Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Самосознание личности





Основные (ключевые) понятия: самосознание, образ «Я», Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, психологические защитные механизмы.

Понятие, происхождение и структура самосознания (И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, В.В. Столин). Образ «Я». Самооценка и её становление в структуре самосознания. Уровень притязаний. Психологическая защита личности.

 

Тема 15. Направленность личности

Основные (ключевые) понятия: потребности и мотивы, иерархия потребностей и мотивов, направленность личности, влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения.

Психология мотивов человека. Функции и основные виды мотивов. Понимание активности личности в современной отечественной психологии. Основные характеристики направленности личности. Формы направленности. Виды направленности.

Тема 16. Характер

Основные (ключевые) понятия: характер, сила, твёрдость и целостность характера, акцентуации характера.

Понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Социально-типичное и индивидуально-своеобразное в характере. Связь характера с направленностью личности и волей. Роль приобретенных и наследственных физиологических механизмов в возникновении характера. Характер и темперамент, их взаимосвязь. Структура характера (В.С. Мерлин). Свойства структуры характера. Формирование характера. Акцентуации черт характера (К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко), типы акцентуаций.

Тема 17. Способности

Основные (ключевые) понятия: способности, общие и специальные способности, структура способностей, качественная и количественная характеристика способностей, одарённость, талант, гениальность, задатки.

Понятие о способностях. Взаимосвязь способностей со знаниями, умениями и навыками. Виды способностей. Специальные и общие способности, их структура.

Уровни способностей и их отличительные признаки. Способы измерения и определения способностей.

Качественная характеристика способностей.

Физиологические основы способностей. Наследственное и приобретенное в способностях. Задатки и способности.

Современные подходы к проблеме возникновения и развития способностей.

Раздел 5. Человек как субъект деятельности

Тема 18. Деятельность

Основные (ключевые) понятия: деятельностный подход в психологии, мотивация деятельности, деятельность, цель, задачи, действия и операции, контроль и оценка результата деятельности, интериоризация и экстериоризация, умения и навыки, привычки, учебная деятельность, игровая и трудовая деятельность, общение.

Понятие о деятельности. Отличия деятельности человека от поведения животных. Общественная природа и совместный характер деятельности людей. Единство сознания и деятельности. Психологическая структура деятельности. Неаддитивный характер деятельности.

Внешняя и внутренняя стороны деятельности (интериоризация и экстериоризация).

Факторы, обусловливающие динамику и эффективность деятельности. Освоение деятельности.

Возникновение умений.

Навыки и их характерные особенности. Условия формирования навыков и основные закономерности упражнений. Взаимодействие навыков.

Привычки и их роль в поведении человека.

Основные виды деятельности и их характеристика: учение, игра, труд, общение.

Содержание семинарских/ практических занятий, лабораторных работ, структура и содержание самостоятельной работы студентов представлены во второй части учебно-методического пособия.


6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Психология человека» используются следующие образовательные технологии:

6.1. Технологии аудиторной работы

Традиционные технологии: лекции, семинарские занятия, практические занятия.

Неигровые технологии, технологии проблемного обучения: интерактивные лекции с использованием современных информационных средств, выступление с докладом, сообщением по реферату, разбор конкретных ситуаций, рецензирование студентами работ друг друга, проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет.

Игровые и имитационные технологии: дискуссия, ролевая игра.

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности: практические занятия.

Занятия лекционного типа составляют 40 % аудиторных занятий.

Интерактивные и активные формы проведения занятий: разбор конкретных ситуаций, оппонирование студентами рефератов, дискуссия. Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 30 % аудиторных занятий.

6.2. Технологии внеаудиторной работы

Традиционные технологии: конспектирование литературы, реферирование монографии и периодических изданий, подготовка реферата и доклада, решение задач и кроссвордов.

Неигровые технологии и технологии формирования научно-исследовательской деятельности: написание эссе, подготовка презентаций научно-исследовательских проблем.


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература

1. Маклаков А. Г. Общая психология:учебн. пособие для студ. вузов - СПб.: Питер, 2010.– 582 с.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. -­ 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - ­СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – 512 с.

7.2. Дополнительная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ. - метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Педагогическое общество России, 2004 - 276 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебн. пособие для студентов вузов. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2008. – 358 с.

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов. - М.: ACADEMIA, 2005. – 176 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.

5. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988. – 79 с.

6. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. – 208 с.

7. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 107 с.

8. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Рогов Е.И. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 448 с.

9. Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: ЧеРо: КноРус, 2000. – 775 с.

10. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 – е изд. ‑ М.: ЧеРо, 2002. – 630 с.

11. Психология памяти: хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008. – 656 с.

 

7.3. Учебно-методические материалы

1. Общая психология: учебно-методический комплекс курса / под ред. Е.А.Силиной. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. ‑ 118 с.

2. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. Рекомендовано РИС РАО в качестве учебн. пособия. – М., 2008. – 80 с.

3. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 55 с.

4. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. ‑ 54 с.

5. Общая психология. Возрастная психология: Тестовые задания для самостоятельной работы студентов / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. ‑ 43 с.

6. Общая и социальная психология: сборник заданий для самостоятельной работы студентов / сост. А.А. Емельянова. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. - 53 с.

7. Психологические задания на период педагогической практики: учебно-методическое пособие / под ред. Е.А. Силиной. – 2-е изд., испр. Рекомендовано РИС РАО в качестве учебно-методического пособия. – М., 2008. – 248 с.

8. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: учебн. пособие для студ. вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 448 с.

9. Практикум по общей психологии: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Щербакова А.И.; [авт. кол.: Абраменко А.И., Алексеев А.А., Богословский В.В. и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 285 с.

10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебн. пособие для студ. вузов / ред. Крылов А.А., Маничев С.А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.

11. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учебн. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

 

7.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

http://psylib.myword.ru – электронная психологическая библиотека.

http://pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека (разделы по психологии).

http://edu.ru – Российское образование (федеральный портал).

7.5. Материально-техническое обеспечение

1) компьютерное и мультимедийное оборудование;

2) видео-, аудиовизуальные средства обучения.

8. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

8.1. Требования и форма проведения входного контроля

Входной контроль проводится на первых занятиях (лекциях) по базе кафедральных тестов, в содержание которых включены общие представления о психических феноменах. Итоги входного тестирования сохраняются в документах кафедры и впоследствии сопоставляются с итогами текущего и промежуточного контроля (контроль самостоятельной работы по темам практических занятий, зачет, экзамен).

8.2. Формы и содержание текущего контроля знаний

8.2.1. Формы текущего контроля знаний

№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма текущего контроля
Тестирование Оценка работы на семинарских занятиях Оценка качества выполнения лабораторных работ Проверка решения задач Терминологический диктант, контрольная работа Доклад, сообщение Реферат, эссе Устное собеседование Проверка заполнения таблицы Проверка конспекта
  Введение в научную психологию + + +   + + + + + +
  Познавательные психические процессы + + + + + + + +   +
  Регулирующие психические процессы + +   + + + + +   +
  Человек как субъект деятельности + + + + + + + + + +
  Психология личности и индивидуальности + + + + + + + +   +

8.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

Код компетенции Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
ОК – 1 «Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению своей профессиональной деятельности» Пороговый Знает психологическое содержание и социальной значимости профессиональной деятельности учителя; структуры мотивационной сферы педагога. Умеетанализировать мотивы профессиональной деятельности учителя и ее социально-значимые параметры. Владеет навыками рефлексии мотивов и социальной значимости своей будущей профессиональной деятельности.
Повышенный Знаетактуальные проблемы в области психологии профессиональной деятельности, в т.ч. мотивационной сферы учителя. Умеет выстраивать иерархию мотивов профессиональной деятельности, определять личностно-значимые профессиональные мотивы. Владеет навыкамирасширения и обогащения своей профессиональной мотивационной сферы.

 

ОПК – 2 «Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач» Пороговый Знает основные теоретические направления и подходы психологической науки, принципы и методы научного изучения психики, структур познавательной, регулятивной и личностной сфер человека, закономерностей психического развития на разных этапах онтогенеза. Умеет проводить некоторые экспериментально-психологические исследования для решения социальных и профессиональных задач. Владеет навыками ориентации в профессиональных психолого-педагогических источниках информации.
Повышенный Знает современные теоретические, методологические и методические парадигмы современной психологии. Умеет разбираться в актуальных методологических вопросах психологии; использовать знание различныхпсихологических концепций для реализации вариативного подхода к разрешению профессиональных ситуаций. Владеет навыками составления обзоров литературы по конкретным психологическим проблемам при реализации исследовательских и профессиональных проектов.

8.3. Форма и содержание промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

Форма аттестации по дисциплине: экзамен (2 семестр).

Вопросы к экзамену по курсу «Психология человека»

1. История становления психологии как науки.

2. Основные направления психологии ХХ века (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология).

3. Психика как отражение объективной действительности. Психика и мозг.

4. Принципы и методы современной психологии.

5. Этапы развития психики в филогенезе.

6. Сознание и условия его развития. Сознание и бессознательное.

7. Понятие об ощущении, его физиологические механизмы. Классификация ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

8. Закономерности ощущений: чувствительность и пороги ощущений, адаптация и взаимодействие ощущений. Компенсаторные возможности в области ощущений.

9. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы. Роль моторных компонентов в восприятии. Виды восприятия.

10. Закономерности восприятия: предметность, целостность, осмысленность, избирательность, константность.

11. Понятие о памяти. Виды памяти. Психологические и физиологические теории памяти.

12. Процессы памяти: запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.

13. Понятие о мышлении и его связь с процессами чувственного познания и речью. Физиологические основы мышления.

14. Характеристика мыслительных операций. Логика и мышление. Динамика мышления при решении задач.

15. Виды мышления Индивидуальные особенности мышления.

16. Воображение: понятие, физиологические основы, виды. Приемы создания образов воображения.

17. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента (гуморальная, конституциональная и церебральная теории).

18. Психологическая характеристика свойств и типов темперамента.

19. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.

20. Основные феномены психики человека: организм, «индивид», субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности и ее структура.

21. Самосознание личности.

22. Направленность личности и ее характеристика.

23. Характер: понятие, структура, формирование. Акцентуации характера.

24. Понятие о способностях, их виды, структура.

25. Количественная и качественная характеристика способностей. Уровни выраженности способностей. Задатки и способности. Условия развития способностей.

26. Понятие о деятельности и ее структура.

27. Освоение деятельности.

28. Речь и язык. Функции речи. Физиологические основы речи.

29. Виды речи и их психологическая характеристика

30. Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Виды внимания и условия их организации.

31. Свойства внимания и их роль в деятельности.

32. Понятие об эмоциях и чувствах. Их основные функции. Физиологические

ос­новы и теории эмоций и чувств.

33. Виды эмоциональных переживаний (настроение, базальные эмоции, аффект, страсть, стресс и высшие чувства).

34. Понятие о воле, физиологические основы воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности.


Методическое издание

 

Date: 2015-12-13; view: 863; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию