Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 2





ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА (ИСТОРИЮ).

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы, функции и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российских исторических школ. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России.

План семинарского занятия:

1. Проблемы методологии истории (принципы, функции и методы исторической науки).

2. Историография. Российские исторические школы.

3. Источниковедение. Виды исторических источников.

4. Основные концепции общего исторического процесса.

5. Историческое время. Периодизация всемирной и российской истории.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.

2. Гумилёв Л.Н. Историч как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000.

5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.

6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.

7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.

9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.

10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

13. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определения следующим понятиям: методология, метод, функции, историческое сознание, исторический источник, исторический факт, артефакт, цивилизация (цивилизационный подход), общественно-экономическая формация (формационный подход).

2. Охарактеризуйте вклад в историческую науку следующих ученых (годы жизни, название трудов, подход к изучению истории): В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, К. Маркс, Н. Данилевский, А. Тойнби, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Л.Н. Гумилев.

3. Найти и представить периодизации всемирной и российской истории.

 

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Первоначальное значение слова «история»:

а: исследование

б: событие

в: рассказ

г: развитие

 

2. Объектом исторической науки считается:

а: частная жизнь

б: социальные группы

в: человеческое общество в его многообразии

г: человек

 

3. Исторический факт – это:

а: интерпретация историка

б: реальное событие прошлого

в: совокупность сведений

г: теория истории

 

4. Как самостоятельная наука, история утвердилась в:

а: XV в.

б: XIX в.

в: XVII в.

г: XX в.

 

5. Одним из методов исторического исследования является:

а: индуктивный

б: хронологический

в: дедуктивный

г: интеграционный

 

6. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире:

а: религиозная

б: идеалистическая

в: рационалистическая

г: материалистическая

 

7. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах:

а: К. Маркса и Ф. Энгельса

б: А. Тойнби и Н. Данилевского

в: В. Ленина и Н. Бухарина

г: Н. Карамзина и С. Соловьева

 

8. Основоположником формационной концепции истории является:

а: К. Маркс

б: В. Ленин

в: Г. Плеханов

г: И. Кант

 

9. Познавательная функция исторического познания заключается в:

а: формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

б: выявлении закономерностей исторического развития

в: выработке научно обоснованного политического курса

г: идентификации и ориентации общества, личности

 

10. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:

а: сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

б: классификации исторических явлений, событий, объектов

в: последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

г: описании исторических событий и явлений

 

11. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности:

а: Л. Гумилев

б: Л. Мечников

в: В. Докучаев

г: И. Мичурин

 

12. Сравнительный метод в истории:

а: позволяет сравнивать разные исторические периоды

б: выделять исторические законы

в: видеть прошлое и предсказывать будущее

г: пересматривать историю

 

13. Формационный подход к изучению культуры признает:

а: уникальность, неповторимость каждой культуры

б: этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры

в: способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры

г: выделение географического фактора в качестве основания культуры

 

14. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:

а: рационализмом

б: субъективизмом

в: методологией

г: историографией

 

15. При изучении истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип:

а: больших чисел

б: альтернативности

в: равновесия

г: попадания

 


Date: 2015-12-12; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию