Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преодоление препятствий
Обучение преодолевать разного рода препятствия: забор, живую изгородь, канавы, лестницу, бум – способствует физическому развитию служебной собаки, вырабатывает у нее определенную сноровку, смелость и гибкость в движениях. Только с этой целью, еще в период выращивания, молодую собаку приучают к лазанию по небольшим лестницам, прыжкам через небольшие препятствия, вырабатывая у нее твердое и уверенное стремление к достижению цели.
ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ЗАБОР (основная команда «барьер») При отработке данного навыка учитывается прежде всего, естественная (врожденная) способность собаки к прыжкам. Поэтому при построении упражнения дрессировщик должен найти способ лучшего сочетания этой врожденной способности с условными сигналами: командой «барьер» и жестом. Условными раздражителями являются команда «барьер» и жест в виде выбрасывания правой руки в сторону препятствия, безусловным – лакомство за выполнение команды. Занятия проводятся на специальных площадках, оборудованных препятствиями: изгородями, заборами, лестницами, бумами и канавами. Чтобы собака не боялась препятствий, ее предварительно знакомят с ними. Для этого до начала занятий некоторое время гуляют с собакой вблизи тех препятствий, которые ей предстоит преодолевать. Затем дрессировщик должен подобрать соответствующий раздражитель, чтобы вызвать естественное желание собаки к совершению прыжка. Решают эту задачу разными способами. Например, собаку сажают на длинном поводке в двух шагах перед разборным забором высотой не больше одного метра. Перекинув поводок на другую сторону забора, дрессировщик переходит сам и подзывает собаку командой «ко мне», а в момент прыжка подает команду «барьер». Такие действия в течение урока повторяют 3–4 раза. Каждый раз, когда собака самостоятельно преодолевает забор, ей дают лакомство. Другой более эффективный способ. Дрессировщик бежит к препятствию вместе с собакой удерживая ее на поводке, и, повторяя команду «барьер», сам перепрыгивает через забор и увлекает за собой собаку. Такие действия надо повторить несколько раз и в каждом случае за выполнение команды поощрять собаку. В дальнейшем дрессировщик подбегает вместе с собакой вплотную к препятствию, но сам не прыгает, а заставляет собаку одну совершать прыжок по команде «барьер».
В момент, когда собака прыгает через низкое препятствие, дрессировщик с повышенной интонацией произносит команду «барьер», а после удачного прыжка командой «хорошо» одобряет ее и дает лакомство. Повторяя несколько раз это упражнение и каждый раз связывая момент прыжка с командой «барьер», добиваются того, что эта команда закрепляется и служит потом для собаки основным заставляющим фактором для прыжка через препятствие. Низкие заборы собака, как правило, перепрыгивает. С увеличением высоты забора у собак появляется трусость. В этом случае дрессировщик должен помочь собаке преодолеть препятствие. Делается это так. Усадив собаку в двух метрах перед забором, произносят команду «барьер», выбрасывая правую руку в сторону препятствия, в момент прыжка собаку подхватывают и поднимают вверх, помогая зацепиться передними лапами за верхний край забора. В это же время с повышенной интонацией повторяют команду «барьер». Зацепившись за край забора, собака подтягивается на забор и спрыгивает на противоположную сторону. В случае отказа от прыжков высоту препятствия на глазах у собаки уменьшают и после отдыха повторяют упражнение. Каждый раз при прыжке через забор повторяют команду «барьер», а после удачного прыжка собаку ласкают и дают ей лакомство. Для преодоления забора высотой до двух метров большая длина разбега не нужна, обычно собака делает прыжок на пятый шаг от начала разбега. При большем разбеге собака теряет нужный темп и ритм движения перед прыжком. Собакам, которые «заинтересованы» в аппортировке, через препятствие бросают знакомый предмет, сопровождая бросок командой «барьер». Такой прием является сильным раздражителем, понуждающим к прыжку. Для собак злобных, проявляющих активно-оборонительную реакцию на человека, в качестве заставляющего фактора в прыжке через препятствие может стать помощник, который, находясь на противоположной стороне забора, дразнит собаку и делает попытку к бегству. Дрессировщик, держа за конец поводок, пускает собаку, а момент прыжка через препятствие связывает с командой «барьер». Наконец, для собаки, у которой преобладает пищевая реакция, рекомендуется на ее глазах бросить через препятствие кость или мясо. Стремление к пище обязательно вызовет у такой собаки двигательную реакцию – прыжок.
В ряде случаев применяют способ подражания. На расстоянии 5–6 метров от препятствия ставят группу собак и поочередно по команде «барьер» пропускают их одну за другой через забор, в первую очередь хорошо работающих, а затем остальных. По мере закрепления команды «барьер» вырабатывают исполнение этой команды на жест. Собаку сажают перед препятствием (забор, канава) на расстоянии двух метров, подают команду «барьер» и одновременно делают жест, выбрасывая руку в направлении препятствия. В момент прыжка повторяют команду «барьер». Если собака перепрыгнула удачно, дрессировщик быстро переходит к ней, ласкает ее и дает лакомство. В то же самое время, применяя запрещающую команду, вырабатывают у собаки выдержку перед прыжком. Делают это постепенно, начинают с секунды и доводят до 1–2 минут. По мере закрепления связи команды с действием, когда собака без принуждения, только по одной команде или жесту, будет преодолевать низкие заборы, высоту препятствий постепенно увеличивают до двух метров. Не надо стремиться к преодолению препятствий выше двух метров: прыжки с большой высоты вредно отражаются на организме животного. Если собака во время прыжка получает ушибы, она долгое время будет бояться прыгать через высокие препятствия. Не следует проводить занятия, связанные с прыжками, сразу после кормления собаки. Почва вокруг забора, предназначенного для прыжков, должна быть взрыхленной, очищенной от камней и мусора, а заборы – достаточно прочными, чтобы при сильном толчке лапами они не могли опрокинуться или прогнуться. Иногда вместо того, чтобы перепрыгнуть через забор, собака пытается обежать его. Для предотвращения таких действий рекомендуется приделывать по концам забора дополнительные крылья, которые бы мешали обегать препятствие. Отработка навыков по преодолению канав, изгородей и других преград производится в такой же последовательности, как и описанная выше отработка навыков по преодолению забора. Отработку начинают с того, что вместе с собакой перепрыгивают неширокую канавку и каждый раз перед прыжком произносят знакомую команду «барьер». Момент прыжка всегда связывают с этой командой. В последующем по команде собака стремится преодолевать канавы и овраги самостоятельно. Если собаку посылают через канаву по бревну или узкому мостику, подают команду не «барьер», а «вперед». Эта команда применяется при хождении по буму.
ХОЖДЕНИЕ ПО БУМУ (основная команда «вперед») Приучая собак ходить по буму, вырабатывают смелость и координацию движений. Необходимость отработки этого навыка вызывается и тем, что с такого рода препятствиями собаки часто встречаются в практической службе. Условными раздражителями служат звуковая команда «вперед» и жест – выбрасывание правой руки в сторону движения. Бум – толстая доска или бревно длиной около 10 метров, прочно закрепленное на двух столбах, врытых в землю. Высота бума от земли не превышает одного метра. Для входа на бум и спуска с него делают специальные откосы. Навык отрабатывают так. Удерживая собаку на коротком поводке, дрессировщик подходит к буму со стороны откоса и становится перед ним. Расправив поводок и подав команду: «вперед», жестом правой руки показывает на откос, а левой делает легкие рывки за поводок, побуждая собаку взойти на перекладину. Как только собака сделает первое движение по буму, ее немедленно поощряют командой «хорошо» и в то же время, придерживая левой рукой за поводок ближе к ошейнику, осторожно продвигаются вперед вместе с собакой к противоположному концу бума. В первый день занятий собака пытается спрыгнуть с бума и уйти от исполнения команды. Чтобы не допустить этого, нужно поддерживать собаку правой рукой за поводок, а левой под живот, не позволяя ей спрыгнуть на землю. Во время продвижения по буму собаку все время успокаивают, поглаживают, повторяя команду «вперед». Когда собака дойдет до конца перекладины и спрыгнет, ей предоставляют «свободное состояние» и дают отдых.
После нескольких упражнений у собак вырабатывается навык не только по команде «вперед», но и по одному жесту смело и спокойно ходить по буму. В порядке закрепления навыка эти упражнения продолжают совершенствовать: приучают собаку переходить по бревну через канавы, наполненные водой, разного рода рвы и заболоченные места. При переходе собаки по мостикам, напоминающим бум, дрессировщик идет сзади и повторяет команду «вперед». Если при переходе по бревну или по доске через канаву собака проявляет трусость, дрессировщик может перейти первым, а потом командой «ко мне» подозвать собаку. На первых занятиях по преодолению таких препятствий, как глубокие канавы и рвы, следует применять более широкие доски и бревна; по мере выработки у собаки смелости и выровненности в движениях ширину досок уменьшают. Обучение навыку хождения по буму проводится почти одновременно с другими упражнениями по преодолению препятствий.
ЛАЗАНИЕ ПО ЛЕСТНИЦЕ (основная команда «лестница») Приучать собаку ходить по лестнице целесообразно в щенячьем возрасте. Специальная лестница для дрессировки должна быть короткая, с широкими ступеньками. Стимулом к лазанию являются пища и подзыв к себе. На дрессировочной площадке, где проводят замятия, строят специальной конструкции лестницу с двумя небольшими площадками наверху. Одна сторона лестницы более крутая, типа чердачной, другая сторона – отложе, с широкими ступеньками, напоминающая лестничную клетку жилого дома. Главная цель этих упражнений – развить у собаки силу, смелость и координацию движений. Условными раздражителями являются команда «лестница» и жест – выбрасывание правой руки в сторону лестницы, безусловными – подергивание за поводок перед началом вхождения собаки на лестницу и в конце упражнения – поощрения и лакомство. Для образования условного рефлекса на звуковой сигнал, «лестница» используют врожденные реакции собаки. Чтобы заставить собаку подняться на лестницу, требуется подобрать соответствующий раздражитель, который потом явится заставляющим фактором преодолевать такого рода препятствия. Техника отработки навыка такова. Дрессировщик, держа собаку на поводке с левой стороны от себя, начинает подниматься с нею по отлогой лестнице с широкими ступеньками. Сделав первые шаги, он произносит команду «лестница» и, осторожно поддерживая собаку за ошейник, не спеша передвигается вместе с ней. В первое время основными стимулами к движению собаки по лестнице являются: движение самого дрессировщика, показ и дача лакомства. В тех случаях, когда собака проявляет трусость, дрессировщик осторожно переставляет лапы животного на следующие ступени лестницы, непрерывно одобряет и поглаживает собаку, произнося знакомую ей команду «лестница» и «хорошо». По достижении первой площадки делается минутный отдых, собаку поощряют лаской и лакомством. Если собака пытается сойти вниз, ее отвлекают игрой, одобряют командой «хорошо», поглаживают и дают лакомство. Спуск с лестницы для собаки значительно труднее, чем подъем. Поэтому в начале обучения этому навыку дрессировщик находится впереди собаки и командой «ко мне» увлекает ее за собой, внимательно следя за ее передвижением. Поводок необходимо хорошо собрать, иначе в нем можно запутаться. Когда собака сойдет с лестницы, дрессировщик поощряет ее. Отдельные собаки при подъеме и спуске торопятся, в результате чего могут упасть с лестницы и получить ушибы. Чтобы избежать этого, дрессировщик сдерживает собаку. Собак, имеющих склонность к аппортировке, можно послать на лестницу и таким способом. Дав собаке поиграть аппортировочным предметом, бросают его на первую площадку лестницы и по команде «аппорт» посылают ее за ним, сопровождая движение по лестнице основной командой «лестница». Если у собаки преобладает пищевая реакция, можно использовать кусок мяса или кость. Забросив их на площадку, посылают собаку, сопровождая движение по лестнице командой «лестница». Если собака сильно привязана к своему хозяину, можно воспользоваться и этим: убежать по лестнице на площадку и звать собаку к себе. Полезным бывает и способ подражания, т. е. пуск вперед собаки, умеющей хорошо выполнять команду «лестница». После того как собака будет смело и охотно подниматься по лестнице и спускаться вместе с дрессировщиком, ее посылают одну без поводка. В этом случае дрессировщик управляет с расстояния командами и жестами. Делается это так. Собаку усаживают перед лестницей, отстегивают поводок, делают шаг вперед и одновременно голосом и жестом (выбрасывание правой руки вперед) посылают на лестницу. Когда собака поднимается к первой площадке, дрессировщик внимательно наблюдает за движением, повторяя команду «лестница» и «хорошо». Когда же собака достигает второй площадки, дрессировщик быстро перебегает на противоположную сторону лестницы, куда должна спуститься собака, и командой «ко мне» и жестом подзывает ее к себе и поощряет. Если собака на подзыв спускается неохотно, дрессировщик делает вид, что убегает от нее. Чтобы не потерять хозяина, собака обязательно спешит к нему вниз по лестнице. Ни в коем случае при спуске собаки с лестницы нельзя оставлять на ее шее поводок, так как он будет мешать ей сохранить равновесие. Незначительное натяжение или случайная задержка поводка может нарушить равновесие и собака упадет. В порядке совершенствования и закрепления навыка лазить по лестнице иногда командой «сидеть» заставляют собаку, чтобы она некоторое время оставалась на верхней площадке лестницы и сидела. Приучая собаку лазить по лестнице, сначала ее пускают на более отлогую, с широкими ступеньками, а потом занимаются на более сложных лестницах, с узкими и круглыми ступеньками, типа пожарной. При отработке таких упражнений нужно соблюдать осторожность в обращении с собакой, особенно в момент нахождения ее на лестнице. Достаточно собаке хотя бы один раз получить ушиб, как она станет бояться одного вида лестницы.
ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ (основная команда «тише»)
Главная цель этого упражнения состоит в том, чтобы заставить собаку по команде «тише» замедлять темп движения. Необходимость отработки у служебных собак такого навыка вызывается очень многими обстоятельствами, особенно он нужен для розыскных собак при работе по следам на дальние расстояния. Команда «тише» также нужна и с успехом применяется во время обучения собаки ходить по буму и лестнице. Условный раздражитель – команда «тише», безусловный – легкое натягивание поводка. Замедление в темпе движения отрабатывается в комплексе с другими упражнениями. Если собака двигается с большой скоростью, дрессировщик произносит команду «тише», натягивает поводок, при этом ошейник давит на горло собаки, и она вынуждена замедлить движение. Когда собака сокращает темп движения, дрессировщик повторяет слово «тише» и ослабляет натяжение поводка. Если собака не реагирует на команду «тише» и не чувствует натяжение поводка, дрессировщик, подав команду в повышенном тоне, делает рывок поводком. По мере закрепления у собаки рефлекса на команду «тише» руководят движением собаки лишь одной командой, которая заменяет принудительные действия.
ВЫЗОВ У СОБАКИ ЛАЯ (основная команда «голос») Целый ряд навыков рекомендуется отрабатывать, применяя принуждения. Этот метод совершенно непригоден при вызове лая у собаки. Лай собаки – одна из разновидностей ответных реакций ее на раздражение. Это – следствие, в основе которого могут быть самые разнообразные причины. При воздействии на собаку каким-либо раздражителем возбуждение увеличивается с нарастающей силой лишь до известного предела. При этом, как защитное средство, организм ищет разрядки напряжения. Следовательно, задача дрессировщика состоит в том, чтобы поставить собаку в такие условия, при которых лай станет единственно доступной разрядкой нервного напряжения для того, чтобы привести организм в естественное равновесие. Поэтому при отработке навыка у собаки лаять на вызов пользуются следующими приемами. Можно, например, привязав собаку к дереву в незнакомой для нее обстановке, сделать вид, что вы уходите от нее. Незнакомая местность и вид уходящего хозяина, как правило, сильно возбуждают собаку, она начинает визжать, а потом лаять. Как только собака начнет лаять, дрессировщик, произнеся команду «голос», быстро бежит к ней, повторяя команду в ласковом тоне. Такой способ дает хорошие результаты. Обычно через несколько занятий у собаки образуется условный рефлекс на команду «голос».
Другой способ – вызов лая на лакомство. Дрессировщик, усадив собаку перед собой, опускает поводок на землю, наступает на него ногой, берет в правую руку кусочек мяса и помахивает им, подавая команду «голос». Собака рвется к мясу, начинает подпрыгивать, но достать его не может, так как прижатый ногой дрессировщика поводок слишком короток. В конце концов возбужденная видом мяса и невозможностью достать его собака начинает лаять. Дрессировщик этот момент увязывает с командой «голос» и поощряет собаку лакомством. В дальнейшем при сочетании команды «голос» и жеста в виде щелчка пальцем правой руки перед собакой у нее вырабатывается условный рефлекс второго порядка – подавать голос на жест. Голос можно вызвать и на базе оборонительного рефлекса. Когда дрессировщик удерживает собаку на коротком поводке, внезапно появляющийся помощник начинает дразнить ее. Как только собака залает, дрессировщик немедленно произносит команду «голос», повторяя ее несколько раз, а помощник в это время скрывается. Всякий раз вызванный на команду «голос» лай необходимо подкреплять повторением команды, лакомством и лаской. В последующем собака лает даже на шорохи, и они увязываются с командой «голос». Можно вызвать лай и на подвешенный предмет. Собака стремясь достать и схватить его, начинает лаять. Если трудно вызвать лай на указанные выше раздражители, то используют способ перенимания: соединяют необученную собаку с теми, которые хорошо и четко выполняют команду «; голос». Этим способом зачастую достигают желаемой цели. В первые дни занятий по образованию условного рефлекса на команду «голос» дрессировщик поощряет собаку лакомством даже за попытку лаять. Потом лакомство скармливают только за громкий и отчетливый лай. Можно вызвать лай у собаки во время кормления. Подойдя к помещению, где содержится собака, показать ей кормушку с приготовленным кормом, а не дать. Собака, естественно, будет возбуждена и залает; в это время надо подавать команду «голос». В тех случаях, когда собака, несмотря на ряд применяемых раздражителей, все же не лает, можно рекомендовать усиление обычных раздражителей: проводить занятия в сумерки, имитируя шорохи в укрытиях или кустах. После того как собака будет лаять на команду и жест рядом стоящего человека, начинают вызывать лай на команду и жест с разных расстояний. Для этого дрессировщик, посадив собаку, отходит от нее на 8–10 метров, повернувшись к ней лицом, произносит команду «голос» и пальцем правой руки, несколько поднятой вверх, производят щелочки, требуя лая. Достаточно вначале подучить только попытку к лаю, за которую следует поощрить собаку лакомством. Обычно через несколько упражнений собака хорошо лает по команде, подаваемой с различных расстояний.
Date: 2015-12-13; view: 399; Нарушение авторских прав |