Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава VI алалия и афазия
Для определения тяжелого системного нарушения речи на органической основе употребляются два термина«алалия» и «афазия» Термин «алалия» встречается в специальной литературе с давних пор. Вначале он определялся как суммарное обозначение различных речевых нарушений («а» — отрицание, отсутствие, «лалио» — речь) В 30-х годах XIX в. Шультес ввел новое понятие «дислалия» и противопоставил дислалии алалию, которую он характеризовал теперь как полную невозможность артикулирования. В дальнейшем полную невозможность артикулирования предпочли именовать анартрией, оставив название «алалия» для нарушений, затрагивающих не только внешнюю сторону речи, но и словарь, грамматический строй, а также понимание речи. В 60-х годах XIX столетия французский ученый. Труссо для обозначения потери речи у взрослых вводит термин «афазия». Этот термин очень быстро закрепился в медицине. В настоящее время термином «алалия» принято называть случаи глубокого системного недоразвития речи, а термином «афазия»—системный распад уже сформировавшейся речи. Оба эти нарушения имеют между собой много общего: и алалия и афазия характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной степени невозможным осуществление функции речи — общения с окружающими. Известно высказывание крупного афазиолога С Монакова: «Нет афазии, а есть афазики». С одинаковым правом это же можно сказать и об алалии. Как вторичные явления в обоих случаях имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности и всего поведения человека. В результате сложности указанных нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие их форм.
Все исследователи выделяют две основные формы и в алалии и в афазии: моторную и сенсорную Хотя такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, все-таки оно является оправданным, так как основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный). Разнообразие проявлений алалии и афазии заставляет. Пытаться дать более тонкие деления их. Последними значительными работами советских ученых в этом направлении являются работы проф. А. Р. Лурия и проф. В. К. Орфинской. Сопоставление этих нарушений выявляет большое своеобразие каждого в их проявлениях, структуре и соответственно в методах логопедической работы. Если определение алалии звучит как глубокое системное недоразвитие речи, а определение афазии — как системный распад речи, то работу с алаликами характеризуют как воспитание речи, а с афазиками — как восстановление речи. В практике детской логопедии встречаются и дети-алалики и дети-афазики, но последние встречаются значительно реже. Алалия Алалия относится к разряду органических речевых нарушений центрального характера. В настоящее время термином «алалия» принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования речи, т. е. до 1—2 лет жизни ребенка Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта. Причины, вызывающие алалию, разнообразны. Большинство авторов указывает на воспалительные или травматические поражения головного мозга, на алиментарно-трофические обменные нарушения как во внутриутробном или природовом, так и в раннем периоде жизни ребенка (М.В. Богданов-Березовский, Н. Н. Трауготт, М. Б. Эйдинова). Э. Фрешельс и Ю. А. Флоренская отмечают слухонемоту у детей (немоту при сохранном слухе), страдающих тяжелым рахитом или перенесших тяжелые болезни дыхательных органов, в частности коклюш. Проф Н. И. Красногорский говорит о тяжелых задержках речевого развития, связанных с недостатком питания и сна в первые месяцы жизни ребенка. Важно отметить, что алалия не является простой задержкой развития речи. Динамическое изучение речи алалика обнаруживает своеобразие путей ее развития и специфические трудности, имеющие место на всех этапах этого развития, тогда как дети с запозданием речи, начав развиваться, в дальнейшем развиваются нормально и часто самостоятельно (В. Ольтушевский, Н. Н. Трауготт). Глубокое и рано начинающееся нарушение речи ребенка не может не отражаться как на развитии всей его личности (так как вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения), так и на развитии мышления «Речь человека неразрывно связана с мышлением, так как она обладает свойством отвлечения и обобщения» (И. П. Павлов. Полн. собр. соч. т III M, Изд во АН СССР, 1951, стр. 429.). Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь начинает хотя медленно и искаженно, но самостоятельно развиваться с 3—4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10—12 лет. Позднее, притом при систематической специальной помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью. Различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную Лобно-теменная и височная области коры головного мозга левого полушария представляют собой корковые отделы речедвигательного и речеслухового анализаторов. Возникновение моторной алалии связано с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а возникновение сенсорной алалии — с нарушением деятельности речеслухового анализатора Некоторые авторы пытаются дать более тонкую классификацию форм алалии. Так, например, проф. Р. Е. Левина выделяет 3 формы: а) с нарушением слухового (фонематического) восприятия, б) с нарушением зрительного (предметного) восприятия, в) с нарушением психической активности. Проф. С. С. Мнухин выделяет 4 формы сенсорной недостаточности у детей. В. К. Орфинская выделяет и описывает 4 формы моторной алалии, 4 формы сенсорной алалии и 2 формы с нарушением двигательно-зрительного анализатора. Date: 2015-12-13; view: 384; Нарушение авторских прав |