Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие этические принципы общения сотрудника органов внутренних дел





Как уже отмечалось, профессиональное общение проявляется в различных звеньях социального взаимодействия, и в каждом имеются специфические этические регуляторы поведения его участников.

Пытаясь сформулировать общие этические принципы профессионального общения, необходимо учесть ряд моментов. Во-первых, сформулированные положения не должны противоречить существующим в конкретном обществе нравственным нормам поведения людей. Во-вторых, эти принципы должны распространяться на все виды и уровни профессионального общения. В-третьих, их соблюдение должно быть выгодно всем участникам делового взаимодействия и выступать в качестве действенного регулятора их поведения.

В литературе имеют место попытки классифицировать общие этические принципы делового общения. В учебнике «Психология и этика делового общения», под редакцией В.Н. Лавриненко, всеобщим этическим принципом делового общения называется положение, гласящее: «В деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон»[3]. Это положение является частным проявлением библейского принципа, рекомендующего людям относиться к окружающим так, как хотелось бы, чтобы они относились к ним. Авторы учебника предлагают конкретизировать названный принцип применительно к трем сферам (направлениям) профессионального общения: сфере «руководитель – подчиненный» («сверху – вниз»); сфере «подчиненный - руководитель» («снизу-вверх»); сфере «сотрудник – сотрудник» («по горизонтали»).

В профессиональном общении в сфере «руководитель - подчиненный» ведущее правило этики гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». На практике этот принцип реализуется через следующие требования к руководителю.

1. Укреплять у подчиненных чувство собственного достоинства (каждый стремится быть индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть). Не лениться лишний раз поощрить их материально и морально. Соблюдать принцип справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение. Поощрять коллектив даже в том случае, если успех достигнут благодаря руководителю. Относиться к себе и к сотрудникам с одинаковыми мерками, не обрастать любимчиками. Доверять сотрудникам и признавать собственные ошибки.

2. Стремиться превратить свою организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщать сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом.

3. Руководитель никогда не должен давать сотрудникам возможность заметить, что не владеет ситуацией, если желает сохранить их уважение. Не советовать подчиненному, как поступать в личных делах. Выбирать правильную и этически верную форму распоряжения, учитывая а) наличие времени и б) личность подчиненного – кто он, добросовестный сотрудник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу.

4. Если сотрудник не выполнил какого-либо распоряжения, необходимо дать ему понять, что руководителю известно об этом, иначе он может решить, что провел его. Критиковать действия подчиненного, а не его личность. Делать ему замечания один на один. Заканчивать разговор на дружеской ноте и чуть позже поговорить с человеком, чтобы показать ему, что на него не держат зла.

Основной этический принцип в сфере «подчиненный – руководитель» гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Этот принцип реализуется в требованиях соблюдать в деловом общении с начальником доброжелательность, справедливость, вежливость, тактичность, преданность, надежность, и др. Одновременно считается этичным избегать подхалимства, обращения «через голову» к руководителю руководителя, навязывания начальнику своей точки зрения.

В сфере профессионального общения «сотрудник – сотрудник» главенствует этический принцип: «Относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Он требует от сослуживцев взаимного уважения и признания, доброжелательности и честности, четкого разделения прав и ответственности, верности своему слову, добросовестности и др.

Настоящих профессионалов в каждом типе деятельности не так много как хотелось бы. Настоящий профессионал в сфере органов внутренних дел формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию, при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии у него определенного морального «стержня» повседневного поведения, нравственной устойчивости, т.е. «активности субъекта по организации и управлению своей деятельностью, общением и поведением».

Современный этап в жизни нашего общества обусловлен противоречивостью, глубиной кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности общества и личности, им порождаются сложные профессиональные нравственные ситуации, когда сотрудники органов внутренних дел находят и принимают решения в сложных оперативно- служебных ситуациях благодаря нравственной устойчивости личности – этой духовной опоре, своеобразному «внутреннему» кодексу совести и долга, профессиональной и человеческой чести. Это помогает преодолевать трудности службы, неустроенность быта, физическое перенапряжение, психическое и моральное давление со стороны правонарушителей, а в минуты смертельной опасности - не отступить от служебного долга.

Профессионализм в деятельности полиции определяется как совокупность исключительных знаний и умений, позволяющих полиции выполнять присущие ей правоохранные функции, в том числе связанные с применением непосредственного физического принуждения.

Существенное значение в теории и практике полицейской службы имеют стандартные критерии (признаки) профессионализма сотрудника:

1) соответству­ющий объем знаний и интеллектуальный уровень;

2) длительность и непрерыв­ность обучения и подготовки;

3) соответствие выполняемых функций основным ценностям общества;

4) самостоятельность в принятии решений;

5) приверженность к работе, основанной на стремлении удовлетворить интересы населения;

6) чувство общности с коллегами;

7) уважение «Кодекса этики» и учет его положений в службе и повседневной жизни.

Перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать современный полицейский довольно обширен. Так, сотрудник полиции должен достаточно хорошо разбираться в вопросах политики, эко­номики, географии, демографии, знать иностранные языки и основы общенационального законодательства и судопроизводства, иметь твердые знания законов, инструкций и предписаний, регулирующих его деятельность, обладать специальными знаниями по своей должности, умело применять теоретические знания на практике. Полицейский должен уметь оказать первую медицинскую и оперативную психологическую помощь гражданам, быстро и эффективно установить контакт с населением, представителями общественности и средств массовой информации, обладать способностью умело вмешаться и оказать помощь в разрешении заурядных конфликтов. Также, он обязан владеть приемами задержания и самообороны, в совершенстве владеть табельным оружием и специальными средствами, хорошо управлять автомобилем, мотоциклом, иметь навыки пользования всеми видами связи и компьютерными технологиями, применяемыми в полиции.

Исследования утверждают, что сотрудники полиции, прошедшие психо­логическую подготовку, успешнее справляются с психологически острыми проблемами по ряду признаков: сокращается число пов­торных вызовов, возрастает безопасность сотрудника и граждан, существенно возрастает удовлетворенность граждан, их доверие к полиции, улучшается сотрудничество потерпевших с полицией в последующем расследовании, снижается стресс у сотрудников по­лиции.

В ходе подготовки развиваются ряд общепсихологических умений, актуальных для любого рода профессионального общения, а также некоторые специальные тактические и психологические умения, необходимые для управления отдельными типами ситуаций.

К общим психологическим умениям относят коммуникативные. Было обращено внимание, что мощное воздействие на ситуацию оказывает поведение сотрудника, даже тонкие телодвижения: его поза, контакт глаз и т.п.

Невербальные ключи, которые сотрудник подбирает к общению с гражданином, могут породить у него определенные ожидания. Например, переход от позиции «превосходства», которая трансли­рует властные полномочия, воинственность, в позицию «соу­частия», которая передает понимание, готовность оказать по­мощь, происходит, когда, оставляя ноги вместе, сотрудник под­нимает и протягивает обе руки вперед. Тон голоса может оказы­вать большее влияние на гражданина, чем фактически сказанное. Сотрудников учат манипулировать невербальными методами общения таким образом, чтобы улучшить контроль над гражданином и сни­зить нежелательную эскалацию силы.

Особое внимание уделяется умению слушать и технике оп­роса. Любая сфера профессионального общения требует умения слушать и получать точную информацию об участниках общения. Исследования полицейских психологов показали, что при отсутствии специальной подготовки большинство сотрудников эти умения приобретают с трудом. Наиболее полезными считаются уме­ния быстро получать и оценивать информацию, исходя из того, что гражданин собирается делать.

Выделяются следующие специфические умения приобретения и оценки информации:

1. Начинать речевой контакт с открытых вопросов. В отли­чие от закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет» или иначе, но так же коротко, открытые вопросы заставляют субъекта брать на себя большую активность в разговоре, продуцируя на ходу информацию, которая может оказаться необходимой.

2. Использовать парафразы для уточнения информации и де­монстрации субъекту заинтересованности вашего восприятия. Па­рафразы — это утверждения, которые фиксируют понимание того, что субъект хотел сказать. Важное качество парафраза состоит в том, что он стремиться уточнить, что собеседник имеет в ви­ду.

На парафраз он как правило реагирует одним из трех обра­зов:

а) соглашается;

б) не соглашается;

в) дает дополнительную информацию.

Независимо от того, какой окажется реакция, сот­рудник внесет для себя дополнительную ясность.

3. Использовать эхо-реплики, которые позволяют быстро уточнить двусмысленные замечания. Они эффективны потому, что позволяют быстро уточнить сказанное и достигают обратной связи без необходимости долгих утверждений со стороны сотрудника.

4. Суммировать сказанное субъектом и подводить итоги. Как только субъект соглашается с итоговой формулировкой сотрудни­ка, последний может с большей уверенностью переходить к реше­нию стоящей задачи.

Сотрудники, не прошедшие психологическую подготовку, склонны допускать следующие типичные ошибки: перескакивать к заключениям, чрезмерно направлять беседу, давать преждевре­менные советы, слишком много говорить, не добиваясь уточнения информации. Помимо функциональной ценности получение информации дает побочный положительный эффект. Граждане склонны воспринимать сотрудника, который активно слушает, как справедливого, рассудительного, понимающего и заинтересованного в их проблемах.

Контрольные вопросы

1. Как соот­носятся тейлоризм и доктрина «человеческих отношений».

2. Назовите основные положения доктрины «человеческих отноше­ний» и ее применения в практике органов внутренних дел.

3. Что понимается под этикой профессионального общения.

4. Подходы в определении места этики в профессиональном взаимодействии.

5. В чём заключается психологический аспект организации массовой коммуникации с различными категориями граждан.

6. Перечислите психологические эффекты, создаваемые этическими нормами профессионального общения.

7. Раскройте специфические умения приобретения и оценки информации.

 

 

Date: 2015-12-13; view: 737; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию