Задача № 3
Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие ‑ особенностям памяти машин.
A. Весь объем материала никогда не запоминается целиком.
Б. Информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации.
B. Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях.
Г. Весь объем материала может запомниться целиком.
Д. Сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к запоминающему устройству.
Е. Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах.
Ж. Процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер.
3. Запоминает нестандартизированную информацию.
И. Запоминает строго стандартизированную информацию.
Задача № 4.
Какие психологические механизмы памяти лежат в основе описанных фактов?
A. В известном рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.
Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П. Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас вчера чечевицу готовили».
B. Ученик много раз подряд повторял стихотворение, которое ему поручили выучить к празднику, и никак не мог прочесть его без запинки. Решив, что с этой задачей ему не справиться, он лег спать. Утром, вспомнив о выступлении, он попытался воспроизвести стихотворение, и повторил его без ошибки с первого раза.
Г. Когда дошкольникам читают страшную сказку и просят тут же пересказать ее, дети не в состоянии точно воспроизвести все события, о которых только что слышали. Однако через некоторое время они могут почти дословно пересказать эту сказку.
´ Вопросы для самопроверки
· Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.
· Какие физиологические теории памяти вы знаете?
· Какие психологические теории памяти вы знаете?
· Дайте характеристику основным видам памяти.
· Охарактеризуйте основные виды запоминания.
· Какие основные приёмы и способы произвольного запоминания вы знаете?
· Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания.
· Расскажите о законе забывания, открытом Г. Эббингаузом. Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете?
· Расскажите о явлениях проактивного и ретроактивного торможения.
· Каков основной способ борьбы с забыванием?
? Выполните тест:
1. Закончите предложение, выбрав правильный вариант из предложенных.
"Сенсорная память…":
а) сохраняет информацию в пределах 1 минуты;
б) действует на уровне рецепторов;
в) обладает ёмкостью, не превышающей 11 элементов;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
2. Выберите верное утверждение из предложенных:
а) длительность хранения информации в долговременной памяти зависит от важности запоминаемого материала;
б) мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить;
в) всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых стимулов;
г) процессы памяти не связаны с процессами мышления;
д) долговременная память обладает ограниченной ёмкостью.
3. Что такое реминисценция?
а) непроизвольное воспроизведение давно казалось бы забытого, более полное и красочное;
б) воспроизведение при повторном восприятии объекта;
в) активное воспроизведение, во многом зависящее от ясности поставленных задач;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
4. Какая теоретическая концепция лежит в основе приведённого мнения? "Процесс памяти сводится к следующему: если определённые психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех её элементов. Свидетельством этому является известный житейский приём завязывания узелка на память".
а) психоаналитическая концепция;
б) ассоциативная психология;
в) бихевиоризм;
г) деятельностный подход;
д) когнитивная психология.
5. Установите соответствие:
а) биохимическая теория памяти
| 1) оперативная память
| б) вид памяти, обслуживающий рабочие процессы
| 2) генетическая память
| в) яркая, образная память
| 3) память на тексты
| г) словесно-логическая память
| 4)эйдетическая память
|
| 5) сенсорная память
|
| 6) иконическая память
|
| 7) эхоическая память
|
Date: 2015-12-13; view: 1631; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|