Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 14. Самосознание личности
Основные (ключевые) понятия: самосознание, образ «Я», Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, психологические защитные механизмы. Понятие, происхождение и структура самосознания (И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, В.В. Столин). Образ «Я». Самооценка и её становление в структуре самосознания. Уровень притязаний. Психологическая защита личности.
Тема 15. Направленность личности Основные (ключевые) понятия: потребности и мотивы, иерархия потребностей и мотивов, направленность личности, влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. Психология мотивов человека. Функции и основные виды мотивов. Понимание активности личности в современной отечественной психологии. Основные характеристики направленности личности. Формы направленности. Виды направленности. Тема 16. Характер Основные (ключевые) понятия: характер, сила, твёрдость и целостность характера, акцентуации характера. Понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Социально-типичное и индивидуально-своеобразное в характере. Связь характера с направленностью личности и волей. Роль приобретенных и наследственных физиологических механизмов в возникновении характера. Характер и темперамент, их взаимосвязь. Структура характера (В.С. Мерлин). Свойства структуры характера. Формирование характера. Акцентуации черт характера (К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко), типы акцентуаций. Тема 17. Способности Основные (ключевые) понятия: способности, общие и специальные способности, структура способностей, качественная и количественная характеристика способностей, одарённость, талант, гениальность, задатки. Понятие о способностях. Взаимосвязь способностей со знаниями, умениями и навыками. Виды способностей. Специальные и общие способности, их структура. Уровни способностей и их отличительные признаки. Способы измерения и определения способностей. Качественная характеристика способностей. Физиологические основы способностей. Наследственное и приобретенное в способностях. Задатки и способности. Современные подходы к проблеме возникновения и развития способностей. Раздел 5. Человек как субъект деятельности Тема 18. Деятельность Основные (ключевые) понятия: деятельностный подход в психологии, мотивация деятельности, деятельность, цель, задачи, действия и операции, контроль и оценка результата деятельности, интериоризация и экстериоризация, умения и навыки, привычки, учебная деятельность, игровая и трудовая деятельность, общение. Понятие о деятельности. Отличия деятельности человека от поведения животных. Общественная природа и совместный характер деятельности людей. Единство сознания и деятельности. Психологическая структура деятельности. Неаддитивный характер деятельности. Внешняя и внутренняя стороны деятельности (интериоризация и экстериоризация). Факторы, обусловливающие динамику и эффективность деятельности. Освоение деятельности. Возникновение умений. Навыки и их характерные особенности. Условия формирования навыков и основные закономерности упражнений. Взаимодействие навыков. Привычки и их роль в поведении человека. Основные виды деятельности и их характеристика: учение, игра, труд, общение. Содержание семинарских/ практических занятий, лабораторных работ, структура и содержание самостоятельной работы студентов представлены во второй части учебно-методического пособия. 6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Психология человека» используются следующие образовательные технологии: 6.1. Технологии аудиторной работы Традиционные технологии: лекции, семинарские занятия, практические занятия. Неигровые технологии, технологии проблемного обучения: интерактивные лекции с использованием современных информационных средств, выступление с докладом, сообщением по реферату, разбор конкретных ситуаций, рецензирование студентами работ друг друга, проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет. Игровые и имитационные технологии: дискуссия, ролевая игра. Технологии формирования научно-исследовательской деятельности: практические занятия. Занятия лекционного типа составляют 40 % аудиторных занятий. Интерактивные и активные формы проведения занятий: разбор конкретных ситуаций, оппонирование студентами рефератов, дискуссия. Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 30 % аудиторных занятий. 6.2. Технологии внеаудиторной работы Традиционные технологии: конспектирование литературы, реферирование монографии и периодических изданий, подготовка реферата и доклада, решение задач и кроссвордов. Неигровые технологии и технологии формирования научно-исследовательской деятельности: написание эссе, подготовка презентаций научно-исследовательских проблем. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Основная литература 1. Маклаков А. Г. Общая психология:учебн. пособие для студ. вузов - СПб.: Питер, 2010.– 582 с. 2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с. 3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 656 с. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – 512 с. 7.2. Дополнительная литература 1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ. - метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Педагогическое общество России, 2004 - 276 с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебн. пособие для студентов вузов. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2008. – 358 с. 3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов. - М.: ACADEMIA, 2005. – 176 с. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с. 5. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988. – 79 с. 6. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. – 208 с. 7. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 107 с. 8. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Рогов Е.И. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 448 с. 9. Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: ЧеРо: КноРус, 2000. – 775 с. 10. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 – е изд. ‑ М.: ЧеРо, 2002. – 630 с. 11. Психология памяти: хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008. – 656 с.
7.3. Учебно-методические материалы 1. Общая психология: учебно-методический комплекс курса / под ред. Е.А.Силиной. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. ‑ 118 с. 2. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. Рекомендовано РИС РАО в качестве учебн. пособия. – М., 2008. – 80 с. 3. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 55 с. 4. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. ‑ 54 с. 5. Общая психология. Возрастная психология: Тестовые задания для самостоятельной работы студентов / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. ‑ 43 с. 6. Общая и социальная психология: сборник заданий для самостоятельной работы студентов / сост. А.А. Емельянова. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. - 53 с. 7. Психологические задания на период педагогической практики: учебно-методическое пособие / под ред. Е.А. Силиной. – 2-е изд., испр. Рекомендовано РИС РАО в качестве учебно-методического пособия. – М., 2008. – 248 с. 8. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: учебн. пособие для студ. вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 448 с. 9. Практикум по общей психологии: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Щербакова А.И.; [авт. кол.: Абраменко А.И., Алексеев А.А., Богословский В.В. и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 285 с. 10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебн. пособие для студ. вузов / ред. Крылов А.А., Маничев С.А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с. 11. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учебн. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
7.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы) http://psylib.myword.ru – электронная психологическая библиотека. http://pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека (разделы по психологии). http://edu.ru – Российское образование (федеральный портал). 7.5. Материально-техническое обеспечение 1) компьютерное и мультимедийное оборудование; 2) видео-, аудиовизуальные средства обучения. 8. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 8.1. Требования и форма проведения входного контроля Входной контроль проводится на первых занятиях (лекциях) по базе кафедральных тестов, в содержание которых включены общие представления о психических феноменах. Итоги входного тестирования сохраняются в документах кафедры и впоследствии сопоставляются с итогами текущего и промежуточного контроля (контроль самостоятельной работы по темам практических занятий, зачет, экзамен). 8.2. Формы и содержание текущего контроля знаний 8.2.1. Формы текущего контроля знаний
8.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
8.3. Форма и содержание промежуточной аттестации До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне. Форма аттестации по дисциплине: экзамен (2 семестр). Вопросы к экзамену по курсу «Психология человека» 1. История становления психологии как науки. 2. Основные направления психологии ХХ века (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология). 3. Психика как отражение объективной действительности. Психика и мозг. 4. Принципы и методы современной психологии. 5. Этапы развития психики в филогенезе. 6. Сознание и условия его развития. Сознание и бессознательное. 7. Понятие об ощущении, его физиологические механизмы. Классификация ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. 8. Закономерности ощущений: чувствительность и пороги ощущений, адаптация и взаимодействие ощущений. Компенсаторные возможности в области ощущений. 9. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы. Роль моторных компонентов в восприятии. Виды восприятия. 10. Закономерности восприятия: предметность, целостность, осмысленность, избирательность, константность. 11. Понятие о памяти. Виды памяти. Психологические и физиологические теории памяти. 12. Процессы памяти: запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение. 13. Понятие о мышлении и его связь с процессами чувственного познания и речью. Физиологические основы мышления. 14. Характеристика мыслительных операций. Логика и мышление. Динамика мышления при решении задач. 15. Виды мышления Индивидуальные особенности мышления. 16. Воображение: понятие, физиологические основы, виды. Приемы создания образов воображения. 17. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента (гуморальная, конституциональная и церебральная теории). 18. Психологическая характеристика свойств и типов темперамента. 19. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. 20. Основные феномены психики человека: организм, «индивид», субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности и ее структура. 21. Самосознание личности. 22. Направленность личности и ее характеристика. 23. Характер: понятие, структура, формирование. Акцентуации характера. 24. Понятие о способностях, их виды, структура. 25. Количественная и качественная характеристика способностей. Уровни выраженности способностей. Задатки и способности. Условия развития способностей. 26. Понятие о деятельности и ее структура. 27. Освоение деятельности. 28. Речь и язык. Функции речи. Физиологические основы речи. 29. Виды речи и их психологическая характеристика 30. Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Виды внимания и условия их организации. 31. Свойства внимания и их роль в деятельности. 32. Понятие об эмоциях и чувствах. Их основные функции. Физиологические основы и теории эмоций и чувств. 33. Виды эмоциональных переживаний (настроение, базальные эмоции, аффект, страсть, стресс и высшие чувства). 34. Понятие о воле, физиологические основы воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности. Методическое издание
Date: 2015-12-13; view: 916; Нарушение авторских прав |