Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и виды самопрезентации. Психологическая характеристика имиджа сотрудника органов внутренних дел
Любой человек заботится о впечатлении, которое он производит на окружающих. Это стремление оставить во внутреннем мире других людей свои позитивные «следы» А.В. Петровский назвал потребностью в персонализации или потребностью «быть личностью». Не случайно Д. Майерс подчеркивает: «В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем». Хотим ли мы произвести впечатление, запугать или показаться беспомощным, мы являемся общественными созданиями, играющими перед аудиторией». Акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам Д. Майерс называет самопрезентацией. Причем он включает в рамки данного определения как стремление человека наилучшим образом представить себя окружающим (внешняя аудитория), так и сохранять позитивное самовосприятие (внутренняя аудитория). Сотрудник органов внутренних дел, как и каждый индивид стремится, чтобы формирующийся в сознании внешней и внутренней аудитории образ своего Я был максимально положительным. В знакомых ситуациях предъявление самого себя происходит практически автоматически. В незнакомых обстоятельствах это требует сознательных усилий. Однако чрезмерная забота о самопрезентации может нарушать и даже разрушать отношения. Дело в том, что зацикленность на проблеме своего позитивного образа нередко сопровождается использованием деструктивных стратегий самопрезентаци и, прежде всего, ложной скромности, создания себе препятствий, самомониторинга и др. Ложная скромность – демонстративное и публичное пренебрежение к себе, являющееся скрытым предрасположением в пользу своего Я и нацеленное на получение успокаивающих «поглаживаний» от окружающих. Искусственно создаваемые себе препятствия – защита своего Я-образа путем нахождения подходящего оправдания собственным неудачам. Самомониторинг – изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление на окружающих. Такие стратегии, помогая человеку адаптироваться в конкретных ситуациях, вместе с тем, ведут к отказу от собственных целей, мотивов, утрате своего личностного своеобразия. Человек привыкает постоянно «подлаживаться» под других людей, становится своеобразным «социальным хамелеоном». Эффективность самопредъявления во многом зависит от уверенности человека в себе (ассертивности), то есть способности индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления (Р. Ульрих). С этим качеством личности в обратно пропорциональной зависимости находятся заболевание неврозами, сердечно-сосудистыми расстройствами и др. Не случайно проблема уверенности исследуется в различных аспектах практически во всех психологических теориях и психотерапевтических практиках. Основная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что она стремиться в максимальной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации собственных мнений, потребностей, желаний, достижений либо не имеет смысла в системе их ценностей, либо невозможна вследствие отсутствия навыков их выражения, либо неприятна в связи с переживанием страха, чувства вины, стыда и др. Для того, чтобы человек уверенно чувствовал себя в ситуациях социального (в том числе и профессионального) взаимодействия, он, по мнению Р. Лазаруса должен обладать следующими качествами: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; умением говорить «нет»; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; навыками установления контактов с окружающими. Уверенность в себе формируется методами систематической работы над собой, знакомства с соответствующей литературой, наблюдения за поведением уверенных в себе людей и присвоением эффективных моделей социального взаимодействия и др. В последнее время активно развивается и находит широкое применение такой вид психопрактики, как тренинг уверенности в себе (ассертивности), проводящийся как индивидуально, так и в составе групп. Результатом самопрезентации и работы механизмов социальной перцепции являются имидж и авторитет человека. Имидж представляет собой эмоционально окрашенный образ человека, формирующийся в его сознании и сознании окружающих людей и регулирующий их поведение и взаимодействие Имидж проявляется в трех пространствах бытия личности: в ее внутреннем мире, в пространстве межличностного взаимодействия и во внутреннем мире других людей. В нем отражаются харизма, интеллектуальные и эмоциональные качества человека, стиль его взаимодействия с другими людьми и «вклады» во внутренний мир окружающих в виде авторитета, репутации и др. Имидж содержит в себе не только более или менее проверенные, объективные знания о человеке, но и догадки, легенды, гипотезы о нем. В силу этого имидж наделяет человека новыми, зачастую реально не присущими ему, характеристиками. По своему знаку имидж может быть положительным, отрицательным или нейтральным, и вследствие этого, он способен оказывать позитивное или негативное влияние на профессиональные отношения сотрудника органов внутренних дел с гражданами. Имидж – это не только образ, складывающийся в сознании людей, но и своеобразный ярлык, приклеиваемый человеку, тесно связанный с понятием роли и по существу являющийся определенным вектором ролевого поведения человека. Он стимулирует воображение, требует от человека умения «жить на уровне имиджа», отвечать ожиданиям, и, следовательно, имеет мотивационную и мобилизующую силу (функцию). Имидж оказывает внушающее воздействие на своего носителя и может превратиться в аутостереотип, входящий в образ Я. В силу этого он выступает мощным регулятором поведения, как окружающих людей, так и своего носителя. Психологическими механизмами воздействия имиджа на поведение человека являются самооценка, социальное сравнение, потребность в признании, престиже и др. Социально-психологическим механизмом регуляции социального поведения носителя имиджа с окружающими являются социальные ожидания людей. По отношению к человеку, имеющему определенный имидж, формируются вполне конкретные ожидания окружающих. В зависимости от того, как эти ожидания осуществляются, человек обретает определенную репутацию – положительную или отрицательную. Обратная связь, получаемая человеком об образе, складывающимся в общественном сознании, вызывает у него те или иные эмоциональные реакции, которые, в свою очередь, вносят коррективы в его поведение. Технологическая схема формирования имиджа представляет собой последовательность применения процедур приведения его образа в соответствие с ожиданиями конкретной аудитории. К технологическим схемам формирования имиджа человека можно отнести приемы, условно названные нами как «Санта-Клаус», «Рояль в кустах», «Магнит», «Рэкет», «Контраст», «Последовательное приближение» и др. Метод «Санта-Клаус» состоит в выявлении наиболее одобряемых значимыми для человека людьми качеств имиджа человека, выполняющего ту или иную социальную роль, и присвоении этих качеств. Причем такое присвоение может происходить как путем реального их формирования у себя, так и путем искусственного насыщения своего имиджа ими («пускание пыли в глаза»). Метод «Рояль в кустах» предполагает априорное формирование у значимого окружения высокопозитивного отношения к конкретным личностным качествам и поведенческим стилям людей, выполняющих конкретные социальные роли и последующее их «обнаружение» у себя. Так, кандидату в руководители подразделения можно исподволь формировать у значимых других понимание высокой важности владения данным специалистом иностранным языком (связями в силовых структурах, опытом военной службы и др.), а затем заявить своих способностях и возможностях в данной области. Метод «Магнит» состоит в том, чтобы демонстрировать значимому окружению тесные отношения с такими людьми, которые обладают признанным в данном социуме (в области деятельности) авторитетом. В данном случае происходит бессознательный перенос качеств авторитетных знакомых на конкретного человека. Используя этот метод многие, например, кандидаты в руководители различных уровней вовлекают в свою выборную кампанию известных политиков, ученых, деятелей культуры и искусства, спортсменов, демонстрируя «приятельские отношения» с ними. Метод «Рэкет» предполагает безапелляционное приписывание себе деловых качеств других людей. Метод «Контраст» основан на систематическом сравнении носителя имиджа с людьми, априорно проигрывающими ему по социально значимым качествам. Метод последовательного приближения состоит в плановом, последовательном динамическом изменении своего имиджа от неприемлемого до максимально востребуемого в данной деятельности (сфере, социуме). Преподносить себя так, чтобы создать желаемое впечатление о себе, не утрачивая своего лица и не теряя достоинства, развивая авторитет, дело тонкое и ему нужно учиться постоянно. Наряду с методами совершенствования способов самопрезентации, характерными для естественной социализации, разработаны специальные методы развития имиджа, ассертивности, лидерских качеств, влияния на других людей. От результата самопрезентации личности во многом зависит ее авторитет в своем социальном окружении, то есть результат формирования имиджа. Авторитет является необходимым условием эффективности делового взаимодействия. Человек, не обладающий или утративший авторитет, в деловой среде обречен на неуспех. В психологии под авторитетом (лат. – влияние, власть) понимается степень его влияния на людей, сотрудников организации, проявляющаяся в сфере отношений. Авторитетный сотрудник органов внутренних дел способен оказывать влияние на людей, которое объективируется в некоторых социально - психологических феноменах (рис.10).
Рис.10. Социально-психологические феномены, в которых проявляется авторитет сотрудника органов внутренних дел
Авторитет сотрудника органов внутренних дел в среде профессионального взаимодействия является кардинальны условием эффективности его влияния на граждан, безусловного достижения целей своей Феномен профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел целесообразно рассматривать с точки зрения наивысшего выражения коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других преимуществ одних сотрудников, перед другими. В итоге анализа полученных характеристик компетентным можно назвать сотрудника, который имеет явные преимущества в сравнении с другими благодаря своему личностному и профессиональному потенциалу. Он способен выдержать любые служебные катаклизмы, изменившиеся условия профессиональной среды, преодолеть препятствия (социальные, правовые, психологические барьеры и др.), добиться успеха в профессиональной сфере, закрепить эту успешность в сознании других людей и сделать свои действия определенной нормой для других. Получить ориентиры, которыми можно руководствоваться в формировании социально одобряемого образа сотрудника органов внутренних дел целесообразно с помощью выяснения мнений граждан о деятельности сотрудников. Таким образом, социальная оценка деятельности сотрудника органов внутренних дел, являющегося признанным и успешным в социальном восприятии, основывается на признании его личностью незаурядной, действующей эффективно в силу своих коммуникативных способностей, нравственных принципов, профессионального мастерства. Социально успешный сотрудник органов внутренних дел - это высоко образованный субъект профессиональной деятельности, влияющий на правовое состояние общества за счет своего коммуникативного, личностного потенциала и вызывающий тем самым у граждан доверие и признание. Контрольные вопросы 1. Какие функции выполняет коммуникация, по мнению К. Вердербера. 2. Дайте определение психологической калибровки. 3. Перечислите основные элементы общей классификации невербальных средств общения. 4. Каковы информативные признаки поведения в диагностике личности собеседника. 5. Раскройте невербальные и вербальные техники общения. 6. Психологические механизмы влияния имиджа на эффективность общения в практической деятельности органов внутренних дел. 7. Охарактеризуйте социально-психологические феномены, в которых проявляется авторитет сотрудника органов внутренних дел
Date: 2015-12-13; view: 2447; Нарушение авторских прав |