Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример 1. 1





Друкер об управлении

  Управление — это особый вид деятельности, пре- вращающий неорганизованную толпу в эффек- тивную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стиму- лирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразо ванных людей, тем в большей мере зависят они от     организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне- школьного, во всех раз- витых странах мира — в Соединенных Штатах эта цифра составляет более 90% — проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых органи- заций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций. Могу добавить, что их учителя тоже относятся к этому числу. Источник: Реtег Р. Dгискег, «А New Discipline «January-FеЬгuary 1987, р. 18.

 

Уровни управления Хотя все руководители играют определенные роли и

выполняют опре­деленные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и не руководителей, обычно имеют такой большой объем управленче­ской работы, что она тоже должна быть разделена. (Одна из форм разделения управ­ленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.)

Например, на многих предприятиях имеются начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга. Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятель­ности.

Рис.1.3. Уровни управления.

Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней управления по вертикали — на примере военной организации, а также в организации бизнеса. Из названия постов не следует, что сходные должности прямо сопоставимы в разных организациях. В военной организации существует много уровней власти над бригадным генералом и под капитаном. В Бизнесе — уровней управления меньше. Президент или главный исполнительный руководитель — первое лицо — ответственен только перед Председателем и членами Совета директоров фирмы и, в соответствии с приведенным приме­ром, не может не быть руководителем ниже заведующего отделом труда и заработной платы.

*В оригинале Chief Executive Officer (СЕО) — главный исполнительный руководитель корпорации. В западных фирмах в высшем звене руководства, как правило, имеются два руководителя общего профиля, отвечающих за работу в целом. Это — председатель совета директоров (правления) фирмы и ее президент. Нередко к ним добавляется исполнительный вице-президент (как бы дублер президента). Должность СЕО, как правило, занимает президент корпорации или, что встречается реже, — председатель ее совета директоров.

Он несет основную ответственность перед собственниками фирмы за конкретную работу и в ее админист­рации наделен полномочиями первого руководителя. В наших условиях эта должность соответствует генеральному директору объединения или директору предприятия. (Прим. научн. ред.)

 

Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирова­ние работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала — людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное разверты­вание разделения труда в результате образует УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ. На рис. 1.3. приведен один из вариантов описания уровней управления.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руко­водитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Простой пример:

капитан в армии — это младший офицерский состав, а во флоте — старший. В некоторых компаниях продавцов называют региональными, или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.


По причинам, на которых мы остановимся подробнее позже размер организации — это лишь один из нескольких факторов, которые определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов. Существует много примеров весьма преуспевающих организаций с гораздо меньший количеством уровней управления, чем в значительно более мелких организациях. Римская католическая церковь — организация, насчитывающая миллионы членов — имеет только четыре уровня между Папой Римским и приходским священником. Крупнейшие фирмы розничной торговли — «Сиро и «Мицукоси» — также известны тем, что имеют очень небольшое число уровней управления в противоположность другой успешно действующей организации — армии США. В ней имеется 7 уровней и 20 рангов, отделяющих генерала от рядового в батальоне, численностью 1000 чело­век.

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом уровне в основном занима­ются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эф­фективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и коорди­нацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институцио­нальном уровне * заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода пере­менам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация 4.Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделе­нии руководителей (управляющих) низового звена, или операционных управляю­щих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена. Рис. 1.4. иллюстрирует соответствие между этими уровнями и концепцией уровней управления по Парсонсу.

 

РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА. Младшие начальники, которых также на­зывают руководителями первого (низового) звена или операционными руководите­лями — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ * * в основ­ном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непре­рывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное исполь­зование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным наз­ванием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще — это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания, равнялось 48 секундам 5. Времен­ной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее чем двух недель.


 

Рис. 1.4. Два способа представления уровней управления.

Форма пирамиды используется для того, чтобы показать, что на каждом последующем уровне управ­ления находится меньше людей, чем на предыдущем.

* Под «институционным уровнем» понимается уровень социальных структур — так называемых «институ­тов». Таких как государство - бизнес, религия, корпорации и т.п. выполняющих определенные общественные функции. (Прим. научн. ред.)

** В оригинале- supervisors, что на русский язык чаще всего переводится как мастера. Как следует из разъяснения этого определения в американской литературе - это более широкое понятия, относящееся к руководителям низового производств не только на производстве, но и любых других подразделениях организации. В дальнейшем термин supervisor переводится как мастер, младший начальник, операционный руководитель, контролер – в зависимости от контекста. (Прим. научн. ред.)

Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.

 

РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. Работа младших начальников координиру­ется и контролируется руководителями среднего звена. 3а последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управ­ления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Армейские офицеры от лейте­нанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями сред­него звена в своих организациях.

Трудно сделать обобщения относительно характера работы руководителя средне­го звена, так как она значительно варьирует от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в опреде­ленной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Исследование работы 190 руководителей в 8 компаниях показало, что руководители среднего звена были органичной частью процесса принятия решений. Они определяли проблемы, начинали обсуждения, рекомендовали действия, разрабатывали новаторские творче­ские предложения 7.


Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальни­ка производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производитель­ности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руко­водитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также на заседаниях различных комитетов.

В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руко­водителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конк­ретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Одно исследование по вопро­сам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показа­ло, что они проводят около 89% времени в устном взаимодействии 8. В другом исследовании указывается, что руководитель среднего звена проводит только 34% своего времени в одиночестве, там также подчеркивается, что большая часть времени затрачивается этими руководителями на устное общение.

Руководители среднего звена как социальная группа испытывали особенно силь­ное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течение 80-х годов. Персональные компьютеры ликвидировали неко­торые их функции и изменили другие, дав возможность руководителям высшего звена получать информацию непосредственно за своим рабочим столом прямо из первоисточника, вместо того, чтобы подвергать ее фильтрации на уровне руководи­телей среднего звена. Волна корпоративных слияний и общее давление с целью повышения эффективности в работе также вызвало радикальные сокращения числа руководителей среднего звена в некоторых организациях. «Крайслер», например, сократил число руководителей среднего звена на 40%, а «Краун Зеллербах» и «Файерcтоун» — на 20%.

 

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА. Высший организационный уровень — руко­водство высшего звена — гораздо малочисленное других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей — с министрами, а в университете — с канцлерами (ректорами) колледжей.

 

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА отвечают за принятие важнейших реше­ний для организации в целом или для основной части организации. Если высшее руководство фирмы «Ар Си Эй» решает перевести корпорацию на выпуск компьюте­ров до того, как компания будет в состоянии бороться с конкуренцией «Ай Би Эм», то руководители среднего и низового звеньев мало что могут сделать, чтобы препятст­вовать крупному провалу. Сильные руководители высшего звена накладывают отпе­чаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает зна­чительные изменения при новом президенте. Вспомните о контрастах между правле­ниями администрации Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Влияние руководителя высшего звена в компании может быть блестяще проил­люстрировано на примере драматических изменений, которые претерпела компания «Крайслер» под руководством Ли Якокки*. Поэтому успешно действующие руково­дители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо. Но велики и тяготы такого поста: человек на этой должности, как правило, очень одинок. После тщательного Изучения деятельности пяти руководителей высшего звена Минцберг пришел к такому выводу:

 

«Таким образом, работу по руководству большой организацией можно назвать крайне изматыва­ющей. Количество работы, которую приходится выполнять руководителю или которую он считает необходимым выполнять в течение дня, — огромно, а темп, с которой она должна быть выполнена,

 

 

Рис. 1.5. Как руководители расходуют свое время.

Источник: Непгу Мiпtzberg, The Nature of Мапаgerial Work (New York: Нагрег & Row», 1973), р. 39.

Copyright end reprinted by permission of the publisher.

 

Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отли­чие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефон­ных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, конца работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руково­дитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 — 80 часов для него не редкость. На рис. 1.5. приводится пример того, как расходуется это время.

 

Менеджер в сравнении с предпринимателем

Термин предприниматель был введен французским экономистом

Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII века. И с тех пор это

слово означает человека, который берет на себя риск,

связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, но­вой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Очень важно пони­мать, что слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами.

 

* Ли Якокка. Карьера менеджера: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990

очень напряженный. И после долгих часов работы главный руководитель (как, впрочем, и другие руководители), не в состоянии уйти от своей среды ни физически (т.к. среда признает авторитет и статус его должности), ни в своих мыслях, которые нацелены на непрерывный поиск новой информации10.

Основы американской индустрии были заложены горсткой смелых предпринимателей в кон­це XIX — начале XX веков. Вот их имена: Джон Д. Рокфеллер (нефть), Дж.П. Морган (сталь и банковское дело), Эндрю Меллон (аллюминий), Эндрю Карнеги (сталь), Генри Форд (автомобили). Они знакомы каждому американцу. Не менее известны и имена выдающихся предпринимателей последних десятилетий: Дж. Пол Гетти (нефть), Х.Л. Хант (пищевая промышленность), Аристотель Онассис (суда), Эдвин X. Ленд (корпорация «Полароид»), Джон Д. МакАртур (страхование). Пример 1.2. рас­сказывает о начале деятельности одного предпринимателя.

Сотни тысяч людей, которые каждый год начинают новый бизнес, тоже относятся к классу предпринимателей, хотя их именам никогда не суждено попасть в учебники истории. Эти люди играют ключевую роль в экономике. Малый бизнес предпринима­тельского характера играет важнейшую роль в экономике США.







Date: 2015-12-13; view: 404; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию