Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляд в будущее: модернизация и глобальное будущее⇐ ПредыдущаяСтр 180 из 180
В главе 1 мы предложили представить, будто весь мир уменьшился до масштабов одной деревни, насчитывающей тысячу жителей. Около 175 ее обитателей относились бы к представителям стран с высоким уровнем доходов, а 200 были бы настолько бедны, что это угрожало бы их жизни. Трагическое положение бедняков показывает, что некоторые крайне необходимые изменения еще не произошли. В главе 12 («Глобальная стратификация») представлены две различные точки зрения на то, почему во всем мире насчитывается 1 млрд попросту нищих людей. Теория модернизации утверждает, что когда-то все были бедны, технологические изменения, особенно индустриальная революция, повысили производительность труда и подняли жизненный уровень в некоторых странах. С этой точки зрения решение проблемы глобальной бедности заключается в содействии технологическому развитию всех стран. Однако по указанным выше причинам такая всеобщая модернизация довольно трудна. Вспомните, что Дэвид Рисман описывал живущих в доиндустриальных обществах как приверженных традициям и склонных сопротивляться изменениям. Поэтому сторонники теории модернизации утверждают: богатые общества должны помочь экономическому развитию бедных стран. Индустриальным державам бежных студентов и предоставлять бедным странам помощь, стимулирующую экономический рост. Приведенный в главе 1.2 обзор теории модернизации показывает, что подобная политика оказалась успешной в Латинской Америке и еще ряде азиатских стран — Тайване, Южной Корее, Сингапуре и Гонконге. Однако она породила и негативные последствия. Люди, придерживающиеся традиционного уклада (например, бразильское племя кайапо), смогли увеличить доходы, но утратили былые ценности и культурное своеобразие, присоединяясь к глобальной McCulture1 западного материализма, поп-музыки, модной одежды и быстрого питания. Один бразильский антрополог так говорит о будущем кайапо: «По крайней мере они быстро поняли последствия просмотра телепередач... Теперь у них есть выбор» (Simons, 2001). Однако далеко не все считают, что модернизация бедных стран возможна. Согласно второму подходу к глобальной стратификации, теории зависимости, современные бедные общества, даже если и пожелают осуществить подобное, не смогут модернизироваться. Основным барьером для экономического развития оказывается не традициональный уклад, а глобальное господство богатых, капиталистических обществ. Первоначально оно выступало в форме колониализма, благодаря чему европейцы захватили Латинскую Америку, Африку и Азию. Торговые отношения вскоре обогатили Англию, Испанию и другие владевшие колониями страны, а сами колонии становились все беднее и беднее. Почти все из них уже получили политическую независимость, однако колониальный гнет сохранился, теперь правила диктуют международные корпорации, действующие во всем мире. По существу, теория зависимости утверждает, что богатые страны достигли своей модернизации за счет бедных, разоряя их природные ресурсы и эксплуатируя жителей. Даже сегодня беднейшие страны связаны невыгодными экономическими отношениями с развитыми обществами, которые покупают сырье и взамен предлагают недорогие промышленные товары. В целом, заключают сторонники теории зависимости, связи бедных обществ с богатыми только поддерживают имеющиеся формы глобального неравенства. Какой бы подход ни казался убедительнее, невозможно отграничить изменения, происходящие в США, от тех, что затрагивают остальной мир. В начале XX в. большинство населения стран с высоким уровнем доходов жили в небольших квартирах и имели ограниченное представление об окружающем пространстве. Сейчас, на заре XXI в., мир превратился в одно громадное поселение, потому что жизнь всех людей стала гораздо более взаимосвязанной. За последние 100 лет мы стали свидетелями невероятных человеческих достижений. Однако решения многих проблем нашего существования — в том числе смысл жизни, разрешение международных конфликтов и искоренение бедности — ускользнули от нас. В этот список можно добавить новые проблемы, требующие неотложного разрешения, — регуляция роста населения и создание устойчивого общества, находящегося в гармонии с окружающей средой. В следующие 100 лет нам необходимо решительно заняться этими вопросами, проявив максимум изобретательности и не оставшись равнодушными. Понимание законов человеческого общества позволяет нам посмотреть на эту задачу С Оптимизмом. Иоопнчнос обозначение стандартизированной, ориентированной на потребление массовой культу- Часть V. Социальные изменения Глава 21. Социальные из менения
Резюме 1. Все общества постоянно трансформируются, но скорость протекания перемен различна. Социальные изменения часто бывают противоречивыми. 2. Социальные изменения представляют собой результат изобретений, открытий, диффузии, а также социальных конфликтов. 3. Современностью называют социальные последствия индустриализации, которая, по мнению Питера Бергера, разрушает традиционные сообщества, расширяет личный выбор, а также усиливает разнообразие взглядов и повышает осведомленность о будущем. 4. Фердинанд Теннис описывал модернизацию как переход от Gemeinschaft к Gesellschaft, свидетельствующий о прогрессирующей утрате общности и постепенном росте индивидуализма. 5. Эмиль Дюркгейм рассматривал модернизацию общества как следствие усиливающегося разделения труда. По его мнению, механическая солидарность, основанная на совместной деятельности и общих убеждениях, постепенно уступает место органической, когда взаимозависимость людей обусловлена их специализацией. 6. По Максу Веберу, современность заменяет традиции рациональным мировоззрением. Вебер опасался дегуманизизации как результата рациональной организации общества. 7. Карл Маркс воспринимал современность в качестве триумфа капитализма над феодализмом. Считая, что капиталистическим обществам свойственны острые социальные конфликты, Маркс поддерживал революционные изменения, направленные на создание социалистической системы. 8. Теория массового общества утверждает, что современность увеличивает масштаб жизни, расширяя роль государства и других официальных организаций в решении задач, ранее выполнявшихся членами одной семьи и их соседями. Культурное разнообразие и быстрые социальные изменения, характерные для современных обществ, затрудняют развитие стабильной идентичности и нахождение смысла жизни. 9. Сторонники теории классового общества полагают, что центральным фактором модернизации на Западе стал капитализм. По их мнению, капиталистическая система, способствующая концентрации богатств в руках немногих людей, приводит к тому, что остальная масса населения заражается чувством бессилия.
10. Социальные изменения слишком сложны и противоречивы, чтобы их можно было отождествлять с социальным прогрессом. 11. «Постмодерном» называют культурные черты постиндустриальных обществ. Основной аспект критики общества с этих позиций заключается в том, что современность (особенно наука) не смогла обеспечить людям преуспевание и благополучие.
12. В глобальном контексте теория модернизации связывает существование бедности с силой традиций. Поэтому некоторые сторонники данного подхода утверждают, что богатые общества должны вмешиваться в дела бедных стран и стимулировать их экономическое развитие. 13. Приверженцы теории зависимости оценивают бедность в международном масштабе как продукт мировой экономической системы. По их мнению, деятельность интернациональных корпораций гарантирует сохранение экономической зависимости бедных стран от более богатых. Основные понятия Классовое общество — капиталистическое общество с выраженной социальной стратификацией. Массовое общество —■ общество, в котором промышленность и бюрократия ослабили традиционные социальные связи. Модернизация — процесс социального изменения, начатого индустриализацией. Направленность на других — восприимчивость к последним тенденциям и модам, часто выражающаяся в подражании другим людям. Постмодерн — социальные формы, характерные для постиндустриальных обществ. Приверженность традициям — стойкая приверженность образу жизни, проверенному временем. Современность — социальные формы, являющиеся результатом индустриализации. Социальное изменение — трансформация культурных и социальных институтов с течением времени. Социальный характер — формы личности, свойственные членам того или иного общества. Вопросы для размышления 1. Насколько удачно, по вашему мнению, Теннис, Дюркгейм, Вебер и Маркс предсказали характер современного общества? В чем их взгляды на современность схожи? В чем различаются? 2. Какие черты побуждают некоторых ученых называть США «массовым обществом»? Почему другие авторы описывают Соединенные Штаты как «классовое общество»? 3. Каковы различия между аномией (чертой массового общества) и отчуждением (характеристикой классового общества)? Как вы думаете, среди каких категорий американцев наиболее выражен каждый из этих факторов? 4. Почему некоторые ученые считают США обществом эпохи постмодерна? Вы согласны с ними? Почему? Новые информационные технологии и социальные изменения
КИБЕРСФЕРА. ЧАСТЬ V Новые информационные технологии и социальные изменения В главе 3 («Культура») было представлено понятие культурного лага, которое Уильям Огбурн (Ogburn, 1964) использовал для обозначения того факта, что одни элементы культуры трансформируются быстрее остальных. Обычно, как объяснял Огбурн, технологии изменяются довольно быстро, но чтобы привыкнуть к ним, людям нужно много больше времени. Возможно, именно из-за такого «разрыва» мы описываем новые достижения с помощью старых терминов, например, измеряем производительность двигателей в «лошадиных силах» или исследуем «магистрали» киберпространства. Сам факт того, что развитие науки и технологий опережает нашу способность к их пониманию, делает отношение многих людей к социальным изменениям противоречивым. Национальный опрос показал, что около 40% взрослых американцев согласны с утверждением: «Наука слишком быстро изменяет нашу жизнь, и это проблема» (NORC, 2001). Тем не менее большинство людей оптимистичнее, ожидая, что новые технологии улучшат их жизнь. В этом заключительном разделе «Киберсфера» мы описываем, как эра компьютеров изменяет города, формирует новые типы человеческих сообществ и обеспечивает новые возможности организации людей с целью образования социальных движений. Рост виртуальных сообществ
Рассмотрим некоторые драматичные изменения, происходившие в Дартмутском колледже, расположенном в Хановере, штат Нью-Гэмпшир. Это учебное заведение - один из наиболее престижных американских колледжей, находящийся на передовой информационной революции. После подключения всех его общежитий к единой компьютерной сети (это иногда называют моделью «по проводу на подушку») жизнь в студенческом городке значительно изменилась. Вступив в кибернетическую эпоху, студенты, например Артур Дезрозье, обнаружили, что у них остается все меньше поводов покидать свои комнаты. При помощи компьютера Дезрозье, второкурсник Дарт-мугского колледжа, читает библиотечные книги, печатает курсовые работы, задает вопросы преподавателям, посылает письма своей подруге, общается со старыми школьными друзьями. Самое странное, что Дезрозье часто посылает сообщения двум своим соседям по комнате, в то время как они просто молча смотрят в свои экраны, находясь на расстоянии нескольких футов. Наверное, одним из знаков наступившего времени может служить закрытие когда-то популярного ресторана, расположенного совсем рядом с общежитиями, в которых проживают 3 тыс. студентов. Студенческий союз также уже гораздо менее занят, чем всего лишь несколько лет назад. В комнате, раньше использовавшейся для общения, сейчас расположены - вы, наверное, уже догадались - компьютерные терминалы, позволяющие студентам проверить в перерывах между занятиями электронную почту. В Дартмутском колледже компьютеры никогда не были более популярными. 8 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников посылают и получают в общей сложности около 250 тыс. сообщений в день. Никто не сомневается, что новые технологии обеспечивают беспрецедентные возможности доступа к информации и объединяют людей почти всех стран мира. Однако кто-то стал осознавать, что в результате исчезло прежнее местное сообщество. Преподавателей беспокоит, что они все реже и реже видят своих студентов; те же задумались, что им следует чаще встречаться друг с другом. Вот что сказала студентка последнего курса Эби-гейл Батлер: «Я знаю таких, кто просиживает пятничные и субботние вечера дома, общаясь по электронной почте с людьми, знакомыми им только по "никам", в то время как другая жизнь проходит мимо. Спустя некоторое время начинаешь остро чувствовать неудовлетворенность таким существованием. Лучше встретиться с кем-нибудь в реальном мире и просто поговорить» (Gabriel, 1996). Социальные движения: новые способы взаимосвязи Новые способы общения с людьми способствуют формированию и расширению социальных движений. Сегодня любой человек, интересующийся каким-либо вопросом и имеющий компьютер, может общаться с единомышленниками, спрашивать их и распространять свои идеи, - в общем, участвовать осознанно в социальном изменении. Кроме этого, компьютеры предоставляют доступ к почти неограниченной информации, расположенной на сайтах бесчисленных организаций и людей, предлагающих программы перемен. Самое важное, что компьютерные технологии облегчают объединение в глобальном масштабе. В качестве примера приведем студентов Римско-католического профессионально-технического училища из Папайи, Таиланд. Эти молодые люди имеют физические недостатки, которые до наступления информационной эпохи могли вообще оставить их без образования. Однако, используя установленные в училище компьютеры, студенты смогли наладить контакт с сотнями тех, у кого такие же проблемы, из десятков стран всего мира, включая США. Общаясь с ними и посещая различные сайты национальных и международных организаций инвалидов, студенты получили богатые познания. Они с удивлением узнали, что во многих странах приняты законы, которые защищают инвалидов от дискриминации и требуют наличия пандусов у тротуаров и подъездов; они обнаружили, что в зарубежных городах есть автобусы, приспособленные для людей в колясках, а также общественные туалеты, разработанные с учетом всех категорий населения. Вооружившись узнанным, студенты этого училища организовали аналогичное движение в своей собственной стране, используя Интернет для просвещения людей и воздействуя на правительственных чиновников, чтобы соответствующие законы были приняты и в Таиланде. Интернет предоставляет мощные средства коммуникации каждому человеку, но особенно он важен для людей, чьи возможности общения в реальном мире ограничены. Вот как выразил это один тайский студент: «В Сети я не ощущаю себя неполноценным человеком» (Smolan & Erwitl, 1996). Далеко не во всех странах мира компьютеры стали обычным делом, но даже в этом случае Интернет приобщает все большее число жителей бедных стран к силе глобаль- Алфавитны Ргу казатель 749
А абсолютная бедность 407 авторитаризм 548 авторитет 542 агрокультура 143 андроцентризм 69 анимизм 623 аномия 163 артефакты 115 асексуальность 312 ассимиляция 481 аут-группа 232 афроцентризм 124 Б базис общества 150 бедность 387, 395 билатеральное наследование 586 бисексуальность 312 богатство 367 брак 581 бунт 692 бюрократическая инерция 245 бюрократический ритуализм 244 бюрократия 161, 240 В валидность 61 вера 615 включенное наблюдение 79 власть 541 вовлечение в общий поток 679 военно-промышленный комплекс 571 возмездие 291 война 568 вопросник 74 воспроизводимость исследования 65 вторичная группа 226 вторичные половые признаки 303 вторичный анализ 82 рынок труда 525 сектор экономики 513 выборка 73 высший класс верхний слой 374 Г тендер 68, 431 и класс 459 и комплементарность 458 тендерная слепота 69 тендерная стратификация 432 тендерные роли 439 генеральная совокупность 73 геноцид 483 гермафродит 303 гетеросексизм 328 гетеросексуальность 312 гипотеза 71 глобальная экономика 514 глобальный подход 29 гомогамия 592 гомосексуальность 312 гомофобия 316 государственный капитализм 520 государство всеобщего благосостояния 552 гражданская религия 643 группа равных 183 групповое мышление 230 группы по особым интересам 556 Д двойные стандарты 69 девиантность 259 дедуктивное логическое мышление 87 демократия 545 деноминация 621 диада 232 дискриминация 478 доконвенциональный уровень 176 доминирующий статус 199 дооперациональнаястадия 175 достигнутый статус 199 доход 366 драматургический анализ 208 Е европоцентризм 122 зависимая переменная 62 земледелие 141 И Ид 174 идеальный тип 156 идеология 348 изменения культуры 126 измерение 58 ин-группа 232 индуктивное логическое мышление 87 индустриальная система 144 институционализированные предубеждения и дискриминация 479 инструментальное лидерство 227 интервью 75 иитерпретативная социология 66 интерференция 69 исторические виды идеологии 348 К капитализм 516 капитализм всеобщего благосостояния 520 капиталисты 149 кастовая система 338 классовая система 341 классовое общество 734 классовое сознание 153 классовый конфликт 152 когорта 193 коллективное поведение 688 колониализм 413 комитет политических действий 558 коммунизм 151, 519 конвенциональный уровень 176 конгломераты 533 контркультура 124 корпорация 531 корреляция 62 креденциализм 669 критическая социология 67 культ 622 культура 101 культурная интеграция 125 культурная трансмиссия 107 культурные универсалии 131 культурный лаг 126 культурный релятивизм 128 культурный шок 103 Л гшбрпяпьный гЬемипм-дм А(\Ч личность 170 ложная корреляция 62 ложное сознание 150 М массовая истерия 699 массовое общество 731 массовое поведение 695 материальная культура 102 матриархат 436 матрилокальность 585 медикализация девиантности 271 меньшинство 452, 472 меритократия 341 метод исследования 70 механическая солидарность 164 мирское 614 многонациональные корпорации 414 мода 700 модель властной элиты 561 марксистская политико-экономическая 561 модернизация 723 монархия 544 моногамия 583 монополия 533 монотеизм 624 моральная паника 699 мультикультурализм 122 Н набор статусов 199 надежность 61 надстройка 150 направленность па других 737 народные обычаи 114 насилие в семье 605 наследование 586 наука 57 научная социология 57 научное управление 246 невербальная коммуникация 210 независимая переменная 61 нематериальная культура 102 неоколониализм 414 пеолокалыюсть 585 низший класс 378 нищета 408 нормы 113 ППО„1.1 11/ 750 Алфавитный указатель Алфавитный указатель 751
О обобщенный другой 180 образование 650 общественное мнение 697 общество 139 общность 689 объективность 64 олигополия 533 операционализация переменной 60 опережающая социализация 184 опрос 73 организационная среда 242 организованная преступность 277 органическая солидарность 164 относительная бедность 405 относительной депривации 703 отчуждение 153 охота и собирательство 140 П паника 699 парадигма символического интеракциоиизма 45 социального конфликта 43 структурно-функциональная 42 патриархат 436 патрилокалыюсть 585 первичная группа 226 первичные половые признаки 303 первичный рынок труда 525 первичный сектор экономики 513 переменная 58 плюрализм 481 плюралистская модель 560 позитивизм 40 пол 302 полиандрия 585 полигамия 583 полигиния 585 политеизм 624 политика 541 политическая революция 564 понятие 58 популярная культура 119 порнография 317, 456 постиндустриализм 145 постиндустриальная экономика 512 постконвепциональный уровень 176 постмодерн 740 превращение харизмы в рутинный порядок 544 ППРПП1.1ГЭ1111ЫМ ГТ'ЛТ\'Г 100 предубеждения 474 преступление без потерпевших 283 белых воротничков 276 из ненависти 278 корпоративное 277 понятие 259 против личности 281 против собственности 283 приверженность традициям 736 причина и следствие 61 пролетарии 149 пропаганда 699 проституция 320 профессиональные союзы 525 профессия 527 Р радикальный феминизм 462 разведение скота 142 разделение труда 164 раса 468 расизм 475 распределение по циклам 662 распространение ядерного оружия 572 расширенная семья 581 рационализация общества 157 рационально-легальная власть 543 рациональность 156 реабилитация 292 религиозность 636 религия 614 ресоциализация 193 референтная группа 231 ритуал 615 родство 580 ролевое напряжение 202 ролевой конфликт 201 ролевой набор 201 роль 200 С сакральные явления 614 самопрезентация 208 сверхобобщение 69 сделка о признании вины 291 сдерживание путем устрашения 292 сегрегация 482 сексизм 436 сексуальная ориентация 311 сексуальное преследование 454 секуляризация 641 семейная единица 580 семья 580 сенсомоторная стадия 175 сеть 235 символы 105 система уголовного права 260 скрытая программа 661 слухи 695 смешение рас 482 современность 723 сожительство 607 социализация 170 социализм 518 социалистический феминизм 462 социальная группа 224 социальная защита 292 социальная интеграция 27 социальная мобильность 381 социальная стратификация 337 социальная структура 42 социально-экономический статус 357 социальное взаимодействие 197 социальное движение 702 социальное изменение 719 социальное конструирование реальности 203 социальные дисфункции 43 социальные институты 150 социальные функции структуры 42 социальный контроль 114, 260 социальный конфликт 149 социальный характер 736 социобиология 132 социокультурная эволюция 140 социология 24 сплетни 697 средний класс верхний слой 376 низший слой 376 средний слой 376 средства массовом информации 184 стадии модернизации (но Ростоу) 416 стадия конкретных операций 175 стадия формальных операций 176 статистические показатели 60 статус 198 статусная согласованность 342 стереотипы 475 стигма 270 структурная социальная мобильность субкультура 119 Суперэго 174 Т табу на инцест 305, 587 тезис Дэвиса-Мура 351 тезис Сепира—Уорфа 110 теневая экономика 529 теология освобождения 620 теорема Томаса 205 теоретическая парадигма 42 теория авторитарной личности 476 возникающих норм 694 депривации 703 дифференциальной ассоциации 272 зависимости 419 заражения 693 «козла отпущения» 475 конвергенции 693 контроля 272 конфликта 476 культурная 708 культуры 476 массового общества 705 мобилизации ресурсов 707 модернизации 415 новых социальных движений 709 понятие 40 странной идентичности 328 структурной напряженности 706 ярлыков 268 терроризм 565 техника контроля 62 технология 116 типы рабства 411 тоталитаризм 550 тотальный институт 193 тотемы 616 традиционная власть 542 традиция 156 транссексуалы 303 третичный сектор экономики 514 триада 233 У убеждения ПО увлечение 701 уголовный рецидивизм 294 Ф феминизация бедности 389 феминизм 460 Date: 2015-12-13; view: 565; Нарушение авторских прав |