Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд в будущее: модернизация и глобальное будущее





В главе 1 мы предложили представить, будто весь мир уменьшился до масштабов одной деревни, насчитывающей тысячу жителей. Около 175 ее обитателей отно­сились бы к представителям стран с высоким уровнем доходов, а 200 были бы на­столько бедны, что это угрожало бы их жизни.

Трагическое положение бедняков показывает, что некоторые крайне необходи­мые изменения еще не произошли. В главе 12 («Глобальная стратификация») пред­ставлены две различные точки зрения на то, почему во всем мире насчитывается 1 млрд попросту нищих людей. Теория модернизации утверждает, что когда-то все были бедны, технологические изменения, особенно индустриальная революция, повысили производительность труда и подняли жизненный уровень в некоторых странах. С этой точки зрения решение проблемы глобальной бедности заключает­ся в содействии технологическому развитию всех стран.

Однако по указанным выше причинам такая всеобщая модернизация довольно трудна. Вспомните, что Дэвид Рисман описывал живущих в доиндустриальных обществах как приверженных традициям и склонных сопротивляться изменени­ям. Поэтому сторонники теории модернизации утверждают: богатые общества долж­ны помочь экономическому развитию бедных стран. Индустриальным державам


бежных студентов и предоставлять бедным странам помощь, стимулирующую эко­номический рост.

Приведенный в главе 1.2 обзор теории модернизации показывает, что подобная политика оказалась успешной в Латинской Америке и еще ряде азиатских стран — Тайване, Южной Корее, Сингапуре и Гонконге. Однако она породила и негативные последствия. Люди, придерживающиеся традиционного уклада (например, бразиль­ское племя кайапо), смогли увеличить доходы, но утратили былые ценности и куль­турное своеобразие, присоединяясь к глобальной McCulture1 западного материализ­ма, поп-музыки, модной одежды и быстрого питания. Один бразильский антрополог так говорит о будущем кайапо: «По крайней мере они быстро поняли последствия про­смотра телепередач... Теперь у них есть выбор» (Simons, 2001).

Однако далеко не все считают, что модернизация бедных стран возможна. Со­гласно второму подходу к глобальной стратификации, теории зависимости, совре­менные бедные общества, даже если и пожелают осуществить подобное, не смогут модернизироваться. Основным барьером для экономического развития оказыва­ется не традициональный уклад, а глобальное господство богатых, капиталистиче­ских обществ. Первоначально оно выступало в форме колониализма, благодаря чему европейцы захватили Латинскую Америку, Африку и Азию. Торговые отно­шения вскоре обогатили Англию, Испанию и другие владевшие колониями стра­ны, а сами колонии становились все беднее и беднее. Почти все из них уже получи­ли политическую независимость, однако колониальный гнет сохранился, теперь правила диктуют международные корпорации, действующие во всем мире.

По существу, теория зависимости утверждает, что богатые страны достигли своей модернизации за счет бедных, разоряя их природные ресурсы и эксплуати­руя жителей. Даже сегодня беднейшие страны связаны невыгодными экономиче­скими отношениями с развитыми обществами, которые покупают сырье и взамен предлагают недорогие промышленные товары. В целом, заключают сторонники теории зависимости, связи бедных обществ с богатыми только поддерживают име­ющиеся формы глобального неравенства.

Какой бы подход ни казался убедительнее, невозможно отграничить изменения, происходящие в США, от тех, что затрагивают остальной мир. В начале XX в. боль­шинство населения стран с высоким уровнем доходов жили в небольших кварти­рах и имели ограниченное представление об окружающем пространстве. Сейчас, на заре XXI в., мир превратился в одно громадное поселение, потому что жизнь всех людей стала гораздо более взаимосвязанной.

За последние 100 лет мы стали свидетелями невероятных человеческих достиже­ний. Однако решения многих проблем нашего существования — в том числе смысл жизни, разрешение международных конфликтов и искоренение бедности — усколь­знули от нас. В этот список можно добавить новые проблемы, требующие неотлож­ного разрешения, — регуляция роста населения и создание устойчивого общества, находящегося в гармонии с окружающей средой. В следующие 100 лет нам необхо­димо решительно заняться этими вопросами, проявив максимум изобретательности и не оставшись равнодушными. Понимание законов человеческого общества позво­ляет нам посмотреть на эту задачу С Оптимизмом.

Иоопнчнос обозначение стандартизированной, ориентированной на потребление массовой культу-




Часть V. Социальные изменения


Глава 21. Социальные из менения


 


Резюме

1. Все общества постоянно трансформируются, но скорость протекания пере­мен различна. Социальные изменения часто бывают противоречивыми.

2. Социальные изменения представляют собой результат изобретений, откры­тий, диффузии, а также социальных конфликтов.

3. Современностью называют социальные последствия индустриализации, которая, по мнению Питера Бергера, разрушает традиционные сообщества, расширяет личный выбор, а также усиливает разнообразие взглядов и по­вышает осведомленность о будущем.

4. Фердинанд Теннис описывал модернизацию как переход от Gemeinschaft к Gesellschaft, свидетельствующий о прогрессирующей утрате общности и по­степенном росте индивидуализма.

5. Эмиль Дюркгейм рассматривал модернизацию общества как следствие уси­ливающегося разделения труда. По его мнению, механическая солидарность, основанная на совместной деятельности и общих убеждениях, постепенно уступает место органической, когда взаимозависимость людей обусловлена их специализацией.

6. По Максу Веберу, современность заменяет традиции рациональным миро­воззрением. Вебер опасался дегуманизизации как результата рациональной организации общества.

7. Карл Маркс воспринимал современность в качестве триумфа капитализма над феодализмом. Считая, что капиталистическим обществам свойственны острые социальные конфликты, Маркс поддерживал революционные изме­нения, направленные на создание социалистической системы.

8. Теория массового общества утверждает, что современность увеличивает мас­штаб жизни, расширяя роль государства и других официальных организаций в решении задач, ранее выполнявшихся членами одной семьи и их соседями. Культурное разнообразие и быстрые социальные изменения, характерные для современных обществ, затрудняют развитие стабильной идентичности и на­хождение смысла жизни.

9. Сторонники теории классового общества полагают, что центральным фак­тором модернизации на Западе стал капитализм. По их мнению, капиталис­тическая система, способствующая концентрации богатств в руках немно­гих людей, приводит к тому, что остальная масса населения заражается чув­ством бессилия.

 

10. Социальные изменения слишком сложны и противоречивы, чтобы их мож­но было отождествлять с социальным прогрессом.

11. «Постмодерном» называют культурные черты постиндустриальных об­ществ. Основной аспект критики общества с этих позиций заключается в том, что современность (особенно наука) не смогла обеспечить людям пре­успевание и благополучие.


 

12. В глобальном контексте теория модернизации связывает существование бедности с силой традиций. Поэтому некоторые сторонники данного подхо­да утверждают, что богатые общества должны вмешиваться в дела бедных стран и стимулировать их экономическое развитие.

13. Приверженцы теории зависимости оценивают бедность в международном масштабе как продукт мировой экономической системы. По их мнению, де­ятельность интернациональных корпораций гарантирует сохранение эконо­мической зависимости бедных стран от более богатых.

Основные понятия

Классовое общество — капиталистическое общество с выраженной социальной стратификацией.


Массовое общество —■ общество, в котором промышленность и бюрократия осла­били традиционные социальные связи.

Модернизация — процесс социального изменения, начатого индустриализацией.

Направленность на других — восприимчивость к последним тенденциям и модам, часто выражающаяся в подражании другим людям.

Постмодерн — социальные формы, характерные для постиндустриальных обществ.

Приверженность традициям — стойкая приверженность образу жизни, проверен­ному временем.

Современность — социальные формы, являющиеся результатом индустриализации. Социальное изменение — трансформация культурных и социальных институтов с течением времени.

Социальный характер — формы личности, свойственные членам того или иного общества.

Вопросы для размышления

1. Насколько удачно, по вашему мнению, Теннис, Дюркгейм, Вебер и Маркс предсказали характер современного общества? В чем их взгляды на совре­менность схожи? В чем различаются?

2. Какие черты побуждают некоторых ученых называть США «массовым об­ществом»? Почему другие авторы описывают Соединенные Штаты как «классовое общество»?

3. Каковы различия между аномией (чертой массового общества) и отчужде­нием (характеристикой классового общества)? Как вы думаете, среди каких категорий американцев наиболее выражен каждый из этих факторов?

4. Почему некоторые ученые считают США обществом эпохи постмодерна? Вы согласны с ними? Почему?


Новые информационные технологии и социальные изменения



 


КИБЕРСФЕРА. ЧАСТЬ V

Новые информационные технологии и социальные изменения

В главе 3 («Культура») было представлено понятие культурного лага, которое Уильям Огбурн (Ogburn, 1964) использовал для обозначения того факта, что одни элементы культуры транс­формируются быстрее остальных. Обычно, как объяснял Огбурн, технологии изменяются довольно быстро, но чтобы привыкнуть к ним, людям нужно много больше времени. Возмож­но, именно из-за такого «разрыва» мы описываем новые достижения с помощью старых тер­минов, например, измеряем производительность двигателей в «лошадиных силах» или ис­следуем «магистрали» киберпространства.

Сам факт того, что развитие науки и технологий опережает нашу способность к их понима­нию, делает отношение многих людей к социальным изменениям противоречивым. Нацио­нальный опрос показал, что около 40% взрослых американцев согласны с утверждением: «Наука слишком быстро изменяет нашу жизнь, и это проблема» (NORC, 2001). Тем не менее большинство людей оптимистичнее, ожидая, что новые технологии улучшат их жизнь. В этом заключительном разделе «Киберсфера» мы описываем, как эра компьютеров изменяет горо­да, формирует новые типы человеческих сообществ и обеспечивает новые возможности орга­низации людей с целью образования социальных движений.


Рост виртуальных сообществ


Получив доступ в Интернет, эти тайские студенты смогли присоединиться

Рассмотрим некоторые драматичные изменения, происходившие в Дартмутском колледже, рас­положенном в Хановере, штат Нью-Гэмпшир. Это учебное заведение - один из наиболее престиж­ных американских колледжей, находящийся на передовой информационной революции. После подключения всех его общежитий к единой компьютерной сети (это иногда называют моделью «по проводу на подушку») жизнь в студенческом городке значительно изменилась. Вступив в ки­бернетическую эпоху, студенты, например Артур Дезрозье, обнаружили, что у них остается все меньше поводов покидать свои комнаты. При помощи компьютера Дезрозье, второкурсник Дарт-мугского колледжа, читает библиотечные книги, печатает курсовые работы, задает вопросы пре­подавателям, посылает письма своей подруге, общается со старыми школьными друзьями. Са­мое странное, что Дезрозье часто посылает сообщения двум своим соседям по комнате, в то вре­мя как они просто молча смотрят в свои экраны, находясь на расстоянии нескольких футов.


Наверное, одним из знаков наступившего времени может служить закрытие когда-то попу­лярного ресторана, расположенного совсем рядом с общежитиями, в которых проживают 3 тыс. студентов. Студенческий союз также уже гораздо менее занят, чем всего лишь несколь­ко лет назад. В комнате, раньше использовавшейся для общения, сейчас расположены - вы, наверное, уже догадались - компьютерные терминалы, позволяющие студентам проверить в перерывах между занятиями электронную почту.

В Дартмутском колледже компьютеры никогда не были более популярными. 8 тыс. студен­тов, преподавателей и сотрудников посылают и получают в общей сложности около 250 тыс. сообщений в день. Никто не сомневается, что новые технологии обеспечивают беспрецеден­тные возможности доступа к информации и объединяют людей почти всех стран мира. Одна­ко кто-то стал осознавать, что в результате исчезло прежнее местное сообщество. Препода­вателей беспокоит, что они все реже и реже видят своих студентов; те же задумались, что им следует чаще встречаться друг с другом. Вот что сказала студентка последнего курса Эби-гейл Батлер: «Я знаю таких, кто просиживает пятничные и субботние вечера дома, общаясь по электронной почте с людьми, знакомыми им только по "никам", в то время как другая жизнь проходит мимо. Спустя некоторое время начинаешь остро чувствовать неудовлетворенность таким существованием. Лучше встретиться с кем-нибудь в реальном мире и просто погово­рить» (Gabriel, 1996).

Социальные движения: новые способы взаимосвязи

Новые способы общения с людьми способствуют формированию и расширению социальных движений. Сегодня любой человек, интересующийся каким-либо вопросом и имеющий ком­пьютер, может общаться с единомышленниками, спрашивать их и распространять свои идеи, - в общем, участвовать осознанно в социальном изменении. Кроме этого, компьютеры предоставляют доступ к почти неограниченной информации, расположенной на сайтах бес­численных организаций и людей, предлагающих программы перемен. Самое важное, что компьютерные технологии облегчают объединение в глобальном масшта­бе. В качестве примера приведем студентов Римско-католического профессионально-техни­ческого училища из Папайи, Таиланд. Эти молодые люди имеют физические недостатки, которые до наступления информационной эпохи могли вообще оставить их без образования. Однако, используя установленные в училище компьютеры, студенты смогли наладить контакт с сотнями тех, у кого такие же проблемы, из десятков стран всего мира, включая США. Обща­ясь с ними и посещая различные сайты национальных и международных организаций инва­лидов, студенты получили богатые познания. Они с удивлением узнали, что во многих стра­нах приняты законы, которые защищают инвалидов от дискриминации и требуют наличия пандусов у тротуаров и подъездов; они обнаружили, что в зарубежных городах есть автобу­сы, приспособленные для людей в колясках, а также общественные туалеты, разработанные с учетом всех категорий населения. Вооружившись узнанным, студенты этого училища орга­низовали аналогичное движение в своей собственной стране, используя Интернет для про­свещения людей и воздействуя на правительственных чиновников, чтобы соответствующие законы были приняты и в Таиланде.

Интернет предоставляет мощные средства коммуникации каждому человеку, но особенно он важен для людей, чьи возможности общения в реальном мире ограничены. Вот как выразил это один тайский студент: «В Сети я не ощущаю себя неполноценным человеком» (Smolan & Erwitl, 1996). Далеко не во всех странах мира компьютеры стали обычным делом, но даже в этом случае Интернет приобщает все большее число жителей бедных стран к силе глобаль-


Алфавитны Ргу казатель 749


Алфавитный указатель

А

абсолютная бедность 407 авторитаризм 548 авторитет 542 агрокультура 143 андроцентризм 69 анимизм 623 аномия 163 артефакты 115 асексуальность 312 ассимиляция 481 аут-группа 232 афроцентризм 124

Б

базис общества 150

бедность 387, 395

билатеральное наследование 586

бисексуальность 312

богатство 367

брак 581

бунт 692

бюрократическая инерция 245

бюрократический ритуализм 244

бюрократия 161, 240

В

валидность 61

вера 615

включенное наблюдение 79

власть 541

вовлечение в общий поток 679

военно-промышленный комплекс 571

возмездие 291

война 568

вопросник 74

воспроизводимость исследования 65

вторичная группа 226

вторичные половые признаки 303

вторичный

анализ 82

рынок труда 525

сектор экономики 513 выборка 73 высший класс

верхний слой 374


Г

тендер 68, 431

и класс 459

и комплементарность 458 тендерная слепота 69 тендерная стратификация 432 тендерные роли 439 генеральная совокупность 73 геноцид 483 гермафродит 303 гетеросексизм 328 гетеросексуальность 312 гипотеза 71

глобальная экономика 514 глобальный подход 29 гомогамия 592 гомосексуальность 312 гомофобия 316

государственный капитализм 520 государство всеобщего благосостояния 552 гражданская религия 643 группа равных 183 групповое мышление 230 группы по особым интересам 556

Д

двойные стандарты 69

девиантность 259

дедуктивное логическое мышление 87

демократия 545

деноминация 621

диада 232

дискриминация 478

доконвенциональный уровень 176

доминирующий статус 199

дооперациональнаястадия 175

достигнутый статус 199

доход 366

драматургический анализ 208

Е

европоцентризм 122

зависимая переменная 62 земледелие 141


И

Ид 174

идеальный тип 156 идеология 348 изменения культуры 126 измерение 58 ин-группа 232

индуктивное логическое мышление 87 индустриальная система 144 институционализированные предубежде­ния и дискриминация 479 инструментальное лидерство 227 интервью 75

иитерпретативная социология 66 интерференция 69 исторические виды идеологии 348

К

капитализм 516

капитализм всеобщего благосостояния

520 капиталисты 149 кастовая система 338 классовая система 341 классовое общество 734 классовое сознание 153 классовый конфликт 152 когорта 193

коллективное поведение 688 колониализм 413

комитет политических действий 558 коммунизм 151, 519 конвенциональный уровень 176 конгломераты 533 контркультура 124 корпорация 531 корреляция 62 креденциализм 669 критическая социология 67 культ 622 культура 101

культурная интеграция 125 культурная трансмиссия 107 культурные универсалии 131 культурный лаг 126 культурный релятивизм 128 культурный шок 103

Л

гшбрпяпьный гЬемипм-дм А(\Ч


личность 170 ложная корреляция 62 ложное сознание 150

М

массовая истерия 699

массовое общество 731

массовое поведение 695

материальная культура 102

матриархат 436

матрилокальность 585

медикализация девиантности 271

меньшинство 452, 472

меритократия 341

метод исследования 70

механическая солидарность 164

мирское 614

многонациональные корпорации 414

мода 700

модель

властной элиты 561

марксистская политико-экономиче­ская 561 модернизация 723 монархия 544 моногамия 583 монополия 533 монотеизм 624 моральная паника 699 мультикультурализм 122

Н

набор статусов 199 надежность 61 надстройка 150 направленность па других 737 народные обычаи 114 насилие в семье 605 наследование 586 наука 57

научная социология 57 научное управление 246 невербальная коммуникация 210 независимая переменная 61 нематериальная культура 102 неоколониализм 414 пеолокалыюсть 585 низший класс 378 нищета 408 нормы 113

ППО„1.1 11/


750 Алфавитный указатель


Алфавитный указатель 751


 


О

обобщенный другой 180 образование 650 общественное мнение 697 общество 139 общность 689 объективность 64 олигополия 533

операционализация переменной 60 опережающая социализация 184 опрос 73

организационная среда 242 организованная преступность 277 органическая солидарность 164 относительная бедность 405 относительной депривации 703 отчуждение 153 охота и собирательство 140

П

паника 699

парадигма

символического интеракциоиизма 45 социального конфликта 43 структурно-функциональная 42

патриархат 436

патрилокалыюсть 585

первичная группа 226

первичные половые признаки 303

первичный рынок труда 525

первичный сектор экономики 513

переменная 58

плюрализм 481

плюралистская модель 560

позитивизм 40

пол 302

полиандрия 585

полигамия 583

полигиния 585

политеизм 624

политика 541

политическая революция 564

понятие 58

популярная культура 119

порнография 317, 456

постиндустриализм 145

постиндустриальная экономика 512

постконвепциональный уровень 176

постмодерн 740

превращение харизмы в рутинный поря­док 544

ППРПП1.1ГЭ1111ЫМ ГТ'ЛТ\'Г 100


предубеждения 474 преступление

без потерпевших 283

белых воротничков 276

из ненависти 278

корпоративное 277

понятие 259

против личности 281

против собственности 283 приверженность традициям 736 причина и следствие 61 пролетарии 149 пропаганда 699 проституция 320 профессиональные союзы 525 профессия 527

Р

радикальный феминизм 462

разведение скота 142

разделение труда 164

раса 468

расизм 475

распределение по циклам 662

распространение ядерного оружия 572

расширенная семья 581

рационализация общества 157

рационально-легальная власть 543

рациональность 156

реабилитация 292

религиозность 636

религия 614

ресоциализация 193

референтная группа 231

ритуал 615

родство 580

ролевое напряжение 202

ролевой конфликт 201

ролевой набор 201

роль 200

С

сакральные явления 614

самопрезентация 208

сверхобобщение 69

сделка о признании вины 291

сдерживание путем устрашения 292

сегрегация 482

сексизм 436

сексуальная ориентация 311

сексуальное преследование 454


секуляризация 641

семейная единица 580

семья 580

сенсомоторная стадия 175

сеть 235

символы 105

система уголовного права 260

скрытая программа 661

слухи 695

смешение рас 482

современность 723

сожительство 607

социализация 170

социализм 518

социалистический феминизм 462

социальная группа 224

социальная защита 292

социальная интеграция 27

социальная мобильность 381

социальная стратификация 337

социальная структура 42

социально-экономический статус 357

социальное взаимодействие 197

социальное движение 702

социальное изменение 719

социальное конструирование

реальности 203 социальные дисфункции 43 социальные институты 150 социальные функции структуры 42 социальный контроль 114, 260 социальный конфликт 149 социальный характер 736 социобиология 132 социокультурная эволюция 140 социология 24 сплетни 697 средний класс

верхний слой 376

низший слой 376

средний слой 376 средства массовом информации 184 стадии модернизации (но Ростоу) 416 стадия конкретных операций 175 стадия формальных операций 176 статистические показатели 60 статус 198

статусная согласованность 342 стереотипы 475 стигма 270

структурная социальная мобильность субкультура 119 Суперэго 174


Т

табу на инцест 305, 587 тезис Дэвиса-Мура 351 тезис Сепира—Уорфа 110 теневая экономика 529 теология освобождения 620 теорема Томаса 205 теоретическая парадигма 42 теория

авторитарной личности 476

возникающих норм 694

депривации 703

дифференциальной ассоциации 272

зависимости 419

заражения 693

«козла отпущения» 475

конвергенции 693

контроля 272

конфликта 476

культурная 708

культуры 476

массового общества 705

мобилизации ресурсов 707

модернизации 415

новых социальных движений 709

понятие 40

странной идентичности 328

структурной напряженности 706

ярлыков 268 терроризм 565 техника контроля 62 технология 116 типы рабства 411 тоталитаризм 550 тотальный институт 193 тотемы 616

традиционная власть 542 традиция 156 транссексуалы 303 третичный сектор экономики 514 триада 233

У

убеждения ПО увлечение 701 уголовный рецидивизм 294

Ф

феминизация бедности 389 феминизм 460







Date: 2015-12-13; view: 565; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.074 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию