Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В категориях управления





 

Одни механизмы обладают свойствами долговременного действия, свойства других более кратковременны. Насколь­ко разнообразны природа факторов управления и природа воздействия на них, настолько разнообразна и природа ме­ханизмов управления. В силу этого комплексность и сис­темность механизмов управления являются объективной закономерностью. В таком механизме согласование интере­сов взаимодействующих сторон достигается выбором мето­дов и ресурсов управления в соответствии с природой фак­торов управления, на которые осуществляется воздействие. При рассогласовании интересов нельзя достигнуть эффек­тивного воздействия на факторы управления, а следователь­но, невозможно достичь поставленной цели.

Исходными элементами для формирования механизма управления являются конкретный объект управления и желательная цель трансформации состояния или деятель­ности этого объекта. Первым шагом будет согласование указанных элементов, то есть формирование пары катего­рий (ОУ, ЦУ). Далее цель управления трансформируется в задание (критерий управления), то есть формируется пара (ЦУ, КУ). В последующем определяются факторы управ­ления, на которые необходимо воздействовать, чтобы вы­полнить это задание, то есть формируется пара (КУ, ФкУ). Если требуемая совокупность факторов управления не мо­жет быть сформирована, то уточняются объект управления и (или) цель управления, то есть формируется новая пара (ОУ, ЦУ), а затем пары (ЦУ, КУ), (КУ, ФкУ). В соответст­вии с природой факторов управления выбираются методы воздействия, то есть формируется пара (ФкУ, МУ). И на­конец, определяется совокупность потребных ресурсов уп­равления (материальные ресурсы, социальный и организа­ционный потенциалы), посредством которых организуется управляющее воздействие на состояние соответствующих факторов управления, в том числе осуществляется сдвиг мотивов деятельности на цели управления. На данном эта­пе последовательно формируются пары (МУ, РУ), (ФкУ, РУ). Результатом этих воздействий будет приведение объ­екта управления в соответствие с поставленными целями. Если не может быть мобилизован нужный объем ресурсов, потребуется вновь вернуться к паре (ОУ, ЦУ).

При согласовании целей деятельности производственно-хозяйственной организации (предприятия, объединения) с объектом управления, то есть с его параметрами, необходимо определять цель на период действия формируемого механизма управления (на ближайшую, средне- или долго­срочную перспективу) в соответствии с уставом организа­ции и правовыми актами по лицензированию и квотирова­нию деятельности. Для формирования пары (ОУ, ЦУ) по­требуется выбор ряда стратегий: стратегии роста (страте­гия оптимального роста, стратегия ограниченного роста, стратегия свертывания, комбинированная стратегия), стра­тегии научно-технического развития, стратегии предпри­нимательства, стратегии маркетинга, а также осуществле­ние мер по реализации этих стратегий. Возможно, будет необходима реорганизация предприятия (например, при стратегиях оптимального роста или свертывания) с пере­смотром его устава и новым лицензированием деятельнос­ти. При этом следует принимать во внимание государст­венное регулирование роста.

При формировании пары (КУ,ФкУ) требуется учет раз­нообразных факторов: экономических, технологических, со­циальных, организационных, правовых и политических. Среди правовых факторов могут оказаться важными сте­пень государственного регулирования издержек (например, что подлежит включению в вычеты из дохода при исчисле­нии налога на прибыль) и степень государственного регули­рования цен — будет ли оно ослабевать или ужесточаться.

При проектировании пары (ФкУ, РУ) следует учитывать правовые нормы, регулирующие привлечение заемных ре­сурсов (выпуск облигаций, венчурное финансирование, кре­дит, аренда, лизинг); правовые нормы, регулирующие со­циальное партнерство и социальное развитие трудовых кол­лективов, стимулирующие повышение социального потен­циала организации (усиливающие мотивационные механиз­мы); правовые нормы акционерного права, способствующие повышению организационного потенциала предприятия.

Таким образом, комплексный механизм управления представляет собой совокупность экономических, мотивационных, организационных, правовых (а в ряде случаев поли­тических) способов целенаправленного взаимодействия субъ­ектов хозяйствования (субъектов предпринимательства, на­учно-технического развития) и воздействия на их деятель­ность, обеспечивающих согласование интересов взаимодей­ствующих сторон, объектов и субъектов управления. По­скольку факторы управления могут иметь экономическую, социальную, организационную, правовую и политическую природу, комплексный механизм управления должен фор­мироваться как система экономических, мотивационных, организационных, правовых и политических механизмов.


Ранее действующие механизмы формировались как мо­номеханизмы — механизмы одной природы. В дорефор­менный период действовал преимущественно организаци­онно-административный механизм. Его назначение было, как сказано выше, трансформировать цели и решения цен­тральных органов власти в интересы людей. Однако такая трансформация может привести к усилению мотивации де­ятельности людей только в случае, если эти решения соот­ветствуют их интересам. Такое соответствие достигается в комплексном механизме управления.

Переход к рыночной экономике ознаменовался отторже­нием организационно-административного мономеханизма в силу не только его неэффективности, но и того, что он в су­ществовавшей ранее форме противоречит принципам акцио­нерной демократии. На первый план была выдвинута зада­ча создания мономеханизма другой природы — экономичес­кого механизма. Однако по-прежнему необоснованно игно­рируется роль мотивационных механизмов. Отказ от орга­низационных механизмов управления вместо их адапта­ции к новым условиям хозяйствования, игнорирование мо­тивационных механизмов и обособление от правовых ме­ханизмов приводят к неэффективности вновь создаваемо­го экономического механизма, что со всей очевидностью подтверждено ходом экономической реформы, сопровожда­вшейся деградацией производства и инфляцией. Успешно решить задачу преодоления экономического спада и обеспе­чить экономическое, научно-техническое и социальное раз­витие возможно только в том случае, если будет создан эффективный механизм управления, в котором оптималь­ным образом сочетаются механизмы различной природы.

Выделение механизмов по принципу однородности при­роды возможно по наличию в них ведущих признаков. Од­нако в целом затруднительно выделить какие-либо «чис­тые» механизмы, которые были бы лишь экономическими или лишь организационными, или лишь мотивационными. Так, стандартизацию продукции можно рассматривать как механизм координации деятельности субъектов хозяй­ствования в процессах жизненного цикла продукции, то есть как организационно-правовой механизм. Однако уста­навливаемые стандартами параметры отражают потребности общества, и в этом смысле стандартизацию можно рас­сматривать как социальный механизм, В свою очередь, эти требования устанавливаются на основе экономически оп­тимальных решений, и, следовательно, стандартизация представляет собой также экономический механизм (меха­низм согласования экономических интересов). Если же при стандартизации осуществлена гармонизация националь­ных стандартов со стандартами других стран, то стандар­тизация приобретает черты политического механизма.

Состав комплексного механизма управления на при­мере акционерного предприятия показан на рис. 1.1. В него входят следующие механизмы:

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:

1.1. Механизм конкуренции и рыночного ценообразования.

1.2. Акционерный механизм инвестирования и реинвести­рования в развитие производства.

1.3. Механизм воспроизводства амортизированных основ­ных фондов.

Рис. 1.1. Комплексный механизм управления







Date: 2015-12-13; view: 399; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию