Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каталог продукции ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1.СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ РЕКТИФИКОВАННЫЙ «ЛЮКС» 2.ФРАКЦИЯ ГОЛОВНАЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА 3.СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ РЕКТИФИКОВАННЫЙ «ЭКСТРА» 4.СИВУШНОЕ МАСЛО 5.Двуокись углерода 6.Барда послеспиртовая
1.ректификованный этиловый спирт из пищевого сырья (Ндп. спирт-ректификат):Этиловый спирт, приготовляемый брагоректификацией зрелой бражки или ректификацией спирта - сырца. 2.ароматный (этиловый) спирт: Водно-спиртовой раствор объемной долей ректификованного этилового спирта из пищевого сырья 60,0 %— 80,0 %, содержащий ароматические вещества, получаемые перегонкой эфиромасличного и плодово-ягодного сырья. 3.исправленная вода: Вода, с определенным содержанием минеральных и органических веществ, приготовляемая способом умягчения, обессоливания, обезжелезивания или фильтрования питьевой воды. Теоретические основы учета расходов по реализации Для учета расходов, связанных с реализацией товаров, работ и услуг, предназначен активный, собирательно-распределительный счет 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)». Этот счет применяют торговые и другие предприятия, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг). Предприятия, как правило, на счете 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)» учитывают следующие виды расходов (Таблица 1.) Таблица 1. Статьи расходов периода
В приведенную номенклатуру статей расходов, связанных с реализацией товаров предприятие может вносить изменения и дополнения, связанные с особенностями отрасли экономики и деятельности предприятия. Расходы по реализации продукции, возмещаемые покупателями, на счете 811 не отражают, а учитывают, как реализацию услуг вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств — если они произведены указанными производствами и хозяйствами. Аналитический учет по статьям расходов по реализации товаров, работ, услуг ведут по утвержденной предприятием номенклатуре статей в машинограмме. Ниже в таблице приводится корреспонденция счетов по счету 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)». Таблица 2. Хозяйственные операции
После приведенных записей счет 811 должен быть закрыт. В конце отчетного периода (года), учтенные расходы списываются на счет итогового дохода (убытка). В конце отчетного периода к финансовым отчетам прилагается приложение «Затраты по реализованной продукции (работам, услугам)». Если торговое или промышленное предприятие осуществляет многоотраслевую деятельность (торговлю, общественное питание и т.д.), то к счету 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)» с целью усиления контроля за издержками обращения могут быть открыты следующие субсчета: 811, субсчет 2 «Расходы по реализации товаров оптом»; 811, субсчет 3 «Расходы по реализации товаров в розницу»; По каждому из субсчетов в Учетной политике устанавливается своя номенклатура статей затрат, увязанная с типовой номенклатурой. Бухгалтерский учет на хозяйствующих субъектах в условиях рыночных отношений приобретает особое значение. Он строится на основе общих принципов и положений, закрепленных в Стандартах бухгалтерского учета, Типовом плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов, изданных в соответствии с Законами Республики Казахстан «О бухгалтерском учете», «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», а также инструкций, положений и рекомендаций, изданных компетентными органами Республики Казахстан по бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет в торговле ведется таким образом, чтобы в максимальной степени удовлетворять потребности управления в информации. Являясь одной из функций управления хозяйственной деятельностью, он обеспечивает правильное, полное и своевременное документирование хозяйственных операций; контроль за сохранностью материальных, трудовых и денежных ресурсов; состояние сметной, финансовой и платежной дисциплины; выявление бесхозяйственности и расточительства; контроль за мерой труда и мерой потребления; внедрение и углубление хозяйственного расчета и контроля тенге; выявление резервов повышения эффективности производства и качества работы; определение финансовых результатов и их использование; своевременное и достоверное составление отчетности предприятий торговли и ее использование в управлении; формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями и кредиторами; использование компьютеров для обработки учетной информации; выявление внутренних резервов, их мобилизация и эффективное использование. Специфика деятельности различных предприятий торговли и их структурных единиц и подразделений, а так же систем торговли обуславливает особенности бухгалтерского учета. В основе работы торговых предприятий лежит торгово-финансовый план, в котором находят отражение следующие показатели: оптовый товарооборот, розничный товарооборот, доход от реализации и другие. Товарооборот и доход от реализации являются основными показателями торговых предприятий и непосредственно связаны между собой при учете товарных операций. От степени выполнения этих показателей зависит состояние финансовой деятельности торговых предприятий. Контроль за выполнением планов торгово-финансовой деятельности в первую очередь необходимо начинать с контроля товарооборота и дохода от реализации. Реализация товаров – завершающая фаза товарооборота. Бухгалтерский учет должен вести контроль за выполнением плана реализации товаров в целом по предприятию, складам, магазинам, по ассортименту товаров, формам реализации, по видам покупателей, а также контроль за выполнением договоров с покупателями и за правильностью отпуска товаров. Большое значение имеют при этом расходы, связанные с реализацией товаров. Поскольку данные расходы не находят отражение в себестоимости, то они учитываются на предприятиях отдельно и включаются в состав затрат периода. Перечень статей, относимых в расходы, связанных с реализацией очень многогранен, имеет свои специфические особенности. Многие статьи перекликаются с элементами затрат, включаемых в себестоимость продукцию, поэтому необходимо четко различать и даже предусмотреть в учетной политике состав расходов по реализации. Целью исследования данной дипломной работы является изучение теории и практики бухгалтерского учета и аудита расходов по реализации. В качестве объекта исследования выбрано ТОО «Фалькон». Задачами написания дипломной работы является: 1. Изучить теоретические основы организации учета и аудита расходов по реализации, 2. Дать финансово-экономическую характеристику объекта исследования, 3. Изучить сложившуюся практику ведения учета расходов по реализации на предприятии, 4. Изучить мнение аудиторов по поводу учета затрат по реализации продукции, 5. Выявить недостатки в учете и анализе и предложить конкретные мероприятия по их устранению. В процессе написания работы использовались учебники и учебные пособия по учету отечественных и зарубежных авторов, нормативно-законодательная база Республики Казахстан, издания периодической печати, финансовая отчетность и документация объекта исследования.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСХОДОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ 1.1 Международные и казахстанские стандарты оценки товаров В международной и казахстанской практике оценка товаров производится одним из следующих методов: - средневзвешенной стоимости; -ФИФО; -ЛИФО; - специфической идентификации. Метод «ФИФО» заключается в том, что стоимость первых по времени закупленных или произведенных товарно-материальных запасов подлежит первоочередному включению на затраты в себестоимость реализованных товаров. Метод «ЛИФО» заключается в том, что стоимость последних по времени закупленных или произведенных товарно-материальных запасов подлежит первоочередному включению на затраты в себестоимость реализованных товаров в торговле. Метод «средневзвешенной стоимости» заключается в том, что стоимость товарно-материальных запасов, подлежащая включению на затраты по переработке или в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), а также в себестоимость реализованных товаров, определяется исходя из средневзвешенной стоимости одинаковых или однородных товарно-материальных запасов. Метод специфической идентификации предполагает, что стоимость товарно-материальных запасов, подлежащая включению на затраты в себестоимость реализованных товаров, определяется исходя из стоимости конкретной единицы или конкретной партии однородных товарно-материальных запасов. Особенностью методов «ФИФО», «ЛИФО» и «средневзвешенной стоимости» является тот факт, что движение стоимости в бухгалтерском учете не означает адекватного движения товарно-материальных запасов в натурально-вещественной форме в складском учете. Следовательно, включение стоимости первой партии на затраты не означает, что товарно-материальные запасы, отпущенные в производство или реализованные покупателям, принадлежали первой партии в складском учете. Применение данных методов оценки товарно-материальных запасов не требует организации складского учета по партиям. По методу «специфической идентификации» движение стоимости товарно-материальных запасов в бухгалтерском учете неразрывно связано с их движением в натурально-вещественной форме в складском учете. Следовательно, включение стоимости первой партии на затраты означает, что данные товарно-материальные запасы принадлежали первой партии, размещенной на складе. Применение метода специфической идентификации требует организации партионного учета на складе. Необходимость применения одного из рекомендуемых методов оценки вызывается изменениями сумм затрат по приобретению и затрат по переработке однородных товарно-материальных запасов, приобретенных или произведенных в разное время. По методу специфической идентификации - себестоимость реализованных товаров определяется исходя, из какой конкретной партии товары были отпущены. Товарно- материальные запасы оцениваются по наименьшей оценке из себестоимости и чистой стоимости реализации. Чистая стоимость реализации используется, когда себестоимость не может быть восстановлена по причине: данные товарно-материальные запасы были повреждены или они частично, или полностью устарели, или их продажная цена снизилась. Чистая стоимость реализации товарно-материальных запасов равна предполагаемой продажной цене в ходе обычной хозяйственной деятельности минус издержки на комплектацию и организацию их продажи. При оценке товарно-материальных запасов в условиях неопределенности руководствуются принципом осмотрительности. Осмотрительность - соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимых для вынесения оценок в условиях неопределенности для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены. В соответствии с данным принципом товарно-материальные запасы оцениваются по наименьшей оценке из себестоимости и чистой стоимости реализации. Например, устаревшие, поврежденные товары часто имеют чистую стоимость реализации гораздо ниже себестоимости. Товары могут быть не только повреждены, но и частично или полностью устареть. Развитие и совершенствование технологии производства, использование более современных материалов способствуют быстрому моральному устареванию товарно-материальных запасов. Устаревшие, поврежденные товары должны быть оценены по чистой стоимости реализации. Товарно-материальные запасы оцениваются по чистой стоимости реализации только в том случае, когда она ниже себестоимости. Чистая стоимость реализации, т.е. продажная цена минус издержки по организации их продажи, будет ниже первоначальных затрат по приобретению данных товарно-материальных запасов. И поскольку принцип осторожности или осмотрительности требует при вынесении оценки в условиях неопределенности исходить из того, что активы не должны быть переоценены, то следует принять наименьшую оценку из чистой стоимости реализации и себестоимости. 1.2 Теоретические основы учета расходов по реализации Для учета расходов, связанных с реализацией товаров, работ и услуг, предназначен активный, собирательно-распределительный счет 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)». Этот счет применяют торговые и другие предприятия, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг). Предприятия, как правило, на счете 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)» учитывают следующие виды расходов (Таблица 1.) Таблица 1. Статьи расходов периода
В приведенную номенклатуру статей расходов, связанных с реализацией товаров предприятие может вносить изменения и дополнения, связанные с особенностями отрасли экономики и деятельности предприятия. Расходы по реализации продукции, возмещаемые покупателями, на счете 811 не отражают, а учитывают, как реализацию услуг вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств — если они произведены указанными производствами и хозяйствами. Аналитический учет по статьям расходов по реализации товаров, работ, услуг ведут по утвержденной предприятием номенклатуре статей в машинограмме. Ниже в таблице приводится корреспонденция счетов по счету 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)». Таблица 2. Хозяйственные операции
После приведенных записей счет 811 должен быть закрыт. В конце отчетного периода (года), учтенные расходы списываются на счет итогового дохода (убытка). В конце отчетного периода к финансовым отчетам прилагается приложение «Затраты по реализованной продукции (работам, услугам)». Если торговое или промышленное предприятие осуществляет многоотраслевую деятельность (торговлю, общественное питание и т.д.), то к счету 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)» с целью усиления контроля за издержками обращения могут быть открыты следующие субсчета: 811, субсчет 2 «Расходы по реализации товаров оптом»; 811, субсчет 3 «Расходы по реализации товаров в розницу»; По каждому из субсчетов в Учетной политике устанавливается своя номенклатура статей затрат, увязанная с типовой номенклатурой. 1.3 Финансово – экономическая характеристика ТОО «Фалькон» 1968 год в молодом городе Целинограде был отмечен вводом в эксплуатацию ликеро-водочного завода. На предприятие съехались молодые специалисты со всех сторон бывшего Советского Союза. С каждым годом рос профессионализм работников, улучшалось качество выпускаемой продукции, разрабатывались новые сорта. В 1995 году предприятие поменяло форму организации и стало называться ТОО «Сагжан». В 2001 году был переименован в ТОО «Фалькон». Для повышения качества продукции и увеличения конкурентоспособности ТОО «Фалькон» стало работать на спирте собственного производства. В настоящий момент на предприятии трудится более 1000 человек. ТОО «Фалькон» выпускает 3 наименования спирта, 14 наименований водок, 5 наименований настоек и 5 наименований ликеров. Напитки по достоинству оценены на международных выставках и дегустациях по алкогольной продукции. Завоевано 11 золотых, 4 серебряных, 4 бронзовых медалей, кубки за второе и третье место. «Фалькон» доставляет продукцию в любую точку города Астаны и по городам Казахстана. ТОО «Фалькон» выпускает свою продукцию, применяя только натуральное, экологически чистое сырье местного происхождения. Спиртзавод, входящий в ТОО «Фалькон», является производственным предприятием. Он расположен по адресу: город Астана, улица Угольная, 22а. Численность работающих 1184 человека, из них административно-управленческий персонал 113 человек. Каждый отдел несет свои задачи и функции в управлении предприятием. Руководит отделами Генеральный директор. Непосредственно ему подчиняются первый заместитель, главный инженер, главный бухгалтер, начальник ТЭО, начальник ОК, начальник лаборатории, начальник ВОХР и начальник нефтебазы. В свою очередь, в их подчинении находятся отделы и подразделения, соответствующие их функциональному назначению. Например, отдел снабжения и сбыта занимается проведением маркетинговых исследований по изучению спроса на продукцию и продвижением ее на рынок; отдел кадров осуществляет подбор кадров необходимой квалификации и в нужном количестве; лаборатория является центром по изучению состава и улучшению качества выпускаемых напитков. Предприятие имеет свои вспомогательные производства: автобаза, нефтебаза, котельная, охрана. Они призваны обеспечить непрерывный процесс производства. Функциональное назначение автобазы – содержание собственного автотранспорта в надлежащем содержании для бесперебойного пользования им в нуждах производства. Работники нефтебазы обязаны поставлять нефтепродукты для собственных цехов, а также обеспечивать отлаженную работу АЗС. Вооруженная охрана несет ответственность за обеспечение сохранности находящихся на складах и в цехах материалов, оборудования, а также готовой продукции. В целом каждый отдел выполняет определенные функции дублирование обязанностей. Далее для ознакомления с предприятием проведем анализ финансового состояния предприятия за последние три года. Анализ динамики состава и структуры активов баланса дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов. Прирост актива свидетельствует о расширении деятельности предприятия, а уменьшение о сужении. При анализе активов, являющихся важнейшим элементом финансовой отчетности, изучается их наличие, состав, структура и происшедшие в них изменения. Анализ структуры активов в целом и его отдельных группировок позволяет судить о рациональном их размещении. Увеличение активов положительно характеризует работу предприятия, поскольку свидетельствует о его дальнейшем развитии. В таблице 3 проведем оценку имущественного положения предприятия. Таблица 3. Оценка имущественного положения
Оценка имущественного положения предприятия показывает состояние основных средств, обеспеченность ими и характеризуют их движение за отчетный период. Общая стоимость основных средств в 2003 году уменьшилась. Следовательно, сократился удельный вес основных средств в активах. Общая же сумма активов не уменьшилась вследствие того, что увеличились инвестиции в основной капитал. На 25,7 пункта увеличилась активная часть основных средств в силу того, что в выбытии основных средств значительную долю составляют здания – не активная часть. Коэффициент износа в 17% является вполне приемлемым. Коэффициент выбытия перекрывает коэффициент обновления почти в 2 раза, так как поступило основных средств на сумму 65829 тенге, а выбыло на сумму 235284,7 тенге. В целом состояние имущественного положения предприятия можно считать удовлетворительным. Таблица 4. Состав и структура имущества предприятия
Из данных таблицы видно, что валюта баланса, отражающая реальную стоимость активов, снизилась за анализируемый период на 126698,3 тыс.тенге, или на 18,4 %. Это отрицательно характеризует работу предприятия, поскольку свидетельствует о его спаде. Проанализируем, какими статьями обеспечено снижение стоимости имущества: стоимость основных средств снизилась почти в 2 раза, что характеризуется отрицательно; остальные стать имущества увеличиваются, что характеризуется положительно. Анализируя структуру статей актива баланса можно сказать, что наибольший удельный вес занимают основные средства 46,9 % в 2003 году, но к 2004 году он снижается до 25,2 %. Это характеризуется положительно, т.к. у предприятия достаточно производственных мощностей для производства и реализации продукции. Доля текущих активов составила в 2003 году 48,7% в 2004 году – 58,2 %. При анализе активов также необходимо выяснить, как они размещены и на что больше внимания уделялось в анализируемом году, какова мобильность имущества. Доля текущих активов в 2003 году была меньше на 2,6% (48,7-51,3), и в 2004 году она увеличилась до 16,4% (58,2-41,8). Прирост текущих активов опережает прирост долгосрочных активов. Затем определим долю текущих активов в валюте баланса: повышение коэффициента мобильности активов предприятия. Данный коэффициент определяется, как отношение стоимости текущих активов к стоимости всего имущества предприятия. Он характеризует долю средств для погашения долгов. Чем выше значение коэффициента, тем больше у предприятия возможностей обеспечить бесперебойную работу, а также рассчитываться с кредиторами. С финансовой точки зрения рост его является положительным сдвигом в структуре - имущество становится более мобильным, что свидетельствует об ускорении его оборачиваемости, о росте эффективности его использования. На анализируемом предприятии уровень этого коэффициента в 2003 году составлял 0,49, а в 2004 - 0,58, что характеризует хорошую мобильность активов и бесперебойную работу предприятия. Анализируя состав структуры баланса можно сделать следующие выводы: к 2004 г. снижается доля основных средств. Это связано с выбытием неактивной их части – зданий, что, в принципе, не отразилось на общем процессе производства. Вместе с тем увеличился размер финансовых вложений в капитальное строительство, что приведет в дальнейшем к вводу новых объектов. Увеличивается доля текущих активов, что положительно скажется на развитии предприятия. Отрицательным здесь является увеличение дебиторской задолженности. Стоимость производственного потенциала начала снижаться и в 2004 г. составила 47,3% от общей величины активов, что является ниже нормы. В таблице 5 проанализируем кредитоспособность и ликвидность предприятия. Таблица 5. Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его активов
Положительной тенденцией для кредитоспособности предприятия является увеличение собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала), что является следствием превышения текущих активов над текущими пассивами. Увеличение суммы текущих активов связано с ростом товарно-материальных запасов и величины денежных средств. Отрицательным моментом здесь является рост дебиторской задолженности, хотя существует реальная перспектива ее погашения. Положительным в уменьшении доли текущих обязательств является погашение кредиторской задолженности на основную часть суммы и отсутствие задолженности по краткосрочным кредитам. Положительной тенденцией является рост коэффициентов текущей и быстрой ликвидности. Даже учитывая принятые в западной практике их нижние значения, рассчитанные показатели достаточно высоки. Однако величины этих коэффициентов необходимо скорректировать на сумму дебиторской задолженности, поскольку она является значительной частью текущих активов. Это состояние характеризует коэффициент абсолютной ликвидности, который в 2004 году снизился на 0,012, и его показатель характеризует, что всего 0,1% краткосрочных заемных средств может быть погашено немедленно.
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСХОДОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В ТОО «ФАЛЬКОН» 2.1 Организация и состояние бухгалтерского учета в ТОО «Фалькон» Учетная политика разработана в соответствии с требованиями Указа Президента РК, имеющего силу Закона № 2732 от 26.12.95 г. «О бухгалтерском учете» Казахских стандартов бухгалтерского учета и с учетом требований нормативно-правовых актов и рекомендаций Министерства финансов РК и с учетом конкретных экономических условий деятельности предприятий. Цель финансовых отчетов заключается в представлении необходимой информации и финансовом состоянии и результатах деятельности ТОО «Фалькон» следующим органам: — регулирующим органам (регуляторная и статистическая отчетность, а также налоговые декларации); — представление оперативной информации учредителям ТОО «Фалькон». Основные принципы, применяемые при составлении финансовой отчетности: 1. Принципы начислений - принципы, которые подразумевают признание доходов и расходов в момент их возникновения, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены. 2. Принципы осторожности — подразумевают собой проявление осторожности подхода в признании доходов и расходов Товарищества. Так доход может признаваться лишь при уверенности его получения, а расход - при возможности по возникновению. 3. Принципы непрерывности - предполагают, что финансовые отчеты будут составляться на основе предположения, что ТОО «Фалькон» будет продолжать работать в обозримом будущем. 4. Принцип понятности — информация, представляемая в финансовых отчетах будет понятна пользователям. 5. Принцип существенности — предполагает раскрытие в финансовых отчетах информации, которая является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей финансовой отчетности. 6. Принцип значимости — предполагает, что информация в финансовой отчетности будет значимой, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия или решений и помогать им в оценке деятельности Товарищества. 7. Принцип нейтральности — информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть не предвзятой. 8. Принцип завершенности —в целях обеспечения достоверности информации в финансовых отчетах должна быть полной. 9. Принцип сопоставляемости — предполагает, что отчетность должна быть сопоставимой от одного периода в другой. 10. Принцип последовательности — подразумевает, что политика бухгалтерского учета «выбранная ТОО «Фалькон», применяется им последовательно в течении отчетного года. В течении отчетного года ТОО «Фалькон» в целях отражения в бухгалтерском учете операций по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности применяет метод начисления. При этом в ТОО «Фалькон» применяется централизованный вид бухгалтерского учета. Признание активов и пассивов в финансовой отчетности: 1. Признание активов. Активы признаются в финансовом отчете только в том случае, если существует вероятность получения ТОО «Фалькон» экономических выгод от этого актива. Активы не признаются в финансовом отчете только в том случае, если ожидается, что они не принесут экономических выгод после текущего отчетного периода. В этом случае данный актив отражается в отчете финансовых результатах. 2. Признание обязательств. Обязательства признаются в финансовом отчете, когда существует вероятность их оттока. Однако, следует провести разграничение между настоящим обязательством и будущим. Обязательство обычно возникает только тогда, когда актив получен или субъект вступает в соглашение о приобретении актива. 3. Учет основных средств и нефинансовых активов. 1) Учет основных средств и начисление амортизации ТОО «Фалькон» ведет централизовано. Оплата договоров по приобретению основных средств, производится централизовано. Так, при покупке компьютера «Samsung» были даны следующие проводки: Дт 123 Кт 671 235000 тг Дт 331 Кт 671 47000 тг на сумму НДС 20% В бухгалтерском учете основные средства учитываются по первоначальной стоимости, т.е. по стоимости фактически произведенных затрат по возведению или приобретению основных средств включая не возмещаемые налоги, а также затраты по доставке и любые другие расходы. Стоимость основных средств в финансовой отчетности показывается по балансовой стоимости (т.е. по первоначальной или текущей стоимости) за минусом начисленной амортизации. 2) Начисление амортизационных отчислений ведется в двух оценках: а) В целях бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности амортизация начисляется по прямолинейному (равномерному) методу, исходя из срока полезного использования основных средств. Ликвидационная стоимость равна нулю. б) В целях налогообложения амортизация начисляется по предельным нормам, согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.1995г за № 2235, с дополнениями и изменениями. Сумма начисленной амортизации относится на статьи расходов 811 «Расходы по реализации товаров (работ и услуг). Срок полезной службы по видам основных средств может пересматриваться с учетом произведенных последующих затрат, улучшающих состояние основных средств и, следовательно продлевающих срок службы. Дт 811 Кт 132 Сумма 37582 3) Инвентаризация основных средств производится ежегодно по состоянию на 1 декабря, а также при смене материально - ответственных лиц. Учет финансовых инвестиций: 1) Финансовые инвестиции при приобретении оцениваются по покупной стоимости, включая расходы непосредственно связанные с приобретением, такое, как брокерское вознаграждение. Разница между покупной стоимостью и стоимостью погашения инвестиций в ценные бумаги (скидка или премия, возникающие при приобретении) амортизируются инвестором в течение периода их владения. Приобретено акций по покупной стоимости Дт 401 Кт 441 на сумму 285000 т 2) Финансовые инвестиции классифицируются исходя из срока владения на следующие категории: - краткосрочные финансовые инвестиции - со сроком владения до одного года, - долгосрочные финансовые инвестиции - со сроком владения свыше одного года. Инвестиции в недвижимость классифицируются как долгосрочные финансовые инвестиции. 3) При выбытии финансовых инвестиций разница между полученным доходом от продажи и балансовой стоимостью, за вычетом расходов (услуги брокера или дилера), признается как доход или расход. Если инвестиция ранее была переоценена или была оценена по текущей стоимости, то сумма переоценки относится на счета доходов или расходов. Учет товарно-материальных запасов, оценка их себестоимости, признание расходов периодов: 1) Учет товароматериальных запасов ведется по сумме затрат на приобретение: Приобретены ТМЦ от поставщиков Дт 222 Кт 671 на 65000 т Дт 331 Кт 671 на 13000 ь - цена покупки, - пошлина на ввоз, При уплате таможенной пошлины Дт 222 Кт 634 - транспортные расходы, На транспортные расходы Дт 222 Кт 687, 671 - комиссионные посредникам. Комиссионное вознаграждение, подлежащее уплате посредническим организациям Дт 222 Кт 671 2) Учет средств труда, сроком службы менее одного года. 3) В состав входят материальные активы, служащие менее одного года. 4) Учет товаров, приобретенных для реализации. Списание (признание) затрат на реализацию товаров приобретенных для продажи производится по методу «ФИФО», согласно которому в первую очередь предполагается списать стоимость товаров, приобретенных первыми. 5) Учет расходов, не включаемых в себестоимость ТМЗ и признаваемых ТОО «Фалькон» как расходы периода: - командировочные расходы (в пределах установленных норм), - погрузо-разгрузочные работы и расходы по заготовлению и доставке товаров, - расходы по изучению рынков сбыта и продвижению товара на рынок (затраты на маркетинг), - расходы на сертификацию продукции, - расходы на разработку и публикацию рекламных изделий, - конторские, канцелярские, типографские, почтово- телеграфные и телефонные расходы (абонентская плата, оплата междугородних. международных переговоров, сотовая связь), - расходы на коммунальные услуги, - расходы на участие в выставках, ярмарках, - стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателями или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату и другие аналогичные расходы, - амортизационные отчисления основных средств, имеющихся в ТОО «Фалькон», - оплата услуг банка, - расходы по созданию и совершенствованию систем и средств управления, - представительские расходы (в пределах норм), - расходы по аренде основных средств, - налоги, сборы и отчисления с имущества, недвижимости, - расходы на выполнение работ по благоустройству территории, - расходы на охрану, противопожарную охрану, на проведение санитарно-гигиенических (дезинфекция, дератизация) и оздоровительных мероприятий, - судебные издержки, - присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, - штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода, - убытки от хищений виновники, которых не установлены или в случае, если невозможно возместить необходимые суммы за счет виновной стороны и другие, - сверхнормативные потери, порча и недостача ТМЗ на складах и другие непроизводительные расходы и потери, - оплата консультационных (аудиторских) и информационных услуг, - оплата процентов по кредитам банков, - оплата процентов по кредитам поставщиков, - расходы по выплате процентов по аренде имущества и пр. Учет дебиторской задолженности: 1) Дебиторская задолженность определяется как счета к оплате, возникающие в результате отгрузки товаров и оказания услуг покупателям. Реализация продукции по договорной стоимости Дт Кт 301 701 301 633 на сумму НДС 2) Дебиторская задолженность считается сомнительным долгом, если допущена длительная просрочка погашения, либо финансовое положение должника тяжелое, либо сумма задолженности должником не признается. 3) Учет дебиторской задолженности ведется в разрезе: - счета к получению, - резервы по сомнительным долгам, - задолженность работников и других лиц, - авансы, выданные под поставку ТМЗ, - расходы будущих периодов, - налог на добавленную стоимость к возмещению. Учет денежных средств: 1) Учет денежных средств ТОО «Фалькон» ведет в разрезе следующих видов деятельности: - операционная деятельность, - финансовая деятельность. 2) Учет движений денежных средств от операционной и финансовой деятельности ведется прямым методом, по которому раскрываются основные виды денежных поступлений и выплат. Учет операций в иностранной валюте: Поступление иностранной валюты в виде вклада учредителя в уставной капитал Дт 431 Кт 511 1) Учет операций в иностранной валюте отражается в основных регистрах бухгалтерского учета в казахстанских тенге по курсу Нацбанка Республики Казахстан установленному на дату совершения операции. 2) Параллельно с записями в тенге операции в иностранной валюте отражаются в валюте расчетов (платежей) по ее номиналу. Запись производится дробью. 3) На каждое первое число месяца производится пересчет стоимости денежных средств на счете в банке и иных кредитных учреждениях, средств в расчетах (включая по заемным обязательствам) с любым юридическим лицом, остатков средств целевого финансирования независимо от источника, выраженной в иностранной валюте, в тенге с использованием курса на последнее число месяца. 4) В бухгалтерском учете и отчетности отражается курсовая разница, возникающая: - по операциям, связанным с полным или частичным погашением денежных средств, - по операциям, связанным с пересчетом стоимости остатков денежных средств. Учет обязательств: Обязательства определяются как кредиторская задолженность перед: - бюджетом (по подоходному налогу с физических и юридических лиц, по налогу на добавленную стоимость), по акцизу, по налогу на имущество, на землю, на транспортные средства. - кредитными учреждениями, - внебюджетными учреждениями (пенсионному обеспечению), - персоналом по оплате труда и отпусков, - арендодателями, - кредиторами (по авансовым платежам на поставку ТМЗ и на выполнение работ и услуг). Учет доходов и расходов: 1) Доход ТОО «Фалькон» — увеличение экономической выгоды в течение отчетного периода в форме притока или увеличения активов, либо уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала. Доходы, полученные от основной и не основной деятельности составляют совокупный доход. Отражение доходов от прочей основной деятельности Дт 301, 701, неосновной деятельности Дт 301, Кт 727. 2) Расход ТОО «Фалькон» — это уменьшение экономической выгоды в течение отчетного периода в форме оттока или использования активов, либо возникновение задолженностей, которые ведут к уменьшению капитала. 3) Разница между доходами и расходами товарищества за отчетный период признается результатом финансово-хозяйственной деятельности, связан с определением налогооблагаемой базы и расчетом налогов. Одним из принципиальных положений учета по методу начисления является то, что доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от даты поступления или перечисления денег. 4) Чрезвычайные статьи - доходы или расходы товарищества, Произошедшие от событий или операций, отличных от обычной деятельности ТОО «Фалькон», имеющих чрезвычайный характер (форс-мажор). Предполагается, что такие события или операции не будут повторяться часто или регулярно. В отчете о результатах финансово- хозяйственной деятельности доход или убыток от чрезвычайных событий или операций отражается отдельной строкой. 5) Все статьи доходов и расходов, признанные в течение отчетного периода, включаются при определении чистого дохода или убытка за отчетный период. Однако могут возникнуть обстоятельства при которых отдельные статьи отчета о результатах финансово- хозяйственной деятельности могут быть исключены (включены) из определения чистого дохода или убытка, то есть такие обстоятельства, как корректировка существенной ошибки или результаты изменения в учетной политике. Ошибки прошлых лет — ошибки в определении дохода или расхода прошлых лет, выявленные в отчетном году. Существенные ошибки— ошибки предыдущих периодов, обнаруженные в отчетном периоде, которые настолько значительны, что финансовые отчеты за предыдущие периоды не могут считаться достоверными на дату их составления. Сумма корректировки ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов предыдущих периодов, включается в доход или убыток отчетного периода. Сумма корректировки существенной ошибки, относящейся к предыдущим периодам, отражается в отчете путем поправки начального сальдо нераспределенного дохода. Финансовые отчеты, включая сравнительные данные по предыдущим периодам, представляются таким образом, как если бы существенные ошибки были исправлены в тот отчетный период, в течение которого были допущены. Поэтому, сумма корректировки, относящаяся к каждому представленному периоду, включается в чистый доход или убыток того периода, начальное сальдо нераспределенного дохода за самый ранний из представленных периодов корректируется на сумму поправок, относящуюся к периодам, предшествующим тем, которые включены в сравнительные данные в финансовых отчетах. 6) В случае, когда возможность поступления сумм, уже включенных в доход становится неопределенной, неполученная сумма или сумма, получение которой невозможно, признается как корректировка первоначально признанной суммы дохода. Когда появляется уверенность относительно того, что товарищество не будет оплачивать или использовать суммы уже включенные в расход эти суммы признаются как корректировка первоначально признанной суммы расхода. 7) Отдельные виды доходов и расходов, имеющие незначительную долю в общем объеме доходов и расходов соответственно и имеющие разовый характер не выделяются в отдельную аналитическую позицию, а учитываются в составе прочих доходов и расходов ТОО «Фалькон». 8) Доходы ТОО «Фалькон» учитываются по методу начисления и состоят из: - доходов, полученных от реализации товаров, приобретенных для продажи, - прочих доходов (реализация основных средств, реализация сырья и материалов, запасных частей, комплектующих изделий и прочих материалов, которые не были использованы при выполнении договоров), - доходов, полученных от реализации списанных ТМЗ в качестве утиля и поступления от ликвидации основных средств, суммы, взимаемые с работников при выдаче им трудовых книжек и вкладышей к ним, излишки основных средств, выявленные при инвентаризации, стоимость инвентаря принятого в порядке безвозмездной передачи с баланса на баланс, прочие доходы, положительная курсовая разница и кредиторская задолженность поставщикам за ТМЗ и за оказанные услуги по истечении 3-лет, - прочих чрезвычайных доходов. 9) Расходы ТОО «Фалькон» учитываются в тенге по методу начисления и состоят из: - затрат на приобретение товаров, предназначенных для продажи, - расходов периода, - расходов, связанных с выполнением договоров по научно - исследовательской тематике, - дебиторская задолженность покупателей за отгруженные ТМЗ и заказчиком за выполненные работы по истечении 3-х лет. Для осуществления бухгалтерского учета используется компьютерная программа «1С: Бухгалтерия». Учет по налогам: 1) В целях определения налогооблагаемой базы необходимо вести налоговый учет, отдельно от бухгалтерского учета. Согласно Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РК, имеющего силу закона», «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95 г. за № 2235 от 31.12.96r за № 61-1 РК, доходы и расходы в целях налогообложения (налоговый учет) с 1 июля 2002 года определяются по методу начислений в установленном порядке. 2) Возникающие разницы в определении дохода в бухгалтерском и налоговое (налогооблагаемый доход) учете классифицируются как постоянные и временные. Учет и метод отражения в финансовой отчетности этих разниц различен. Постоянные разницы учитываются в отдельных ведомостях применяемых в налоговом учете. Временные разницы учитываются путем определения и отражения в бухгалтерском учете налогового эффекта от сумм этих временных разниц. Налоговый эффект, определяемый от сумм временных разниц, представляет налоговый платеж, который согласно налоговому законодательству подлежит отсрочке или должен быть выплачен заранее. Налоговые платежи проводятся согласно установленного Законодательством периода. Учет подоходного налога: Налоговый платеж за отчетный период определяется на основе учета налогового эффекта методом обязательств. Досрочный подоходный налог учитывается на счете 631. Налог на добавленную стоимость. Расчет налога на добавленную стоимость НДС осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет от 24.04.95г за № 2235 с дополнениями и изменениями. Уплаченная сумма НДС учитывается на счете 331 и начисленная сумма НДС - на счете 633. Прочие налоги относятся на расходы периода. Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности: 1) Финансовая отчетность ТОО «Фалькон» состоит из: годовой отчетности, оперативной (месячной) отчетности. 2) Годовая финансовая отчетность состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о результатах финансово - хозяйственной деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительной записки. 3) Оперативная (месячная) отчетность состоит из справки о полученном доходе или убытке за отчетный месяц. 4) Финансовая отчетность составляется в валюте РК и единицей измерения является тысяча тенге. 5) Дата представления: - оперативной - 10 число месяца, следующего за отчетным, - годовой - 31 марта каждого отчетного года. 2.2 Организация учета расходов по реализации на предприятии В ТОО «Фалькон» товары для продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих торговлю, со складов и т. д. Поступающие товары имеют сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом. В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц. Документом на отпуск в данном случае является накладная. В накладной указывается: - номер и дата выписки; - наименование поставщика и покупателя; - наименование и краткое описание товара; - количество товара (в единицах); - цена и общая стоимость отпускаемого товара (с учетом налога на добавленную стоимость), при этом НДС выделяется отдельной строкой. Накладная выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром ТОО «Фалькон» (в бухгалтерию и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а другой - принял, и заверяется печатями поставщика и получателя. Все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг). На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом. Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры, который должен содержать следующие обязательные реквизиты: - порядковый номер; - наименование и регистрационный номер поставщика товаров (работ, услуг); - наименование получателя товаров (работ, услуг); - наименование товара; - стоимость (цену) товара (работы, услуги); - сумму НДС; - дату составления счета-фактуры. Составленный документ подписывается руководителем, главным бухгалтером поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скреплен печатью организации. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации. Учет товаров в ТОО «Фалькон» на складах ведется в карточках учета материалов (ф. № М-17). Материально ответственные лица на основании записей в карточках и первичных документах составляют «Отчеты о наличии и движении товаров», которые вместе с документами сдаются в бухгалтерию. На основании проверенных «Отчетов» бухгалтерия составляет сводную ведомость машинограмму о наличии и движении товаров. Учет прочих покупных товаров на этом предприятии ведется аналогично порядку принятому в торговых и снабженческо-сбытовых предприятиях. Стоимость товаров, оставшихся на конец месяца в пути (не прибывших на склад), в конце месяца отражается по дебету счетов 222 или 223 и кредиту счета 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих товаров на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в текущем месяце как дебиторская задолженность по счету 671. При поступлении товаров на склады дебетуют счета 222 или 223 (товары приходуются на склады) и кредитуют счет 671. Аналитический учет по счетам 222 или 223 ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях, и по местам хранения товаров. Так как ТОО «Фалькон» ведет продажу товара в розницу, то учет товаров в рознице ведется на счете 222 «Товары приобретенные», к которому открываются следующие субсчета: 222, субсчет 1 «Товары на складах предприятии розничной торговли», на котором учитывают товары, находящиеся в запасе на складах предприятий розничной торговли. Учет ведется по покупным ценам по количеству и стоимости, аналогично учету готовой продукции и материалов. 222, субсчет 2 «Товары приобретенные, переданные для реализации в розничную торговлю», на котором учитывают товары, находящиеся в подотчете материально ответственных лиц (старших продавцов, заведующих отделами и др.). Учет ведется по продажным ценам (покупная цена, включая НДС и наценку). Учет ведется в стоимостном выражении. 222, субсчет 3 «Наценка в цене товара». На данном субсчете учитываются суммы наценки по товарам, переданным для реализации, в установленных размерах по всем видам товаров (дифференцировано по группам товаров). В результате цена товаров, переданных для реализации, увеличивается на сумму наценки. После реализации товаров суммы наценки, учтенные в цене товара, сторнируются, что уменьшает их стоимость; наценка является доходом предприятия от реализации товаров. Для расчета реализованной наценки составляется расчет по установленной форме. 222, субсчет 4 «Налог на добавленную стоимость в цене товара». Данный субсчет предназначен для отражения на нем суммы НДС, включенного в цену товара, переданного для реализации. В результате включения в цену товара НДС, покупная стоимость товаров, переданных со склада магазина для реализации, будет увеличена на сумму НДС. После реализации товаров, сумма дохода «очищается» от суммы НДС, учтенной в цене товара, то есть суммы НДС в цене товара сторнируются. НДС начисляется от общего дохода и перечисляется в бюджет за минусом сумм, поставленных на вычет (дебет счета 331) при поступлении и оприходовании товаров. Таким образом, субсчета 222-3 «Наценка в цене товара» и 222-4 «Налог на добавленную стоимость в цене товара» предназначены только для формирования продажной цены товара и самостоятельного назначения не имеют. Если бухгалтерия ТОО «Фалькон» не будет определять продажную цену товаров, переданных для реализации со складов в розничную торговлю, то она потеряет контроль за полнотой оприходования выручки от реализации товаров. Ниже в таблице приводятся операции ТОО «Фалькон» по поступлению товаров от поставщиков, формированию продажных цен на товары и по реализации товаров в розницу. Таблица 6 Хозяйственные операции
|