Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VI АЛАЛИЯ





Для определения тяжелого системного нарушения речи на органической основе употребляются два термина- “алалия” и “афазия”

Термин “алалия” встречается в специальной литературе с давних пор. Вначале он определялся как суммарное обозначение различных речевых нарушений (“а” — отрицание, отсутствие, “лалио” — речь)

В 30-х годах XIX в. Шультес ввел новое понятие “дислалия” и противопоставил дислалии алалию, которую он характеризовал теперь как полную невозможность артикулирования.

В дальнейшем полную невозможность артикулирования предпочли именовать анартрией, оставив название “алалия” для нарушений, затрагивающих не только внешнюю сторону речи, но и словарь, грамматический строй, а также понимание речи.

В 60-х годах XIX столетия французский ученый. Труссо для обозначения потери речи у взрослых вводит термин “афазия”. Этот термин очень быстро закрепился в медицине.

В настоящее время термином “алалия” принято называть случаи глубокого системного недоразвития речи, а термином “афазия”—системный распад уже сформировавшейся речи.

Оба эти нарушения имеют между собой много общего: и алалия и афазия характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной степени невозможным осуществление функции речи — общения с окружающими.

Известно высказывание крупного афазиолога С Монакова:

“Нет афазии, а есть афазики”. С одинаковым правом это же можно сказать и об алалии.

Как вторичные явления в обоих случаях имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности и всего поведения человека. В результате сложности указанных нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие их форм.

Все исследователи выделяют две основные формы и в алалии и в афазии: моторную и сенсорную. Хотя такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, все-таки оно является оправданным, так как основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный).

Разнообразие проявлений алалии и афазии заставляет. Пытаться дать более тонкие деления их. Последними значительными работами советских ученых в этом направлении являются работы проф. А. Р. Лурия и проф. В. К. Орфинской. Сопоставление этих нарушений выявляет большое своеобразие каждого в их проявлениях, структуре и соответственно в методах логопедической работы.

Если определение алалии звучит как глубокое системное недоразвитие речи, а определение афазии — как системный распад речи, то работу с алаликами характеризуют как воспитание речи, а с афазиками — как восстановление речи.

В практике детской логопедии встречаются и дети-алалики и дети-афазики, но последние встречаются значительно реже.

АЛАЛИЯ

Алалия относится к разряду органических речевых нарушений центрального характера. В настоящее время термином “алалия” принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования речи, т. е. до 1—2 лет жизни ребенка

Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.

Причины, вызывающие алалию, разнообразны. Большинство авторов указывает на воспалительные или травматические поражения головного мозга, на алиментарно-трофические обменные нарушения как во внутриутробном или природовом, так и в раннем периоде жизни ребенка (М.В. Богданов-Березовский, Н. Н. Трауготт, М. Б. Эйдинова).

Э. Фрешельс и Ю. А. Флоренская отмечают слухонемоту у детей (немоту при сохранном слухе), страдающих тяжелым рахитом или перенесших тяжелые болезни дыхательных органов, в частности коклюш. Проф Н. И. Красногорский говорит о тяжелых задержках речевого развития, связанных с недостатком питания и сна в первые месяцы жизни ребенка.

Важно отметить, что алалия не является простой задержкой развития речи. Динамическое изучение речи алалика обнаруживает своеобразие путей ее развития и специфические трудности, имеющие место на всех этапах этого развития, тогда как дети с запозданием речи, начав развиваться, в дальнейшем развиваются нормально и часто самостоятельно (В. Ольтушевский, Н Н Трауготт).

Глубокое и рано начинающееся нарушение речи ребенка не может не отражаться как на развитии всей его личности (так как вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения), так и на развитии мышления “Речь человека неразрывно связана с мышлением, так как она обладает свойством отвлечения и обобщения”.

Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь начинает хотя медленно и искаженно, но самостоятельно развиваться с 3—4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10—12 лет. Позднее, притом при систематической специальной помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью.

Различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную

Лобно-теменная и височная области коры головного мозга левого полушария представляют собой корковые отделы речедвигательного и речеслухового анализаторов. Возникновение моторной алалии связано с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а возникновение сенсорной алалии — с нарушением деятельности речеслухового анализатора

Некоторые авторы пытаются дать более тонкую классификацию форм алалии Так, например, проф Р. Е. Левина выделяет 3 формы: а) с нарушением слухового (фонематического) восприятия, б) с нарушением зрительного (предметного) восприятия, в) с нарушением психической активности. Проф. С. С. Мнухин выделяет 4 формы сенсорной недостаточности у детей. В. К. Орфинская выделяет и описывает 4 формы моторной алалии, 4 формы сенсорной алалии и 2 формы с нарушением двигательно-зрительного анализатора.

Date: 2015-12-13; view: 588; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию