Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогические понятия и терминология 2 page
АДАМОВО ЯБЛОКО — см. Выступ гортани. АДАПТАЦИЯ [лат. adaptatio приспособление] — 1) процесс приспособления организмов к условиям существования; 2) изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителям. АДАПТАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ — приспособление чувствительности глаза к различным условиям освещения. АДАПТАЦИЯ СЛУХОВАЯ — приспособление слухового анализатора к действию интенсивного звука, проявляющаяся обычно в снижении слуховой чувствительности. АДАПТАЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКАЯ — см. Аккомодация фонетическая. АДАПТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ — приспособленный (облегченный) для малоподготовленных читателей. АДЕКВАТНЫЙ [лат. adaeguatus приравненный] — равный, вполне соответствующий. АДЕНО- [греч. aden, adenos железа] — составная часть сложных слов, означающая: «относящийся к железам, к железистой ткани», «относящийся к лимфатическим узлам», «относящийся к аденоидам». АДЕНОИДНАЯ ТКАНЬ [адено- + греч. eides подобный] — соединительная ткань, составляющая основу лимфатических желез. АДЕНОИДНЫЕ РАЗРАЩЕНИЯ — см. Аденоиды. АДЕНОИДЫ — опухолевидное разрастание аденоидной ткани носоглотки, глоточной и небной миндалины и др.; А. обычно встречаются у детей в возрасте от 3 до 7—10 лет; А. часто вызывают патологические изменения верхних дыхательных путей и органов слуха, вследствие чего дети раннего возраста иногда долго не могут научиться говорить или с трудом овладевают речью, а дыхание через рот (носовое дыхание затруднено) ведет к различным аномалиям роста скелета лица; при больших А. отмечаются нарушения голоса и речи: голос приобретает глухой оттенок, произношение носовых согласных [м] и [н] нарушено, они звучат как [б] и [д]. АДЕНОТОМИЯ [адено(иды) + греч. tome разрез, рассечение] — удаление аденоидов хирургическим путем. АДЕНТИЯ [а- + лат. dens, dentis зуб]— отсутствие всех или многих зубов. АДИНАМИЯ [а- + греч. dynamis сила] — отсутствие деятельности, пассивность, обездвиженность вследствие резкого упадка сил; причинами А. могут быть старость, длительная болезнь, голод. АДИНАМИЯ МЫШЕЧНАЯ — неподвижность или малоподвижность мышц. АДСТРАТ [лат. ad при, около + stratum слой, пласт] — 1) язык пришельцев, повлиявший на язык аборигенов (коренных обитателей) и сохранившийся в качестве соседнего языка; 2) разновидность двуязычия, порожденного длительным сосуществованием разных языков на одной территории. АЗБУКА [по первым слав, буквам «аз» и «буки»] — 1) см. Алфавит; 2) см. Букварь. АЗБУКА ГЛУХОНЕМЫХ РУЧНАЯ — обозначение букв алфавита с помощью определенных положений пальцев и кистей рук. АЗБУКА ДЛЯ СЛЕПЫХ — см. Брайля точечная азбука. АЗБУКА НА ПАЛЬЦАХ — см. Азбука глухонемых ручная. АЗЕМИЯ [а- + греч. semeion знак, признак] — расстройство способности различать знаки. АЙХМОФОБИЯ (греч. aichme острие копья, стрела + фобия] — навязчивый страх: боязнь острых предметов. АК- — см. Ад-. АКАЛЬКУЛИЯ [а- +лат. calculo считать] — невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга. АКАНЬЕ — неразличение в русском и белорусском языках гласных фонем неверхнего подъема в безударных слогах (напр., [гара], [трава], но [горы], [травы]). АКАТАГРАФИЯ [а- + греч. katagrapho записывать] — патология письменной речи центрального происхождения, при которой нарушается правильное чередование слогов в слове или слов в предложении. АКАТАМАТЕЗИЯ [а- + греч. katamathesis полное знание] — психическое расстройство: полное непонимание речи собесед-ника. АКАТАФАЗИЯ [а- + греч. kataphasis устное перечисление в определенной последовательности] — патология устной речи центрального происхождения, которая выражается в нарушении порядка слогов в слове или слов в предложении. АКВИЗИТНЫЙ [ак- + лат. quaero, quaesitum достигать, обретать] — приобретенный. АКИНЕЗ [а- + греч. kinesis движение] — см. Акинезия. АКИНЕЗИЯ [греч. akinesia неподвижность] — отсутствие активных движений вследствие параличей, заболевания суставов и пр. АККЛИМАТИЗАЦИЯ [ак- + лат. clima, climatis климат] — приспособление живых организмов к новым климатогеографи-ческим условиям; частный случай адаптации. АККОМОДАЦИЯ ГЛАЗА [лат. accomodatio приспособление] — способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях; в глазу человека А. осуществляется благодаря способности хрусталика изменять свою кривизну, в результате чего изменяется преломляющая сила всей оптической системы глаза. АККОМОДАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ [греч. phyche душа, психика] — функциональная возможность центральной нервной системы человека приспосабливаться к условиям окружающей среды, более или менее быстро и прочно вырабатывать свой динамический стереотип; при расстройстве А. п. всякое перемещение из одних условий в другие, всякое изменение окружающей обстановки вызывает реакцию протеста, так как при этом предъявляются чрезмерно высокие требования к ослабленной, неполноценной нервной системе. АККОМОДАЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКАЯ [греч. phonetikos относящийся к фонетике; звуковой] — частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного звуков, состоящее в том, что экскурсия (начало артикуляции) последующего звука приспособляется к рекурсии (окончанию артикуляции) предыдущего звука (прогрессивная аккомодация) или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация); в русском языке гласные звуки аккомодируют согласным (напр., игры — отыгран). АККОРД [итал. accordo согласие, созвучие] — созвучие нескольких звуков различной высоты, одновременно звучащих и воспринимаемых слухом как звуковое единство. АККУМУЛИРОВАТЬ [лат. accumulare] — накапливать, собирать. АККУРАТНОСТЬ [лат. accuratus] — положительная черта характера человека, заключающаяся в тщательном и точном выполнении поручений, в соблюдении дисциплины, порядка и чистоты. АКОАЗМЫ [греч. akusma слышимое] — элементарные слуховые галлюцинации в виде стука, треска, шума и пр. АКРЕСТЕЗИЯ [греч. akron край, конечность + aisthesis (aest-liesis) ощущение] — повышение чувствительности в области Конечностей. АКРО - [греч. akros крайний, самый отдаленный, высокий] — составная часть сложных слов, означающая: 1) «относящийся к конечностям»; 2)«относящийся к верхушке». «верхний». АКРОАНЕСТЕЗИЯ [акро- + анестезия] — отсутствие чувствительности в области конечностей. АКРОКЕФАЛИЯ [акро- + греч. kephale голова] — см. Акроцефалия. АКРОКРАНИЯ [акро- + греч. kranion череп] — см. Акроцефалия. АКРОМЕГАЛИЯ [акро- + греч. megas, megalu большой] — непропорциональное увеличение размеров кистей, стоп, нижней челюсти, языка, надбровных дуг и др. частей тела; возникает при заболевании передней доли гипофиза. АКРОПАРЕСТЕЗИЯ [акро- + парестезия] — расстройство чувствительности в конечностях (спонтанно возникающее ощущение онемения, покалывания и т. п.) АКРОФОБИЯ [акро- + фобия] — навязчивый страх: боязнь высоты, возвышенных мест (балконов, крыш, башен и др.), сопровождающаяся головокружением. АКРОЦЕФАЛИЯ [акро- + греч. kephale голова] — аномалия развития: высокий череп конической формы, несколько уплощенный в переднезаднем направлении, образующийся вследствие преждевременного заращения швов. АКСОН [греч. axon ось] — отросток нервной клетки, проводящий нервные импульсы от тела клетки к периферии. АКСОН-РЕФЛЕКС [лат. reflexus «отражение», от reflecto, reflexum поворачивать, обращать назад] — рефлекс, осуществляющийся по разветвлениям аксона без участия тела нейрона; А.-р. является примитивной формой нервной реакции. АКТ [лат. actus] — единичное проявление какой-либо деятельности, действие (напр., волевой А.). АКТ КОММУНИКАЦИИ [лат. communicatio сообщение, связь] — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью и могущая быть воспринятой слушающим в данных условиях языкового общения. АКТ РЕЧИ — отдельный отрезок речи, имеющий в данных условиях определенную целевую направленность; данное артикуляционно-акустическое единство, которое говорящий и слушающий связывают с одинаковым значением в данной ситуации общения. АКТИВИЗАЦИЯ [лат. activus деятельный] — усиление деятельности; побуждение к решительным действиям. АКТИВНАЯ РЕЧЬ — см. Речь экспрессивная. АКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ — см. Торможение внутреннее. АКТИВНЫЙ [лат. activus] — деятельный, энергичный. АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ — см. Словарь активный. АКТУАЛЬНЫЙ [лат. actualis деятельный] — важный в настоящее время, назревший (напр., А. вопрос). АКУ - [греч. akuo слышать] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к слуху». АКУЛАЛИЯ [аку- + греч. lalia речь] — бессмысленная речь афатика. АКУМЕТР [аку- + греч. metreo измерять, определять] — аппарат для измерения остроты слуха; предшественник аудиометра. АКУМЕТРИЯ [аку- + греч. metreo измерять, определять] – см. Аудиометрия. АКУСТИКА [греч. akustikos слуховой] — наука, изучающая свойства, получение, распространение и прием звуковых волн в газообразных, жидких и твердых телах, а также воздействие этих волн на физ. тела, живые ткани и организм в целом. АКУСТИКО-МОТОРНАЯ СВЯЗЬ — связь между слуховым и речедвигательным анализаторами. АКУСТИКОФОБИЯ [греч. akustikos относящийся к слуху + фобия — возникновение приступа судорог при действии звукового раздражителя, напр., громкого разговора; симптом бешенства. АКУСТИЧЕСКАЯ АГНОЗИЯ — см. Агнозия слуховая. АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ — см. Дисграфия акустическая. АКУСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ — классификация гласных звуков по высоте их характерных тонов. АКУСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА — раздел экспериментальной фонетики изучающий особенности речевого звукообразования в аспекте возникающих при этом звуковых волн. АКУСТИЧЕСКИЙ [греч. akustikos] — слуховой; относящийся к слуху АКУСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗВУКА — слуховое представление слvxoвой образ звука как единица фонологической системы языка, мыслимая вне зависимости от ее фактических звуковых воспроизведений. АКУСТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ — подмена сходными звуками неправильно воспринятых на слух звуков неизвестного слова. АКЦЕНТ [лат. accentus] — 1) ударение; 2) своеобразное произношение звуков языка, который не является родным для данного человека. АКЦЕНТИРОВАНИЕ — см. Акцентуация АКЦЕНТУАЦИЯ [лат. accentus ударение] — обозначение ударений, выделение ударением определенных элементов в слове и фразе. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА — чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с патологией личности. АЛАЛИЯ [а- + греч. lalia речь] — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма. АЛАЛИЯ ИМПРЕССИВНАЯ [лат. impressio впечатление] — см. Алалия сенсорная. АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ [лат. motor двигательный] — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей. АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ [лат. sensus чувство, ощущение] — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей. АЛАЛИЯ ЭКСПРЕССИВНАЯ [лат. expressio выражение] — см. Алалия моторная. АЛГЕЗИЯ [греч. algesis ощущение боли] — расстройство ощущения боли. АЛЕКСИЯ [а- + лат. lego читаю] — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения. АЛЛАХЕСТЕЗИЯ — см. Аллохирия. АЛЛЕГОРИЯ [греч. allegoria иносказание] — выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе (напр., образ женщины с завязанными глазами и весами в руках — А. правосудия). АЛЛЕРГИЯ- [греч. alios другой, иной + ergon действие] — состояние измененной реактивности организма в виде повышения его чувствительности к воздействиям к.-л. веществ или к компонентам собственных тканей. АЛЛИТЕРАЦИЯ [ад- + лат. litera буква] — повторение одинаковых (или сходных) звуков или звукосочетаний в начале слогов, обычно в звукоподражательных словах (напр., хохот). АЛЛО- [греч. alios другой, иной] — составная часть сложных слов, означающая «другой», «иной», «отличный», «измененный». АЛЛОФОНА [алло- + греч. phone звук] — разновидность, конкретная манифестация (проявление) фонемы. АЛЛОХИРИЯ [алло- + греч. cheir рука] — расстройство чувствительности, при котором раздражение с подвергшейся раздражению стороны, конечности переносится на симметричное место противоположной стороны, конечности (при истерии, рассеянном склерозе). АЛОГИЗМ [а- + греч. logos мысль, разум] — нарушение мышления, при котором суждения не следуют законам логики. АЛФАВИТ [от первых двух букв греческого алфавита «альфа» и «бэта» — в среднегреческом произношении — «вита»] — совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков, сложившаяся в определенный исторический период и используемая для фиксации и передачи на письме данного языка или языков. АЛЬБИНИЗМ [лат. albus белый] — врожденное полное или частичное отсутствие пигмента на коже, волосках, оболочках глаза (радужной, сосудистой); из-за недоразвития пигментной ширмы глаза альбиносы (люди, страдающие А.) плохо видят. АЛЬВЕОЛЫ [лат. alveolus лунка, ячейка] — 1) маленькие легочные пузырьки на концах тончайших бронхов, куда проникает воздух во время дыхания; 2) ячейки в челюстях, где помещаются корни зубов. АЛЬВЕОЛЯРНЫЙ — относящийся к альвеолам. АЛЬВЕОЛЯРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ — согласный звук, при произнесении которого язык касается неба у альвеол (напр., русские [д] и [т]) АЛЬТ [лат. altus высокий] — высокий детский голос; называется «высоким» потому, что он выше мужского тенора. АЛЬТЕРАЦИЯ [лат. altera, alteratum изменять, делать иным] — структурное изменение клеток, тканей и органов, сопровождающееся нарушением их жизнедеятельности. АЛЬТЕРНАТИВА [лат. alternare чередоваться] — 1) необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; 2) каждая из исключающих друг друга возможностей. АЛЬТЕРНАЦИЯ [лат. alternatio чередование] — смена звуков в основах слов и аффиксах (напр., [с] — [ш] в основе слова «писать — пишу»). АЛЬТРУИЗМ [лат. alter другой] — бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами; противоположность эгоизму. АЛЬЦГЕЙМЕРА БОЛЕЗНЬ [A. Alzheimer, нем. врач] — тяжелое прогрессирующее старческое слабоумие с афазическими, апраксическими и агностическими расстрой-ствами. АМАВРОЗ [греч. amaurosis слепота, потеря зрения] — слепота на один или оба глаза при сохранности зрачковой реакции на свет, обусловленная поражениями центральной нервной системы. АМАВРОТИЧЕСКИЙ — слепой. АМБИ - [амбо-; лат. ambi вокруг, с обеих сторон; ambo оба] — составная часть сложных слов, означающая «обоюдность», «одновременное наличие двух противоположных свойств, действий, объектов». АМБИВАЛЕНТНОСТЬ [амби- + лат. valens, valentis сильный] — двойственность; возникновение противоположных тенденций в психической деятельности. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ВЕРБАЛЬНАЯ [лат. verbalis устный, словесный] — слова, совмещающие в себе противоположные значения (напр., слово «занять» имеет значения «занять» и «одолжить»). АМБИВАЛЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — одновременное возникновение и сосуществование двух противоположных, взаимоисключающих идей, мыслей. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ [лат. emotio чувство, переживание] — одновременное проявление противо-положных чувств. АМБИВАЛЕНТНЫЙ — 1) двойственный, характеризую-щийся одновременным проявлением противоположных качеств; 2) совмещающий в себе противоположные значения. АМБИДЕКСТР [амби- + лат. dexter правый] — человек, у которого, одинаково хорошо развиты функции обеих рук. АМБИДЕКСТРИЯ — способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой; А. может быть врожденной или выработанной в результате трениродки. АМБИТЕНДЕНТНОСТЬ [амби- + лат. tendens, tendentis направляющийся, стремящийся] — см. Амбивалентность. АМБЛИ - [амблио-; греч. amblys тупой, слабый] — составная часть сложных слов, означающая «притупление», «ослабление». АМБЛИО - — см. Амбли-. АМБЛИОПИЯ [греч. amblyopia; амбли- + ops, 6pos глаз] — ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами А. являются функциональные расстройства зрительного анализатора. АМБЛИОСКОП [амблио- + греч. skopeo смотреть] — прибор для обследования и коррекции косоглазия. АМБО - — см. Амби-. АМБУЛАТОРИЯ [лат. ambulatorius подвижный, ходячий] — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской помощи приходящим больным и на дому. АМБУЛАТОРНЫЙ — 1) относящийся к заболеванию, лечение которого не требует постельного режима; 2) относя-щийся к амбулатррии. АМЕЛАРТРИЯ [а- + греч. melos часть + arthron сочленение] — см. Дизартрия. АМЕЛОФАЗИЯ [а- + греч. melos часть + phasis речь] — см. Афазия. АМЕЛОФРАЗИЯ [а- + греч. melos часть + phrasis речь, манера речи, фраза] — см. Афазия. АМЕНЦИЯ [а- + лат. mens ум, рассудок] — наиболее глубокая степень помрачения сознания с преобладанием растерянности, бессвязности мышления, речи и движений; развивается обычно в связи с длительными, истощающими организм болезнями; в основе А. Лежит непосредственное поражение корковых клеток головного мозга. АМЕТРОПИЯ [греч. ametros несоразмерный, непропорциональный + opos глаз] — аномалия рефракции глаза, при которой нарушено соответствие между преломляющей силой оптической системы глаза и длиной его оптической оси. АМИЕЛИЯ [а- + греч. myelos мозг] — врожденное отсутствие спинного мозга. АМИМИЯ [а- + греч. mimia подражание] — отсутствие мимики; наблюдается при различных заболеваниях центральной нервной системы, при поражениях лицевых нервов, а также при некоторых психических заболеваниях. АМИОСТЕНИЯ [а- + греч. mys, myos мышца + sthenos сила] — мышечная слабость. АМИОТАКСИЯ [а- + греч. mys, myos мышца + taxis расположение, порядок] — двигательное расстройство мышц (см. Атаксия). АМИОТРОФИЯ [а- + греч. mys, myos мышца + trophe питание] — атрофия мышц. АМИЭЛЭНЦЕФАЛИЯ [а- + греч. myelos мозг + enkephalos головной мозг] — врожденное полное или почти полное отсутствие головного и спинного мозга. АМНЕЗИИ ВИДЫ — см. Амнезия антероградная, Амнезия ан-тероретроградная, Амнезия аффектогенная, Амнезия конград-ная, Амнезия постгипнотическая, Амнезия прогрессирующая, Амнезия ретардированная, Амнезия ретроградная, Амнезия фиксационная. АМНЕЗИЯ [а- + греч. mneia, mneme память] — нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в прошлом представлений и понятий; А. наблюдается при многих психических заболеваниях (напр., при различных формах олигофрении). АМНЕЗИЯ АНТЕРОГРАДНАЯ [лат. anterior находящийся впереди + gradus ступень, позиция] — амнезия, распространяющаяся на события, происшедшие непосредственно по окончании расстройства сознания или болезненного психического состояния. АМНЕЗИЯ АНТЕРОРЕТРОГРАДНАЯ [лат. anterius прежде, до + retro позади + gradior идти] — амнезия на события, предшествовавшие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию и последовавшие за ним. АМНЕЗИЯ АФФЕКТОГЕННАЯ [лат. affectus волнение, страсть + genus происхождение] — амнезия на событие, совпадавшее по времени с сильным переживанием, эмоциональным потрясением. АМНЕЗИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ [лат. verbalis устный, словесный] — см. Афазия. АМНЕЗИЯ КОНГРАДНАЯ [лат. приставка con- совместно, вместе с + gradus ступень, позиция] — амнезия на промежуток времени, соответствующий периоду расстройства сознания или болезненного психического состояния. АМНЕЗИЯ ОПТИЧЕСКАЯ — см. Афазия оптическая. АМНЕЗИЯ ПОСТГИПНОТИЧЕСКАЯ [пост- + греч. hypnos сон, Ьурпоо усыплять] — амнезия на образы, представления и события, возникавшие во время гипноза, наступающая после соответствующего внушения. АМНЕЗИЯ ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ [лат. pro вперед + gressus движение] — последовательное опустошение запасов памяти в направлении от настоящего к прошлому: в начале болезни амнезия распространяется лишь на текущие события последних месяцев; со временем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни, далее — о всем периоде сознательной жизни, кроме детства. АМНЕЗИЯ РЕТАРДИРОВАННАЯ [лат. retardatio опоздание, задержка] — амнезия на период расстройства сознания или болезненного психического состояния, наступающая лишь через некоторое время после его окончания. АМНЕЗИЯ РЕТРОГРАДНАЯ [лат. retro до + gradus ступень, позиция] — амнезия на предшествовавшие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию события. АМНЕЗИЯ ФИКСАЦИОННАЯ [лат. fixus запечатленный] — утрата способности запоминать, удерживать в памяти текущие события. АМНЕСТИЧЕСКАЯ АГРАФИЯ — см. Аграфия амнестическая. АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия амнестическая. АМНЕСТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ — см. Забывание. АМНЕСТИЯ [греч. amnestia забвение] — 1) см. Забывчивость; 2) см., Амнезия. АМОРФНЫЙ [греч. amorphos] — бесформенный. АМПЛИТУДА [лат. amplitudo величина, значительность] — размах колебаний; от величины А. колебаний голосовых складок зависит сила голоса. АМПЛИТУДА ДВИЖЕНИЙ — размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу и всего тела к снаряду. АМУЗИЯ [а- + греч. musa музыка] — нарушение музыкальных способностей; возникает при поражении височ-ных отделов коры правого полушария (у правшей). АМУЗИЯ ВОКАЛЬНАЯ [лат. vocalis голосовой] — утрата способности исполнять (петь) музыкальные произведения при ненарушенной возможности их художественного восприятия. АМУЗИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ [лат. instrumentum орудие] — утрата способности воспроизводить мелодии на музыкальных инструментах. АМУЗИЯ МОТОРНАЯ [лат. motor двигательный, приводящий в движение] — см. Амузия вокальная, Амузия инструментальная. АМУЗИЯ СЕНСОРНАЯ [лат. sensus чувство, ощущение] — утрата возможности художественного восприятия музыкаль-ных произведений при сохранении способности их исполне-ния.. АН- — см. А-. АНАГРАММА [греч. приставка ana- пере- + gramma буква] — перестановка букв в слове (словосочетании) для образова-ния другого слова (словосочетания) (напр., топор — ропот; А роза упала на лапу Азора). АНАКУЗИЯ [ан- + греч. akustikos слуховой] — см. Глухота. АНАЛГЕЗИЯ [ан- + греч. algesis ощущение боли] — 1) см. Аналгия; 2) ослабление болевой чувствительности в результате фармакологического или иного воздействия. АНАЛГИЯ [ан- + греч. algos боль] — отсутствие болевой чувствительности. АНАЛЕПТИК [греч. analeptikos восстанавливающий, укрепляющий] — лекарственное средство, обладающее стимулирующим влиянием на центральную нервную систему; усиливает жизнедеятельность организма, повышает умственную и физическую работоспособность. АНАЛИЗ [греч. analysis разложение, расчленение, разбор] — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, явления, свойства или отношения между предметами) на составные элементы, выполняемая в процессе познания или практической деятельности; А. неразрывно связан с синтезом. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ [греч. synthesis соединение, сочетание, составление] — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А. и С. находят себе широкое применение в дидактике; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания. АНАЛИЗ СИНТАКСИЧЕСКИЙ — разложение предложения на его члены, определение типа предложения, разложение сложного предложения на составляющие И т. п., производимые для учебных или научных целей. АНАЛИЗАТОР [греч. analysis разложение, расчленение] — термин, введенный И. П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующего специфические для данного А. ощущения; каждый А. состоит из воспринимающего раздражения прибора — рецептора, проводящего пути и центрального отдела в коре головного мозга. АНАЛИЗАТОР ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ [лат. vestibulum пред- дверие] — анализатор, обеспечивающий анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве. АНАЛИЗАТОР ВКУСОВОЙ — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ химических раздражителей при воздействии их на рецепторы языка и формирующий вкусовые ощущения. АНАЛИЗАТОР ДВИГАТЕЛЬНЫЙ — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела. АНАЛИЗАТОР ЗВУКОВОЙ — см. Анализатор слуховой. АНАЛИЗАТОР ЗРИТЕЛЬНЫЙ — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующий зрительные ощущения и образы. Date: 2015-12-13; view: 482; Нарушение авторских прав |