Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогические понятия и терминология 5 page
БОЛЕЗНЕННОЕ СОМНЕНИЕ — вид навязчивого состояния, заключающегося в переживании сомнения, тревоги, беспокойства по поводу правильности совершения своих поступков, мыслей, чувств и сопровождающийся навязчивым стремлением к проверке своих действий. БОЛЕЗНИ ДУШЕВНЫЕ — см. Болезни психические. БОЛЕЗНИ ПСИХИЧЕСКИЕ — болезни, обусловленные патологией головного мозга, проявляющиеся расстройством психической деятельности. БОЛЕЗНЬ — 1) жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; Б. характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного; 2) общее название конкретных нозологических единиц. БОЛЬ — 1) своеобразное психофизиологическое состояние человека, возникающее в результате воздействия сверхсильных или разрушительных раздражителей, вызывающих органические или функциональные нарушения в организме; 2) см. Болевые ощущения. БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА — высшие отделы головного мозга; состоят из поверхностного слоя — коры больших полушарий и глубоко лежащих отделов — подкорки. БОМБАСТ — напыщенный, чрезмерно торжественный стиль языка. БОТКИНА БОЛЕЗНЬ [С. П. Боткин, терапевт] — инфекционный вирусный гепатит, иногда сопровождающийся нарушениями психики. БРАДИ - [греч. bradys медленный] — составная часть сложных слов, означающая «медленный», «замедленность». БРАДИАКУЗИЯ [бради- + греч. akusis слух] — см. Тугоухость. БРАДИАРТРИЯ [бради- + греч. arthroo членораздельно произносить] — см. Брадилалия. БРАДИБАЗИЯ [бради- + греч. basis шаг, ходьба] — замедленность ходьбы; проявление брадикинезии. БРАДИКАРДИЯ [бради- + греч. kardia сердце] — пониженная частота сокращений сердца. БРАДИКИНЕЗИЯ [бради- + греч. kinesis движение] — общая замедленность движений. БРАДИЛАЛИЯ [бради- + греч. lalia речь] — патологически замедленный темп речи. БРАДИЛЕКСИЯ [бради- + лат. lego читаю] — патологическая замедленность темпа чтения.
В ВАГО - [лат. nervus vagus блуждающий нерв] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к блуждающему нерву». ВАГОТОМИЯ [ваго- + греч. tome разрез, рассечение] — хирургическая операция пересечения блуждающего нерва или его отдельных ветвей. ВАГОТРОПНЫЙ [ваго- + греч. tropos поворот, направление] — действующий на блуждающий нерв. ВАЗ - [вазо-; лат. vas сосуд] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к кровеносным сосудам». ВАЗО --------- см. Ваз-. ВАЗОМОТОРНЫЕ НЕРВЫ — сосудодвигательные нервы, которые вызывают сокращение или расслабление гладких мышц в стенках артерий и, следовательно, их сужение или расширение, тем самым повышая или понижая кровяное давление. ВАЗОМОТОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА — изменения в распределении крови и кровенаполнении кожных сосудов на органической или психогенной почве. ВАЗОМОТОРНЫЙ [вазо- + лат. motor приводящий в движение] — сосудодвигательный, вызывающий сужение или расширение кровеносных сосудов. ВАЗОМОТОРЫ — см. Вазомоторные нервы. ВАЗОНЕВРОЗ [вазо- + невроз] — см. Дистопия вегета-тивно-сосудистая. ВАЗОПЛЕГИЯ [вазо- + греч. plege удар, поражение] — паралич кровеносных сосудов. ВАН-БОГАРТА - ОЗЕ СИНДРОМ [L.Van-Bogaert, белы, невропатолог; J. Hozay, фр. невропатолог] — наследственная болезнь, характеризующаяся аномалией лицевого скелета, укорочением конечностей, сетчатой пигментацией кожи, недоразвитием головного мозга с судорогами и пониженным интеллектом. ВАН-ДЕР-ХУВЕ СИНДРОМ [I. Van der Hoeve, голланд. офтальмолог] — наследственная болезнь, характеризующаяся повышенной ломкостью костей, приводящей к деформации скелета, тугоухостью вследствие прогрессирующего отосклероза и серовато-голубой окраской склер, обусловленной их истончением и повышенной прозрачностью. ВАННЕРА ПРИЗНАК [F. Wanner, нем. оториноларинголог] — ухудшение костного проведения звуков при отсутствии поражения органа слуха; свидетельствует об органическом поражении головного мозга. ВАРИАЦИЯ [лат. variatio изменение] — морфологически и (или) физиологически выраженное отклонение в развитии органа или признака, не выходящее за границы нормы. ВАРИКОЗНЫЙ [лат. varix, varicis расширение вены] — изобилующий расширениями или утолщениями, узловатый. ВАРОЛИЕВ МОСТ [С. Varolio, итал. анатом] — отдел головного мозга, расположенный между продолговатым мозгом и ножками мозга. ВАРЬИРОВАТЬ [лат. variare] — видоизменять, разнообразить. ВАСКУЛЯРИЗАЦИЯ [лат. vasculum уменьшит, от vas сосуд] — обеспечение кровеносными сосудами и, следовательно, кровью органов, областей и частей тела. ВАСКУЛЯРНЫЙ [лат. vasculum уменьшит, от vas сосуд] — сосудистый; относящийся к сосудам. ВДОХ — поступление воздуха в легкие в результате увеличения объема грудной полости, вызванного сокращением диафрагмы и наружных межреберных мышц. ВЕБЕРА - ФЕХНЕРА ЗАКОН [Е. Н. Weber, нем. физиолог и анатом; G. Th. Fechner, нем. врач и физик] — закон, устанавливающий зависимость между интенсивностью раздражителя и вызванного им ощущения; согласно В. — Ф. з. с увеличением интенсивности раздражителя в геометрической прогрессии сила ощущения возрастает только в арифметической прогрессии; В. — Ф. з. имеет значение только по отношению к раздражителям средней интенсивности и не применим к раздражителям очень слабым и очень сильным. ВЕГЕТ- [вегето-; лат. vegeto возбуждать, оживлять, усиливать; расти, произрастать] — составная часть сложных слов, означающая: 1) «возбуждение, усиление»; «рост, произрастание»; 2) «относящийся к вегетативной нервной системе, вегетативный». ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть нервной системы, принимающая участие в иннервации желез, внутренних органов и систем, кровеносных и лимфатических сосудов, гладкой и отчасти поперечнополосатой мускулатуры. ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ — органы, функцией которых является всасывание, пищеварение, секреция, дыхание, распределение крови, размножение. ВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ — рефлексы, осуществляемые через вегетативную нервную систему, имеющие регуляторный характер и направленные на поддержание постоянного уровня какой-либо функции организма. ВЕГЕТАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ — физиологические приспособления, общие животным организмам и растениям (дыхание питание, размножение). ВЕГЕТАТИВНЫЙ [лат. vegeto возбуждать, оживлять, усиливать; расти, произрастать] — 1) относящийся к росту и питанию организма; 2) относящийся к вегетативной нервной системе. ВЕГЕТО см. Вегет-. ВЕГЕТОЗ — см. Невроз вегетативный. ВЕГЕТОНЕВРОЗ [вегето- + невроз] — см. Невроз вегетативный. ВЕГЕТОПАТИЯ [вегето- + греч. pathos страдание, болезнь] — см. Невроз вегетативный. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. ВЕКИ — вспомогательные органы глаза, имеющие вид полукруглых заслонок, способных закрывать переднюю часть глазного яблока; служат для защиты открытой поверхности глаза и его увлажнения; различают верхние и нижние В. ВЕЛЯРИЗАЦИЯ [лат. velaris задненебный] — дополнительная артикуляция (подъем) задней части спинки языка по направлению к заднему (мягкому) небу, что вызывает т. наз. твердость звуков, резко понижая тон и шум. ВЕЛЯРИЗОВАННЫЙ ЗВУК — звук, к основной артикуляции которого присоединяется веляризация. ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК [лат. velaris] — задненебный звук (напр., [г], [к], [х]). ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК [р] — вид ротацизма: образуется при колебании разных участков мягкого нёба. ВЕНТРАЛЬНЫЙ [лат. venter живот] — брюшной, относящийся к животу. ВЕРБАЛИЗМ В ОБУЧЕНИИ [лат. verbum слово] — недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний; при этом не обеспечивается в необходимой мере соблюдение принципов наглядности, сознательности и активности, соединения теории с практикой, в результате чего знания учащихся оказываются неполноценными, формальными, учащиеся не могут применять их в практической деятельности. ВЕРБАЛЬНАЯ ПАРАГРАФИЯ [пара- + греч. grapho писать] — расстройство письма в форме замены нужных слов другими. ВЕРБАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ [пара- + греч. phasis речь] — расстройство речи, проявляющееся заменой слов другими, обычно близкими по звуковой характеристике. ВЕРБАЛЬНЫЙ [лат. verbalis] — 1) словесный, относящийся к речи, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный. ВЕРБАЛЬНЫЙ МЕТОД — метод пассивного восприятия знаний путем слушания или чтения. ВЕРБАЛЬНЫЙ СЛУХ — способность распознавать на слух слова. ВЕРБИГЕРАЦИЯ [лат. verbigero, verbigeratum болтать] — психическое нарушение в виде ритмичного монотонного повторения одних и тех же слов или словосочетаний, иногда в виде бессмысленного нанизывания сходных по звучанию слов, слогов. ВЕРБОМАНИЯ [лат. verbalis словесный + греч. mania безумие, страсть] — патологическое многословие. ВЕРНИКЕ АФАЗИЯ [К. Wernicke, нем. психиатр и невропатолог] — см. Афазия сенсорная корковая. ВЕРНИКЕ ЗОНА — см. Вернике центр. ВЕРНИКЕ ТРАНСКОРТИКАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия сенсорная транскортикальная. ВЕРНИКЕ ЦЕНТР — область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии. ВЕРТИГО [лат. vertigo] — см. Головокружение. ВЕРТИГОФОБИЯ [вертиго + фобия] — навязчивый страх: боязнь головокружения и потери равновесия. ВЕРХНИЙ ГОРТАННЫЙ НЕРВ — начало: верхний ганглий блуждающего нерва; иннервирует слизистую оболочку гортани выше голосовых складок, слизистую оболочку корня языка и частично глотки. ВЕРХНЯЯ ПРОДОЛЬНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — мышечные пучки, укорачивающие язык, выгибая его поверхность в сагиттальном направлении, и поднимающие кончик языка, расположенные в верхней части языка в сагиттальном направлении от его корня к кончику. ВЕСТИБУЛ- [вестибуло-; лат. vestibulum преддверие] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к преддверию». ВЕСТИБУЛО см. Вестибул-. ВЕСТИБУЛОРЕЦЕПТОРЫ [вестибуло- + рецепторы] — рецепторы, воспринимающие изменения скорости и направления перемещения тела в пространстве, представленные у человека волосковыми клетками перепончатого лабиринта внутреннего уха. ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ [лат. vestibulum преддверие] — относящийся к преддверию. ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ — периферический отдел вестибулярного анализатора, расположенный во внутреннем ухе, обеспечивающий восприятие угловых и прямолинейных ускорений; состоит из мешочков преддверия и трех полукружных протоков. ВЕСТФАЛЯ СИМПТОМ [К. F. О. Westphal, нем. психиатр и невропатолог] — отсутствие коленного рефлекса. ВЗРЫВ — 1) мгновенное размыкание под напором струи воздуха полной преграды, образуемой смыканием активного и пассивного органов речи; 2) см. Эксплозия. ВЗРЫВНОЙ ЗВУК — смычный согласный, при произнесении которого смычка разрывается; см. Взрыв 1. ВИБРАНТЫ [лат. vibratio колебание, дрожание] — см. Дрожащие согласные. ВИБРАТОР [лат. vibrare колебать, дрожать] — прибор для создания колебательных движений; используется, напр., при постановке звука [р]. ВИБРАЦИОННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ [лат. vibratio колебание, дрожание] — один из видов тактильной чувствительности, возникающей при воздействии на кожу вибрационных раздражений; достигает высокой степени развития у глухих и слепоглухих людей, заменяя в некоторой мере их слух. ВИБРАЦИЯ [лат. vibratio] — колебание, дрожание. ВИБРИРУЮЩИЕ СОГЛАСНЫЕ [лат. vibratio колебание, дрожание] — см. Дрожащие согласные. ВИБРОСКОП [лат. vibrare дрожать, колебаться + греч. skopeo смотрю] — прибор для контроля вибраций, возникающих в различных частях речевого аппарата во время его работы; В. может быть использован при устранении некоторых дефектов произношения: открытой и закрытой ринолалии, смешения звонких и глухих согласных. ВИДЕОТЕЛЕФОН — устройство, позволяющее при разговоре по телефону видеть собеседника на экране телевизионного приемника; целесообразно применять В. как средство коммуникации глухих, поскольку он дает возможность собеседникам видеть на экране мимико-жестикуляторную речь, дактильную азбуку или понимать друг друга путем чтения с губ. «ВИДИМАЯ РЕЧЬ» — прибор, преобразующий речь в оптические сигналы, проявляющиеся на особом экране; используется для акустического анализа речи, для зрительного восприятия устной речи глухими взамен чтения с губ и в качестве пособия для обучения глухих произношению. ВИЗУАЛЬНЫЙ [лат. visualis зрительный] — воспринимаемый или производимый посредством зрения. ВИРУЛЕНТНОСТЬ [лат. virulentus ядовитый] — болезнетворные свойства микробов. ВИСЦЕРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — см. Вегетативная нервная система. ВИСЦЕРАЛЬНЫЙ [лат. viscera внутренности] — относящийся к внутренним органам. ВИТАЛЬНЫЙ [лат. vita жизнь] — жизненный, необходимый для жизни. ВИТАМИННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ — общее название различных по клиническому проявлению патологических состояний организма, обусловленных недостаточным поступлением витаминов в организм. ВИТАМИН [лат. vita жизнь] — органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности и даже для самого существования организма; В. участвуют в регуляции биохимических и физиологических процессов. ВКК — см. Врачебно-консультационная комиссия. ВКУС — ощущение, возникающее при действии к.-л. вещества на рецепторы, расположенные в основном на поверхности языка, а также в слизистой оболочке ротовой полости. ВКУСОВАЯ ЛУКОВИЦА — см. Вкусовая почка. ВКУСОВАЯ ПОЧКА — структурно-функциональная единица органа вкуса, состоящая из эпителиальных вкусовых клеток, связанных с концевыми разветвлениями вкусовых нервных волокон; В. п. расположены в основном в сосочках языка, а также (непостоянно) в слизистой оболочке мягкого неба, задней стенки глотки и надгортанника. ВКУСОВЫЕ СОСОЧКИ — сосочки языка, содержащие вкусовые рецепторы. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА — составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся; В. р. способствует всестороннему развитию аномальных детей. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ — педагогически организованное чтение учащимися художественной, научно-популярной и др. литературы, направленное на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие учащихся, приучение их к самостоятельному чтению, развитие литературных интересов и вкусов, любви к чтению; В. ч. дополняет и расширяет школьную программу. ВНЕШНЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ — см. Торможение безусловное. ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ — см. Речь внешняя. ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. ВНИМАНИЕ АКТИВНОЕ [лат. aktivus деятельный] — см. Внимание произвольное. ВНИМАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ — внимание, при котором в центре сознания находится движение. ВНИМАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ [лат. intellectus понимание, познание] — внимание, в котором объектом интереса является мысль; В. и. связано в основном с сосредоточенностью и направленностью мысли. ВНИМАНИЕ МОТОРНОЕ [лат. motor двигающий, приводящий в движение] — см. Внимание двигательное. ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ — внимание, которое не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — внимание, направленность которого на тот или иной объект не связана с к.-л. намерениями, задачей или целью, и определяется только свойствами самого объекта (новизной, необычностью, яркостью и т. д.); физиологическим механизмом В. п. является ориентировочный рефлекс. ВНИМАНИЕ ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ — внимание, которое регулируется с помощью специальных средств, напр., жестов, слов, указательных знаков, предметов. ВНИМАНИЕ ПАССИВНОЕ [лат. passivus недеятельный] — см. Внимание непроизвольное. ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен работой. ВНИМАНИЕ ПРИРОДНОЕ — внимание, которое дано человеку с самого его рождения в виде способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны; основной механизм, обеспечивающий работу В. п., называется ориентировочным рефлексом. ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — внимание, возникновение и поддержание которого требует интеллектуальной и волевой активности индивидуума. ВНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ — внимание, которое складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. ВНИМАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ — внимание, при котором в центре сознания находится к.-л. чувственное впечатление; В. ч. по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. ВНИМАНИЯ ВИДЫ — см. Внимание двигательное, Внимание интеллектуальное, Внимание непосредственное, Внимание не-произвольное, Внимание опосредствованное, Внимание после-произволъное, Внимание природное, Внимание произвольное, Внимание социально обусловленное, Внимание чувственное. ВНИМАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ — см. Внимания сосредоточенность. ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители; нарушения внимания наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. ВНИМАНИЯ ОБЪЁМ — количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия; при восприятии множества простых объектов (букв, фигурок и т. п.) в течение 0,1 секунды В. о. у взрослого человека равен в среднем 5—9 элементам. ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ — перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной; В. п. может быть непроизвольной и произвольной. ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — см. Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость. ВНИМАНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — концентрированность внимания на одних объектах при одновременном его отвлечении от других. ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ — условно рефлекторное торможение, которое устраняет ранее выработанные реакции или их отдельные компоненты, когда они теряют свой приспособительный характер и перестают отвечать изменившимся условиям среды. ВНУТРЕННЕЕ УХО — часть преддверно-улиткового органа, представляющая собой систему каналов височной кости с находящимися в них рецепторами слухового и вестибулярного анализаторов. ВНУТРЕННИЙ СЛУХ — способность представлять музыку в сознании, реально не слушая ее (воспроизводя музыку в памяти, читая ноты или создавая ее в процессе творчества). ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ — отражение в психике больного своей болезни. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — см. Речь внутренняя. ВНУТРЕННЯЯ СЕКРЕЦИЯ [лат. secretio отделение, выделение] — процесс выделения эндокринными железами гормонов во внутреннюю среду организма. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА — совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), принимающих непосредственное участие в процессах обмена веществ и поддержании относительного динамического постоянства организма. ВНУТРИГЛАЗНАЯ ЖИДКОСТЬ — прозрачная жидкость, заполняющая камеры глаза, а также околососудистое пространство; по составу аналогична цереброспинальной жидкости. ВНУТРИГЛАЗНОЕ ДАВЛЕНИЕ — давление, оказываемое содержимым глазного яблока на его наружную оболочку. ВНУШАЕМОСТЬ — свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц. ВНУШЕНИЕ — целенаправленное психическое воздействие. ВНУШЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ [лат. verbalis словесный] — см. Внушение словесное. ВНУШЕНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОЕ [греч. hypnos сон] — внушение, направленное на человека или группу людей, находящихся в состоянии гипноза. ВНУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ — внушение, включающее использование изображений лиц, предметов или явлений. ВНУШЕНИЕ ИМПЕРАТИВНОЕ [лат. imperativus повелительный] — внушение, при котором психотерапевт повелительными призывами и действиями вводит пациентов в состояние высокого эмоционального напряжения. ВНУШЕНИЕ КОСВЕННОЕ — внушение, посредством предметов или явлений, которым внушающий придал определенное значение. ВНУШЕНИЕ ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ [лат. post — приставка, означающая «следующий после чего-либо» + греч. hypnos сон] — гипнотическое внушение, распространяющее свое действие на поведение, установки, отношения, самочувствие больного и т. д. после выхода из состояния гипноза. ВНУШЕНИЕ ПРЯМОЕ — внушение с помощью непосредственно обращенной к больному речи внушающего. ВНУШЕНИЕ СЛОВЕСНОЕ — внушение с помощью речевого воздействия. ВОГ — см. Всероссийское общество глухих. ВОДОБОЯЗНЬ — см. Гидрофобия. ВОДОГРЯЗЕЛЕЧЕБНИЦА — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения водо- и грязелечения. ВОДОЛЕЧЕБНИЦА — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения водолечения. ВОДОЛЕЧЕНИЕ — применение воды с лечебной и профилактической целью. ВОДЯНКА ГЛАЗА — см. Гидрофталъм. ВОДЯНКА ГОЛОВНОГО МОЗГА — см. Гидроцефалия. ВОЗБУДИМОСТЬ — способность нервной, мышечной и железистой ткани переходить под влиянием действующего раздражителя из состояния физиологического покоя в состояние возбуждения. ВОЗБУЖДЕНИЕ — 1) основной физиологический процесс, возникающий в ответ на раздражение нервной, мышечной или железистой ткани; 2) общее название психопатологических состояний с выраженным усилением психической и двигательной активности. ВОЗРАСТ — продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени. ВОЗРАСТНАЯ МОРФОЛОГИЯ [греч. morphe вид, форма + logos наука] — отрасль морфологии, изучающая изменения анатомического и гистологического строения человеческого организма в процессе индивидуального развития; В. м. устанавливает закономерности роста и развития организма. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ — выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; принято выделять: младенчество — от момента рождения до 1 года, преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет, дошкольный возраст — от 3 до 6 лет, младший школьный возраст — от 6 до 10 лет, подростковый возраст — от 10 до 15 лет, юношеский возраст — от 15 до 21 года, зрелый возраст — от 21 года до 60 лет, пожилой возраст — от 60 лет до 75 лет, старческий возраст — от 75 до 90 лет, долгожители — свыше 90 лет. ВОКАЛИЗМ [лат. vocalis голосовой] — система гласных фонем языка, их свойства и отношения. ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — ем. Фонопедия. ВОКАЛЬНЫЙ [лат. vocalis голосовой] — исполняемый голосом; относящийся к пению. ВОКОИДЫ [лат. vocalis голосовой] — см. Гласные звуки. ВОЛАПЮК — см. Воляпюк. ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ — форма стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ ВЫРАЖЕНИЕ — см. Движение, Действие, Деятельность, Поведение, Поступок. ВОЛИ НАРУШЕНИЯ — см. Безволие, Гипербулия, Гипобулия, Парабулия. ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ — см. Расщелина нёба. ВОЛЯ — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. ВОЛЯПЮК [иск. volapuk, от англ. world мир + speech речь] — искусственный международный язык, предложенный в 1880 году Йог. Шлейером в качестве вспомогательного языка для всех народов мира; распространения не получил. ВООБРАЖЕНИЕ — психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте,. ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ [лат. activus деятельный] — воображение, пользуясь которым, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ — процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. ВООБРАЖЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — см. Воображение пассивное. ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ [лат. passivus недеятельный] — воображение, образы которого возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. ВООБРАЖЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ [лат. productivus производительный, плодотворный] — см. Воображение творческое. ВООБРАЖЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — см. Воображение активное. ВООБРАЖЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ [лат. ге- вновь, снова + productio производство, произведение] — см. Воображение воссоздающее. ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — самостоятельное создание новых образов; В. т. требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. ВООБРАЖЕНИЯ ВИДЫ — см. Воображение активное, Воображение воссоздающее, Воображение пассивное, Воображение творческое, Греза, Мечта, Сновидение, Фантазия. Date: 2015-12-13; view: 432; Нарушение авторских прав |