Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах





Тема 14 «Особенности логопедической работы при нарушениях слуха»

 

1. Способность воспринимать, удерживать в памяти и воспроизводить единицы речи относится к:

o биологическому слуху

· речевому слуху

o фонематическому слуху

o музыкальному слуху

 

2. К периферической части слухового анализатора не относится:

o наружное ухо

o среднее ухо

o внутреннее ухо

· слуховой нерв

 

3. Извилины Гешля расположены в:

o теменном отделе коры головного мозга

· височных извилинах

o теменно-затылочных отделах коры головного мозга

o заднелобных отделах коры головного мозга

 

4. Уровень интенсивности речи средней громкости:

o 25-30 дБ

· 60-70 дБ

o 80 дБ

o 100 дБ

 

5. К глухоте приводит потеря слуха в речевом диапазоне более:

o 30 дБ

o 40 дБ

o 50 дБ

· 80 дБ

 

6. Степень тугоухости (по Б.С.Преображенскому), при которой шёпотная речь слышится на расстоянии 0,5-1 м:

o лёгкая

o умеренная

· значительная

o тяжёлая

 

7. Основным критерием для зачисления детей в специальную школу является:

o степень снижения слуха

· состояние речи

o умственное развитие

o сформированность высших психических функций

 

8. Звуки «к», «г», «х» относятся к:

· невидимым

o хорошо воспринимаемым зрительно

o плоховидимым

o нет правильного ответа

 

9. Если проблема со слухом возникла в возрасте от 12-13 до 17-18 лет, то нарушается только:

o звукопроизношение

· просодическая сторона речи

o грамматический строй речи

o лексическая речь

 

10. Уровень речевого развития слабослышащих зависит от:

o степени снижения слуха

o времени наступления тугоухости

o времени начала специальных занятий

· все ответы верны

 

11. Сонантность - это:

o замена сонорных звуков гласными звуками

· замена свистящих и шипящих звуков гласным звуком

o замена свистящих и шипящих сонорными звуками

o приобретение свистящими звуками шипящего оттенка

 

12. Нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей обусловлены:

o сенсорной недостаточностью

o недостаточностью моторного отдела речевого аппарата

o одновременно и сенсорной, и моторной недостаточностью

· все ответы верны

 

13. В основе недоразвития словарного запаса при снижении слуха лежит:

o невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов

o нечёткость восприятия безударных частей слова

o сенсорная депривация

· все ответы верны

 

14. Несформированность грамматического строя речи у слабослышащих проявляется в:

· неправильном согласовании слов

o замена одних слов другими

o смешение аффиксов

o замена одних звуков другими

 

15. Наиболее распространены у слабослышащих:

· фонематические дислексии

o семантические дислексии

o аграмматические дислексии

o мнестические дислексии

 

16. У детей с лёгкой степенью тугоухости фонематический слух обследуют с расстояния не более:

· 0,5 м

o 1 м

o 1,5 м

o 2 м

 

17. Процесс зрительного восприятия устной речи по видимым движениям речевых органов обозначают термином:

o чтение с лица

o чтение по устам

· чтение с губ

o все ответы верны

 

18. Со слабослышащими детьми необходимо работать над коррекцией:

o звукопроизношения

o лексико-грамматического строя

o чтения и письма

· все ответы верны

 

 

Тема 15 «Особенности логопедической работы при нарушениях зрения»

 

19. Своеобразие речевого развития слепых и слабовидящих детей выражается в:

o нарушении словарно-семантической стороны

o «формализме»

o эхолалиях

· всё верно

 

20. Имеющиеся в логопедии исследования расстройств речи слепых и слабовидящих детей посвящены в основном:

· нарушениям звукопроизношения

o недоразвитию лексической стороны речи

o недоразвитию грамматической стороны речи

o системным нарушениям устной речи

 

21. У слепых и слабовидящих детей может встречаться:

o заикание

o ринолалия

o нарушения голоса

· все ответы верны

 

22. Речевые расстройства у детей с глубокими дефектами зрения по сравнению со зрячими детьми встречаются:

o с одинаковой частотой

o значительно реже

· значительно чаще

o несколько чаще

 

23. Количество уровней сформированности речи, выделенных Л.С.Волковой у детей с глубокими дефектами зрения:

o два

o три

· четыре

o пять

 

24. Четвёртому уровню сформированности речи у слепых и слабовидящих соответствуют:


o грубые системные языковые нарушения

o значительные нарушения фонетической стороны речи, фонематического анализа и синтеза

o значительные фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения

· нарушения только фонетической стороны речи

 

 

25. При комплексном логопедическом обследовании слепых и слабовидящих детей основное внимание должно обращаться на:

o строение артикуляционного аппарата

o состояние мелкой моторики рук

o состояние оптико-пространственного гнозиса

· состояние экспрессивной речи

 

26. К специфическим принципам коррекционной работы со слепыми и слабовидящими детьми относится:

o принцип корригирующего обучения

o опора на сохраненные анализаторы и создание полисенсорной основы

o учёт уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения

· все ответы верны

 

27. Комплексное многостороннее воздействие в процессе коррекционной работы со слепыми и слабовидящими детьми организуется силами:

o логопеда

o тифлопедагога

o учителя

· все ответы верны

·

28. Методика логопедической работы со слепыми и слабовидящими детьми разработана:

· Л.С. Волковой

o М.С. Хватцевым

o А.Д. Шипило

o Т.П. Свиридюк

 

29. Обязательным элементом занятий со слепыми и слабовидящими детьми должна быть:

· игровая деятельность

o предметно-практическая деятельность

o учебная деятельность

o трудовая деятельность

 

30. Обучение грамоте слепых проводится по системе:

o Морзе

· Брайля

o Шапиро

o Солнцевой

 

31. С детьми, имеющими четвёртый уровень сформированности речи, основное внимание обращается на:

· совершенствование фонетической стороны речи

o развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи

o развитие фонетической стороны речи, фонематического анализа и синтеза, лексической стороны речи

o устранение недоразвития всех сторон речи

 

32. Формирование общих речевых навыков у детей с нарушениями зрения предполагает:

o обучение называнию фамилии и имени

o совершенствование навыков понимания речи

o совершенствование разговорной речи

· обучение правильному интонированию, ударению и выразительности речи

 

 

Тема 16 «Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе»

33. Основоположником изучения проблемы детских церебральных параличей является:

o Форд

o Футер

· Литтл

o Бехтерев

34. Детский церебральный паралич – это:

o тяжёлое заболевание центральной нервной системы

o собирательный термин, объединяющий группу не прогрессирующих неврологических расстройств

o болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, во время родов или на первом году жизни ребёнка

· все ответы верны

 

35. Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата дети с ДЦП составляют:

· 89%

o 75%

o 60%

o 7%

 

36. Согласно современным статистическим данным на 1000 новорожденных детей с ДЦП рождается (в среднем):

o 5

· 6

o 7

o 8

 

37. У детей с ДЦП двигательные расстройства сочетаются с:

o психическими нарушениями

o речевыми нарушениями

· психическими и речевыми нарушениями, нарушениями функций других анализаторных систем


o сенсорными нарушениями

 

38. Наибольшее значение в возникновении ДЦП придаётся:

· поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов

o неблагоприятным факторам, воздействующим во внутриутробном периоде

o тяжёлым ушибам головы

o перенесённым нейроинфекциям

 

39. Наиболее часто встречающейся формой ДЦП является:

· спастическая диплегия

o двойная гемиплегия

o гемипаретическая форма ДЦП

o гиперкинетическая форма ДЦП

 

40. Самая тяжёлая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, отмечаются тяжёлые двигательные нарушения рук и ног:

o спастическая диплегия

· двойная гемиплегия

o гиперкинетическая форма ДЦП

o атонически-астатическая форма ДЦП

 

41. Частота речевых расстройств при ДЦП составляет:

o 50-55%

o 55-65%

· 65-85%

o 85-90%

 

42. Особенности нарушений речи и степени их выраженности при ДЦП зависят от:

o времени возникновения дефекта

· локализации и тяжести поражения мозга

o локализации поражения мозга

o двигательных возможностей ребёнка

 

43. В основе нарушений речи при ДЦП лежит:

o повреждение определенных структур мозга

o позднее формирование или недоразвитие отделов коры головного мозга, имеющих значение для речевой и психической деятельности

o ограничение объёма знаний и представлений об окружающем

· все ответы верны

 

44. Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящены исследования:

· Л.А. Даниловой, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, И.А. Панченко и др.

o Л.О. Бадаляна, Л.Т.Журбы, О.В. Тимониной, И.Ю. Левченко и др.

o К.А. Семёновой, Н.М. Махмудовой, Т.Г.Шамарина, Г.И. Беловой и др.

o Все ответы верны

 

45. Частоту употребления младшими школьниками с ДЦП имён существительных и глаголов изучал(а):

· Н.Н. Малофеев

o Л.Б. Халилова

o М.М. Кольцова

o А.Р. Лурия

 

46. Лексико-семантические и грамматические нарушения у младших школьников с ДЦП изучались:

o Л.Ф. Спировой

· Л.Б. Халиловой

o Е.М. Мастюковой

o М.В. Ипполитовой

 

47. Наиболее частая форма речевой патологии у детей с ДЦП:

· дизартрия

o алалия

o задержка речевого развития

o нарушения письменной речи

 

48. При каком речевом нарушении речь детей с ДЦП практически не развивается, а остаётся на уровне звукоподражательных и лепетных слов:

o при дизартрии

· при моторной алалии

o при сенсорной алалии

o при задержке речевого развития

 

49. При логопедическом обследовании ребёнок с ДЦП должен быть в положении:

o на спине

o на животе

o на боку

· все ответы верны

 

50. К основным задачам логопедической работы при ДЦП относится:

o развитие речевого общения, улучшение разборчивости речи

o выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции


o коррекция нарушений произношения

· все ответы верны

 

51. Логопедическая работа при дизартрии у детей с ДЦП должна быть направлена на:

o коррекцию фонетико-фонематического расстройства

o развитие лексики

o развитие грамматического строя

· все ответы верны

 

52. Работа по формированию словаря детей с ДЦП включает:

o два этапа

o три этапа

· четыре этапа

o пять этапов

 

53. На втором этапе работы над лексикой детей с ДЦП осуществляется:

o первичное ознакомление детей с предметами, их изображениями и действиями с ними

· углубленное ознакомление детей с предметами, их качествами и свойствами

o формирование умения подбирать слова для характеристики особенностей и свойств предметов

o формирование обобщений и понятий

 

54. При формировании связной речи детей с ДЦП ведущим является развитие:

o фонологических умений

· грамматических умений

o лексических умений

o понимание речи

 

55. Предупреждению дисграфии у детей с ДЦП способствует развитие:

o всех сторон речи

o зрительного и слухового восприятия

o зрительно-моторной координации

· все ответы верны

 

Тема 17 «Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталыми)»

56. Норма – это:

o обобщённый результат психического развития

· установленная мера, средняя величина чего-либо

o устойчивое состояние

o привычное протекание какого-либо процесса

 

57. Умственная отсталость представляет собой:

· стойкое психическое недоразвитие

o временное отставание развития психики

o психическую болезнь

o психическое состояние

 

58. Интеллектуальный дефект:

o останавливает процесс спонтанного формирования речи

· замедляет и качественно искажает речевое развитие

o не сказывается на речевом развитии

o положительно сказывается на речевом развитии

 

59. Первые слова у детей с интеллектуальной недостаточностью появляются:

o на 2-3 году жизни

o позднее 3 лет

o в период от 2,5 до 5 лет

· все ответы верны

 

60. Фразовая речь у детей с интеллектуальной недостаточностью появляется в возрасте:

o от 3 до 4 лет

o от 4 до 5 лет

o от 5 до 6 лет

· все ответы верны

 

61. Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались:

o М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше

o Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович

o Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом

· все ответы верны

 

62. Недоразвитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью охватывает:

o фонетико-фонематическую сторону речи

o лексическую сторону речи

o грамматическую сторону речи

· все компоненты речи

 

63. Преобладающим в структуре системного речевого недоразвития является:

· семантический дефект

o дефект звукопроизношения

o недоразвитие лексической системы языка

o недоразвитие грамматического строя речи

64. Какие уровни порождения речевого высказывания при интеллектуальной недостаточности оказываются наиболее недоразвитыми:

o смысловой

o языковой

· смысловой и языковой

o сенсомоторный

65. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается:

o слабость мотивации речевого общения

o нарушение смыслового программирования речевой деятельности

o нарушение реализации речевой программы

· все ответы верны

 

66. Автор классификации олигофрении, в которой выделена олигофрения с недоразвитием речи и атипичная олигофрения, осложнённая речевым расстройством:

· Г.С. Сухарева

o В.Г. Петрова

o М.С. Певзнер

o Р.Е. Левина

 

67. У детей с интеллектуальной недостаточностью могут наблюдаться:

o дислалия, ринолалия, дизартрия

o дисфония, заикание, алалия

o дислексия, дисграфия

· все формы нарушений речи

 

68. В начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты речи наблюдаются у:

o 20-30% детей

o 30-40% детей

· 40-60% детей

o 60-80% детей

 

69. Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью связаны с:

o недоразвитием аналитико-синтетических процессов и функций самоконтроля

o недоразвитием фонематического восприятия и анализа

o нарушением артикуляционной моторики, аномалиями в строении артикуляционного аппарата

· все ответы верны

 

70. У детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего отмечается нарушение произношения:

· свистящих звуков

o шипящих звуков

o звуков «л», «л’»

o звуков «р», «р’»

 

71. Нарушение каких просодических компонентов речи наблюдается у детей с интеллектуальной недостаточностью:

o модуляция голоса

o тембр голоса

o темп речи

· все ответы верны

 

72. У детей с интеллектуальной недостаточностью ограниченность словарного запаса отмечается:

o в дошкольном возрасте

o в младшем школьном возрасте

o в старшем школьном возрасте

· на всех возрастных этапах

 

73. У детей с интеллектуальной недостаточностью максимальное количество ошибок отмечается при употреблении:

o именительного, винительного и родительного падежей

· творительного падежа

o дательного падежа

o предложного падежа

 

74. Типичным проявлением нарушений чтения у детей со сниженным интеллектом является:

o неусвоение букв

o побуквенное чтение

o нарушение понимания прочитанного

· все ответы верны

 

75. Чаще всего у детей с интеллектуальной недостаточностью встречается:

o артикуляторно-акустическая дисграфия

o акустическая дисграфия

o дисграфия на почве языкового анализа и синтеза

· сочетание различных форм дисграфии

 

 

76. Обязательным этапом логопедической работы по преодолению нарушений фонетической стороны речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью является:

o постановка звука

o автоматизация звука

o дифференциация звука

· все ответы верны

 

77. Овладение прилагательными детьми с интеллектуальной недостаточностью начинается со слов, обозначающих:

· цвет, форму, величину

o высоту, толщину, длину, ширину

o вкусовые качества

o качества поверхности, вес

 

78. Большое значение в работе по формированию грамматического строя речи во вспомогательной школе имеет использование:

o принципа комплексности

o патогенетического принципа

· онтогенетического принципа

o принципа поэтапного формирования умственных действий

79. При устранении нарушений письменной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать:

· особенности высшей нервной деятельности

· психопатологические особенности детей

· характер симптоматики

· механизм, структуру дефекта

 

Тема 18 «Особенности логопедической работы с детьми с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития»

48. К детям с трудностями в обучении относятся дети:

  • имеющие недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения), нарушение динамики нервных процессов, а также вторичные отклонения: недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении
  • с неразвившейся речью при наличии нормального слуха

· испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ и школьной адаптации при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы

  • с патологией характера

49. Значительную часть учащихся с трудностями в обучении составляют дети:

· с задержкой психического развития

  • с интеллектуальной недостаточностью
  • с нарушениями слуха
  • с детским церебральным параличом

50. Задержка психического развития психогенного происхождения:

  • обусловлена органическим поражением центральной нервной системы и проявляется в истощаемости психических функций

· связана с рано возникшими и длительно действующими неблагоприятными условиями воспитания

  • характеризуется особыми трудностями в начале обучения в школе
  • связана с длительными хроническими заболеваниями, которые приводят к физической и психической астении, снижению динамики умственной работоспособности, повышенной истощаемости внимания, уменьшению объёма памяти, неуверенности в себе и др.

51. Учащиеся с каким типом задержки психического развития составляют основной контингент школ (школ-интернатов) для детей с трудностями в обучении:

· с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения

  • с задержкой психического развития психогенного происхождения
  • с задержкой психического развития конституционального происхождения
  • с задержкой психического развития соматогенного происхождения

52. Особенности речи детей с задержкой психического развития являются:

· проявлениями специфичности их познавательной деятельности

  • проявлениями речевых нарушений
  • следствием слуховой недостаточности
  • следствием недоразвития высших форм познавательной деятельности, конкретности и поверхностности мышления, нарушения словесной регуляции поведения

53. Исследователи, отмечавшие особенности речи детей с задержкой психического развития:

  • Боскис Р.М., Зикеев А.Г., Коровин К.Г.

· Слепович Е.С., Шевченко С.Г., Яссман Л.В.

  • Шапиро Л.С., Шипило А.Д., Яхонтова С.В.

o Каше Г.А., Лалаева Р.И., С.Я. Рубинштейн

54. Наиболее распространенными проявлениями нарушений речи при задержке психического развития являются:

· нарушения звукопроизношения

  • несформированность лексической стороны речи
  • недостаточная сформированность грамматического строя

· нарушения чтения и письма

 

55. У большого количества детей с задержкой психического развития нарушения звукопроизношения связаны с:

· дефектами строения артикуляционного аппарата

· недостаточностью речевой моторики

· недоразвитием слухового восприятия

· недостаточностью фонематического восприятия

 

 

9. Распространённость нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков у детей с задержкой психического развития и без нарушений психического развития:

· неодинакова

  • одинакова

56. В речи дети с задержкой психического развития в основном используют:

· существительные и глаголы

  • прилагательные
  • существительные и местоимения
  • наречия

57. Из прилагательных дети с задержкой психического развития чаще всего употребляют:

· качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки

  • с абстрактным значением
  • относительные
  • притяжательные

58. В активном словаре детей с задержкой психического развития преобладают:

· слова конкретного значения

  • слова обобщающего характера

59. Детей с задержкой психического развития в большей мере затрудняет:

· подбор синонимов, чем антонимов

  • подбор антонимов, чем синонимов

60. Дети с задержкой психического развития испытывают затруднения в грамматическом и синтаксическом оформлении предложений:

· в продуктивной и репродуктивной речи

  • в продуктивной речи
  • в репродуктивной речи

61. Дети с задержкой психического развития преимущественно используют:

  • простые двухчленные конструкции

· простые трёхчленные конструкции

  • простые распространённые предложения, включающие инверсии
  • сложносочинённые предложения

62. В структуру предложений, составленных детьми с задержкой психического развития, часто включаются:

· субъектные, объектные, локативные отношения

  • атрибутивные отношения
  • временные отношения
  • обозначение качества действия, способа его совершения

63. Какие виды обстоятельств дети с задержкой психического развития используют чаще:

  • времени

· места

  • образа действия
  • меры

64. Наиболее усвоенными у старших дошкольников с задержкой психического развития являются формы:

· именительного, дательного, предложного падежа множественного числа

o творительного и родительного падежа множественного числа

65. Овладение формами словоизменения у детей с задержкой психического развития по сравнению с детьми без нарушений психического развития происходит:

· в более длительные сроки

  • в те же сроки

66. Нарушения познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития:

  • не отражаются на словообразовании

· оказывают отрицательное влияние на формирование процессов выделения, обобщения и продуцирования словообразовательных моделей

67. При словообразовании прилагательных дети с задержкой психического развития чаще используют суффиксы:

  • –ин-
  • –ав-
  • -н-, -ов-, -ев-

68. Наиболее доступной формой связной речи для детей с задержкой психического развития является:

  • рассказ

· пересказ

69. Дисграфия у детей с задержкой психического развития:

  • является специфическим языковым расстройством

· не является специфическим языковым расстройством

70. В структуре нарушений письма у школьников с задержкой психического развития встречаются:

· языковая недостаточность

· неполноценность оптико-моторной координации

71. Проявления дисграфии у школьников с задержкой психического развития определяются:

· несформированностью или дисгармоническим развитием компонентов процесса письма

· нарушениями в организации и протекании письма как вида деятельности

72. При смешанных формах дисграфии у школьников с задержкой психического развития в их письменных работах:

· сложно выделить преобладание какого-либо одного вида ошибок

  • преобладание какого-либо одного вида ошибок выражено чётко

73. Предварительная стадия коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с задержкой психического развития включает направления:

· развитие слухового восприятия, внимания, памяти

· развитие ритма

· формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.

  • развитие артикуляторной моторики

74. При проведении логопедической работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития можно использовать дидактические игры и задания:

· «Развитие ассоциаций»

  • «Эхо»

· «Назови части»

· «Найди «лишний» предмет»

75. В процессе логопедической работы по развитию грамматического строя речи детей с задержкой психического развития основной целью является:

· формирование психологических механизмов овладения системой языка

· усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую систему языка

76. Автором книги «Нарушения письма. Особенности их проявления и
коррекции у младших школьников с задержкой психического развития» является:

· Логинова Е.А.

  • Борякова Н.Ю.
  • Лалаева Р.И.
  • Рахмакова Г.Н.

 

Раздел 4 «Организация логопедической помощи в Республике Беларусь и за рубежом»

Тема 19 «Система специальных учреждений для лиц с нарушениями речи»

77. Когда начала развиваться систематическая разносторонняя помощь лицам с нарушениями речи?

  • 80-х г. 20 века
  • 70-х г. 20 века
  • 20-х г. 20 века
  • 50-х г. 20 века

78. Когда состоялся съезд Московских учителей, где впервые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям с нарушениями речи?

  • 1917 г.
  • 1911 г.
  • 1920 г.
  • 1941 г.

79. Когда впервые были созданы первые логопедические курсы?

  • 1920 г.
  • 1915 г.
  • 1940 г.
  • 1911 г.

80. По чьей инициативе в Москве стали организовывать обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений логопедические курсы?

  • М. Монтессори
  • Ф.А. Рау
  • Л.С. Выготский
  • В. Бонч-Бруевич

81. Когда был создан экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ), ныне НИИ коррекционно-педагогический РАО?

  • 1929 г.
  • 1935 г.
  • 1945 г.
  • 1980 г.

82. Кем впервые был проведен научный анализ развития государственной системы специального образования в России?

  • Н.Н. Малофеевым
  • Ф.А. Рау
  • Л.С. Выготским
  • М. Монтессори

83. Когда начала активно развиваться сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи?

  • 1960 г.
  • 1951 г.
  • 1970 г.
  • 1961 г.

84. Что предусматривает организация коррекционного процесса в дошкольных учреждениях с нарушениями речи?

  • своевременное обследование детей
  • рациональное составление расписания занятий
  • наличие планов фронтальных занятий
  • все верно

85. Когда была организована первая школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 вида)?

  • 1954 г.
  • 1971 г
  • 1956 г.
  • 1981 г.

86. Где была организована первая школа для детей с тяжелыми нарушениями речи?

  • в Ленинграде
  • в Москве
  • в Германии
  • в Италии

87. Когда начинает развертываться сеть специальных школ-интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи?

  • 1961 г.
  • 1981 г.
  • 1951 г.
  • 1971 г.

88. С каким диагнозом принимаются дети в 1 отделение школы?

  • алалия
  • алалия, афазия,дизартрия
  • заикание
  • тяжелая форма заикания

89. С каким диагнозом принимаются дети во 2-е отделение школы?

  • афазия
  • алалия
  • дизартрия
  • тяжелая форма заикания

90. Какие задачи решает производственно-трудовое обучение?

  • развитие эмоционально-личностной сферы
  • развитие двигательной активности
  • развитие мелкой и общей моторики
  • подготовка детей к жизни и труду в обществе

91. Какие разделы выделяются в коррекции с нарушениями речи и письма учащихся?

  • произношение,развитие речи
  • правописание и развитие речи
  • чтение и развитие речи
  • развитие мелкой моторики на письме

92. Какие формы работы включает коррекционная помощь детям с нарушениями речи?

  • индивидуальная
  • фронтальная
  • коллективная
  • персональная

93. Что не входит в обязанности воспитателя в специальные учреждения?

  • развитие речевого общения
  • навыков самообслуживания
  • санитарно-гигиенических навыков
  • коррекция межличностных отношений в семье

94. Что является основной формой организации учебно-коррекционной работы на логопедическом пункте?

  • индивидуальная
  • групповая
  • коллективная
  • персональная

95. В 1-е отделение зачисляются дети с диагнозом?

  • ОНР
  • заикание
  • тяжелая форма заикания
  • ОНР и алалия, афазия, дизартрия

96. Во 2-е отделение принимаются дети с диагнозом?

  • ОНР
  • заикание
  • тяжелая форма заикания
  • ОНР и алалия

97. В каком возрасте возможно поступление детей в подготовительный класс?

  • 6-7 лет
  • 7-8 лет
  • 8-9 лет
  • 5-6 лет

98. Какие документы необходимы для ПМПК?

  • логопедическая характеристика
  • педагогическая характеристика
  • свидетельство о рождении
  • все верно

99. Из каких частей состоит диагностическое обследование ребенка?

  • констатирующей
  • обучающей
  • воспитательной
  • все верно

100. Что необходимо при оценке уровня познавательных возможностей детей?

  • конечные результаты
  • скорость выполнения
  • сам процесс деятельности
  • все верно

Тема 20 «Отбор в специальные учреждения (детские сады / группы) для детей с нарушениями речи»

101. Факторы, определяющие успешное коррекционное обучение детей с нарушениями речи?

o правильное и своевременное определение речевого нарушения

o степень тяжести нарушения

o начало коррекционного обучения

· все верно

102. Принципы отбора детей с нарушениями речи в специальные учреждения:

o принцип системности обучения

o принцип наглядности

· возрастной принцип

· принцип отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий

103. Дети с первым уровнем речевого развития зачисляются в детские учреждения:

· с 3 лет на 3-4 г. обучения

o с 4 лет на 2-3 г. обучения

o с 5 лет на 3-4 г. обучения

o с 4 лет на 2-3 г. обучения

104. Дети со вторым уровнем речевого развития зачисляются в детские учреждения с:

· С 4 лет на 3 г. обучения

o с 3 лет на 2 г. обучения

o с 5 лет на 2 г. бучения

o с 3 лет на 1 г. обучения

105. Дети с третьим уровнем речевого развития зачисляются в детские учреждения с:

· С 4-5 лет на 2 г. обучения

o с 2-3 лет на 1 г. обучения

o с 3-4 лет на 2 г. обучения

o с 4-5 лет на 1 г. обучения

106. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием зачисляются в детские учреждения с:

· с 5 лет на 1 г. обучения

o с 4 лет на 3 г. обучения

o с 2 лет на 1 г. обучения

o с 5 лет на 2 г. обучения

107. Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются в детские учреждения с:

· на 2 г. с 4 лет

o на 2 г. с 3 лет

o на 2 г. с 5 лет

o на 2 г. с 2 лет

108. Что является основным признаком нарушения речи?

· неправильное звукопроизношение

o ребенок не может дифференцировать звуки

o ошибки при письме и чтении

o отсутствие процессов анализа и синтеза

109. В группу для заикающихся детей принимаются дети с нарушением функции речи?

o регулирующей

· коммуникативной

o познавательной

o все верно

110. С какого возраста возможно зачисление детей в группу заикающихся?

· на 1 г. с 2 лет

· на 2 г. с 4-5 лет

o на 3 г. с 2 лет

111. Какова продолжительность специального обучения заикающихся детей?

· от 2 – 5 лет

o от 3-4 лет

o от 2-3 лет

o от 5-6 лет

112. Что является основным фактором наполняемости группы детей с речевым дефектом?

o возраст детей

· тяжесть речевого дефекта

o тип речевого нарушения

o желание самого ребенка

113. Какова наполняемость групп с заиканием?

· 10 человек

o 7 человек

o 5 человек

o 6 человек

114. Какова наполняемость групп с фонетико-фонематическим недоразвитием?

o 10 человек

· 12 человек

o 15 человек

o 9 человек

115. Какова наполняемость групп с нарушением произношения отдельных звуков?

o 12 человек

o 14 человек

o 11 человек

· 15 человек

116. Какая категория детей не принимается в детские сады (группы)?

· со сниженным слухом

· с частыми эпилептическими припадками

· с нарушением опорно-двигательного аппарата

o с нарушениями речи

117. Сведения об учащихся с нарушениями речи логопед получает в результате:

o просмотра медицинских карт

o обследования подготовительных групп дошкольных учреждений

o обследования учащихся младших классов

· все верно

118. Что является основным критерием при отборе детей для занятия с логопедом?

o возрастные особенности ребенка

o индивидуальные особенности ребенка

· характер речевых нарушений

· особенности эмоционально-личностной сферы

119. Какова наполняемость групп для логопедических занятий?

· 4-6 человек

o 5-6 человек

o 7-8 человек

o 4-5 человек

120. Какие формы работы логопеда с учителем и воспитателем существуют?

o индивидуальные беседы

o открытые занятия

o сравнения письменных работ учащихся

· все верно

121. Когда началось развертывание сети логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах?

o 1952 г.

o 1942 г.

· 1949 г.

o 1955 г.

122. Когда вступило в действие Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах на всей территории Советского союза?

o 1965 г.

o 1970 г.

o 1981 г.

· 1976 г.

123. Кто составляет основной контингент логопедических пунктов?

· дети с заиканием

· дети с нарушениями чтения и письма

· дети с ОНР

o умственно отсталые дети

124. Какова продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР?

· 1,5-2 года

o 2-3 года

o 3-4 года

o 1-2 года

125. Какова продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН?

· 4-9 месяцев

o 4-5 месяцев

o 6-7 месяцев

o 7-8 месяцев

126. Учреждения какого типа включает система логопедической помощи взрослым?

o стационарного

o полустационарного

o амбулаторного

· все верно

 

Тема 21 «Обучение и воспитание детей с ФФН»

127. Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами:

· ФФН

o ОНР

o заикание

o фонетический дефект

128. Кто впервые пришел к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия?

o А.Р. Лурия

· Р.Е.Левина

o Л.Ф. Чистович

o Р.М. Боскис

129. Влияет ли состояние фонематического развития на овладение звуковым анализом?

· да

o нет

130. При каких нарушениях наблюдается недоразвитие фонематического восприятия?

o слуха

o зрения

o стереогноза

· речевых кинестезий

131. Что является важнейшим механизмом развития произношения?

· нормальное слухопроизносительное взаимодействие

o межанализаторное взаимодействие

o межличностное взаимодействие коры и подкорки

132. Какие звуки относятся к фрикативным?

· свистящие

o шипящие

o твердые

o гласные

133. Что относится к легкой степени ФФН?

· недостаточное различение звуков

· затруднение в анализе звуков

o недостаточное различение большого количества звуков

o ребенок «не слышит» звуков в слове

134. Что является характерным проявлением недостаточности звукопроизношения?

o искаженное произношение одного или нескольких звуков

o наличие диффузной артикуляции звуков

o замена звуков более простыми по артикуляции звуками

· все верно

135. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия?

o нечеткое различение на слух фонем

o неподготовленность к элементарным формам звуков анализа и синтеза

o затруднение при анализе звукового состава речи

· все верно

136. Верно ли утверждение: «Чем больше звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие».

· да

o нет

137. Каковы проявления ФФН у детей?

· общая смазанность речи

· «сжатая артикуляция»

· недостаточная четкость речи

o ускорение темпа речи

138. Какая категория нарушений относится к ФФН?

· дизартрия

· дислалия

· ринолалия

o алалия

139. Что характерно для детей с ФФН?

o неустойчивость внимания

o отвлекаемость

o низкий объем памяти

· все верно

140. Что является важнейшим условием коррекции ФФН у детей?

o степень тяжести нарушения

o возраст детей

· раннее выявление нарушения

o способности ребенка

141. Где осуществляется логопедическая помощь детям с ФФН?

o в специальных садах

o в поликлинике

o на логопедических пунктах

· все верно

142. Что включает система обучения и воспитания детей с ФФН?

· коррекция речевого дефекта

· подготовка к полноценному обучению грамоте

o развитие памяти

o все верно

143. К компонентам логопедической работы детей с ФФН относят:

o формирование произносительных навыков

o развитие фонематического восприятия

o формирование навыков звукового анализа и синтеза

· все верно

144. Что включает коррекционное обучение детей с ФФН?

· увеличение объема знаний об окружающем мире

· увеличение объема словаря

· коррекция речевых умений и навыков

o развитие мелкой моторики

145. Назовите основные направления коррекционного обучения?

o развитие произвольного внимания и памяти

o развитие связной речи

o развитие словаря детей

· все верно

146. Что необходимо учитывать логопеду, осуществляя коррекционное обучение детей с ФФН?

o объем памяти

o устойчивость внимания

· овладение звуковой стороной речи в норме

o развитие процессов анализа и синтеза

147. Установите правильную последовательность: 1 - выделение из слов отдельных звуков; 2 - анализ простейших односложных слов; 3 - синтез простейших односложных слов.

o 3 2 1

o 1 3 2

· 1 2 3

Тема 22 «Обучение и воспитание детей с ОНР»

148. Сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте, называется:

  • общее недоразвитие речи
  • заикание
  • общая несформированность речи

149. Кто впервые теоретически обосновал ОНР:

  • Р. Е. Левина и Л. С. Волкова
  • Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова и др.
  • Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова

150. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при:

  • РДА
  • ДЦП
  • алалии, афазии, ринолалии, дизартрии

151. Ведущим признаком ОНР у детей является:

  • появление первых фраз к 3-м годам
  • недостаточное развитие интеллектуальной и сенсорной сфер
  • появление первых слов к 3-4, а иногда и к 5 годам.

152. Три уровня речевого развития при ОНР выделила:

  • Л. Ф. Спирова
  • Р. Е. Левина
  • Л. С. Волкова

153. Обследование детей с ОНР проходит в … этапа.

  • 2
  • 3
  • 4

154. Первый этап обследования детей с ОНР называется:

  • ориентировочный
  • подготовительный
  • вводный

155. На третьем этапе обследования логопед:

  • проводит обследование компонентов языковой системы
  • проводит динамическое наблюдение за ребёнком в процессе обучения
  • заполняет карту развития ребёнка со слов родителей.

156. Обучение детей первого уровня речевого развития не предусматривает:

  • развитие понимания речи
  • развитие самостоятельной речи
  • подготовку к грамоте

157. Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся подгруппами по:

  • 2-3 человека
  • 7 человек
  • 5-6 человек

158. Работа по формированию у детей с ОНР звуковой стороны речи заключается в развитии:

  • связной речи
  • понимания речи
  • восприятия речи.

159. Основными задачами обучения детей второго уровня является:

  • интенсивная работа по развитию понимания речи
  • а+б
  • развитие элементарных форм устной речи

160. В настоящее время основной контингент СДУ и СШУ составляют дети:

  • 1 уровня речевого развития
  • 2 уровня речевого развития
  • 3 уровня речевого развития

161. Системное нарушение всех компонентов речевой деятельности характеризуется следующими проявлениями:

  • ограниченным словарным запасом
  • устойчивым аграмматизмом
  • а+б

162. Программа начальных классов для детей с ОНР не содержит следующий раздел:

  • «Чтение и развитие речи»
  • «Рукотворный мир»
  • «Произношение»

163. Обучение письменной речи детей с ОНР начинается с:

  • а) 3 класса
  • б) 2 класса
  • в) 4 класса

164. Обучение письменной речи включает:

  • 2 этапа
  • 4 этапа
  • 3 этапа

165. Первый этап обучения письменной речи называется:

  • этап формирования автоматизированных умений
  • вводный
  • этап сознательного усвоения грамматических действий и осознанного оперирования грамматическими единицами

166. Второй этап обучения письменной речи называется:

  • этап формирования автоматизированных умений
  • вводный
  • этап сознательного усвоения грамматических действий и осознанного оперирования грамматическими единицами

167. Третий этап обучения письменной речи называется:

  • этап формирования автоматизированных умений
  • вводный
  • этап сознательного усвоения грамматических действий и осознанного оперирования грамматическими единицами

168. В тесной связи с формированием речи у детей с ОНР происходит овладение ими:

  • звуковой стороной речи
  • морфологической стороной речи
  • слоговой стороной речи

169. С детьми с ОНР в условиях школьного обучения проводятся:

  • фронтальная и подгрупповая работа
  • индивидуальная работа
  • а+б

170. Средством для развития речи и социальной адаптации в специальной школе являются:

  • уроки изобразительной деятельности
  • уроки трудового обучения
  • уроки физической культуры

171. Уроки произношения в специальной школе для детей с ТНР не включает следующий раздел:

  • а) «Анализ звуков и слов»
  • б) «Анализ и синтез звукового состава слова»
  • в) «Артикуляция и восприятие звуков»

172. На уроках по ритмике решаются следующие коррекционные задачи:

  • воспитывать слуховое внимание
  • развивать голос и чёткую артикуляцию
  • а+б

Раздел 5 «История логопедии»

Тема 23 «Основные этапы развития логопедии»

173. В папирусе Эдвина Смита имеется:

  • первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой
  • планомерное описание различных случаев повреждения и поражения разных частей тела
  • описание безнадёжного случая, когда человек потерял слух, речь, контроль над руками и ногами
  • упоминание о мозге

 

174. От древних индусов остался трактат:

  • «Аюрведы»
  • «Нань-цзин»
  • «Канон врачебной науки»

175. Одна из древнейших книг Китая медицинский трактат «Нань-цзин» датируется:

  • 3 веком до нашей эры
  • 5 веком до нашей эры
  • 17 веком до нашей эры
  • 30 веком до нашей эры

176. В библии встречается упоминание:

  • о «чудесных исцелениях» расстройств речи Заратуштрой
  • о появлении человеческой речи у животных
  • о трудной речи пророка Моисея

 

  • о причинах заикания и косноязычия

177. Одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания:

  • Платон
  • Геродот
  • Демокрит

 

178. Одно из самых первых упоминаний о речевых расстройствах в литературе Древней Греции встречается у:

  • Аристотеля
  • Геродота
  • Гиппократа
  • Демокрита

179. Древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ:

  • все происходящие в здоровом и больном организме процессы истолковывал идеалистически и мистически
  • дал материалистическое толкование основным проблемам медицины
  • разделял гуморальную точку зрения
  • описал своеобразную речь Киренского царя Батта

180. Время жизни Аристотеля:

  • 439 – 377 г.г. до нашей эры
  • 384 – 322 г.г. до нашей эры
  • 5 – 4 в.в. до нашей эры
  • 5 – 6 в.в. до нашей эры

181. Заслуга древнеримского учёного, энциклопедиста и врача Авл Корнелия Цельса состоит в том, что он:

  • сформулировал основные методы и приёмы ораторского мастерства
  • уточнил сведения о строении головного мозга и нервной системы
  • собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины
  • оставил заметки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о мерах лечения этих случаев






Date: 2015-12-13; view: 1213; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.292 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию