![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Contents
Б.З. МИЛЬНЕР ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Учебник Издание четвертое, переработанное и дополненное * Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521500 «Менеджмент», специальностям 061000 «Государственное и муниципальное управление», 061100 «Менеджмент организации» Москва ИНФРА-М
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие к четвертому изданию.............................................................. 7 Предисловие к третьему изданию.................................................................. 9 Введение................................................................................................................. 12 Часть I. ОСНОВЫ.................................................................................................. 21 Глава 1. Теория организации в системе наук................................. 21 Глава 2. Эволюция взглядов на организацию................................ 27 Глава 3. Понятие и сущность организации.................................... 65 Глава 4. Жизненный цикл организации........................................... 75 Часть II. СТРУКТУРЫ...-....................................................................................... 85 Глава 5. Структурный подход к организации................................ 85 Глава 6. Централизация и децентрализация............................... 98 Глава 7. Формирование горизонтальных связей......................... 108 Глава 8. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры.............................................................................. 116 Глава 9. Проектное и матричное управление.............................. 129 Глава 10. Бюрократические системы................................................ 135 Часть III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР...........................................................149 Глава 11. Профессиональное управление..................................... 149 Глава 12. Организационное поведение........................................... 157 Глава 13. Организационная культура............................................... 171 Глава 14. Доверие в организациях.................................................... 183 Глава 15. Деловая репутация............................................................. 201 Часть IV. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ................................................................. 208 Глава 16. Организация и методы принятия решений................. 208 Глава 17. Координация в организациях.......................................... 220 Глава 18. Организационные коммуникации................................... 226 Глава 19. Организационная эффективность................................. 241 Часть V. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ....................................................... 252 Глава 20. Значение знаний для развития организаций.............. 252 Глава 21. Функция управления знаниями....................................... 265 Глава 22. Развитие форм организации............................................ 284 Часть VI. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ......................................305 Глава 23. Аппарат управления........................................................... 305 Глава 24. Информационная система организации...................... 312 Глава 25. Электронный бизнес........................................................... 319 Часть VII. АДАПТАЦИЯ К РЫНКУ................................................................ 330 Глава 26. Виды собственности и организация управления....... 330 Глава 27. Формы организации предприятий.................................. 344 Глава 28. Акционерные общества..................................................... 355 Глава 29. Организация малых предприятий.................................. 370 Часть VIII. ИНТЕГРАЦИЯ................................................................................... 386 Глава 30. Корпоративные организации........................................... 386 Глава 31. Финансово-промышленные группы................................ 409 Глава 32. Транснациональные компании........................................ 420 Глава 33. Международные совместные предприятия................. 427 Часть IX. ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ......................................... 436 Глава 34. Организация исполнительной власти..........'................ 436 Глава 35. Государственное регулирование и поддержка предприятий........................................................................ 451 Глава 36. Управление государственной собственностью.......... 464 Часть X. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.......................... 474 Глава 37. Анализ и формирование организационных структур управления......................................................... 474 Глава 38. Реорганизация: этапы и методы..................................... 500 Глава 39. Организация слияния компаний...................................... 516 Глава 40. Эффективность организационных изменений........... 523 Часть XI. БУДУЩЕЕ......................................................................................... 531 Глава 41. Перспективные направления развития организаций......................................................................... 531 Глава 42. Организации с «внутренними рынками»....................... 550 Глава 43. Сетевые организации......................................................... 558 Глава 44. Виртуальные корпорации.................................................. 568 Глава 45. Многомерные организации............................................... 575 Глава 46. Круговые корпорации.......................................................... 586 Глава 47. Интеллектуальные организации..................................... 591 Глава 48. Обучающиеся организации............................................... 601 Хронология теории организации.................................................................. 614 Использованная и рекомендуемая литература...................................... 636 Список используемых терминов................................................................... 643 CONTENTS Preface to Fourth Edition.......................................................................................... 7 Preface to Third Edition............................................................................................ 9 Introduction............................................................................................................... 12 Part I. FUNDAMENTALS...................................................................................... 21 Chapter 1. Organization Theory as a Discipline.................................. 21 Chapter 2. Evolution of Thoughts........................................................... 27 Chapter 3. Notion and Essence of Organization................................. 65 ■Chapter 4. Life Cycle of Organization................................................... 75 Part II. STRUCTURE............................................................................................... 85 Chapter 5. Structural Approach to Organization.................................. 85 Chapter 6. Centralization and Decentralization................................... 98 Chapter 7. Horizontal Links in Organization....................................... 108 Chapter 8. Linear-Functional and Divisional Structures................... 116 Chapter 9. Project and Matrix Management....................................... 129 Chapter 10. Bureaucratic Systems........................................................ 135 Part III. HUMAN FACTOR.................................................................................... 149 Chapter 11. Professional Management............................................... 149 Chapter 72.Organizational Behavior....................................................157 Chapter 13. Organizational Culture....................................................... 171 Chapter 74.Trust in Organizations......................................................... 183 Chapter 75. Business Reputation.......................................................... 201 Part IV. FUNCTIONING........................................................................................ 208 Chapter 76. Decision Making in Organization..................................... 208 Chapter 7 7. Coordination Inside Organizations................................. 220 Chapter 78. Organizational Communications..................................... 226 Chapter 79. Organization Effectiveness............................................... 241 Part V. KNOWLEDGE MANAGEMENT............................................................ 252 Chapter 20. Importance of Knowledge for Organizations................ 252 Chapter 27. Knowledge Management Function................................265 Chapter 22. Development of Organizational Forms.......................... 284 Part VI. INFORMATION TECHNOLOGIES...................................................... 305 Chapter 23. Management Staff.............................................................. 305 Chapter 24. Information System of Organization............................... 312 Chapter 25. E-Business........................................................................... 319 Part VII. ADAPTATION TO MARKET.................................................................. 330 Chapter 26. Ownership and Organization of Management.............. 330 Chapter 27. Organization Forms of Enterprises................................. 344 Chapter 28. Shareholding Companies................................................. 355 Chapter 29. Organization of Small-Size Enterprises......................... 370 Part VIII. INTEGRATION....................................................................................... 386 Chapter 30. Corporate Organizations................................................... 386 Chapter 31. Financial-Industrial Groups............................................... 409 Chapter 32. Transnational Companies................................................ 420 Chapter 33. International Joint Ventures.............................................. 427 Part IX. STATE AND ENTERPRISE.................................................................. 436 Chapter 34. Organization of Government............................................ 436 Chapter 35. State Regulation and Support.......................................... 451 Chapter 36. Management of State Ownership.................................... 464 Part X. ORGANIZATIONAL DESIGN.................................................................. 474 Chapter 37. Analysis and Formation of Management Structures............................................................................ 474 Chapter 38. Reengineering: Stages and Techniques........................ 500 Chapter 39. Organization of Companies Merger............................... 516 Chapter 40. Efficiency of Organizational Changes........................... 523 Part XI. FUTURE.................................................................................................... 531 Chapter 41. Perspectives of Development of Organizations........... 531 Chapter 42. Organizations with «Internal Markets».......................... 550 Chapter 43. Network Organizations...................................................... 558 Chapter 44. Virtual Corporations........................................................... 568 Chapter 45. Multydimensional Organizations..................................... 575 Chapter 46. Circular Corporations......................................................... 586 Chapter 47. Intelligent Organizations.................................................... 591 Chapter 48. Learning Organizations..................................................... 601 Chronology of organization theory..................................................................... 614 References and recommended literature......................................................... 636 List of used terms................................................................................................... 643 Предисловие к четвертому изданию Четвертое издание учебника «Теория организации» выходит в свет как своеобразный ответ на читательские пожелания, касающиеся новейших продвижений в теории и обобщения накопленного опыта. Расширение знаний об организациях как никогда ранее востребовано практикой и связано со стремлением компаний в полной мере овладеть представлениями, методами и инструментарием управления — движущими силами их успешной деятельности. Никогда ранее организационные инновации не выступали так явственно в качестве ведущего конкурентного преимущества компаний. Никогда ранее они по значимости и результативности не стояли в одном ряду с кардинальными переменами в технологии, информатизации, наукоемкости производства и продукции. Характерной особенностью последних лет стало ускорение обновления организационных ресурсов — структур, связей, координации, коммуникаций, соотношения централизации и децентрализации, процессов принятия решений, появления неизвестных ранее форм организации и т.п. Индикатором успеха становится способность организации своевременно воспринимать нововведения, действовать оперативно, выполнять в срок свои обязательства. Новым в четвертом издании книги является расширенный и достаточно детализированный материал об управлении знаниями. При ознакомлении с этим материалом важно учитывать, что разработка теории управления знаниями находится на начальной стадии. Традиционное управление основывается на экономике, главной движущей силой которой выступает капитал. В современных условиях основными ресурсами развития во все большей мере становятся люди и знания, которыми они обладают. Значительная часть перемен в управлении предопределяется движением от традиционного управления, ориентированного на капитал, к инновационному, ориентированному на знания. В условиях коренных технологических и информационных перемен материальные активы образуют лишь видимую, относительно небольшую часть достояния предприятий. Все возрастающая доля стоимости продукции и услуг относится к «незримой соб- ственности» — знаниям, нематериальным активам, которые до недавнего времени не управлялись и не регулировались. Поворот к управлению этой огромной, многообразной и малоизученной сферой, в сущности говоря, является событием знаковым и рубежным. В этой связи особую значимость приобретает ресурсная теория организации, приводимая в книге как фундаментальное основание системного подхода к управлению всеми видами ресурсов, включая интеллектуальный капитал, человеческие ресурсы. Эта теория рассматривает создание и использование конкурентных преимуществ применительно ко всем видам ресурсов. Особое место отводится формированию стратегических активов как фактора устойчивости в развитии организации. Управление знаниями — это целый мир понятий, категорий, вариантов, структур, методов, процедур, технологий и оценок. Это новая область приложения организационных механизмов, управленческих приемов и экономических стимулов, порождающая реальные конкурентные преимущества компаний и привносящая новые признаки профессионализма в управление. В условиях постоянных изменений, расширения диверсификации и усиления рыночной конкуренции ведущие корпорации перестраивают свою структуру в гибкие образования самоуправляющихся единиц, которые используют знания, чтобы с успехом занять рыночные ниши. Овладение механизмом управления знаниями становится насущной необходимостью. Проф. Б.З. Мильнер Предисловие к третьему изданию Предваряя ознакомление читателя — руководителя предприятия, научного работника, преподавателя, студента — с новым изданием «Теории организации», мне бы хотелось высказать некоторые соображения, которые помогут понять смысл и значимость изменений и дополнений в тексте книги, отличающих третье издание от второго. Эти соображения, на мой взгляд, могут послужить аргументацией появления новых разделов книги и обновления текста многих глав. В равной мере больше ясности появится в отношении тех тенденций, которые наметились в управлении экономикой уже сегодня и в полной мере проявятся в ближайшем будущем. Первое — это новый образ организации. Необходимо ясно представлять, что на выходе из глубокого экономического кризиса и в ответ на многочисленные вызовы нового века каждое предприятие в России стоит перед необходимостью формирования собственного облика, определения своей миссии, целей и ценностей, единообразного их понимания, коренного изменения отношения к качеству производимой продукции и оказываемых услуг, введения цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, заботы о высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это — цивилизованная организация, адекватная требованиям настоящего и будущего. Ее формирование стало поистине исторической задачей, без решения которой нельзя ни поддерживать экономический рост, ни двигаться дальше по пути реформ. Становится очевидным, что на первый план выходит конкуренция не только в области товаров, услуг и технологий, но и в организациях и методах управления. Второе — это профессиональное управление. Сегодня лидером трансформации становится настоящий менеджер-профессионал, способный преодолеть инерционность, устоявшиеся стереотипы и пройти путь от стратегического планирования через стратегическое управление к стратегическому лидерству. Таких менеджеров — образованных, инициативных и перспективно мыслящих — становится все больше и больше. Уже можно назвать тысячи российских компаний, где, энергично преодолевая трудности, про- фессионализм становится опосредованной формой нового опыта и новых ценностных ориентиров. Нельзя не видеть, что самая большая проблема сегодня — это нехватка в масштабе страны управленческих команд, способных овладеть потенциалом рынка. Для экономики, вставшей на путь устойчивого роста, нет ничего более ценного, чем профессионализм руководителя, его умение использовать современные управленческие приемы, методы, технологии, его безупречная репутация и высокая ответственность. Третье — новые «правила игры», новые подходы, новые структуры. Многое будет меняться в лучшую сторону, если мы поймем, что реформирование экономики и отдельного предприятия — это не только изменение привычных связей, используемых методов, устоявшихся структур, но и ломка сложившихся представлений о том, как управлять организациями, вести дела, добиваться успеха. Именно в такой ситуации появляются новые стереотипы мышления и лидеры перемен. И как никогда ранее становится верным правило: «Нет отстающих предприятий — есть отстающее управление». Нужно вдохнуть жизнь в организации, используя современные методы управления. Четвертое — решающее значение «человеческого фактора», место и влияние поведенческих дисциплин (психологии управления, социологии деловых организаций, социальной психологии, антропологии, теории принятия решений и др.). Понимание того, что и объектом, и субъектом управления является человек, должно существенно возвысить роль наук о человеческих отношениях. Наряду с методами управления организационная культура и организационное поведение должны стать предметом углубленного изучения и войти в практику привития персоналу навыков в повседневной работе. Чтобы действовать эффективно, на опережение в динамичной внешней среде, организации должны стимулировать развитие у сотрудников способностей и нелинейного мышления — мышления, лишенного стереотипов. Пятое — мы приближаемся ко времени, когда традиционные факторы производства перестанут быть основными детерминантами экономической силы. В ближайшем будущем экономический и управленческий потенциал будет напрямую зависеть от способности контролировать информацию, манипулировать ею, нацеливать на наиболее эффективное использование ресурсов. Вот почему организации должны ориентироваться на использование инновационных технологий, распространение информации, финансовое взаимодействие, безусловное и повсеместное развитие деловой активности, непрерывный образовательный процесс. Вот
Именно с учетом рассмотренных тенденций управления экономикой в настоящем издании переработан материал целого ряда глав. В книгу включены новые главы, частично обновлен иллюстративный и статистический материал, предложены для ознакомления читателя новые концепции и теоретические обобщения, представленные в публикациях последнего времени. Кроме того, учтен опыт чтения лекций и проведения практических занятий по теории организации в высших учебных заведениях. В этой связи обращено внимание на характер и стиль изложения материала с целью облегчения его усвоения. Проф. Б.З. Мильнер Date: 2015-12-13; view: 484; Нарушение авторских прав |