Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы, методы и источники хозяйственного права





 

П ринципы хозяйственного права — его основополагаю­щие начала — распространяются на весь комплекс пра­вовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйствен­ной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы:

1. Принцип целенаправленности воздействия на дости­жение обоюдных интересов в результате хозяйствен­ной деятельности субъектов хозяйственных правоот­ношений.

2. Принцип равноправия субъектов хозяйственных пра­воотношений независимо от уровня, который они за­нимают в народнохозяйственном комплексе; нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.

3. Принцип экономической свободы и поощрения пред­принимательского поведения хозяйственных органи­заций.

4. Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конку­ренции.

5. Принцип комплексности государственного воздейст­вия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных соци­альных групп (предпринимателей, менеджеров, спе­циалистов, непосредственных участников производ­ственно-хозяйственных процессов — рабочих) на до­стижение общественно необходимых хозяйственных результатов.

6. Принцип законности. В условиях рыночной эконо­мики в основу оценки законности ставится достиже­ние экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения за­претов закона и прав других лиц.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность спо­собов и приемов регулирования отношений между субъек­тами, складывающихся вследствие особых свойств предме­та правового регулирования. Обычно считается, что каж­дой отрасли права присущ свой, особый метод регулирова­ния. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, в административном — в наличии отношений власти и под­чинения. Однако наряду с этим в науке права широко об­суждается вопрос о единстве метода правового регулирова­ния, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания и запрета.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода пра­вового регулирования. К ним относятся:

.большое разнообразие реальных хозяйственных отно­шений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствова­ния, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потен­циалов этих субъектов;

.самостоятельность субъектов хозяйствования в выбо­ре и определении организационно-правовой формы пред­приятия, характера деятельности, ассортимента выпускае­мой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, про­изводственной кооперации, системы управления, страте­гии развития и т.п.;

.рыночный характер отношений между субъектами хо­зяйствования;

.организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

.возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринима­тельства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, сле­довательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

1.Трансформацию правоотношений в мотивацию дея­тельности и в воздействия экономической, организа­ционно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осу­ществляются эти воздействия;

2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, ус­танавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

3. Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) за­прета, содержащихся в правовой норме. Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования

Рис. 1.6. Пространственная модель метода правового воздействия

Схема 1.6. Итеративный характер правового регулирования при наличии альтернативы хозяйственных правоотношений


(объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих право­вых воздействий и их синтез в правовой механизм в соста­ве комплексного механизма управления (рис. 1.6).

Разнообразие правовых воздействий создает возмож­ность формирования альтернатив в хозяйственных право­отношениях. В силу этого правовое регулирование приоб­ретает итеративный характер (схема 1.6). С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из аль­тернатив правоотношений (связь 1—2). При этом может по­требоваться корректировка реальных хозяйственных отно­шений (связь 2—1). Целесообразно при формировании па­ры (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с вы­бранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управ­ления (связь 2—3) и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-адми­нистративного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования кон­кретного механизма управления является важнейшим до­стоинством менеджера и требует от него определенных ка­честв. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополага­ющих категорий управления в сложные категории. Один из таких методов был показан ранее (см. схему 1.1). Фор­мирование пары [хозяйственные правоотношения, управ­ляющие воздействия] дополняет этот метод (схема 1.6). Не исключено, что данный процесс потребует корректировки правоотношений (связь 3—2). При оценке эффективности устанавливаемых правоотношений следует, в первую оче­редь, оценить их возможное влияние на мотивацию дея­тельности субъектов данных хозяйственных отношений: безусловно не допустимо снижение плотности мотивации в достижении поставленных целей под влиянием установ­ленных правоотношений. Правовая норма выполняет свою роль только в случае, если ее реализация усиливает моти­вацию целенаправленной общественно необходимой дея­тельности. Таким образом, формирование этой пары носит также итеративный характер.

Однако окончательно оценку эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности можно дать лишь по полученному результату (результатам), так как в хозяйственные отношения всегда вступает несколько субъ­ектов хозяйствования. Если получаемые результаты устра­ивают, то задача правового регулирования выполняется (выполнена) успешно. Если же полученные результаты не устраивают, то необходимо на последующем этапе хозяй­ственной деятельности или вновь пересмотреть правоотно­шения (связь 5—2), или установить новые хозяйственные отношения, возможно с иными субъектами хозяйствова­ния (связь 5-1).

Не исключено, что некоторые существующие хозяйст­венные правовые нормы не позволяют получить нужный хозяйственный результат, так как сдерживают (ограничи­вают) использование имеющихся возможностей. В этом случае хозяйственник может воспользоваться принципом: законно все, что позволяет получить нужный общественно необходимый эффект и прямо не противоречит закону, хо­зяйственному обычаю и нормам нравственности.


Под источником права понимается государственная во­ля, выраженная в акте компетентного государственного ор­гана. Этими актами в хозяйственном праве являются:

.Конституция Российской Федерации — главный ис­точник всей системы права;

.кодексы Российской Федерации;

.Федеральные законы Российской Федерации — основ­ной вид источника;

.Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необ­ходимости оперативного установления правовых норм;

.постановления Правительства Российской Федерации, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и ис­полнение законов;

.государственные стандарты на продукцию, услуги, строительные объекты, устанавливаемые Госстандартом и другими компетентными органами;

.акты министерств и ведомств, направленные на ис­полнение законов. Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредст­венно в экономической сфере (Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Министерства торговли РФ, Министерства по налогам и сборам. Центрального банка Российской Федерации и др.);

.акты региональных органов власти и управления, из­даваемые в пределах их компетенции в соответствии с раз­граничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

.акты местных органов власти и управления, имею­щие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечи­вости: правовые акты органов власти и управления ниже­стоящего уровня не должны противоречить соответствую­щим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов выше­стоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действу­ют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Выс­шего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руковод­ством по правильному и единообразному применению су­дами соответствующих законов и других правовых актов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте комплексный механизм управления экономикой. Почему необходим переход от мономеха­низма управления к комплексному механизму? Како­ва роль правовых механизмов в нем?

2. Поясните, каким образом хозяйственные правоотно­шения влияют на мотивацию деятельности?

3. Почему отрасль хозяйственного права имеет ком­плексный характер? Из норм каких отраслей права формируется отрасль хозяйственного права?

4. В чем состоят особые свойства предмета хозяйст­венного права?

5. Охарактеризуйте особенности метода хозяйственно­го права.

6. Приведите характеристику пространственной моде­ли правового воздействия.

7. Перечислите и раскройте основное содержание прин­ципов хозяйственного права.

8. Поясните, почему в хозяйственной деятельности важна возможность формирования альтернативных правоотношений? В чем состоит итеративный ха­рактер правового регулирования хозяйственной дея­тельности?

9. Перечислите источники хозяйственного права.

10. Дайте характеристику правового механизма в соста­ве комплексного механизма управления предприяти­ем.

 







Date: 2015-12-13; view: 446; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию