Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Медицинские понятия и терминология
Любое речевое нарушение имеет свою причину возникновения (биологическую или социально-психологическую, физиологическую или патологическую, эндогенную или экзогенную) и механизм образования (периферический или центральный, функциональный или органический). Строение органов речи и их функционирование входят в понятие целостного соматического и психического здоровья человека. Причины и механизмы речевых расстройств не могут рассматриваться изолированно, вне понимания организма человека (его систем, органов, тканей) как единого целого, как целостной саморегулирующейся системы, со своими возрастными критическими периодами и этапами психомоторного и речевого развития. Понятие целостности здорового организма распространяется и на понятие болезни как больного организма, с нарушением его структур и функций. Отсюда возникает необходимость широкой ориентации логопеда в медицинских знаниях, представлениях и понятиях (и, следовательно, в овладении соответствующей медицинской терминологией) из области возрастной анатомии и физиологии человека, невропатологии, психопатологии, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, генетики и др. И в этом отношении общие знания по возрастной анатомии и физиологии человека оказываются осново-полагающими для образования последующих конкретных представлений об анатомии, физиологии и патологии нервной системы и анализаторов, принимающих непосредственное участие в образовании речи: слухового, зрительного и, собст-венно, речедвигательного (дыхания, голоса, артикуляции).
Знание основ невропатологии, нейрофизиологии, психопатологии предполагает образование конкретных представлений и понятий: v о строении нервной системы: ее центральной части (головного и спинного мозга, больших полушарий, коры и подкорковых образований и т. д.), перифери-ческой нервной системы (черепно-мозговых нервах, нервной клетке) и вегетативной нервной системы; v о функциях нервной системы: трофической и нейрогу-моральной, рефлекторной и высшей нервной деятель-ности, высших корковых функциях; v оневрологических и психических болезнях и состояниях, их симптомах и синдромах: олигофрении, парезах и геми-парезах, церебральном параличе, психозах, невро-зах, психопатиях, реактивных состояниях, эпилепсии, шизофрении и др.; v о речевых расстройствах, связанных с нарушениями ЦНС, с неврологическими и психическими болезнями: алалии, афазии, дизартрии, заикании, афонии, фонастении, аграфии, алексии и др.
Знание основ оториноларингологии делает возможным создать представление о патологии органов слуха и речи и предполагает образование конкретных представлений и понятий: v о строении периферической и центральной частей слухового анализатора: наружного, среднего и внутрен-него уха, проводящих путей и коркового конца (височ-ные доли) слухового анализатора; v об их функциях: звуковоспринимающей, звукопроводящей и основообразующей для развития устной речи; v об ушных болезнях и состояниях слуха: невритах, отитах, парацентозе, инфекциях, воспалениях и анома-лиях строения органа слуха, частичной или полной потере слуха; v о влиянии болезней органа слуха на состояние и развитие устной речи: немота, задержка речевого развития, фонетико-фонематические нарушения речи; v о строении и функциях периферической и центральной v о болезнях и аномалиях в строении: носа (аномалии и повреждения, хронический насморк, полипы, озена); рта (расщелины губы и нёба, дефекты языка (микро- и макроглоссии), укорочение уздечки языка, дефекты зубочелюстной системы: прогнатии, протении, открытый прикус и др.); гортани (острый и хронический ларингит, ложный круп, узелки, фиброма, папилломы гортани); глотки (рубцовые деформации, ангины, хронический тонзиллит, аденоиды, гипертрофия нёбных миндалин, фиброма носоглотки, паралич мягкого нёба); v о расстройствах речи, связанных с болезнями и аномалиями рече-двигательного анализатора: органические и функциональные дислалии, открытые и закрытые ринолалии, ринофонии, дисфонии, речь ларинго-эктомированных.
Знание основ офтальмологии предполагает образование конкретных представлений и понятий: v о строении периферической и центральной (затылочная область) частей зрительного анализатора: глазного яблока (оболочки, склеры, роговой оболочки, сосудис-того и увеального тракта, радужки, сетчатки, хрустали-ка, стекловидного тела, внутриглазной жидкости, зрительного нерва), глазницы и век; v освойствах и функциях: аккомодации и рефракции, центральном, периферическом и бинокулярном зрении, Цвето- и светоощущении и основообразующей роли в формировании письменной речи; v о глазных болезнях и состояниях зрения: спазме и параличе, аккомодации, астенопии, миопии и гиперметропии, астигматизме, микро- и анофтальме, воспалительных заболеваниях и механических повреждениях, конъюнктивитах, увеитах, катаракте, глаукоме, афакии и амблиопии, отслоении сетчатки, ретинобластоме, атрофии зрительного нерва, нистагме, косоглазии, слепоте, остаточном зрении и слабовидении; v о влиянии болезней и аномалий органа зрения на формирование письменной речи: задержки формирования чтения и письма, дислексии, алексии, дисграфии, аграфии.
В целом же, медицинские знания, представления и понятия о разных болезнях, аномалиях и состояниях дополняются еще сведениями о некоторых лечебных мероприятиях по их преодолению и профилактике и о соответствующих лечебных учреждениях. В заключение следует обратить внимание на то, что совмещение лингвистических и клинических характеристик нарушенной речи, т. е. логопедических понятий (о фонетико-фонематических, лексико-грамматических, мелодико-интонационных и темпо-ритмических недостатках устной речи, чтения и письма) с медицинскими понятиями о их порождении (физиологическом или патологическом), локализации (периферической или центральной) и характере (органическом или функциональном) — служит общей основой для логопедической классификации речевых расстройств (см. таблицу).
Date: 2015-12-13; view: 308; Нарушение авторских прав |