Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные виды деятельности психологической службы и методы их реализации
К основным видам деятельности психолога относятся изучение личности осужденных и оказание им психологической помощи. Психологическое изучение личности осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания не связанные с лишением свободы, направлено, прежде всего, на выявление тех свойств, которые явились причиной совершения преступления и которые позволяют прогнозировать его поведение в дальнейшем. Это система смысложизненных ориентаций и направленность личности осужденного: мотивы совершенного преступления; отношение к совершенному преступлению, наказанию и жертве; ценностные ориентации; планы и намерения осужденного на будущее; социальный статус и ближайшее окружение (родственники, друзья, их авторитет и влияние на осужденного); личностные качества, определяющие отношение к другим людям (жестокость, агрессивность, степень чувствительности к межличностным отношениям, приспособляемость к новым условиям); общий уровень психического развития (наличие признаков психических отклонений и акцентуаций характера); актуальные психические состояния осужденного и реакции на проводимую с ним работу. Основными методами первичного изучения вновь поставленного на учет в УИИ осужденного являются: анализ документов (личного дела), беседа (интервью, психологический анализ жизненного пути), наблюдение, тестирование. При первичном психологическом контакте уточняются индивидуально-психологические особенности личности осужденного. Ему могут быть предложены для заполнения личностные (прямые) или проективные методики (импрессивные и аддитивные). Важно, чтобы сам осужденный участвовал в обсуждении своих личностных особенностей и планировании мероприятий по саморазвитию и коррекции качеств, способствовавших совершению преступления. При таком подходе функции диагностики и психологической коррекции личности «смыкаются», и тем самым повышается эффективность воспитательного воздействия на осужденных. При последующей работе психолога с осужденным уточняются его психологические особенности, разрабатывается программа его личностного развития и ресоциализации, которая, прежде всего, предполагает развитие системы смысложизненных ориентаций и просоциальной направленности. Программа включает также формирование и развитие взаимотношений между людьми, ослабление негативных переживаний, улучшение эмоционального отношения к себе, другим осужденным, персоналу учреждения, позитивное отношение к психологическим мероприятиям и доверие психологу. Личность осужденного изучается в течение всего срока отбывания наказания с целью выявления наиболее эффективных путей, средств и методов исправления. Учитывая специфику исполнения наказаний без лишения свободы, можно использовать следующие психодиагностические методики с целью выявления индивидуально – психологических особенностей личности осужденных: - методика цветовых метафор И.Л. Соломина[2]; - методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» И.Л. Соломина; - тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; - тип поведения в конфликтной ситуации К. Томаса; - методика измерения самоотношения (МИС) В.В. Столина; - шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; - методика незаконченных предложений Д. Сакса и Леви (модификация М.Г. Дебольского); - тест Э. Ландольта и др. Точная ориентация в психологии личности осужденных поможет определить оптимальный путь их позитивного изменения, выбрать эффективные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход. Методика цветовых метафор И.Л. Соломина позволяет выявить скрытую мотивацию. Он представляет собой модифицированный вариант ЦТО, характеризующийся рядом отличительных особенностей: •в методике цветовых метафор обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства; •методика не опирается на стандартный психологический смысл цветов; •она не ограничивается выявлением отношений человека к себе, своему состоянию и другим людям, а ориентирован на диагностику более широкого круга отношений, прежде всего, к различным видам деятельности; •методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Методика цветовых метафор основана на двух принципах. Во-первых, если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно. Во-вторых, обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть, если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково. Для диагностики мотивов и отношений необходимо определенным образом подобрать понятия, которые затем будут предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие разные виды деятельности, разные потребности и жизненные ценности, разные эмоциональные переживания, разных людей, включая и самого клиента, а также различные периоды времени и события (см. Приложение 1). В случае индивидуальной формы проведения используется набор цветных карточек и набор карточек с названиями понятий. Цветные карточки раскладываются на столе по кругу в произвольном порядке. Испытуемому дается инструкция: «Перед Вами имеются цветные карточки. Кроме того, я даю Вам карточки, на которых написаны названия различных понятий. Я прошу Вас каждое из этих понятий обозначить одним из цветов. Для этого Вам необходимо карточку с понятием класть надписью вниз под тем цветом, который, по Вашему мнению, является наиболее подходящим для обозначения данного понятия. Понятий больше, чем цветов, поэтому одним и тем же цветом можно обозначать несколько понятий». После того, как испытуемый разложит все понятия к соответствующим цветам, ему предлагается разложить цвета в порядке привлекательности: «А теперь выберите, пожалуйста, какой цвет Вам сейчас больше всего нравится? Самый приятный цвет? А теперь выберите самый приятный цвет из оставшихся. Продолжаем». В результате цветные карточки располагаются на столе в порядке предпочтения вместе с соответствующими им карточками с понятиями. В процессе обсуждения результатов психолог указывает на возможные ассоциации в сознании испытуемого, устанавливает субъективное сходство и различия между понятиями, формулирует предположения о структуре представлений, отношений и мотивов, проверяет их с помощью вопросов, просит испытуемого объяснить те или иные результаты. Целью обсуждения является, во-первых, проверка полученных результатов, во-вторых, улучшение понимания испытуемым содержания своих собственных потребностей, ценностей, стремлений, степени их удовлетворения, мотивов тех или иных действий, отношений, возможных способов адаптации, текущего положения дел и будущих перспектив, источников стресса и негативных переживаний. В случае групповой формы проведения методики цветовых метафор, изготавливаются цветные карточки большего формата, чем входящие в тест Люшера, затем нумеруются и прикрепляются к доске или передней стене аудитории. Каждому испытуемому выдается бланк регистрации ответов. В процессе интерпретации результатов сначала анализируются понятия, обозначенные самыми приятными цветами. Потом анализируются те группы, в которые попадают понятия «мое увлечение» и «интересное занятие». Затем те, которые связаны с понятием «мое настоящее», «мое будущее» и «мое прошлое». Далее выясняется, с какими понятиями ассоциируются понятия «какой я есть на самом деле», и «каким я хочу быть». После этого определяется, какие понятия обозначаются самыми неприятными цветами. Какие понятия связаны с отрицательными переживаниями или событиями: «неудачей», «угрозой», «раздражением», «печалью», «неприятностями» и т.п. Таблица 2. Основные диагностические категории и показатели методики цветовых метафор[3]
Метод цветовых метафор может включать и другие диагностические категории и показатели в зависимости от конкретных задач исследования. Для групповой обработки данных, полученных с помощью методики цветовых метафор Соломина, используется компьютерная программа COLOR[4]. Методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» [5] реализует современный подход к психологической диагностике и консультированию клиентов. Методика позволяет выявлять эмоциональное состояние человека, некоторые особенности его темперамента и характера, специфику представлений о своей жизни и отношений к ней, определять личностные проблемы и возможные способы их решения, формулировать цели и планировать пути их достижения. Методика состоит из двух частей: изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка и обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом. Методика отличается наглядностью, практичностью, доступностью и удобством использования, экономичностью, гибкостью и глубиной получаемой информации. Она также дает возможность оценить эффективность психологической помощи (консультационной и коррекционной работы). Метафорический характер выполняемых заданий и получаемых результатов позволяет объективировать проблемы клиента, дает ему возможность более свободно и безопасно выражать свои чувства и отношения. Наглядность представлений о содержании и динамике отношений клиента создает условия для лучшего понимания им проблем и творческого их разрешения. Кроме того, методика облегчает установление контакта с клиентом, позволяет преодолеть барьеры и формальный характер взаимоотношений, оптимизировать активность клиента и преодолеть его потребительское отношение к консультации. Инструкция: «Путник шел по дороге, которая называлась «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше? Представьте себя на месте этого путника. О чем Вы думаете? Что Вы чувствуете? Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты. Куда Вы хотите придти? Что Вы возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему Вам предстоит научиться?» Поскольку результаты методики в значительной мере зависят от внешних (поза, рабочая поверхность, характер бумаги, письменные принадлежности) и внутренних условий (состояние, отношение к тестированию), важно придерживаться стандартных условий проведения методики. Это: Ø Перед началом тестирования следует познакомиться с клиентом и помочь ему успокоиться. Ø Далее необходимо вслух прочитать инструкцию к тесту. Ø Если требуется, прочитать инструкцию повторно. Ø Можно сказать, что выполнение теста не требует умения рисовать и художественных способностей. Ø Клиент должен рисовать, сидя за столом либо на специальном ровном и твердом планшете. Ø Рисовать необходимо на чистом листе бумаги формата А 4 (210x297 мм). Уменьшение площади листа недопустимо по причине ограничения амплитуды графических движений и потери информации о размерах рисунка. Ø Следует рисовать только простым карандашом или шариковой ручкой. Рисование чернилами, гелем или фломастером нежелательно вследствие потери информации о нажиме и характере линий. Ø Стирать выполненные рисунки или их детали резинкой не разрешается. Ø Время выполнения задания не ограничивается. В группе можно следить за процессом рисования и остановить его, когда большинство клиентов закончат свои рисунки. Но торопить клиентов нельзя. Проверка и обсуждение полученных сведений с клиентом в форме замечаний и вопросов по тем или иным признакам возможны лишь после окончания процесса рисования. Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики регистрируются на бланке. Это дополнительный источник диагностической информации (см Приложение 1). Показатели результатов выполнения методики можно условно разделить на две больших категории: 1.Формальные, графические особенности рисунка, описывающие не столько то, что изображено на рисунке, сколько то, как оно изображено. Они являются неспецифическими относительно темы изображения, могут качественно или количественно характеризовать любой рисунок независимо от его содержания. К формальным показателям относятся такие характеристики рисунков, как: положение листа, положение рисунка на листе, размеры рисунка, общая форма рисунка, характер линий и нажим, наличие штриховки, количество деталей, наличие надписей и т.д. Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики по своим диагностическим характеристикам приближаются к формальным. 2.Показатели, характеризующие содержание изображения. Онитесно связаны с темой изображения и не дают возможности сравнивать между собой рисунки разной тематики. Для описания рисунков, различающихся по своей теме, требуются свои собственные содержательные показатели. К содержательным показателям методики рисуночных метафор «Жизненный путь» относятся:вид на жизненный путь, точка зрения наблюдателя, ракурс; наличие и особенности дороги (длина, перекрестки, повороты и т.д.);направление движения;препятствия (ямы, стены, подъемы и спуски и т. д.);окружающие предметы (строения, двери, мосты, техника и т. д.);ориентиры, указатели, таблички;явления природы (растения, животные, атмосферные явления и т. д.);наличие и характеристики путника; наличие и особенности других людей;содержание текста, символов и т. д. Формальные показатели в большей степени связаны с устойчивыми индивидуально-психологическими особенностями, чертами темперамента и характера личности, а также с эмоциональным состоянием человека. Содержательные характеристики в большей мере указывают на особенности представлений и отношений человека, конкретное содержание его проблем. В основе интерпретации формальных показателей лежит концепция миокинетической психодиагностики Е. Миры-и-Лопеса (таблица 3). Таблица 3. Соотношение показателей личности в тесте миокинетической психодиагностики Миры-и-Лопеса и в рисуночных методиках.
Существует корреляция между чертами личности, привычными действиями, движениями и доминирующими группами мышц. Каждый акт поведения требует определенного мышечного напряжения и изменяет его равновесие. Нарушение психического равновесия и нарушение мышечного равновесия – это два аспекта одного и того же процесса. Другие формальные показатели также связаны с индивидуальными особенностями и эмоциональным состоянием человека. Так, сила нажима прямо пропорциональна степени мышечного и эмоционального напряжения. Наличие, площадь и интенсивность штриховки являются индикатором степени тревоги и беспокойства человека. Особое внимание следует уделить качеству изображения, его подробности и количеству деталей, которые свидетельствуют о времени и количестве усилий, затраченных на выполнение рисунка, и, следовательно, о степени заинтересованности и мотивированности человека. Для каждого эмоционального состояния существует определенный комплекс формальных показателей, которые проявляются в результате изобразительной деятельности (таблица 4). Таблица 4. Показатели рисуночных методик, являющиеся наиболее надежными индикаторами различных эмоциональных состояний
В отличие от формальных характеристик, по содержательным признакам изображения, как правило, трудно с достаточной степенью достоверности и надежности судить об особенностях личности клиента. Однако содержательные показатели могут служить существенным материалом для обсуждения, в процессе которого уточняется их диагностический смысл. Содержательные показатели наиболее тесно связаны с характером представлений клиента и отношений к себе, своей жизни, своим затруднениям и возможностям. Содержательные показатели дают возможность формулировать гипотезы о специфике отношений к различным сторонам жизни человека. Однако в большинстве случаев подобные гипотезы нуждаются в проверке. При анализе содержательных показателей наиболее эффективным может быть не столько обсуждение всех подряд деталей изображения, сколько акцентирование внимания на отличающихся деталях (табл. 5). Различные детали изображения жизненного пути рисуются клиентом по-разному. В зависимости от того, какие конкретно детали нарисованы наиболее подробно, тщательно и аккуратно, мы можем сделать выводы о том, что в жизни клиента является наиболее привлекательным, что ему нравится. Если какие-то детали изображены более крупно по сравнению с другими, они могут указывать на то, от чего клиент в наибольшей степени зависит, что является для него наиболее значимым. Заштрихованные или выделенные сильным нажимом детали являются косвенным признаком источников страха или эмоционального напряжения. При этом штриховкой можно считать любое заполнение замкнутого контура, даже если оно имеет функциональный смысл, например, отражает цвет, фактуру или тень. В некоторых случаях обращает на себя внимание именно отсутствие детали, например, отсутствие путника, которое может указывать на вытеснение клиентом проблем, связанных с его собственной личностью. Таблица 5. Способы интерпретации отдельных деталей изображений.
Изображение жизненного пути представляет метафорическую модель (образное сравнение, уподобление) реального жизненного пути клиента. Между элементами изображения, с одной стороны, и лицами, действиями, объектами и событиями подлинной жизни клиента, с другой стороны, может существовать некоторое соответствие. И если мы в состоянии выявить отношение клиента к тем или иным деталям изображения, то мы можем предположить, что его отношение к аналогичным предметам или явлениям в реальной жизни имеет сходный характер. Основной стратегией обсуждения результатов методики является выявление целей, проблем и ресурсов клиента через цели, проблемы и ресурсы персонажа. Таким образом, тремя главными задачами обсуждения является помощь клиенту в выяснении: • собственных целей клиента, того, к чему он стремится, что для него является наиболее важным в жизни; •содержания проблем клиента, препятствий, того, что мешает ему достичь поставленных целей; •ресурсов клиента, его возможностей, того, что могло бы помочь ему в достижении целей, способов и вариантов решения проблем. Содержание обсуждения, не связанное, так или иначе, с данными тремя задачами, может затягивать процесс консультирования и уводить его в сторону, то есть снижать его эффективность. Поэтому периодически в процессе обсуждения следует задавать себе вопрос: «Какую задачу я решаю?» В качестве основной тактики является последовательность обсуждения от изображения (метафоры) к реальным переживаниям и поведению клиента. В любом случае сначала с клиентом обсуждаются особенности изображения, затем консультант использует один из показателей изображения для того, чтобы перейти к обсуждению реальных отношений клиента. Использование в начале беседы с клиентом рисуночных метафор позволяет избежать излишней тревоги и сопротивления клиента, поскольку ситуация не воспринимается им как угрожающая. Напротив, опыт показывает, что клиент может испытывать повышенный интерес, удивление и даже радостные чувства, которые повышают его готовность к откровенному обсуждению его подлинных переживаний и отношений. Таким образом, клиент может не только по-новому увидеть свои проблемы и способы их разрешения за счет подключения фантазии и творческого воображения, но и получить удовлетворение от общения. Модель обсуждения зависит от того, какие показатели используются для беседы с клиентом: формальные или содержательные. Но независимо от модели обсуждение начинается с общих вопросов, направленных на достройку метафоры: психолог уточняет содержание изображения в целом и отдельных его деталей. Клиент, включаясь в процесс, актуализирует механизмы фантазии и при необходимости дополняет недостающие детали. При этом можно использовать следующие вопросы: ü Какое название Вы могли бы придумать для этой картины? ü Что выражает это название? Какие чувства оно вызывает? ü Что может увидеть и понять другой человек, взглянув на эту картину? Какие чувства и мысли может вызвать у него эта картина? Чему она может научить другого человека? ü Если бы Вы рисовали жизненный путь через 10 лет, то чем отличался бы Ваш рисунок от этого? Что исчезло бы? Что появилось бы нового? ü Чем отличаются прошлый путь, настоящее и будущее путника? Что общего между ними? ü В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Почему? Благодаря каким условиям? Что этому способствует? ü Какова цель этого пути? К чему стремится путник? Чего он хочет достичь? Как он узнает, что его цель достигнута? ü Что может помешать путнику? С какими препятствиями он может встретиться на своем пути? ü Что ему необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Каковы условия, средства, возможности? ü Каков план его маршрута? Не могли бы Вы назвать основные ориентиры, этапы, переходы, остановки? ü В чем он наиболее нуждается в данный момент? Карта? Проводник? Аптечка? Инструменты? Снаряжение? Одежда? Еда? Попутчик? Оружие? Количество, состав и последовательность вопросов не являются стандартными, они могут определяться консультантом, исходя из его опыта, привычек, субъективных предпочтений, особенностей изображения, состояния клиента, содержания его проблем и т. д. Достройка метафоры заканчивается, когда консультант выясняет общий смысл изображения и смысл непонятных для него деталей, а клиент вживается в образ. Уже на этом этапе в сознании клиента может произойти понимание некоторых особенностей его поведения, переживаний, отношений и проблем. Далее начинается обсуждение более конкретных и частных результатов с целью уточнения и углубления понимания. Происходит это обсуждение циклически. Консультант обращает внимание клиента на какой-либо формальный или содержательный показатель изображения, деталь, признак или особенность изображения. Если это формальный показатель, то задаются вопросы о причинах этого показателя (Чем вызвано возникновение этого показателя? Что помешало клиенту действовать иначе? Что случилось бы, если бы клиент действовал иначе?) с целью выявления и обсуждения чувств клиента, возникающих в процессе рисования, или вопросы, направленные на выяснение других ситуаций, в которых возникают подобные чувства (Когда и где, в каких еще случаях клиент чувствует то же самое? К чему это приводит?). Обсуждение содержания ситуаций, приводящих к возникновению этих чувств, последствий и значения этих чувств помогает клиенту понять, что именно его собственные чувства и переживания являются основным источником проблем и в то же время ресурсом, помогающим решать другие проблемы. Если это содержательный показатель, то относительно соответствующей детали задаются вопросы о том, какой смысл имеет соответствующая деталь, (Что означает эта деталь для персонажа?) с целью выяснения является ли она (деталь) для персонажа источником проблем или ресурсом. По возможности выясняется альтернативный смысл этой же детали (Что еще значит эта деталь для персонажа?) с целью формирования представления клиента о том, что одно и то же явление может рассматриваться одновременно и как источник проблем, и как ресурс. Устанавливается аналогия данной детали с условиями реальной жизни клиента (Чему или кому соответствует эта деталь в жизни клиента?) Обсуждается, как воспринимаются клиентом эти реальные условия, как препятствующие или как способствующие достижению целей для расширения представлений клиента о причинах проблем и о способах их решения. Обсуждение формального или содержательного показателя с клиентом прекращается в следующих случаях: получение некоторого позитивного результата; исчерпание темы без достижения заметного результата; возникновение сопротивления клиента, которое может быть вызвано негативными переживаниями в связи с этой темой и может проявляться в отказе от обсуждения или попытке переключиться на другую тему. Затем выбирается другой показатель для обсуждения и цикл повторяется. Окончание времени консультационной сессии, улучшение понимания клиентом своих целей, проблем и ресурсов, удовлетворенность клиента – причины завершения обсуждения результатов методики рисуночных метафор. Наиболее характерные ошибки консультантов, начинающих работать с методикой рисуночных метафор: 1. Интерпретация результатов методики, их непосредственное изложение клиенту в готовом виде, вместо того чтобы использовать результаты для повышения творческой активности клиента и предоставления ему условий для самостоятельного решения путем вопросов и совместного обсуждения. Простое изложение результатов тестирования не всегда помогает клиенту понять, а особенно, принять свои подлинные интересы, причины проблем и способы их решения. 2. Прямое интервью, непосредственное обсуждение с клиентом его интересов, переживаний, поведения, проблем и затруднений без опоры на предварительное обсуждение результатов методики рисуночных метафор. При этом теряются преимущества методики, заключающиеся в визуализации целей, проблем и ресурсов клиента, в структурировании беседы, снятии излишней тревоги и повышении заинтересованности. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева СЖО нашел эффективное применение в консультативной и клинической практике благодаря компактности и высоко информативности. Он является адаптированной версией теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, разработанного на основе концепции В. Франкла. Методика позволяет непосредственно определить количественную меру осмысленности жизни (ОЖ) и включает также пять субшкал, отражающие три смысложизненных ориентации («Цели в жизни», «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией») и два аспект локуса контроля («Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни») (см. Приложение 1). Тест тип поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. Тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас сделал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Термин «разрешение конфликтов» подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, когда люди пребывают в полной гармонии. Позднее акцент автора был перенесен с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом можно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделил следующие способы регулирования конфликтов: 1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку; 2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; 3. компромисс; 4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов реагирования 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени – не более 15-20 минут. Методика измерения самоотношения (МИС) В.В. Столина. Применение опросника МИС возможно при решении широкого круга научных и практических задач. Он особенно полезен в таких сферах практической психологии как психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция, которые непосредственно связаны с воздействием на самоотношение клиента. Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия. В.В. Столиным выделены универсальные (обобщенные) измерения самоотношения. Были выявлены девять устойчивых факторов: самоуверенность; саморуководство; отраженное самоотношение; самоценность; самопринятие; самопривязанность; внутренняя конфликтность; самообвинение. При проведении опроса испытуемому предъявляется тестовый буклет, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен» – «не согласен», которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка ответов. Шкальные значения подсчитываются по 9-ти шкалам. Полученные сырые баллы по специальной таблице переводятся в стандартные оценки – «стены». Интерпретация проводится путем анализа профиля 9-ти показателей, которые совместно дают целую картину самоотношения испытуемого. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина широко распространен в прикладных исследованиях, высоко оценивается за компактность и достоверность диагностических данных. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».. Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность. Показатели ситуативной и личностной тревожности определяются с помощью ключа. На основе оценки уровня тревожности составляют рекомендации для коррекции поведения испытуемого. Общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей используют следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31-44 балла – умеренная. 45 и более высокая. Методика незаконченных предложений Д. Сакса и Леви (модификация М.Г. Дебольского) применяется в экспериментально-психологической практике изучения личностных свойств человека и, прежде всего, его установок, ценностных ориентаций, отношения к окружающей действительности. Данный тест является разновидностью проективных методов. Он основан на особенностях словесной ассоциации (К.Юнг). Существуют различные варианты теста незаконченных предложений. В основу этого варианта положена методика, предложенная Саксом и Леви. Тест включает 64 незаконченных предложения, которые характеризуют 15 сфер жизнедеятельности человека (см. Приложение 1). В отличие от традиционного варианта, в предложенной автором модификации заменены 15 предложений, исключены 3 сферы, незначимые для осужденных и введены новые: отношение к правоохранительным органам, к неофициальным нормам в преступной среде, другим осужденным, к преступлению и наказанию. Каждое предложение, в зависимости от того, как его продолжил осужденный, оценивается по трем показателям: положительное, отрицательное, нейтральное. Исследованию методом незаконченных предложений должно предшествовать установление психологического контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если осужденный рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений. Тест Э. Ландольта (диагностика работоспособности) использован специалистами Военно-медицинской академии для создания методики исследования работоспособности и позволяет не только оценить общую работоспособность человека, но и выделить ее составляющие, которые остаются достаточно стабильными в любых видах деятельности: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность. Учитываются следующие стороны «работоспособности»: а) максимальные (предельные) возможности организма выполнять ту или иную конкретную деятельность; б) «физиологическую стоимость» работы, или цену, которую организм должен «уплатить» за возможность осуществления той или иной конкретной деятельности; в) активационные возможности, обеспечивающие выход из состояния оперативного покоя на требуемый уровень мобилизации функций; г) отдаленные последствия вызываемых работой физиологических сдвигов для здоровья, определяющие сохранение способности к данной работе в течение всего общественно-необходимого периода трудовой деятельности. Методика Э. Ландольта представляет собой невербальный тест достижений. Суть задания состоит в дифференциации стимулов, близких по форме и содержанию, в течение длительного, точно определенного времени. Методика может использоваться в широком возрастном диапазоне. Перед началом тестирования испытуемому выдается Бланк с кольцами. Задание состоит в том, чтобы с максимальной скоростью просмотреть Бланк и зачеркнуть в нем кольца с определенным положением разрыва. Бланк лежит перед испытуемым той стороной, на которой снизу расположена Пробная строка. Инструкция: «На бланке имеется набор колец с разрывом в одном из восьми направлений: на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 часа, если ориентироваться на циферблат часов. Вы должны последовательно слева направо просматривать строки бланка, не пропуская ни одной, и зачеркивать кольца с разрывом на 15 (12) часов. Найдите внизу бланка Пробную строку. Зачеркните, пожалуйста, для тренировки все кольца Пробной строки, имеющие разрыв на 15 (12) часов». Обследуемый заполняет Пробную строку, экспериментатор проверяет правильность работы и продолжает инструкцию: «Через каждые 2 минуты я буду подавать команду «Черта», по которой Вы должны поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 10 минут я подам команду «Стоп», по которой Вы подчеркнете последнее просмотренное кольцо. Работать надо как можно быстрее, но вместе с тем безошибочно. Задайте, пожалуйста, возникшие у Вас вопросы. Во время работы никаких вопросов задавать нельзя». После ответов на вопросы экспериментатор просит перевернуть Бланк, подписать его, затем подает команду «Начали» и включает секундомер. Бланки с результатами теста обрабатываются с помощью специальных ключей, которые совмещаются с бланками при помощи маркеров. Экспериментатор помечает на бланке не вычеркнутые (пропущенные) и неправильно вычеркнутые кольца. Затем подсчитывает и заносит в бланк фиксации результатов следующие показатели: § О-общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы. § N-число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты. § М-число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты. Для упрощения подсчета М целесообразно использовать Ключ, так как на нем указано количество колец с данным расположением разрыва в каждой строке. § Точность работы за каждые 2 минуты: А= (М – N)/М § Продуктивность работы за каждые 2 минуты: Р = А х Q § Скорости переработки информации:S = (0,5436 х От - 2,807 х Nт) / 600, где § От–общее количество просмотренных колец за 10 минут; Nт-число пропущенных и неправильно зачеркнутых колец за 10 минут;600 секунд – время выполнения теста; 0,5436-средняя величина информации каждого кольца; 2,807-величина потери информации, приходящаяся на одно кольцо. § Рт-показатель средней продуктивности за 10 минут. § Коэффициент выносливости: Кр = (Р1 - Р5 )/ Рт х 100%, где § Р1 - продуктивность за первые 2 минуты; Р5- продуктивность за последние 2 минуты; Рт- средняя продуктивность, за 10 минут. § Ат - показатель средней точности за 10 минут. § Коэффициент точности: Та = (А1 - А5 )/ Ат х 100%, где § А1-точность за первые 2 минуты; А5-точность за последние 2 минуты; § Ат-средняя точность за 10 минут. § Р max - Рmin – амплитуда колебаний продуктивности. § Для характеристики надежности работоспособности по показателям продуктивности и точности следует построить графики, на оси абсцисс которых наносят время выполнения теста с шагом 2 минуты, по оси ординат – соответствующую моменту измерения величину продуктивности или точности. Приступая к интерпретации результатов, необходимо четко осознавать, что в данном случае мы измеряем работоспособность нервной системы, т. е. базовую, первичную работоспособность, лежащую в основе любой деятельности. Особенности этой базовой работоспособности проявляются в нашем исследовании косвенно, через деятельность, суть которой состоит в восприятии и переработке информации в соответствии с определенными правилами. На какое «волевое усилие» способна нервная система человека, как долго она может работать, не уставая, от этого будут зависеть эффективность и стиль не только профессиональной деятельности, но и всей жизнедеятельности человека в целом. Интерпретация описанных частных показателей работоспособности характеризует ее качественное своеобразие и составляет наиболее ценную информацию для психологических выводов и заключений. Кроме того, сочетание отдельных показателей позволяет ориентировочно судить об интегральном уровне работоспособности обследуемого. По показаниям работоспособности можнохарактеризоватьличностные и трудовые качества обследуемого. Выделяют четыре группы обследуемых: 1. С хорошими количественными (продуктивность) и качественными (точность) результатами работы. Хорошая результативность по обоим параметрам позволяет предположить у обследуемого силу воли, хорошее внимание, способность к длительному сосредоточению, хорошую саморегуляцию и умение владеть собой, внутреннюю дисциплину. 2. С хорошими качественными и слабыми количественными результатами работы. Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на безошибочность работы. В данном случае можно предположить наличие у обследуемого таких личностных особенностей, как добросовестность, старательность, терпеливость, чувство ответственности и, возможно, склонность к пунктуальности. 3. С хорошими количественными и слабыми качественными результатами работы. Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на высокую скорость, результативность работы. Это позволяет предположить у обследуемого такие личностные черты, как импульсивность, самоуверенность, трудовой энтузиазм, а также, возможно, легкомысленность и поверхностный характер. 4. Слабые количественные и качественные результаты работы. Общую неудачу демонстрируют люди, которые, скорее всего, не способны к волевому усилию, неаккуратны, внутренне неуравновешенны, неуверенны в себе, тревожны. Иногда это может быть связано с заниженными интеллектуальными способностями. С целью автоматизации и ускорения процесса изучения личности используются различные компьютерные программы. Психологами УИС широко применяется психодиагностическая компьютерная система Psychometric Expert, подготовленная межрегиональной психологической лабораторией УФСИН России по Ярославской области. Для обработки данных, полученных с помощью методики цветовых метафор И.Л. Соломина, может использоваться программа COLOR, а в процессе профориентационного консультирования – компьютерная система РROFI и другие. На основе результата первичной психологической диагностики, наблюдения за поведением, анализа документов (личное дело и др.) пишется характеристика с рекомендациями по коррекции поведения осужденного (см. Приложение 2). Важным направлением деятельности психолога должна стать психокоррекционная работа с осужденными. Психокоррекционная работа – это воздействие на личность осужденного (ценностные ориентации, социальные представления, личностные качества, психическое состояние) с целью ее исправления посредством использования психологических методов, специальных программ и психотехнологий. Психологическая помощь и коррекционная работа с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания не связанных с лишением свободы, направлена, прежде всего, на ресоциализацию осужденных, коррекцию криминально значимых свойств личности, развитие положительных качеств личности. Наряду с понятием «психологическая коррекция» в науке и пенитенциарной практике используются и другие близкие по смыслу термины: «психологическая помощь», «психотерапия», «психологическая реабилитация». В настоящее время они не имеют однозначного толкования. Поэтому для взаимопонимания пенитенциарных психологов и сотрудников других служб кратко изложим позицию, которой придерживаются отдел психологической службы ФСИН России и отдел психологического обеспечения деятельности УИС НИИ ФСИН России. Понятие «психологическая помощь» достаточно емкое по своему содержанию и включает в себя многообразные теории и практики, включая индивидуальное консультирование по жизненно значимым проблемам, различные техники проведения социально-психологического тренинга и методов, относящихся к психотерапии. Сущностная характеристика психологической помощи состоит в содействии человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме (А.Ф. Бондаренко). Психологическую помощь на профессиональном уровне оказывают специалисты-психологи, владеющие соответствующими технологиями. А на бытовом (неофициальном) уровне психологическую помощь способны оказать любые граждане (друзья, знакомые, родственники), выражая сочувствие, поддержку другому человеку, давая рекомендации, как действовать в той или иной ситуации. Однако только специалист использует научно обоснованные методы воздействия на личность и несет ответственность за свои действия и рекомендации. Важно определиться и с понятием психотерапия (дословно переводится как «лечение (исцеление) души»). В настоящее время нет однозначного понимания той сферы научных знаний и практических подходов, которые аккумулируются в данном термине. Психотерапия включает в себя медицинские, психологические, антропологические, социоэкономические, экологические, философские установки и концепции. Исторически данный термин ближе к медицине, он завоевал «право гражданства» в конце XIX века в связи с развитием гипноза и его использованием в психиатрической практике. И сегодня в лечебной практике психотерапия используется наиболее широко и продуктивно. В связи с этим рассмотрим несколько определений психотерапии. В отечественной медицинской науке отдают предпочтение следующему определению: «психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и, через психику, на организм больного» (Б.Д. Карвасарский). Однако за рубежом, а в последнее десятилетие и в России, психотерапия используется не только для лечения больных с психосоматическими проявлениями, но и для других целей (исправления, развития личности). Так, известный специалист в этой области В.В. Макаров подчеркивает, что психотерапия – это система «психологического воздействия (словами, мимикой, молчанием, при помощи специальных техник) на психику человека или группы с целью лечения, развития или исправления личности». Таким образом, психотерапия может применяться не только психотерапевтами, но и специально подготовленным психологами. Однако, поскольку данный термин близок к понятию «психологическая коррекция», предпочтительнее использовать последний, чтобы не смешивать с клинической (медицинской) психотерапией, которой занимаются только психотерапевты с медицинским образованием. Психологическая коррекция (реабилитация) – это восстановление психического здоровья человека (функциональных состояний), исправление криминально значимых свойств личности (агрессии, жестокости, безответственности и т.п.), развитие социальных умений и профессиональных способностей. Как следует из приведенного обзора, термины «психологическая коррекция», «неклиническая психотерапия», «психологическая реабилитация», «психологическая помощь» могут быть использованы как синонимы. Но мы будем в основном применять понятия «психологическая помощь» и «психологическая коррекция», ибо они наиболее точно отражают сущность работы практического психолога. Существуют две формы психокоррекционной работы: индивидуальная и групповая. В условиях исправительного учреждения индивидуальная психологическая коррекция осуществляется преимущественно как психологическое консультирование. Последнее понимается как процесс оказания психологической помощи (в данном случае, осужденному) в виде советов и рекомендаций, направленных на разрешение имеющихся у него проблем. Если в классическом подходе к консультированию инициатива обращения к психологу всегда за клиентом, то в условиях наказания без лишения свободы психолог может узнать о проблемах осужденных из материалов первичной диагностики или обращения сотрудников. В этой ситуации психологу-консультанту, как правило, приходится брать инициативу в свои руки, расположить к себе осужденного и приглашать на консультацию. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности как бы со стороны, продемонстрировать и обсудить те особенности взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, не всегда осознаются и контролируются. При этом, решение не носит безальтернативного характера: осужденный самостоятельно берет на себя ответственность за свои решения и поступки. Психолог-консультант не может ограничиваться одной встречей с осужденным. По крайней мере, таких встреч должно быть не менее двух, чтобы получить от осужденного обратную связь об эффективности консультации. Психологическое консультирование также может осуществляться в русле различных психотехнологий. Наиболее часто используется рациональная психотерапия, основанная на логической способности осужденного проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность. Рациональная психотерапия используется в ситуации, когда у осужденного сформировались искаженные представления о событии или конкретных людях, что вызывает эмоциональные болезненные переживания, неудовлетворенность. Изменение неправильных представлений клиента достигается определенными методическими приемами. Например, посредством применения методики сократовского диалога, при которой вопросы задаются таким образом, что предполагают только положительные ответы («Да!»), на основе которых осужденный уже сам делает соответствующие выводы. Метод рациональной психотерапии широко применяется при проведении психокоррекционных мероприятий с ВИЧ-инфицированными осужденными. Необходимо отметить, что в психологическом консультировании нуждаются не только осужденные, но и их родственники. Правильно поступают в тех учреждениях, где организуются психологические консультации в период проведения «Дней открытых дверей», во время свиданий осужденных. Несколько сложнее для освоения и, следовательно, реже используется рационально-эмоциональная терапия (РЭТ). Она предполагает замену жестких, неадекватных установок, убеждений, оценочных суждений осужденных, не реализуемых ими и вызывающих эмоциональные переживания, на рациональное видение мира. Некоторые психологи используют элементы глубинной психотерапии (например, «анализ ранних воспоминаний») для выявления психотравмирующих факторов, оказавших влияние на развитие личности. Однако глубинная психотерапия требует длительной системы занятий с осужденными, возможностью чего, к сожалению, психологи не всегда располагают. Поэтому необходимо шире использовать методы психологической помощи, дающие быстрый эффект. Не случайно в последние годы достаточно широкое распространение в психологической практике получают методики нейролингвистического программирования (НЛП). Владение навыками НЛП позволяет выявлять ведущую систему восприятия информации осужденным (визуальную, аудиальную или кинестетическую) и выбирать на ее основе оптимальную форму воздействия на собеседника. Эти навыки способствуют установлению глубокого доверия между психологом и осужденным (состояние раппорта). Проведение любой психокоррекционной техники начинается с установления раппорта. Среди психологов УИС формируется устойчивая профессиональная группа, накапливающая опыт использования данных психотехнологий в работе с осужденными. В последнее время психологами УИС активно и весьма успешно используются методы арттерапии (терапии искусством) и в групповой, и в индивидуальной работе. Наиболее распространенной формой групповой психокоррекционной работы в УИС является проведение социально-психологических тренингов. Термин «тренинг» имеет ряд значений – воспитание, обучение, подготовка и тренировка. В переводе с английского «to train» - обучать, тренировать, дрессировать. Психологический тренинг чаще проводится в групповой форме. Популярны социально-психологические тренинги (СТП). СПТ – это специальная тренировка (от англ. training) посредством методов активного воздействия (групповая дискуссия, ролевое обучение, анализ жизненного пути, групповая оценка и самооценка и т, п.). В зависимости от целей применения такой тренинг может выполнять функции терапии (лечения психосоматических проявлений), коррекции определенных личностных качеств (акцентуаций) и социальных навыков поведения и, наконец, развития нормально функционирующей личности и формирования новых умений. Основными задачами СПТ являются: развитие и коррекция представлений осужденных о себе («Я-концепции»); познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению к ним; дестабилизация стереотипных представлений о сотрудниках УИС; расширение сферы осознаваемого в понимании мотивов противоправного поведения, коррекция психологических защитных механизмов (рационализации своих действий); развитие адекватной самооценки и уверенности в себе; коррекция ценностных ориентации осужденных; прояснение и формирование жизненных планов осужденных; развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях; развитие следующих жизненных умений: устанавливать психологический контакт с нужными людьми, решать вопросы о трудоустройстве и регистрации, разрешать конфликтные ситуации в семье и т.п. В настоящее время внедряется в пенитенциарную практику ряд социально-психологических тренингов, разработанных ОПС УСПВРО ФСИН России и НИИ ФСИН России: «Формирование коммуникативной компетентности актива осужденных и практических навыков разрешения конфликтных ситуаций», «Подготовка осужденных к освобождению», «Самопознание и саморазвитие осужденных женщин», «Развитие навыков адаптивного поведения и разрешения конфликтов». Важно помнить, что одним из главных принципов психокоррекции является добровольность участия в процессе воздействия. Позитивные результаты психологической коррекции и консультативной помощи осужденным, особенно несовершеннолетним и зависимым лицам должны впоследствии подкрепляться. Для этого психологу УИИ необходимо активное взаимодействие с государственными центрами социальной и медицинской помощи, психолого-педагогической и реабилитационной работы, центрами по профилактике безнадзорности, наркомании, алкоголизма и СПИДа среди несовершеннолетних, общественными, благотворительными и иными организациями. Это могут быть группы самопомощи ("12 шагов"), организованные при участии общественных и благотворительных организаций, постпенитенциарных центров. Постоянное общение и взаимодействие с осужденными дает возможность эффективно и безболезненно решать их ситуационные и личностные проблемы. Основными формами тренинга являются деловые игры, групповые дискуссии, ролевые игры, всевозможные модификации «мозгового штурма», «конференции идей», метод анализа практических ситуаций. В связи с этим тренинг используется для решения очень широкого круга задач. Тренинг также выступает в качестве «тренажера», на котором в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются полученные знания и умения. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника. При комплектовании тренинговых групп важно соблюдать принцип добровольности. Группы могут быть смешанными (объединяться одной проблемой), могут формироваться по гендерным (мужчины, женщины), возрастным отличиям. Что касается теоретических концепций, на которых основываются психокоррекционные программы для правонарушителей, то они отражают многообразие общепринятых научных школ: психоанализ (в классическом виде); трансактный анализ Э. Берна и его последователей; бихевиоризм и основанные на нем подходы модификации поведения; гештальттерацию; рациональную терапию и т. п. Ни один из принятых подходов не имеет существенного преимущества, Эффективность психотерапии в большей степени зависит от личности преступников и квалификации психологов, психотерапевтов Одна из особенностей работы психолога УИИ состоит в том, что он должен изучать не только личность, но и социальную микросреду осужденного. Ближайшее окружение человека (семья, друзья, коллеги по работе) оказывает не менее сильное влияние на его поведение, нежели личностные качества. Среди условно осужденных, в том числе несовершеннолетних, достаточно много лиц, требующих повышенного внимания к сфере семейно-бытовых отношений. Психолог УИИ должен уметь разбираться в этой сложной системе человеческих отношений, разрешать межличностные конфликты, осуществлять индивидуальное консультирование осужденных и их родственников. Психологическое консультирование – это не только индивидуальная форма работы. Семейное консультирование может осуществляться в групповой форме при участии родителей, коллег, друзей осужденного и т.п. Однако, «вторжение» в систему человеческих отношений – это не только сложная профессиональная проблема, но и этическая. Психолог должен уметь «балансировать» по относительно тонкой линии, разделяющей, по одну сторону, права человека на самостоятельную личную жизнь, а по другую – права государства защитить конкретного человека и окружающих от криминального влияния отдельных элементов. Одной из форм организации деятельности психолога УИИ может быть «телефон доверия». Консультирование по телефону позволяет увеличить число сеансов общения осужденных с психологом. Основной метод работы «телефона доверия» – консультативная беседа, в ходе которой определяется суть экстремальной ситуации, проводится купирование экстремального состояния, оказывается помощь. Психологи, консультирующие по телефону, придерживаются, как правило, гуманистического подхода, так как в нем усилия концентрируются на психологической помощи в переживании субъективных чувств. Вербализация эмоционального состояния помогает клиенту самому справиться с трудной ситуацией: обнаружить конструктивные изменения в себе, что приносит удовлетворение, повышает степень самоуважения, способствует становлению зрелой личности. Данная форма консультирования избавляет осужденного от роли наблюдателя событий, человек Date: 2015-12-12; view: 1614; Нарушение авторских прав |