Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Contents





Б.З. МИЛЬНЕР


ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ


Учебник

Издание четвертое, переработанное и дополненное

* Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки 521500 «Менеджмент»,

специальностям 061000 «Государственное и муниципальное управление»,

061100 «Менеджмент организации»


Москва

ИНФРА-М


 



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к четвертому изданию.............................................................. 7

Предисловие к третьему изданию.................................................................. 9

Введение................................................................................................................. 12

Часть I. ОСНОВЫ.................................................................................................. 21

Глава 1. Теория организации в системе наук................................. 21

Глава 2. Эволюция взглядов на организацию................................ 27

Глава 3. Понятие и сущность организации.................................... 65

Глава 4. Жизненный цикл организации........................................... 75

Часть II. СТРУКТУРЫ...-....................................................................................... 85

Глава 5. Структурный подход к организации................................ 85

Глава 6. Централизация и децентрализация............................... 98

Глава 7. Формирование горизонтальных связей......................... 108

Глава 8. Линейно-функциональные и дивизиональные

структуры.............................................................................. 116

Глава 9. Проектное и матричное управление.............................. 129

Глава 10. Бюрократические системы................................................ 135

Часть III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР...........................................................149

Глава 11. Профессиональное управление..................................... 149

Глава 12. Организационное поведение........................................... 157

Глава 13. Организационная культура............................................... 171

Глава 14. Доверие в организациях.................................................... 183

Глава 15. Деловая репутация............................................................. 201

Часть IV. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ................................................................. 208

Глава 16. Организация и методы принятия решений................. 208

Глава 17. Координация в организациях.......................................... 220

Глава 18. Организационные коммуникации................................... 226

Глава 19. Организационная эффективность................................. 241

Часть V. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ....................................................... 252

Глава 20. Значение знаний для развития организаций.............. 252

Глава 21. Функция управления знаниями....................................... 265

Глава 22. Развитие форм организации............................................ 284


Часть VI. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ......................................305

Глава 23. Аппарат управления........................................................... 305

Глава 24. Информационная система организации...................... 312

Глава 25. Электронный бизнес........................................................... 319

Часть VII. АДАПТАЦИЯ К РЫНКУ................................................................ 330

Глава 26. Виды собственности и организация управления....... 330

Глава 27. Формы организации предприятий.................................. 344

Глава 28. Акционерные общества..................................................... 355

Глава 29. Организация малых предприятий.................................. 370

Часть VIII. ИНТЕГРАЦИЯ................................................................................... 386

Глава 30. Корпоративные организации........................................... 386

Глава 31. Финансово-промышленные группы................................ 409

Глава 32. Транснациональные компании........................................ 420

Глава 33. Международные совместные предприятия................. 427

Часть IX. ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ......................................... 436

Глава 34. Организация исполнительной власти..........'................ 436

Глава 35. Государственное регулирование и поддержка

предприятий........................................................................ 451

Глава 36. Управление государственной собственностью.......... 464

Часть X. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.......................... 474

Глава 37. Анализ и формирование организационных

структур управления......................................................... 474

Глава 38. Реорганизация: этапы и методы..................................... 500

Глава 39. Организация слияния компаний...................................... 516

Глава 40. Эффективность организационных изменений........... 523

Часть XI. БУДУЩЕЕ......................................................................................... 531

Глава 41. Перспективные направления развития

организаций......................................................................... 531

Глава 42. Организации с «внутренними рынками»....................... 550

Глава 43. Сетевые организации......................................................... 558

Глава 44. Виртуальные корпорации.................................................. 568

Глава 45. Многомерные организации............................................... 575

Глава 46. Круговые корпорации.......................................................... 586

Глава 47. Интеллектуальные организации..................................... 591

Глава 48. Обучающиеся организации............................................... 601

Хронология теории организации.................................................................. 614

Использованная и рекомендуемая литература...................................... 636

Список используемых терминов................................................................... 643


CONTENTS

Preface to Fourth Edition.......................................................................................... 7

Preface to Third Edition............................................................................................ 9

Introduction............................................................................................................... 12

Part I. FUNDAMENTALS...................................................................................... 21

Chapter 1. Organization Theory as a Discipline.................................. 21

Chapter 2. Evolution of Thoughts........................................................... 27

Chapter 3. Notion and Essence of Organization................................. 65

■Chapter 4. Life Cycle of Organization................................................... 75

Part II. STRUCTURE............................................................................................... 85

Chapter 5. Structural Approach to Organization.................................. 85

Chapter 6. Centralization and Decentralization................................... 98

Chapter 7. Horizontal Links in Organization....................................... 108

Chapter 8. Linear-Functional and Divisional Structures................... 116

Chapter 9. Project and Matrix Management....................................... 129

Chapter 10. Bureaucratic Systems........................................................ 135

Part III. HUMAN FACTOR.................................................................................... 149

Chapter 11. Professional Management............................................... 149

Chapter 72.Organizational Behavior....................................................157

Chapter 13. Organizational Culture....................................................... 171

Chapter 74.Trust in Organizations......................................................... 183

Chapter 75. Business Reputation.......................................................... 201

Part IV. FUNCTIONING........................................................................................ 208

Chapter 76. Decision Making in Organization..................................... 208

Chapter 7 7. Coordination Inside Organizations................................. 220

Chapter 78. Organizational Communications..................................... 226

Chapter 79. Organization Effectiveness............................................... 241

Part V. KNOWLEDGE MANAGEMENT............................................................ 252

Chapter 20. Importance of Knowledge for Organizations................ 252

Chapter 27. Knowledge Management Function................................265

Chapter 22. Development of Organizational Forms.......................... 284


Part VI. INFORMATION TECHNOLOGIES...................................................... 305

Chapter 23. Management Staff.............................................................. 305

Chapter 24. Information System of Organization............................... 312

Chapter 25. E-Business........................................................................... 319

Part VII. ADAPTATION TO MARKET.................................................................. 330

Chapter 26. Ownership and Organization of Management.............. 330

Chapter 27. Organization Forms of Enterprises................................. 344

Chapter 28. Shareholding Companies................................................. 355

Chapter 29. Organization of Small-Size Enterprises......................... 370

Part VIII. INTEGRATION....................................................................................... 386

Chapter 30. Corporate Organizations................................................... 386

Chapter 31. Financial-Industrial Groups............................................... 409

Chapter 32. Transnational Companies................................................ 420

Chapter 33. International Joint Ventures.............................................. 427

Part IX. STATE AND ENTERPRISE.................................................................. 436

Chapter 34. Organization of Government............................................ 436

Chapter 35. State Regulation and Support.......................................... 451

Chapter 36. Management of State Ownership.................................... 464

Part X. ORGANIZATIONAL DESIGN.................................................................. 474

Chapter 37. Analysis and Formation of Management

Structures............................................................................ 474

Chapter 38. Reengineering: Stages and Techniques........................ 500

Chapter 39. Organization of Companies Merger............................... 516

Chapter 40. Efficiency of Organizational Changes........................... 523

Part XI. FUTURE.................................................................................................... 531

Chapter 41. Perspectives of Development of Organizations........... 531

Chapter 42. Organizations with «Internal Markets».......................... 550

Chapter 43. Network Organizations...................................................... 558

Chapter 44. Virtual Corporations........................................................... 568

Chapter 45. Multydimensional Organizations..................................... 575

Chapter 46. Circular Corporations......................................................... 586

Chapter 47. Intelligent Organizations.................................................... 591

Chapter 48. Learning Organizations..................................................... 601

Chronology of organization theory..................................................................... 614

References and recommended literature......................................................... 636

List of used terms................................................................................................... 643


Предисловие к четвертому изданию

Четвертое издание учебника «Теория организации» выходит в свет как своеобразный ответ на читательские пожелания, каса­ющиеся новейших продвижений в теории и обобщения накоплен­ного опыта. Расширение знаний об организациях как никогда ра­нее востребовано практикой и связано со стремлением компаний в полной мере овладеть представлениями, методами и инструмен­тарием управления — движущими силами их успешной деятель­ности. Никогда ранее организационные инновации не выступали так явственно в качестве ведущего конкурентного преимущества компаний. Никогда ранее они по значимости и результативности не стояли в одном ряду с кардинальными переменами в техноло­гии, информатизации, наукоемкости производства и продукции. Характерной особенностью последних лет стало ускорение обнов­ления организационных ресурсов — структур, связей, координа­ции, коммуникаций, соотношения централизации и децентрали­зации, процессов принятия решений, появления неизвестных ра­нее форм организации и т.п. Индикатором успеха становится способность организации своевременно воспринимать нововведе­ния, действовать оперативно, выполнять в срок свои обязатель­ства.

Новым в четвертом издании книги является расширенный и достаточно детализированный материал об управлении знаниями. При ознакомлении с этим материалом важно учитывать, что раз­работка теории управления знаниями находится на начальной ста­дии. Традиционное управление основывается на экономике, глав­ной движущей силой которой выступает капитал. В современных условиях основными ресурсами развития во все большей мере ста­новятся люди и знания, которыми они обладают. Значительная часть перемен в управлении предопределяется движением от тра­диционного управления, ориентированного на капитал, к инно­вационному, ориентированному на знания.

В условиях коренных технологических и информационных пе­ремен материальные активы образуют лишь видимую, относитель­но небольшую часть достояния предприятий. Все возрастающая доля стоимости продукции и услуг относится к «незримой соб-


ственности» — знаниям, нематериальным активам, которые до недавнего времени не управлялись и не регулировались. Поворот к управлению этой огромной, многообразной и малоизученной сферой, в сущности говоря, является событием знаковым и рубеж­ным. В этой связи особую значимость приобретает ресурсная те­ория организации, приводимая в книге как фундаментальное ос­нование системного подхода к управлению всеми видами ресур­сов, включая интеллектуальный капитал, человеческие ресурсы. Эта теория рассматривает создание и использование конкурент­ных преимуществ применительно ко всем видам ресурсов. Осо­бое место отводится формированию стратегических активов как фактора устойчивости в развитии организации.

Управление знаниями — это целый мир понятий, категорий, вариантов, структур, методов, процедур, технологий и оценок. Это новая область приложения организационных механизмов, управ­ленческих приемов и экономических стимулов, порождающая реальные конкурентные преимущества компаний и привносящая новые признаки профессионализма в управление. В условиях по­стоянных изменений, расширения диверсификации и усиления рыночной конкуренции ведущие корпорации перестраивают свою структуру в гибкие образования самоуправляющихся единиц, ко­торые используют знания, чтобы с успехом занять рыночные ни­ши. Овладение механизмом управления знаниями становится на­сущной необходимостью.

Проф. Б.З. Мильнер


Предисловие к третьему изданию

Предваряя ознакомление читателя — руководителя предприя­тия, научного работника, преподавателя, студента — с новым из­данием «Теории организации», мне бы хотелось высказать неко­торые соображения, которые помогут понять смысл и значимость изменений и дополнений в тексте книги, отличающих третье из­дание от второго. Эти соображения, на мой взгляд, могут послу­жить аргументацией появления новых разделов книги и обновле­ния текста многих глав. В равной мере больше ясности появится в отношении тех тенденций, которые наметились в управлении экономикой уже сегодня и в полной мере проявятся в ближайшем будущем.

Первое — это новый образ организации. Необходимо ясно представлять, что на выходе из глубокого экономического кризиса и в ответ на многочисленные вызовы нового века каждое пред­приятие в России стоит перед необходимостью формирования соб­ственного облика, определения своей миссии, целей и ценностей, единообразного их понимания, коренного изменения отношения к качеству производимой продукции и оказываемых услуг, введе­ния цивилизованных правил поведения и нравственных принци­пов работников, заботы о высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это — цивилизованная организация, адекватная требо­ваниям настоящего и будущего. Ее формирование стало поисти­не исторической задачей, без решения которой нельзя ни поддер­живать экономический рост, ни двигаться дальше по пути реформ. Становится очевидным, что на первый план выходит конкурен­ция не только в области товаров, услуг и технологий, но и в орга­низациях и методах управления.

Второе — это профессиональное управление. Сегодня лидером трансформации становится настоящий менеджер-профессионал, способный преодолеть инерционность, устоявшиеся стереотипы и пройти путь от стратегического планирования через стратеги­ческое управление к стратегическому лидерству. Таких менедже­ров — образованных, инициативных и перспективно мыслящих — становится все больше и больше. Уже можно назвать тысячи рос­сийских компаний, где, энергично преодолевая трудности, про-


фессионализм становится опосредованной формой нового опыта и новых ценностных ориентиров. Нельзя не видеть, что самая большая проблема сегодня — это нехватка в масштабе страны уп­равленческих команд, способных овладеть потенциалом рынка. Для экономики, вставшей на путь устойчивого роста, нет ничего более ценного, чем профессионализм руководителя, его умение использовать современные управленческие приемы, методы, тех­нологии, его безупречная репутация и высокая ответственность.

Третье — новые «правила игры», новые подходы, новые струк­туры. Многое будет меняться в лучшую сторону, если мы поймем, что реформирование экономики и отдельного предприятия — это не только изменение привычных связей, используемых методов, устоявшихся структур, но и ломка сложившихся представлений о том, как управлять организациями, вести дела, добиваться успе­ха. Именно в такой ситуации появляются новые стереотипы мыш­ления и лидеры перемен. И как никогда ранее становится верным правило: «Нет отстающих предприятий — есть отстающее управ­ление». Нужно вдохнуть жизнь в организации, используя совре­менные методы управления.

Четвертое — решающее значение «человеческого фактора», ме­сто и влияние поведенческих дисциплин (психологии управления, социологии деловых организаций, социальной психологии, ант­ропологии, теории принятия решений и др.). Понимание того, что и объектом, и субъектом управления является человек, должно существенно возвысить роль наук о человеческих отношениях. Наряду с методами управления организационная культура и орга­низационное поведение должны стать предметом углубленного изучения и войти в практику привития персоналу навыков в по­вседневной работе. Чтобы действовать эффективно, на опереже­ние в динамичной внешней среде, организации должны стимули­ровать развитие у сотрудников способностей и нелинейного мыш­ления — мышления, лишенного стереотипов.

Пятое — мы приближаемся ко времени, когда традиционные факторы производства перестанут быть основными детерминан­тами экономической силы. В ближайшем будущем экономичес­кий и управленческий потенциал будет напрямую зависеть от спо­собности контролировать информацию, манипулировать ею, на­целивать на наиболее эффективное использование ресурсов. Вот почему организации должны ориентироваться на использование инновационных технологий, распространение информации, фи­нансовое взаимодействие, безусловное и повсеместное развитие деловой активности, непрерывный образовательный процесс. Вот


почему квалификационный портфель (набор компетенций каждо­го специалиста) должен позволить организациям более гибко и своевременно реагировать на изменения среды.

Именно с учетом рассмотренных тенденций управления эко­номикой в настоящем издании переработан материал целого ряда глав. В книгу включены новые главы, частично обновлен иллюс­тративный и статистический материал, предложены для ознаком­ления читателя новые концепции и теоретические обобщения, представленные в публикациях последнего времени. Кроме того, учтен опыт чтения лекций и проведения практических занятий по теории организации в высших учебных заведениях. В этой связи обращено внимание на характер и стиль изложения материала с целью облегчения его усвоения.

Проф. Б.З. Мильнер


Date: 2015-12-13; view: 434; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию