Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Готовность ребенка к обучению в школеСтр 1 из 27Следующая ⇒ Домашнее задание по Психологии (возрастной и педагогической психологии) на субботу (21.11.2015). Семинар 7. Психологическая готовность у школе. Компоненты готовности у школе(рассмотреть разных авторов). Содержание компонентов готовности к школе. Методы и методики развития и диагностики компонентов готовности к школе. Готовность ребенка к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе включает следующие виды: специальная, психологическая, физиологическая готовности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. К психологической готовности относится: личностная и социально-психологическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая готовности. Личностная готовность, подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, принятие позиции школьника, т.е. позиции «хочу учиться». Она характеризуется следующими составляющими: - наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение интеллектуальных заданий). - понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности. - эмоционально – благополучное отношение к школе. Социально-психологическая готовность - умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять требования учителя, контролировать свой поведение, способность войти в детское общество. Следует научить детей разрешать конфликтные ситуации конструктивным способом. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Все дошкольные виды деятельности: лепка, рисование, конструирование, общение развивает у ребенка мыслительные операции, т.е. способность рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи. Упражнения для развития мышления: «Четвертый лишний», «Сравни предметы», «Скажи наоборот». В зависимости от ощущений, которые преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной. Зрительная память – сохранение и воспроизведение зрительных образов. Слуховая память – запоминание и точное воспроизведение на слух. Этим же способом ребенок будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе. Эмоциональная память – память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что вызывает эмоции, запоминается без труда и на более длительный срок. В развитии памяти большую роль играет мыслительная деятельность (осмысление материала). Очень вредит памяти запоминание непонятного материала. Прежде, чем что-то заучивать, объясните ребенку. Нужно показать ребенку приемы, которые помогают лучше запомнить (например, рисунки к словам). У детей дошкольного возраста внимание носит непроизвольный характер, т.е. дети не могут управлять своим вниманием. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, в частой смене деятельности. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость). Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений: «Найди 10 отличий», «Перепутанные линии», «Лабиринты», «Нарисуй такой же дом», «Да и нет», Диктанты и др. Специальная готовность подразумевает умение читать, писать, считать. Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Однако овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Но их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, если он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом — он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически. Эмоционально-волевая готовность включает радость ожидания обучения, развитие высших чувств и эмоций,умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительное отношение к целям своей деятельности, принятие их, стремление к достижению результата своей деятельности. Физиологическая готовность – состояние здоровья, физическое развитие, развитие основных движений, развитие мелких групп мышц. Мелкая моторика руки. Беда почти всех первоклассников при обучении письму – «болит рука». Существует тесная связь между развитием мелкой моторики руки и речи. Поэтому тренировка пальцев у ребенка является средством развития речи. Для развития мелкой моторики руки используют следующие приемы: рисование карандашами, обведение контуров, штриховка, лепка, вышивание. Зрительно – моторная координация. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает, поэтому важны согласованные движения глаз и руки, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Для развития зрительно – моторной координации используются такие упражнения как зрительный диктант, рисование с натуры. Исходя из закона неравномерности психического развития, школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, очень индивидуализировано. Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны. Помните, что ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс умений, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, подобранные для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней - с тем, кто располагает возможностью и желанием заниматься. А также можно посещать группы развития или коррекционные группы с детским психологом.
Педагог-психолог Яркова О.А.
2) Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности. Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе родителям надо постараться их “примерить” к своему ребенку и решить, на что надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе. 1. Социально-психологическая готовность к школе: · Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний. · Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника. В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. 2. Интеллектуальная готовность: · Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями. · Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут. · Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания. В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении. 3. Психофизиологическая готовность: · Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом. · Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа. · Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Примерили родители эти компоненты к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё время наверстать упущенное. Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости? Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Причинами школьной незрелости могут быть: · Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком) · Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) · Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения) · Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно). Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть. Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».
|