Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие этические принципы общения сотрудника органов внутренних дел
Как уже отмечалось, профессиональное общение проявляется в различных звеньях социального взаимодействия, и в каждом имеются специфические этические регуляторы поведения его участников. Пытаясь сформулировать общие этические принципы профессионального общения, необходимо учесть ряд моментов. Во-первых, сформулированные положения не должны противоречить существующим в конкретном обществе нравственным нормам поведения людей. Во-вторых, эти принципы должны распространяться на все виды и уровни профессионального общения. В-третьих, их соблюдение должно быть выгодно всем участникам делового взаимодействия и выступать в качестве действенного регулятора их поведения. В литературе имеют место попытки классифицировать общие этические принципы делового общения. В учебнике «Психология и этика делового общения», под редакцией В.Н. Лавриненко, всеобщим этическим принципом делового общения называется положение, гласящее: «В деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон»[3]. Это положение является частным проявлением библейского принципа, рекомендующего людям относиться к окружающим так, как хотелось бы, чтобы они относились к ним. Авторы учебника предлагают конкретизировать названный принцип применительно к трем сферам (направлениям) профессионального общения: сфере «руководитель – подчиненный» («сверху – вниз»); сфере «подчиненный - руководитель» («снизу-вверх»); сфере «сотрудник – сотрудник» («по горизонтали»). В профессиональном общении в сфере «руководитель - подчиненный» ведущее правило этики гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». На практике этот принцип реализуется через следующие требования к руководителю. 1. Укреплять у подчиненных чувство собственного достоинства (каждый стремится быть индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть). Не лениться лишний раз поощрить их материально и морально. Соблюдать принцип справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение. Поощрять коллектив даже в том случае, если успех достигнут благодаря руководителю. Относиться к себе и к сотрудникам с одинаковыми мерками, не обрастать любимчиками. Доверять сотрудникам и признавать собственные ошибки. 2. Стремиться превратить свою организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщать сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. 3. Руководитель никогда не должен давать сотрудникам возможность заметить, что не владеет ситуацией, если желает сохранить их уважение. Не советовать подчиненному, как поступать в личных делах. Выбирать правильную и этически верную форму распоряжения, учитывая а) наличие времени и б) личность подчиненного – кто он, добросовестный сотрудник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. 4. Если сотрудник не выполнил какого-либо распоряжения, необходимо дать ему понять, что руководителю известно об этом, иначе он может решить, что провел его. Критиковать действия подчиненного, а не его личность. Делать ему замечания один на один. Заканчивать разговор на дружеской ноте и чуть позже поговорить с человеком, чтобы показать ему, что на него не держат зла. Основной этический принцип в сфере «подчиненный – руководитель» гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Этот принцип реализуется в требованиях соблюдать в деловом общении с начальником доброжелательность, справедливость, вежливость, тактичность, преданность, надежность, и др. Одновременно считается этичным избегать подхалимства, обращения «через голову» к руководителю руководителя, навязывания начальнику своей точки зрения. В сфере профессионального общения «сотрудник – сотрудник» главенствует этический принцип: «Относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Он требует от сослуживцев взаимного уважения и признания, доброжелательности и честности, четкого разделения прав и ответственности, верности своему слову, добросовестности и др. Настоящих профессионалов в каждом типе деятельности не так много как хотелось бы. Настоящий профессионал в сфере органов внутренних дел формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию, при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии у него определенного морального «стержня» повседневного поведения, нравственной устойчивости, т.е. «активности субъекта по организации и управлению своей деятельностью, общением и поведением». Современный этап в жизни нашего общества обусловлен противоречивостью, глубиной кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности общества и личности, им порождаются сложные профессиональные нравственные ситуации, когда сотрудники органов внутренних дел находят и принимают решения в сложных оперативно- служебных ситуациях благодаря нравственной устойчивости личности – этой духовной опоре, своеобразному «внутреннему» кодексу совести и долга, профессиональной и человеческой чести. Это помогает преодолевать трудности службы, неустроенность быта, физическое перенапряжение, психическое и моральное давление со стороны правонарушителей, а в минуты смертельной опасности - не отступить от служебного долга. Профессионализм в деятельности полиции определяется как совокупность исключительных знаний и умений, позволяющих полиции выполнять присущие ей правоохранные функции, в том числе связанные с применением непосредственного физического принуждения. Существенное значение в теории и практике полицейской службы имеют стандартные критерии (признаки) профессионализма сотрудника: 1) соответствующий объем знаний и интеллектуальный уровень; 2) длительность и непрерывность обучения и подготовки; 3) соответствие выполняемых функций основным ценностям общества; 4) самостоятельность в принятии решений; 5) приверженность к работе, основанной на стремлении удовлетворить интересы населения; 6) чувство общности с коллегами; 7) уважение «Кодекса этики» и учет его положений в службе и повседневной жизни. Перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать современный полицейский довольно обширен. Так, сотрудник полиции должен достаточно хорошо разбираться в вопросах политики, экономики, географии, демографии, знать иностранные языки и основы общенационального законодательства и судопроизводства, иметь твердые знания законов, инструкций и предписаний, регулирующих его деятельность, обладать специальными знаниями по своей должности, умело применять теоретические знания на практике. Полицейский должен уметь оказать первую медицинскую и оперативную психологическую помощь гражданам, быстро и эффективно установить контакт с населением, представителями общественности и средств массовой информации, обладать способностью умело вмешаться и оказать помощь в разрешении заурядных конфликтов. Также, он обязан владеть приемами задержания и самообороны, в совершенстве владеть табельным оружием и специальными средствами, хорошо управлять автомобилем, мотоциклом, иметь навыки пользования всеми видами связи и компьютерными технологиями, применяемыми в полиции. Исследования утверждают, что сотрудники полиции, прошедшие психологическую подготовку, успешнее справляются с психологически острыми проблемами по ряду признаков: сокращается число повторных вызовов, возрастает безопасность сотрудника и граждан, существенно возрастает удовлетворенность граждан, их доверие к полиции, улучшается сотрудничество потерпевших с полицией в последующем расследовании, снижается стресс у сотрудников полиции. В ходе подготовки развиваются ряд общепсихологических умений, актуальных для любого рода профессионального общения, а также некоторые специальные тактические и психологические умения, необходимые для управления отдельными типами ситуаций. К общим психологическим умениям относят коммуникативные. Было обращено внимание, что мощное воздействие на ситуацию оказывает поведение сотрудника, даже тонкие телодвижения: его поза, контакт глаз и т.п. Невербальные ключи, которые сотрудник подбирает к общению с гражданином, могут породить у него определенные ожидания. Например, переход от позиции «превосходства», которая транслирует властные полномочия, воинственность, в позицию «соучастия», которая передает понимание, готовность оказать помощь, происходит, когда, оставляя ноги вместе, сотрудник поднимает и протягивает обе руки вперед. Тон голоса может оказывать большее влияние на гражданина, чем фактически сказанное. Сотрудников учат манипулировать невербальными методами общения таким образом, чтобы улучшить контроль над гражданином и снизить нежелательную эскалацию силы. Особое внимание уделяется умению слушать и технике опроса. Любая сфера профессионального общения требует умения слушать и получать точную информацию об участниках общения. Исследования полицейских психологов показали, что при отсутствии специальной подготовки большинство сотрудников эти умения приобретают с трудом. Наиболее полезными считаются умения быстро получать и оценивать информацию, исходя из того, что гражданин собирается делать. Выделяются следующие специфические умения приобретения и оценки информации: 1. Начинать речевой контакт с открытых вопросов. В отличие от закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет» или иначе, но так же коротко, открытые вопросы заставляют субъекта брать на себя большую активность в разговоре, продуцируя на ходу информацию, которая может оказаться необходимой. 2. Использовать парафразы для уточнения информации и демонстрации субъекту заинтересованности вашего восприятия. Парафразы — это утверждения, которые фиксируют понимание того, что субъект хотел сказать. Важное качество парафраза состоит в том, что он стремиться уточнить, что собеседник имеет в виду. На парафраз он как правило реагирует одним из трех образов: а) соглашается; б) не соглашается; в) дает дополнительную информацию. Независимо от того, какой окажется реакция, сотрудник внесет для себя дополнительную ясность. 3. Использовать эхо-реплики, которые позволяют быстро уточнить двусмысленные замечания. Они эффективны потому, что позволяют быстро уточнить сказанное и достигают обратной связи без необходимости долгих утверждений со стороны сотрудника. 4. Суммировать сказанное субъектом и подводить итоги. Как только субъект соглашается с итоговой формулировкой сотрудника, последний может с большей уверенностью переходить к решению стоящей задачи. Сотрудники, не прошедшие психологическую подготовку, склонны допускать следующие типичные ошибки: перескакивать к заключениям, чрезмерно направлять беседу, давать преждевременные советы, слишком много говорить, не добиваясь уточнения информации. Помимо функциональной ценности получение информации дает побочный положительный эффект. Граждане склонны воспринимать сотрудника, который активно слушает, как справедливого, рассудительного, понимающего и заинтересованного в их проблемах. Контрольные вопросы 1. Как соотносятся тейлоризм и доктрина «человеческих отношений». 2. Назовите основные положения доктрины «человеческих отношений» и ее применения в практике органов внутренних дел. 3. Что понимается под этикой профессионального общения. 4. Подходы в определении места этики в профессиональном взаимодействии. 5. В чём заключается психологический аспект организации массовой коммуникации с различными категориями граждан. 6. Перечислите психологические эффекты, создаваемые этическими нормами профессионального общения. 7. Раскройте специфические умения приобретения и оценки информации.
Date: 2015-12-13; view: 771; Нарушение авторских прав |