Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагноз. Моторная алалия. Девочка нуждается в длительной систематической логопедической помощи





Все программы по русскому языку и по другим школьным дисциплинам на всех годах обучения направлены на обогащение словаря. Они способствуют овладению ребенком все более сложными грамматическими фразами, более сложными видами монологической речи и развитию письменной речи.

Переход на новый, более высокий уровень речи каждый раз затрудняет алалика, требует, с одной стороны, особого построения программ, иных сроков их прохождения, а с другой — специальной помощи логопеда.

Чем выше уровень школьного обучения, тем тоньше и дифференцированное должна быть логопедическая работа.

Для иллюстрации можно остановиться на некоторых дисциплинах: в математике алалика затрудняют формулировки условий и вопросов задачи; в географии — новые географические названия и необходимость планового развернутого изложения, ориентировка на карте. При переходе в среднюю школу возникают трудности при изучении иностранного языка с иными, чем в русском языке, системами фонем, грамматического строя. Логопед должен знать и понимать сущность указанных затруднений, чтобы помочь учащемуся.

Вышеописанные этапы речевого развития нельзя представлять себе как нечто строго очерченное: элементы предыдущего, уже изживаемого этапа обычно скрещиваются с характерными чертами нового, нарастающего.

***

Одним из первых и существенно важных вопросов, который встает перед логопедом, обычно является вопрос о том, когда, с какого возраста можно и следует начинать работу с моторным алаликом.

Мнение, высказанное Н Н. Трауготт, представляется нам очень правильным и хорошо мотивированным ответом на этот вопрос: “Чем раньше начата работа, тем скорее удается обучить ребенка речи; думается, что это объясняется прежде всего тем, что, чем моложе ребенок, тем меньше он замечает свой дефект и тем меньше стесняется речи. Кроме того, кругозор маленького ребенка уже, мысли его проще, речь, в которой он нуждается, должна быть элементарнее по построению и беднее по словарю, нежели речь школьника. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок.

Возможно, что имеет значение и то обстоятельство, что дошкольный возраст вообще является периодом, особенно благоприятным для развития речи”.

Организационно занятия с алаликом 3—4 лет могут носить ферму консультаций для родителей. Логопед смотрит ребенка, проводит с ним занятия 2—4 раза в месяц в присутствии родителей, рассказывает им об особых трудностях воспитания.

В дальнейшем желательно определить ребенка в специализированный детский сад или же начать работу с логопедом при поликлинике с обязательным участием родителей, бабушки, дедушки, старшей сестры, воспитательницы массового детского сада.

Необходимо помнить, что достаточно часто в процессе работы диагноз “алалия” отпадает и заменяется диагнозом “временная задержка речевого развития”, так как речь начинает быстро и полноценно развиваться.

Несмотря на изменение диагноза, такого ребенка не следует выпускать из поля зрения, необходимо следить за его речью, так как легкие формы алалии могут опять дать себя знать на более поздних этапах его жизни при предъявлении более высоких требований к его речи, в частности при поступлении его в школу, при переходе из класса в класс, особенно из начальной школы в среднюю.

До последнего времени возможности обучения алаликов исчерпывались амбулаторными занятиями с логопедом при детских поликлиниках (2—3 раза в неделю по 20—30 минут) или же обучением в имбецильных классах вспомогательных школ, а иногда даже в школах глухих.

Все эти возможности не соответствовали ни по количеству времени, ни по методам работы тому, в чем нуждается алалик.

Дети, страдающие наиболее легкими формами алалии, попадали и до сих пор попадают в массовую школу и иногда удерживаются там до IV—V классов. Второгодничество, плохая успеваемость и незаслуженно пренебрежительное отношение со стороны товарищей — все это приводит алалика к сознанию своей непригодности в жизни, озлоблению к школе и неустроенности в дальнейшем.

Начиная с 30-х годов в Советском Союзе предпринимаются попытки организовать коллективное обучение алаликов, главным образом моторных; организуются специальные классы, а затем и специальные школы с прохождением школьной программы.

В настоящее время специальные школы для алаликов открыты в Ленинграде, Москве, Харькове. Эти школы носят название специальных школ для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В них в одном и том же классе учатся дети — моторные алалики, дизартрики и ринолалики.

Специфика детей с указанными речевыми нарушениями различна и по характеру их речи и, что особенно важно, по темпу ее развития.

Создавать параллельные классы для детей с различными речевыми нарушениями пока не представляется возможным в связи с ограниченными возможностями приема в эти школы. Кроме того, воспитание и обучение моторных алаликов в коллективе детей, владеющих речью, имеет и свои положительные стороны, тем более что речевые школы организуются как школы-интернаты. Отбор детей в эти школы, комплектование более или менее однородных классов очень трудны. При отборе должны быть учтены, кроме речевого диагноза, тяжесть речевого нарушения, интеллект и общее физическое и психическое состояние поступающего ребенка. Для того чтобы не перегружать школу детьми, не подлежащими обучению в ней (может быть, временно), в речевых школах организуются подготовительные классы, где ребенок длительно наблюдается в процессе специальной педагогической работы с ним, что позволяет более правильно решить вопрос о его дальнейшей судьбе.

Той же цели — правильному отбору детей для обучения в школе, а также их ранней подготовке к школьному обучению — служит и организация специализированных детских садов (для дизартриков, моторных алаликов, заикающихся).

Организация специальных речевых школьных и дошкольных учреждений в СССР осуществляется сравнительно недавно, поэтому большинство моторных алаликов до сих пор получают специальную начальную помощь у логопедов, работающих в детских поликлиниках.

Нуждаются в индивидуальной логопедической работе и алалики, обучающиеся в речевых школах. На эту работу выделяются специальные часы (в младших классах 3 часа в неделю) независимо от того, что наибольшее количество часов в учебном плане отведено на русский язык.

Работа логопеда с моторными алаликами должна быть длительной и систематической. Организационно она может носить то индивидуальный, то групповой характер, в зависимости от этапа работы, основной задачи, стоящей перед логопедом в данный момент, и, конечно, от состава детей, обучающихся у него.

***

Опыт индивидуальной логопедической работы с моторными алаликами, а тем более их коллективного воспитания и обучения еще полностью не изучен, по отдельным вопросам еще имеются разногласия. В данном учебном пособии освещаются основные методические задачи, принципы и приемы их осуществления в работе логопеда с моторными алаликами, предваряющей поступление их в ту или иную школу или дополняющей их обучение в речевой или массовой школе.

Речевое развитие ребенка — моторного алалика под воздействием логопедической работы во многом сходно с речевым развитием нормального ребенка, но вместе с тем следует отметить и значительное различие этих процессов.

1. Речь нормально развивающегося ребенка под влиянием жизни в семье, в детском учреждении развивается и переходит с одного уровня на другой, все более высокий, что создает впечатление самостоятельного развития речи. 1. Речь моторного алалика требует для своего развития специального активного воздействия, воспитания. Воспитание выражается в тщательном подборе речевого материала, формах его подачи, многократном его повторении для закрепления и в строгой дозировке его как по времени, так и по постепенному усложнению его.
2. Неправильности речи у нормально развивающегося ребенка (неправильности звукопроизношения, словаря, фразовой речи) устраняются под влиянием общения с окружающими. 2. Неправильности речи алалика без посторонней специальной помощи закрепляются и являются препятствием для дальнейшего как речевого, так и общего психического развития.
3. Длительность последовательных этапов речевого развития имеет у разных детей некоторые индивидуальные колебания. 3. Длительность каждого из этапов речевого развития моторного алалика превышает длительность этапов нормального развития и зависит от ряда факторов: тяжести нарушения, работы логопеда, участия в работе семьи или детского учреждения (детского сада, школы).
     

Date: 2015-12-13; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию