Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и социология





Природа общества захватывала умы блестящих мыслителей античного мира, в том числе китайского мудреца Конфуция (551-479 до н. э.) и греческих философов Платона (ок. 427-347 до н. э.) и Аристотеля (384-322 до н. э.)1. В дальнейшем эту тему поднимали римский император Марк Аврелий (121-180), средневековые мыслители св. Фома Аквинский (12257-1274) и Кристина де Пизан (ок. 1363-1431), а также великий английский драматург Вильям Шекспир (1564-1616).

Однако все эти мыслители изображали скорее идеальное общество, чем анали­зировали реальное. Создавая новую научную дисциплину, основоположники со­циологии, конечно, задумывались о том, как возможно усовершенствовать соци­альный мир, но главной задачей все-таки оказалось стремление понять, каким же образом функционирует общество в действительности. Описывая такую направ­ленность мышления, французский философ Опост Конт (1798-1857) и ввел в оби­ход термин социология. Последняя принадлежит к числу самых юных научных дисциплин, будучи намного моложе истории, физики или, например, экономичес­кой науки.

Конт (Comte, 1975; перв. изд. - 1851-1854) рассматривал социологию как ре­зультат исторического развития, насчитывающего три этапа. На самой ранней, теологической стадии, охватывающей период с начала человеческой истории до конца европейского средневековья, наступившего около 1350 г., люди восприни­мали общество с религиозной точки зрения, видя в нем проявление воли Бога.

С Ренессанса теологический подход сменился тем, который Конт назвал мета­физической стадией. На протяжении этого периода люди считали общество, ско­рее, естественным, нежели сверхъестественным, явлением. Томас Гоббс (1588— 1679), например, полагал, что оно отражает не столько божественное совершенство, сколько изъяны эгоистичной людской натуры.

То, что Конт назвал научной стадией истории, берет начало с деятельности ран­них ученых, среди которых следует упомянуть польского астронома Николая Копер­ника (1473-1543), итальянского астронома и физика Галилео Галилея (1564-1642) и английского физика и математика Исаака Ньютона (1642-1727). Вклад Конта за­ключался в применении научного способа рассмотрения, поначалу использовавше­гося для изучения только явлений физического мира, к изучению общества2.

1 На протяжении всей книги аббревиатура «до и. э.» означает «до нашей эры». Мы пользуемся этой
терминологией вместо традиционной «до Р. X.» («до Рождества Христова»), учитывая религиозное
многообразие общества. Аналогичным образом вместо традиционной аббревиатуры «A. D.» (anno
Domini),
мы ставим «н. э.», «наша эра».

2 Своеобразной иллюстрацией к указанным Контом этапам может служить экскурс в историю пред­
ставлений людей: древние греки и римляне принимали планеты за божества; мыслители-метафи­
зики эпохи Ренессанса видели в них астральные силы (способствуя развитию астрологии); ко вре­
мени же Галилея ученые считали планеты природными объектами, существование которых подчи-


40 Часть!. Основы социологии


 
 


Позиция Конта была ярким примером позитивизма, который определяется как способ познания, опирающийся на науку. Конт верил, что общество подчиняется непреложным законам, подобно тому как физический мир повинуется гравитации и другим закономерностям природы.

Находясь под сильным влиянием идей французского мыслителя, социология сформировалась как научная дисциплина в США в начале XX в. И до сих пор боль­шинство социологов все еще полагают, что научная составляющая — важнейшая часть их дисциплины. Однако, как видно из главы 2 («Социологическое исследо­вание»), мы уже понимаем, что поведение человека гораздо сложнее, чем движе­ние планет или даже действия других живых существ. Поскольку люди наделены воображением и совершают подчас спонтанные действия, их поведение невозмож­но до конца объяснить никакими строгими «общественными законами».

К этому можно добавить, что первых социологов, среди которых был, например, Карл Маркс (1818-1883), идеи которого рассматриваются в главе 4 («Обще­ство»), глубоко беспокоило разительное неравенство в возникшем индустриальном обществе. Они хотели, чтобы социология не только служила познанию социаль­ного мира, но и способствовала изменениям, которые бы утвердили социальную справедливость.

Date: 2015-12-13; view: 448; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию