Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования
(по: Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. — М. Русская Деловая Литература, 1998.) * Если в будущем сохранятся прежние характеристики, оставьте отметку на середине шкалы (0).
1. Какие возможности не используются и какие опасности не учитываются компанией? 2. Какова значимость этих возможностей и опасностей? 3.Что надо сделать, чтобы использовать наиболее значимые возможности и избежать сильных угроз? Внешние факторы, с которыми имеет дело компания, относятся к таким сферам, как: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международные отношения, социальная сфера. Выделим наиболее важные факторы в каждой из этих сфер. Э к о н о м и ч е с к и е ф а к т о р ы: .темпы инфляции и дефляции; .уровень занятости населения; .реальность бюджетного баланса; .стабильность курса рубля; .уровень ставок по кредитам; .тенденция изменения тарифов на транспортные услуги и энергоресурсы; .налоговые ставки; .таможенная политика. П о л и т и ч е с к и е ф а к т о р ы: .разделение полномочий федеральных и региональных органов власти; .жесткость государственного регулирования экономики; .льготные экономические режимы в регионах; .инвестиционная политика государства; .политика приватизации; .таможенные союзы государств СНГ. Р ы н о ч н ы е ф а к т о р ы: .форма рынка в заинтересованной сфере деятельности; .уровень и продолжительность жизненных циклов спроса; .интенсивность конкуренции; .цены на факторы производства; .доходы различных социальных групп; .динамика спроса и предложения; .антимонопольная политика; .преодолимость барьеров вхождения в рынок (уровень потенциальной конкуренции); .распределение долей товарного рынка между хозяйствующими субъектами; .стабильность рынка (по составу хозяйствующих субъектов). П р о и з в о д с т в е н н о-т е х н о л о г и ч е с к и е ф а к т о р ы: .состояние производства на внешних для компании участках технологических цепей; .возможности новых технологических разработок; .уровень технологии конкурентов; .темпы обновления технологии; .состояние внешних звеньев системы развития; .наличие возможности быстрой конверсии деятельности и расширения производства у конкурентов. К о н к у р е н т н ы е ф а к т о р ы: мотивы, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты; возможность рефлексивного воздействия со стороны конкурентов; степень уязвимости конкурента; готовность конкурента сочетать кооперативное и конкурентное поведение; .озможность усиления конкурентного статуса фирмы-конкурента; .сила защитной реакции конкурента; .скорость конкурентных реакций хозяйствующих субъектов на изменения на рынке; .имидж компании. М е ж д у н а р о д н ы е ф а к т о р ы: .возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций (ВТО — Всемирная торговая организация; ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти; КОКОМ — Координационный комитет по экспортному контролю; ЕС — Европейское сообщество «общий рынок» и др.); .возможности и ограничения, вызванные экономическим союзом стран СНГ (в частности, условия поставок товаров); .изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков; .зарубежные стратегии защиты или расширения компаний или отраслей. С о ц и а л ь н ы е ф а к т о р ы: .социальная напряженность в обществе; .уровень предложения на рынке рабочей силы; .защита прав потребителей; .степень неравенства различных социальных групп; .активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся. Перечень внешних опасностей и возможностей. По результатам анализа внешней среды компания может составить перечень опасностей, которые ей необходимо преодолеть с наименьшими потерями, и возможностей, которые следует плодотворно использовать. Сила факторов оценивается экспертами в диапазоне от -5 баллов (сильная опасность) через 0 (отсутствие воздействия) до +5 баллов (сильная возможность). Экспертами определяется также значимость каждого фактора. Факторам одной природы и одного уровня присуща равная значимость, поэтому определение значимости факторов (а) можно осуществить по группам факторов, например: экономические факторы...............................……….. 3; политические факторы................................………... 1; рыночные факторы.....................................……….... 3; производственно-технологические факторы.....….. 3; конкурентные факторы.................................………. 2; международные факторы...........................……….... 1; социальные факторы.................................………...... 2. Фрагмент оценки внешних опасностей и возможностей для конкретного предприятия представлен в табл. 11.11. Воздействие i-ой группы факторов Qi можно определить по следующим формулам. где (+Рij), (-P ij) — соответственно положительная (от 0 до +5) и отрицательная (от 0 до -5) оценка силы воздействия j -го фактора i -ой группы факторов; α i — значимость i -ой группы факторов. Итоги оценки внешних опасностей и возможностей можно выразить через силу воздействия группы факторов (табл. 11.12). Таблица 11.12. Перечень внешних опасностей и возможностей. Сила воздействия факторов (пример) Из результатов оценки силы воздействия следует, что наибольшие возможности в рассматриваемом примере открывает полноценное использование производственно-технологических и конкурентных факторов. Наибольшую опасность для компании представляют международные факторы (характерно для компаний-экспортеров и ТНК). Воздействие социальных факторов противоречиво: с одной стороны, имеется довольно существенная опасность, с другой стороны, открываются не менее существенные возможности. Перед руководством компании стоит нелегкая задача — преодолеть опасности и полноценно использовать возможности. Для этого руководитель компании должен обладать искусством стратегического управления. Типовые решения здесь вряд ли возможны. Трехмерная матрица «Конкурентный статус фирмы — Привлекательность СЗХ». Эта матрица в большей степени отражает сложность реальной структуры деятельности и позволяет принимать более дифференцированные решения (табл. 11.13). Для анализа структуры предпринимательской деятельности компании целесообразно использовать метод рангового анализа показателей «Конкурентный статус фирмы» (Q) и «ПривлекательностьСЗХ» (R). По результатам оценки привлекательности СЗХ и ее конкурентного статуса все СЗХ ранжируются по уровню этих показателей (определяются ранги PQ и РR). Коэффициент корреляции рангов показывает тесноту связей данных показателей:
Таблица 11.11. Оценка внешних опасностей и возможностей для предприятия (фрагмент)
где PQi, P Ri — ранги i -ой СЗХ по параметрам Q и R; п — число СЗХ, размещенных в матрице. Коэффициент корреляции рангов изменяется в диапазоне от —1,0 до +1,0. Отрицательное значение коэффициента указывает на тенденцию уменьшения одного из показателей при увеличении другого, что в данном случае свидетельствовало бы о нерациональной структуре деятельности компании. Положительное значение коэффициента показывает наличие тенденции увеличения одного показателя с увеличением другого, что свидетельствует о рациональности (но еще не об оптимальности) структуры деятельности.
Т а б л и ц а 11.13. Date: 2015-12-13; view: 378; Нарушение авторских прав |