Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Актуальность нашего дипломного исследования заключается в необходимости целенаправленного формирования грамматического строя у дошкольников с ОНР⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Актуальность нашего дипломного исследования заключается в необходимости целенаправленного формирования грамматического строя у дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что одним из ведущих признаков в структуре дефекта при ОНР является выраженный аграмматизм, и к началу школьного обучения уровень сформированности грамматического строя у детей значительно отстает от возрастной нормы. У них наблюдаются стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении синтаксических конструкций. Трудности в овладении грамматическими средствами языка обусловлены рядом причин: недоразвитием всех компонентов языковой системы при ОНР, пониженной способностью анализировать явления языка, отражать и дифференцировать в речи наиболее важные грамматические закономерности (Р.Е.Левина, О.В.Правдина, М.Е.Хватцев, Б.М.Гриншпун, С.Н.Шаховская, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Л.Ф.Спирова и др.). Вместе с тем в специальной литературе имеется небольшое количество исследований, в которых рассматриваются особенности овладения синтаксическими конструкциями детьми с ОНР. Также до настоящего времени недостаточно изучены особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, недостаточно раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса. Актуальной является и проблема системной коррекции нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР. Учитывая значимость достаточного уровня сформированности грамматических средств языка для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и успешной подготовки к предстоящему школьному обучению, необходимо сформировать у дошкольников с ОНР систему морфологических и синтаксических обобщений, грамматических автоматизмов, без которых речь, как средство коммуникации, невозможна. Для нас особый интерес представляет система логопедической работы по формированию грамматического строя у дошкольников с ОНР II уровня. Хотя научно-теоретические основы указанной проблемы известны давно и апробированы в логопедической практике, перед нами стала проблема выбора оптимальных методик в работе с детьми данной категории. Мы испытывали определенные трудности в организации фронтальных занятий: в отборе речевого и игрового материала, грамматической насыщенности каждого занятия, продолжительности изучения той или иной темы, так как предлагаемые в логопедической литературе специально разработанные занятия в основном ориентированы на дошкольников с ОНР III уровня. В систематизированном виде методика логопедического воздействия для детей с ОНР II уровня остается освещенной с разной степенью полноты. Объектом нашего исследования являются особенности грамматического строя дошкольников с ОНР II уровня, предметом - процесс формирования грамматического строя у данной категории детей. Цель исследования - поиск путей совершенствования логопедической работы по формированию грамматического строя речи дошкольников старшего возраста с ОНР (II уровень). Мы предположили, что у детей данного возраста со II уровнем речевого развития будет отмечаться недоразвитие грамматического строя речи и специально организованная логопедическая работа обеспечит преодоление нарушений грамматического строя речи у данной категории детей. В соответствии с целью и гипотезой в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи: 1. определить научно-теоретические основы изучаемой темы; 2. разработать методику исследования грамматического строя речи и практически ее апробировать в логопедической и в массовой группах детского сада; 3. выявить особенности грамматического строя речи дошкольников с ОНР II уровня в сравнении с нормой; 4. разработать основные направления и содержание логопедической работы по формированию грамматического строя; 5. провести экспериментальное обучение по предложенной системе в условиях логопедической группы; 6. провести контрольный срез с целью выявления результативности логопедической работы. Экспериментальное исследование проводилось на базе логопедической группы ДОУ №1664 САО г.Москвы. В дипломной работе применялись различные методы: изучение и анализ литературных источников по проблеме, сравнение состояния грамматического строя у различных групп испытуемых, метод наблюдения, метод индивидуального лабораторного исследования, изучение медицинской и педагогической документации, беседа с детьми, с их родителями, сотрудниками детского сада, констатирующий и обучающий эксперименты. Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, 3 глав,заключения, списка литературы. Дипломная работа иллюстрирована 8 таблицами, 9 диаграммами, конспектами логопедических занятий, практическим речевым, дидактическим материалом по формированию грамматических средств языка.
Список литературы, рекомендуемой для написания курсовой и дипломной работ.
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.,1972. 2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. С-Пб., 2001 3. Антонов В.В. Изучаем права человека. - М., 1996. 4. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992. 5. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание № 1, 1992. 6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.:, 1982. 7. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя.- Харьков. 1997. 8. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997. 9. Бекина С.И и др. Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Из опыта работы муз. руководителей детских садов / Авт. - составители: Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. - М., 1984. 10. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» – М., 1998. 11. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991. 12. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984. 13. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 1981. 14. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., 1991. 15. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983. 16. Вагурина Л. Я начинаю учиться: Пособие для детей дошкольного возраста, выпуск 2. - М., 1995. 17. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997. 18. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Цеханская Л.И. Игры упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. 19. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995. 20. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998. 21. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1982. 22. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. - М., 1993. 23. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. М.1990. 24. Волина В. В. Веселая грамматика. М., 1995. 25. Волина В. В. Учимся, играя. М., 1994. 26. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М., 1983. 27. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985. - 191 с. 28. Воробьева В. К. особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975. 29. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание. Ж-л Дошкольное воспитание, №9, 1982. 30. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч.-М., 1982. 31. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 32. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М., 1984. 33. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М., 1983. 34. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М., 1979. 35. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. - М., 1994. 36. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию.//Дефектология, 1994,№2 37. Глухов В.П. Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2000. 38. Голецыова О., Клиндова Л., Бердихова Я. Игры в детском саду. - М., 1966. 39. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983. 40. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1992 41. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание № 9, 1998. 42. Гризик Т.И. Познаю мир: Знаки и символы. - М., 1999. 43. Громова С. Примерные конспекты сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики для старшей группы. // Дошкольное воспитание № 6, 1996. 44. Громова С. Примерные конспекты сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики для старшей группы. // Дошкольное воспитание № 8, 1996. 45. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996. 46. Детские народные подвижные игры / Составители А.В.Кенеман, Т.И.Осокина - 2-е изд-е, доработ. - М., 1995. 47. Дети –сироты: консультирование и диагностика развития/Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998. 48. Дефектология. Научно-методический журнал. 49. Дмитриева Л.И. Комплексная психолого-педагогическая технология формирования словаря у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. – Красноярск, 2002. 50. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М., 2002. 51. Емельяненко В. Развитие голоса: координация и тренинг. - СПб., 1997. 52. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. Для логопеда. – М., 1996. 53. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). М., 1985. 54. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М., 1994. 55. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., 1990. 56. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978. 57. Забрамная С.Д. Знаете ли Вы нас? Хотите ли помочь нам. Материал для практической работы с детьми. - М.: 1992. 58. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студ…..М., 1995. 59. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селиверстова В. И., М., 1981. 60. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985. 61. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. - М., 1990. 62. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979. 63. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: практикум для психологов. - М., 1998. 64. Корицкая Е. Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно - повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи. // Нарушение речи у дошкольников. Сост. Белова - Давид Р. А., М., 1972. 65. Корнев А.Н. О структурном подходе к фонологии артикуляторной апраксии у детей. - М., 1991. 66. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. С-Пб., 1995 67. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. - М., 1990. 68. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982. 69. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999. 70. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб., 1999. 71. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. 72. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958. 73. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968. 74. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001. 75. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. 76. Логопед. Научно-методичекий журнал. 2007-2009 г 77. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С.Н., М., 1998. 78. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под.ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М., МПСИ., 2003. 79. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. - СПб., 1997. 80. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М., 2003 81. Любимова Т.Г. Подумай и ответь! Вопросы и задания по формированию понятийного аппарата у детей 5-7 лет. – Чебоксары, 1997. 82. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971. 83. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1983. 84. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992. 85. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб.пос. ……./ под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова. – М., 2001. 86. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своем ребенке. - М., 1997. 87. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 1999. 88. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. М., 2000. 89. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002. 90. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001. 91. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под ред. О.Б.Иншаковой. М., МПСИ, 2001. 92. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону. 2002. 93. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2002. 94. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. С-Пб., 2001. 95. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи, М., 1987. 96. Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть / Сост. Н.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995. 97. Развитие детей седьмого года жизни в школе дошкольника: программа и методика комплексных занятий. - Самара, 1993. 98. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М., МПСИ, 2001. 99. Рождественская В. И., Павлова А. И. Игры и упражнения для исправления заикания. М., 1978. 100. Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М., 1967. 101. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под редакцией И.В.Дубровиной. - 3-е изд-е. - М., 1997. 102. Самоукина И.В. Игровые методы в обучении и воспитании. - М., 1992. 103. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. 104. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982. 105. Сорокина Н. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание № 8, 1998. 106. Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи. Кн. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1979. 107. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).М., 1981. 108. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 1995. 109. Тихомирова Т.Ф. Логика. Упражнения на каждый день. - Ярославль, 1997. 110. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи, С-Пб., 1999 111. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. С-Пб., 1997. 112. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. С. - Пб., 1998. 113. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под редакцией Ф.А.Сохина. - М.: П., 1991. 114. Угадай как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Бардина, Л.И.Цеханская; Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М., 1994. 115. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. - М., 1998. 116. Учись играя: тренировка интеллекта: игры и тесты для детей 5-7 лет. - Харьков, 1997. 117. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Г.М. Скажи по-другому: речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. - Самара, 1994. 118. Ушинский К.Д. Родное слово. - Собр. Соч. М., 1948. 119. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991. 120. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993. 121. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1997. 122. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000. 123. Франиго Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей / Общая редакция Г.Я.Нугер. - М., 1989. 124. Хрестоматия по логопедии / Под.ред Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова – М., 1997. 125. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995. 126. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1998. 127. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 1996. 128. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. М., 2001. 129. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль, 1996. 130. Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей. Ярославль, 1997. 131. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И.Буянова. - М., 1995. 132. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Кн. для учителя. М., 1993. 133. Шаховская С. Н., Худенко Е. Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992. 134. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под редакцией В.В.Гербовой. - М.: П., 1983. 135. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. Л., 1981. 136. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958. 137. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя - логопеда, 2-е изд., доп. - М., 1984. 138. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.
Date: 2015-12-13; view: 744; Нарушение авторских прав |