании и др. Совершению ими преступлений, как правило, предшествовали уклонения от учебы и труда, бродяжничество и асоциальный образ жизни, злоупотребление спиртными напитками, наркотиками, склонность к беспорядочной половой жизни, девиации сексуального поведения, проявления агрессии и аутоагрессии и др.

Этому в немалой степени способствуют акцентуации характера, например, эпилептоидная акцентуация в случае раннего употребления алкоголя располагает к развитию хронического алкоголизма, истероидная – в стрессовых ситуациях ведет к аффективным реакциям демонстративного типа, сенситивная – к развитию фобического невроза, циклоидная и эмоционально лабильная – к психогенным депрессивным состояниям и т.п.

Необходимо учитывать, что поведение подростка зачастую сообразуется с нормами и ценностными ориентациями малой группы лиц, к которая является для него эталонной. Мысленно причисляя себя к участникам эталонной группы, подросток соотносит свое поведение с воображаемыми или конкретными лицами, которых он может наблюдать только внешне, не имея возможности для личного знакомства. Осужденные подростки весьма эмоционально переживают свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении сказывается и на общем поведении подростка: отрицательно влияет на работу, учебу, зачастую толкает на различные проступки, что необходимо учитывать психологу в своей работе с этой категорией лиц.


Эффективная работа с несовершеннолетними требует от сотрудников УИИ знаний психологических основ поведения и искреннего интереса к жизни подростков, создания условий для реализации их способностей. Для этого сотруднику необходимо иметь полную информацию не только о воспитуемом, но и о его родителях или опекунах, родственниках, друзьях и других окружающих его лицах. В этих целях инспекторами УИИ осуществляются проверки по месту жительства несовершеннолетних условно осужденных, изучение взаимоотношений в семье, проводятся беседы с родителями или лицами, их замещающими. Психологи проводятся консультации подростков по проблемам семьи и брака, профориентации, оказывают помощь воспитателям, учителям в подборе средств и методов воздействия на психику подростка.

Условно осужденные, имеющие психические аномалии отличаются от остальных лиц, отбывающих наказание в учреждениях, не связанных с лишением свободы. По среднестатистическим данным, лица с психическими аномалиями в 11 раз больше совершают нарушений дисциплины и установленного режима.

Лицам с психическими аномалиями присущи свои особенности мотивационной сферы личности. Базовые потребности этих осужденных (потребность личности в самоактуализации) остаются неудовлетворенными. Это свидетельствует об эмоциональном неблагополучии осужденных и выраженных депрессивных переживаниях. Среди наиболее значимых потребностей – "алкоголь" и "мать", причем, алкоголь является своеобразным универсальным средством снятия эмоционального напряжения. Не выражено чувство страха перед законом и его представителями как сдерживающее совершение правонарушающей деятельности, отношение к работе и дисциплине безразличное. Отношение к совершенному преступлению и наказанию некритичное, до конца не осознанное. Чувство вины вытесняется.

Осужденные с психическими аномалиями своеобразно реагируют на конкретные жизненные ситуации. Например, столкновение с неприятной ситуацией повышает у них степень экспрессивности и внешней активности: психические аномалии провоцируют зацикливание на препятствии, раздражительность и агрессивность. Конфликтные ситуации такие осужденные воспринимают как угрозу собственному «Я», своей репутации, авторитету, поэтому относятся к ним крайне болезненно. Психологическая защита у них, как правило, строится на основе проекции; стремление к рациональному разрешению конфликта у них затруднено. В случаях, когда они пытаются сами разрешить ситуацию, из-за ограниченного набора конструктивных способов ее решения, неспособности адекватно оценить происходящее, осужденные чаще прибегают к привычным способам реагирования, а именно, к проявлению агрессии (как вербальной, так и физической). Большинство лиц с психическими аномалиями не склонны брать ответственность на себя за происходящее, фиксируясь на самозащите, они всячески стараются обвинять окружающих, ищут виноватых.

У осужденных зависимых от психоактивных веществ (ПАВ) часто выражено стремление «уйти от реальности», демонстративность и высокая коммуникативность. Строгая дисциплина на таких осужденных позитивно влияет, как и на осужденных с психопатией и психогенными заболеваниями. Как выяснилось, ограничение возможностей проявлять активность, с одной стороны, способствует нарастанию внутреннего напряжения, а с другой – заставляет искать пути удовлетворения потребности в социально одобряемых ее вариантах.

Учитывая вышеперечисленные особенности, рекомендуется более жестко регламентировать их поведение, привлекать к физическому труду, к занятию спортом, культурно-массовым мероприятиям и т.п. При общении с ними важно поддерживать их чувство личного достоинства. Вместе с осужденными необходимо анализировать конфликтные ситуации с целью развития у них рефлексии и формирования представлений о социально приемлемых способах реагирования. Такие мероприятия, в конечном итоге, будут создавать необходимую основу для повышения эффективности воспитательных воздействий.

 

 

Приложение I.







Date: 2015-12-12; view: 33656; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию