![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Социологическая теория
Сплетение наблюдений с осмыслением подводит нас к другому аспекту социологии — к теории. Теория — утверждение о том, как и почему отдельные факты связаны между собой. Точнее говоря, задача социологической теории состоит в том, чтобы объяснить социальное поведение в реальном мире. Вспомните теорию Эмиля Дюркгейма, согласно которой особенно склонны к самоубийству категории людей, отличающихся относительно слабой социальной интеграцией (мужчины, протестанты, богатые и не состоящие в браке). Размышляя над проблемой суицидов, Дюркгейм задумался над множеством теорий. Но какая из них была правильной? Чтобы оценить теорию, как это будет объяснено в следующей главе, социологи собирают данные, применяя разнообразные методы научного исследования. Факты позволяют подтвердить одни теории и отвергнуть или видоизменить другие. Дюркгейм собрал данные, которые вскрывали закономерности, показывавшие, что определенные категории людей более расположены совершать самоубийства. Эти закономерности позволили ему сформулировать теорию, которая наилучшим образом соответствовала всем имевшимся фактам. Карта США 1.1' показывает уровень суицидов в каждом из 50 штатов и дает вам возможность самостоятельно заняться теми или иными теоретическими построениями. ' На этой карте показано, в каких штатах уровень суицидов высок, в каких он средний и в каких — низкий. Найдите закономерности. В целом, высокий процент самоубийств отмечается в тех штатах, где люди проживают в удалении друг от друга. В более густонаселенных регионах процент самоубийств невысок. Подтверждают ли эти данные теорию самоубийств Дюркгейма пли противоречат 42 Часть I, Основы социологии Г лава 1. Социологический подход 43
Структурно-функциональная парадигма Это схема для построения теории, рассматривающей общество как сложную систему, отдельные части которой работают слаженно для обеспечения единства и стабильности. Как ясно из названия, данная парадигма сосредоточивает внимание на социальной структуре, под которой понимается любой относительно устойчивый образец социального поведения. Социальная структура придает форму нашей жизни, идет ли речь о семье, работе или учебе. Кроме того, данная парадигма направлена на выяснение социальных функций структуры или ее последствий для деятельности общества в целом. Вся социальная структура — от простого рукопожатия до сложных религиозных ритуалов — обеспечивает существование общества, по крайней мере — в той его форме, которая существует. Своим существованием структурно-функциональная парадигма во многом обязана Огюсту Конту, указавшему на важность социальной интеграции во времена стремительных перемен. Эмиль Дюркгейм, содействовавший введению социологии во французских университетах, основывал свою деятельность также па этом подходе. Третьим основоположником структурно-функциональной парадигмы был английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Он сравнил общество с человеческим организмом. Как структурные составляющие последнего — скелет, мышцы и различные внутренние органы — функционируют независимо, работая на выживание всего организма в целом, так и социальные структуры действуют сообща, защищая общество. Таким образом, данная структурно-функциональная парадигма упорядочивает социологические наблюдения, выявляя разнообразные структуры общества и изучая их функции. В США многие идеи Конта, Спенсера и Дюркгейма были продвинуты Талкот-том Парсонсом (1902-1979), главным приверженцем структурно-функциональной парадигмы в США. Парсонс подходил к обществу как к системе и стремился выявить основополагающие задачи, какие любое общество обязано выполнить, чтобы выжить, а также пути реализации этих задач. Современный американский социолог Роберт К. Мертон уточнил наше понимание самой концепции социальной функции. Он (Merton, 1968) пояснил, что, во-первых, люди редко воспринимают все функции социальной структуры. В качестве явных функций он описывает распознанные и ожидаемые последствия того или иного социального явления. Латентные функции — напротив, нераспознанные и непредусмотренные последствия того или иного социального явления. Например, очевидная функция системы высшего образования в США — обеспечить молодых людей информацией и навыками, необходимыми для работы. По всей вероятности, настолько Же ВаЖНОЙ. ХОТЯ И пеже ППИЯНЯВЯеМПЙ. ЯППЯРТГЯ лпигяя rhvuiriiMa imnimnnfoii — «сватовство» людей одинакового социального происхождения. Еще одной латентной функцией становится удержание миллионов молодых людей вне рынка рабочей силы, где многие из них, скорее всего, не смогут найти себе никакой работы. Кроме того, как объясняет Мертон, социальные явления различным образом влияют на разных членов общества (Stern, 1998). Например, традиционные семьи являются хорошей средой для воспитания детей, но в то же время в них привилегированное положение занимают мужчины, а вот женщинам возможностей оставлено немного. Мертон высказывает еще одно важное соображение: социальная структура не всегда бывает полезной. Социальные дисфункции — это нежелательные для деятельности общества последствия того или иного социального явления. Люди обычно расходятся во мнениях, когда речь заходит о том, что считать полезным или пагубным. Скажем, являющееся функциональным для одной категории лиц (например, для фабрикантов или лендлордов) для другой (фабричных рабочих и арендаторов) может быть совершенно дисфункциональным. Критическая оценка. Главная особенность структурно-функциональной парадигмы — представление об обществе как устойчивом и упорядоченном образовании. Социологи, придерживающиеся такого подхода, стремятся выяснить, «что же приводит в движение» эту систему. В середине XX в. большинство социологов придерживались именно структурно-функциональной парадигмы. Однако затем ее влияние ослабло. Фокусируясь на социальной стабильности и единстве, критики подобного подхода указывают на то, что он тяготеет к забвению классового, расового и тендерного неравенства, порождающего значительную общественную напряженность и конфликты. Сфокусированность на стабильности при невнимании к конфликтам делает данную парадигму несколько консервативной. Своеобразной реакцией на этот подход стала иная теоретическая парадигма — социального конфликта. Парадигма социального конфликта Парадигма социального конфликта представляет собой схему для построения теории, которая воспринимает общество как арену неравенства, порождающего конфликты и изменения. В отличие от структурно-функционального акцента на солидарности этот подход упор делает на неравенстве. Его сторонники изучают характер связи таких факторов, как социальный класс, раса, возраст, этническая и тендерная принадлежность, с неравномерным распределением денежных средств, власти, образования и социального престижа. Данная парадигма отвергает идею о том, что социальная структура способствует функционированию общества в качестве единого целого, показывая, как социальные образцы служат для выгоды одних людей и обездоливания других. Социологи, следующие такой парадигме, рассматривают конфликт между доминирующими и непривилегированными категориями лиц — богатыми и бедными, с белой и иного цвета кожей, мужчинами и женщинами. Как правило, люди, принадлежащие к верхушке общества, стремятся защитить свое положение, а не имеющие подобных преимуществ слои пытаются побольше выгадать для себя. 44 Часть I. Основы социологии Глава 1. Социологический подход 45
Таким образом, молодые люди из привилегированных семей получают самое лучшее школьное образование, а в дальнейшем п высокооплачиваемую работу. Дети же из бедных семей не готовы к учебе в колледже и, как и их родители до них, обычно выполняют низкооплачиваемую работу. В обоих случаях социальная ступень словно бы переходит по эстафете от одного поколения к следующему, в то время как школы оправдывают сложившуюся практику тем, что они учитывают индивидуальные результаты (Bowles & Gintis, 1976; Oakes, 1982, 1985). В США социальный конфликт выходит далеко за рамки системы школьного образования. В последующих главах этой книги объясняется, каким образом неравенство, основанное на классовой, расовой и тендерной принадлежности, укоренено в организации самого общества. Многие социологи пользуются парадигмой социального конфликта не только для того, чтобы осмыслить общественное устройство, по и для осуществления социальных перемен, устраняющих неравенство. Подобную цель преследовал У. Э. Б. ДюБуа, а также Карл Маркс, чьи труды имели особое значение для развития этой парадигмы. Маркс не терпел тех, кто стремился лишь анализировать общество. В своей хорошо известной декларации (слова ее высечены на его памятнике, расположенном на лондонском кладбище Хайгейт) Маркс утверждал: «Философы так лишь различным образом объясняли мир; тогда как дело заключается в том, чтобы изменить его». Критическая оценка. В последние десятилетия парадигма социального конфликта снискала большое число приверженцев. И все же, подобно другим подходам, она подвергается критике. Фокусируясь на неравенстве, она не учитывает, что разделяемые всеми ценности и взаимозависимость унифицируют членов общества. Кроме того, но мнению ее критиков, политическая направленность данной парадигмы не позволяет ей претендовать на научную объективность. Однако, как показано во главе 2 («Социологическое исследование»), теоретики конфликта отклоняют критические упреки в свой адрес, возражая, что все подходы имеют политические следствия, пусть и различающиеся. Еще одно замечание в адрес как структурно-функциональной парадигмы, так и парадигмы социального конфликта состоит в том, что они живописуют общество крупными мазками, рассматривая его с позиций «семьи», «социальных классов», «расы» и т. д. Третий же из указанных теоретических подходов в меньшей степени рассматривает общество с точки зрения масштабных социальных структур, в большей Парадигма символического интеракционизма Структурно-функциональной парадигме и парадигме социального конфликта присуща общая макроуровневая ориентация — сфокусированность на социальных структурах, которые образуют общество как целое. Макроуровневая социология охватывает большую картину, весьма похожую на вид огромного города с вертолета, когда видно, как по шоссейным дорогам люди перемещаются с одного места на другое или как меняется застройка от богатых кварталов к бедняцким. В социологии существует и микроуровневая ориентация — сфокусированность на социальных взаимодействиях в конкретных ситуациях. Такое изучение общественной жизни сходно с вниманием к тому, что происходит на улице, например общение детей на школьной спортплощадке или реакция прохожих на бездомных людей. Парадигма символического интеракционизма, таким образом, представляет собой схему для построения теории, которая воспринимает общество как продукт повседневного взаимодействия индивидов. Каким же образом из личного опыта десятков миллионов людей образуется «общество»? Один из ответов, представленный в главе 6 («Социальное взаимодействие в повседневной жизни»), гласит, что общество является не чем иным, как общей реальностью, которую люди создают в ходе взаимного общения. Люди — это существа, живущие в мире символов и означивающие практически все. Следовательно, «реальность» — всего лишь определения значений, которыми мы наделяем свое окружение, обязанности по отношению к другим людям и собственную самоидентичность. Конечно, этот процесс определения субъективен и различается от человека к человеку. Так, один может определить бездомного как «простого бездельника, ждущего подаяния», и не обратить на него внимания, а другой разглядеть в нем «собрата, оказавшегося в нужде», и предложить ему помощь. Таким же образом, один человек может испытывать чувство безопасности, проходя мимо офицера полиции, совершающего дежурный обход, тогда как другой будет охвачен тревогой. Поэтому социологи, использующие подход символического интеракционизма, смотрят на общество как на сложную, постоянно меняющуюся мозаику субъективных значений. Парадигма символического интеракционизма уходит корнями в идеи Макса Вебера (1864-1920), немецкого социолога, который подчеркивал необходимость понимать среду с точки зрения тех людей, которые в ней находятся. Подход Вебера рассматривается в главе 4 («Общество»). С тех времен социологи внесли много нового в микроуровневую социологию, создав целые ее направления. В главе 5 («Социализация») излагаются идеи Джорджа Герберта Мида (1863-1931), который изучал, как мы формируем свои личности на основе социального опыта. Глава 6 («Социальное взаимодействие в повседневной жизни») представляет работу Ирвина Гоффмана(1922-1982), чей драматургический анализ описывает людей, подобно актерам исполняющим разнообразные роли. Другие современные социологи, включая Джорджа Хоманса и Питера Блау, разработали анализ социального обмена. По их мнению, взаимодействие в обществе направляют те приобретения и потери, которых каждый индивид ожидает при общении с другими (Molm, 1997; Mulford et al, 1998). Например, в ритуале ухаживания люди ищут партнеров, способных предложить им как минимум столько же — с точки зрения физической привлекательности — ума и достатка, сколько они в 46 Часть I. Основы социологии Глава 1. Социологический подход 47
Таблица 1.1
В табл. 1.1 суммированы основные черты структурно-функциональной парадигмы, парадигмы социального конфликта и парадигмы символического интеракционпзма. Каждая парадигма помогает ответить на ряд определенных вопросов. Однако понять общество наиболее полным образом возможно в том случае, если социологический подход включает все три указанные парадигмы, что и будет продемонстрировано при анализе сферы спорта в США. Практическое использование парадигм: социология спорта В начале этой главы мы отметили любовь жителей США к спорту. И дело не только в том, что большая часть молодежи занимается им, но и в том, что телевизионные программы — как молодежные, так и для пожилых — изобилуют показом событий из мира спорта, а значительную часть новостей составляют отчеты о результатах различного рода спортивных соревнований. В США выдающиеся игроки, такие как Марк Мак-Гвайр (бейсбол), Шакилл О'Нил (баскетбол) и Венус Уильяме (теннис), относятся к числу самых знаменитых людей. Вообще, в США спорт стал многомиллиардным бизнесом. Как же поясняют три сооциологические парадигмы это привычное явление нашей повседневной жизни? Функции спорта. Структурно-функциональный подход сосредоточивает внимание на тех способах, благодаря которым сфера спорта содействует функционированию общества. К очевидным ее функциям относятся отдых, улучшение физическое состояния и вполне безвредная «разрядка напряжения». Спорт обладает и важными латентными функциями, начиная от укрепления социальных связей и заканчивая созданием десятков тысяч рабочих мест. Самым же важным является, пожалуй, то, что он побуждает к соревнованию и достижению успеха — моментам, которым в нашем образе жизни отведено главное место. У спорта есть и дисфункциональные последствия. Бывает, например, что в тех колледжах и университетах, которым важнее вывести на поле команду-победителя, набор учащихся осуществляют исходя из их спортивных, а не учебных способностей. Эта практика не только снижает академические стандарты учебного заведения, но и обделяет спортсменов, оставляя им мало времени на учебу (Upthegrove, Roscigno, & Charles, 1999). Спорт и конфликты. Анализ социального конфликта начинается с указания на то, что спорт тесно связан с социальным неравенством. Некоторые спортивные виды, в том числе теннис, плавание, гольф и катание на лыжах, обходятся дорого, а потому привлекают в основном состоятельных людей. Однако футбол, бейсбол и баскетбол доступны для всех. Короче говоря, игры, в которые играют люди, являются не только делом выбора, но отражают и их социальное положение. На протяжении всей истории спорт был преимущественно мужским делом. Так, во время первых современных Олимпийских игр, состоявшихся в 1896 г., женщины были исключены из соревнований; в большинстве регионов США вплоть до недавнего времени девочкам не разрешали играть даже в командах низшей лиги. Такая практика оправдывалась неправильными утверждениями о недостаточной силе и выносливости женщин, чтобы заниматься спортом, или об опасности утра- 48 Часть I. Основы социологии Глава 1. Социологический подход 49
спортсменами, оставляя другой половине роль зрительниц и болельщиц. Сегодня среди женщин профессиональных спортсменок больше, чем когда-либо в прошлом, и все же они по-прежнему остаются позади мужчин, особенно в наиболее доходных и престижных видах спорта, Хотя наше общество в течение длительного времени не допускало людей с не белым цветом кожи к участию в соревнованиях, проводившимся в высших лигах, для спортсменов-профессионалов возможность зарабатывать большие деньги за последние десятилетия значительно расширилась. Игроки афроамериканского происхождения были впервые допущены в высшую бейсбольную лигу после того, как Джеки Робинсон сломал расовый барьер и в 1947 г. стал членом команды «Бруклин Доджерс» (Brooklyn Dodgers). В 2000 г., спустя более 50 лет, после того как в профессиональном бейсболе легендарный номер Робинсона — «42» — был исключен во всех командах1, афроамериканцы (12% населения США) составили 13% среди игроков высшей бейсбольной лиги, 67% - среди игроков Национальной футбольной лиги, 78% — в Национальной баскетбольной лиге (Center for the Study of Sport in Society, 2000). Одной из причин притока в профессиональные виды спорта афроамериканцев является то, что успех в спорте — с учетом среднего числа подач пли забитых голов — может быть точно определен и на него не влияют расовые предрассудки. Справедливо также, что некоторые из людей с небелым цветом кожи особенно стараются преуспеть в спорте, где у них больше возможностей добиться успеха, чем на иных поприщах (Steele, 1990; Hoberman, 1997, 1998; Edwards, 2000; Harrison, 2000). В последние годы средние заработки спортсмеков-афроамерйканцев превысили заработки белых игроков. Однако репутация профессионального спорта в США по-прежнему запятнана расовой дискриминацией. Так, от принадлежности к той или иной расе зависят позиции игроков на поле в стандартной расстановке, называемо]! «стэкинг» (stacking). На рис. 1.2 показан результат исследования расового аспекта в футболе. Обратите внимание, что белые игроки преобладают в нападении, а также играют на центровых позициях по обе стороны от разделительной линии. Вообще говоря, афроамериканцы, по сути, широко представлены всего в пяти видах спорта -бейсболе, баскетболе, футболе, боксе и легкой атлетике. И во всех областях профессионального спорта подавляющее большинство менеджеров, главных судей и владельцев спортивных команд — белые (Gnida, 1995; Smith & Leonard, 1997). Можно спросить, кто получает выгоду от спортивной деятельности. Хотя отдельные игроки получают астрономические гонорары, а миллионы фанатов с восторгом следят за своими командами, спорт является внушительным бизнесом, составляя предмет собственности для незначительного чиста людей (преимущественно белых мужчин). В итоге можно сказать, что спорт к США построен па неравенстве, порождаемом гендерной и расовой принадлежностью, а также экономической властью. Традиция не вручать бш..... с никому номер уходящего ил спорта выдающегося игрока весьма рас- Рис. 1.2. Расовая принадлежность и спорт: «стэкинг» в профессиональном футболе Источник: Center for the Study of Sport in Society, 2001 Спорт как интеракция. На микроуровне спортивное событие представляет собой сложную драму, развивающуюся в ходе непосредственного общения людей. Отчасти игра ведется в соответствии с позициями игроков и установленными правилами. Но бывает, что соперники действуют спонтанно и непредсказуемо. Соответственно вооруженные парадигмой символического интеракционизма, мы склонны рассматривать спорт не столько как систему, сколько как непрерывный процесс. Кроме того, придерживаясь этой точки зрения, можно предположить, что каждый игрок понимает происходящее по-своему. Кому-то лучше находиться в обстановке жесткого соперничества, тогда как другим очарование самой игры может казаться важнее победы. (Древние римляне ввели в обиход слово amateur, буквально — «любитель», которым обозначали всех, кто занимается каким-либо делом из 50 Часть I, Основы социологии Помимо разного отношения к соревнованию у членов команд создаются разные реальности событий, связанные с разного рода предубеждениями, завистью и амбициями, которые они привносят в игру. Вдобавок к этому поведение каждого отдельно взятого игрока по ходу игры может меняться. Например, в профессиональном бейсболе новичок сначала испытывает неловкость во время первых нескольких соревнований в рамках Высшей лиги. Однако со временем большинство прекрасно приживаются в команде. Джеки Робинсону (первому афроамериканцу, участнику игр в высшей лиге, начавшему в 1947 г.), знавшему, что многие белые игроки и миллионы таких же фанатов настроены против него, было очень трудно привыкнуть к полю, где он впоследствии чувствовал себя как дома. Но потом его выдающиеся способности и уверенный, пронизанный самим духом взаимодействия стиль игры завоевали ему уважение всей нации. Три теоретические парадигмы — структурно-функциональная, социального конфликта и символического интеракционизма — предоставляют различные интерпретации, но ни одна из них не бывает правильнее другой. Относительно разных проблем каждая парадигма дает свое толкование; чтобы в полной мере оценить силу социологического подхода, надлежит ознакомиться со всеми этими подходами и предлагаемыми в их рамках объяснениями. Резюме 1. Социологический подход показывает «общее в частном», или способность общества формировать нашу частную жизнь. 2. Поскольку в нашей культуре акцент сделан на индивидуальном выборе, распознавание власти общества над жизнями людей может сначала показаться «поиском необычного в банальном». 3. Различное количество детей, рождаемых женщинами в разных регионах мира, а также исследование числа самоубийств среди некоторых категорий людей, проведенное Эмилем Дюркгеймом, показывают, что общество влияет даже на самые интимные поступки и выбор человека. 4. Глобальное сознание является важной частью социологического подхода, ибо, во-первых, жизнь людей в различных странах весьма и весьма различается; во-вторых, государства становятся все более взаимосвязанными; в-третьих, многие социальные проблемы оказываются наиболее серьезными за пределами США и, в-четвертых, глобальное сознание позволяет нам лучше понять самих себя. 5. Маргинальные в социальном отношении люди чаще других чувствуют на себе силу общества. У всех людей социологическое мышление становится острее в периоды общественного кризиса. 6. Преимущество использования социологического подхода заключается в том, что он, во-первых, помогает нам оценить распространенные убежде-имо- on-mnnuv ппмпгярт пирнить возможности и ппепятствия в нашей ________________________________________________ Глава 1. Социологический подход 51 собственной жизни; в-третьих, побуждает нас к более активному участию в жизни общества и, в-четвертых, позволяет уяснить социальное многообразие в окружающем мире. 7. Социология возникла в ответ на грандиозные перемены, которые происходили в Европе в XVIII-XIX вв. Внимание людей к механизмам функционирования общества было вызвано благодаря трем кардинальным изменениям — росту промышленной экономики, стремительному росту городов и возникновению новых политических идей. 8. Название «социология» введено Огюстом Контом в 1838 г. Социальные мыслители прошлого сосредоточивались на представлении образа будущего общества — на том, каким оно должно быть. Конт же применил научные методы к познанию общества таким, каково оно есть в настоящем. 9. Теория соединяет наблюдения с интуицией и пониманием. При построении теорий социологи пользуются различными парадигмами.
10. Структурно-функциональная парадигма рассматривает включенность образцов поведения в функционирование общества. Этот подход высвечивает стабильность и интеграцию, уделяя минимум внимания неравенству и конфликтам. 11. Парадигма социального конфликта, подчеркивающая неравенство, конфликты и изменения, грешит недооценкой интеграции и стабильности общества. 12. В отличие от этих масштабных, макроуровневых подходов парадигма символического интеракционизма является микроуровневой схемой, которая нацеливает на рассмотрение непосредственного взаимодействия в конкретных условиях его осуществления. 13. Поскольку каждая парадигма выделяет различные измерения социальных проблем, наиболее полного социологического понимания удается добиться лишь с учетом всех трех парадигм. 14. Социологическое мышление подразумевает обобщения. Однако в отличие от стереотипа социологическое утверждение:
♦ не применяется без разбора к каждому отдельному представителю какой-либо категории лиц; ♦ подкрепляется фактами; ♦ предлагается для установления истины. Основные понятия Глобальный подход — изучение внешнего мира и места, которое занимает в нем наше общество. Латентные функции - нераспознанные и непреднамеренные последствия того или иного социального паттерна. Макроуровневая ориентация - сфокусированность на социальных структурах, 52 Часть I, Основы социологии _________________________________________________________ Микроуровневая ориентация — сфокусированность на социальных взаимодействиях, осуществляемых в конкретных ситуациях. Парадигма символического интеракционизма — схема построения теории, согласно которой общество — это продукт повседневного взаимодействия индивидов. Парадигма социального конфликта — схема построения теории, согласно которой общество воспринимается как арена неравенства, порождающего конфликты и изменения. Позитивизм — путь познания, основанный на научных принципах. Социальная структура — любой относительно устойчивый образец социального поведения. Социальные дисфункции — нежелательные последствия того или иного социального явления для деятельности общества. Социальные функции — последствия социального образца для деятельности общества в целом. Социология — систематическое изучение человеческого общества. Стереотипы — преувеличенные описания, применяемые к любому индивиду — представителю той или иной категории лиц. Страны с высоким уровнем доходов — государства с весьма продуктивными экономическими системами, где для большинства людей характерны высокие доходы. Страны с низким уровнем доходов — государства с менее продуктивными экономическими системами, где большинство людей живут в бедности. Страны со средним уровнем доходов — государства с умеренно продуктивными экономическими системами, где личные доходы примерно соответствуют среднему общемировому уровню. Структурно-функциональная парадигма — схема построения теории, утверждающей, что общество — это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность. Теоретическая парадигма — исходный образ общества, который направляет способ мышления и исследования. Теория — утверждение о том, как и почему связаны между собой отдельные факты. Явные функции — распознанные и ожидаемые последствия того или иного социального явления. Вопросы для размышления 1. Чем, по вашему мнению, различаются психологический и социологический подходы? 2. Почему у нас пропадает чувство, что мы держим свою жизнь под контролем, когда речь заходит о социологическом подходе? Каким образом он позволя- Глава 1. Социологический подход 53 3. Какие факторы помогают объяснить, почему именно таким образом и именно в указанный период формировалась социология? 4. Руководствуясь тремя главными теоретическими парадигмами, подумайте, какие вопросы вы могли бы задать:
♦ о телевидении; ♦ о войне; ♦ о колледжах и университетах. Глава 2. Социологическое исследование 55 ГЛАВА 2 Date: 2015-12-13; view: 1093; Нарушение авторских прав |