![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Наука и социология
Природа общества захватывала умы блестящих мыслителей античного мира, в том числе китайского мудреца Конфуция (551-479 до н. э.) и греческих философов Платона (ок. 427-347 до н. э.) и Аристотеля (384-322 до н. э.)1. В дальнейшем эту тему поднимали римский император Марк Аврелий (121-180), средневековые мыслители св. Фома Аквинский (12257-1274) и Кристина де Пизан (ок. 1363-1431), а также великий английский драматург Вильям Шекспир (1564-1616). Однако все эти мыслители изображали скорее идеальное общество, чем анализировали реальное. Создавая новую научную дисциплину, основоположники социологии, конечно, задумывались о том, как возможно усовершенствовать социальный мир, но главной задачей все-таки оказалось стремление понять, каким же образом функционирует общество в действительности. Описывая такую направленность мышления, французский философ Опост Конт (1798-1857) и ввел в обиход термин социология. Последняя принадлежит к числу самых юных научных дисциплин, будучи намного моложе истории, физики или, например, экономической науки. Конт (Comte, 1975; перв. изд. - 1851-1854) рассматривал социологию как результат исторического развития, насчитывающего три этапа. На самой ранней, теологической стадии, охватывающей период с начала человеческой истории до конца европейского средневековья, наступившего около 1350 г., люди воспринимали общество с религиозной точки зрения, видя в нем проявление воли Бога. С Ренессанса теологический подход сменился тем, который Конт назвал метафизической стадией. На протяжении этого периода люди считали общество, скорее, естественным, нежели сверхъестественным, явлением. Томас Гоббс (1588— 1679), например, полагал, что оно отражает не столько божественное совершенство, сколько изъяны эгоистичной людской натуры. То, что Конт назвал научной стадией истории, берет начало с деятельности ранних ученых, среди которых следует упомянуть польского астронома Николая Коперника (1473-1543), итальянского астронома и физика Галилео Галилея (1564-1642) и английского физика и математика Исаака Ньютона (1642-1727). Вклад Конта заключался в применении научного способа рассмотрения, поначалу использовавшегося для изучения только явлений физического мира, к изучению общества2. 1 На протяжении всей книги аббревиатура «до и. э.» означает «до нашей эры». Мы пользуемся этой 2 Своеобразной иллюстрацией к указанным Контом этапам может служить экскурс в историю пред 40 Часть!. Основы социологии
Позиция Конта была ярким примером позитивизма, который определяется как способ познания, опирающийся на науку. Конт верил, что общество подчиняется непреложным законам, подобно тому как физический мир повинуется гравитации и другим закономерностям природы. Находясь под сильным влиянием идей французского мыслителя, социология сформировалась как научная дисциплина в США в начале XX в. И до сих пор большинство социологов все еще полагают, что научная составляющая — важнейшая часть их дисциплины. Однако, как видно из главы 2 («Социологическое исследование»), мы уже понимаем, что поведение человека гораздо сложнее, чем движение планет или даже действия других живых существ. Поскольку люди наделены воображением и совершают подчас спонтанные действия, их поведение невозможно до конца объяснить никакими строгими «общественными законами». К этому можно добавить, что первых социологов, среди которых был, например, Карл Маркс (1818-1883), идеи которого рассматриваются в главе 4 («Общество»), глубоко беспокоило разительное неравенство в возникшем индустриальном обществе. Они хотели, чтобы социология не только служила познанию социального мира, но и способствовала изменениям, которые бы утвердили социальную справедливость. Date: 2015-12-13; view: 485; Нарушение авторских прав |