Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
При лечении речевым расстройств
За последние десятилетия вопросам патологии речи у нас уделяется большое внимание. Развитие этой проблемы идет все время как бы двумя путями — педагогическим, или, как он теперь называется логопедическим, и медицинским. Но у нас недостаточно широко еще проводится совместная работа врача и логопеда. Долгое время не было и единого направления в лечении речевых расстройств. Существование логопедии как отдельной отрасли насчитывает не более 40 лет. До этого отдельные разделы ее были совершенно обособлены и не всегда являлись теоретически обоснованными. Начало теоретических обоснований практической работы при некоторых речевых нарушениях было положено сурдопедагогами. Терапия же заикания, имея вековую давность, бесконечно видоизменялась и развивалась своеобразно, будучи зависима от совершенно различных взглядов ее авторов на сущность заикания. Известно, что проблемой лечения заикания занимались не только врачи; тут были артисты, психологи, педагоги и, наконец, нередко сами больные-логоневротики, лица различных профессий, освободившиеся от своего речевого недуга и рекомендовавшие различные способы лечения на основании своего личного опыта. Отсюда эта пестрота всевозможных методов лечения, способов и приемов, облегчавших заикающимся их речь. Методы восстановления речи при целом ряде речевых расстройств таких, как: афазия, дизартрия, ринолалия — не вызывали больших разногласий у их авторов и совместными усилиями психоневрологов, Не так обстояло дело с лечением заикания. Различными путями шло развитие этой проблемы у нас и на Западе. На Западе этим вопросом занимались главным образом отоларингологи. В нашей стране с самого начала проблема заикания изучалась психиатрами. Труды отечественных психиатров послужили как бы своеобразным фундаментом для построения коллективно-психологического метода лечения заикания. Поэтому, вероятно, первые логопедические учреждения в нашей стране и возникают в системе невропсихиатрических клиник, институтов и психоневрологических диспансеров. Таким образом, логопедия как наука развивалась в тесном общении с психиатрией, неврологией, отоларингологией и сурдопедагогикой. Но первоначальные формы логопедической помощи при различных видах речевых расстройств не обеспечивали еще подлинного единства педагогических и лечебных мероприятий. Большей частью, каждый специалист, будь то сурдопедагог, психиатр или отоларинголог, работал индивидуально. Совместная работа врача и логопеда у нас в стране была впервые организована психиатрами В.А. Гиляровским, Ю.А. Флоренской и Н.П. Тяпугиным. Еще в 1922— 1923 гг. они применили для лечения заикания коллективный метод. Этот метод объединял работу врача, логопеда и психолога. В.А. Гиляровский считал, что этот метод должен будет найти у нас в стране широкое применение. В дальнейшем тесный контакт в работе логопедов, сурдопедагогов и врачей осуществил в Ленинградском отофонетическом институте профессор Д.В. Фельдберг. Затем в Харькове в Отоларингологическом институте М.И. Панкиным организуется логопедическое отделение. Большой вклад внес М.И. Пайкин со своими сотрудниками-логопедами в теоретическую разработку ряда актуальных вопросов логопедии, особенно вопросов, касающихся генеза функциональной ринолалии и методики логопедической работы с ними. В 1929 г. В.А. Гиляровский в содружестве с сурдопедагогом ФА. Pay предложил создать учреждение для лечения заикания у детей дошкольного возраста, где должны были полностью объединиться все лечебные и педагогические мероприятия. Это учреждение получило название логопедического полустационара и было открыто при психоневрологической больнице им. З.П. Соловьева. Тесная связь логопедов с врачами-психиатрами в этом учреждении дала возможность расширить перспективы работы логопеда и углубить ее теоретическую базу. Здесь в совместной работе логопеда и врача продвинулось и изучение вопросов этиологии заикания. Благодаря тому, что наблюдения над заикающимися детьми в этом учреждении велись почти у истоков возникновения заикания, т. е. с раннего возраста, было возможно психиатрам совместно с логопедами вскрыть все многообразие причин, вызывающих заикание у детей (работа P.M. Боскис). В процессе изучения динамики заикания обозначилась большая роль соматогенного фактора, как ослабляющего корковую деятельность (работа НА. Власовой и В.П. Кудрявцевой). Результатом совместных наблюдений психиатра и логопеда над развитием моторики логоневротиков явилось включение в курс лечения заикания специальных музыкально-ритмических занятий. Это существенный момент в лечении заикания впервые был предложен В А. Гиляровским в 1930 г. Этот вид двигательных ритмических упражнений, связанных с речью, был назван ее автором (ВА. Гринер) логопедической ритмикой. В процессе перестройки психиатрии на принципах учения И.П. Павлова значительно обогатилась и логопедия; она получила необходимые ей теоретические обоснования методов лечения речевых расстройств. И особенно ясно выявилась связь зрительных и слуховых анализаторов при восстановлении речи у афазиков и логоневротиков. Большое значение для лечения заикания у маленьких детей приобретает работа по исследованию высшей нервной деятельности. Такая работа проводилась в детском логопедическом полустационаре B.C. Кочер-гиной. Пример: Ребенок Б.Е. поступил в логопедический полустационар в возрасте 5 лет. Основными жалобами были: тяжелое заикание, косноязычие, явления общей нервности. Со стороны речи при поступлении отмечались тяжелые тонические судороги с инспирацией в начале отдельных слов Недостатки звукопроизношения заключались в отсутствии «Р» и замене его звуком «Л», а также заменой всех свистящих и шипящих звуком «Ф». Речь сопровождалась гиперкинезами мимической мускулатуры и сопутствующими движениями. Физически ребенок был ослаблен, отмечался пониженный аппетит и частые рвоты. Со стороны нервной системы: недостаточность конвергенции, повышение сухожильных рефлексов, гипергидроз кистей и стоп, повышение саливации, частое покраснение лица, вялые, недостаточно координированные движения, положительный окулостатический феномен, гиперкинезы отдельных групп мышц, нарушение сна и устрашающие сновидения, повышенная истощаемость нервной деятельности. Со стороны психики: повышенная внушаемость, возбудимость и обидчивость; большая впечатлительность и пугливость; повышенная эмоциональность, склонность к фиксации на одном и том же роде занятий. В течение одного года мальчик рисовал «Змея Горыныча», которому посвящен целый альбом. Навязчивые мысли, страхи. При поступлении в логопедический полустационар ребенок отличался некоторой инфантильностью мышления: во время специального обследования он затруднялся в пересказе прочитанного, в составлении рассказа по картинкам, был недостаточно критичным в отношении сказочного материала, верил всему тому, что написано в сказке. Бурно радовался, когда события сказки разворачивались хорошо, и тяжело переживал неудачи сказочных персонажей. Было проведено общеукрепляющее лечение с усиленным питанием, лечение витаминами; одновременно велась логопедическая и воспитательная работа, а также ежедневные занятия по ритмике. Ребенок вскоре изменился в своем облике; речь его значительно улучшилась. При повторном обследовании через год косноязычия не наблюдалось; заикания почти нет. Остаются запинки и повторения отдельных звуков только при спонтанной и эмоциональной речи. Наблюдается также общее успокоение ребенка, навязчивые мысли и страхи отсутствуют. Улучшился аппетит, исчезли рвоты. Ребенок стал менее утомляемым; в группе он полюбил занятия по составлению рассказов по картинкам, причем проявлял большую фантазию. Он самостоятельно читает и очень хорошо пересказывает прочитанное. Хорошо рисует, главным образом — сказочные сюжеты. Любит помогать младшим. Итак, в данном случае мы имеем развитие заикания у ребенка с органическим поражением ЦНС и явлениями общей нервности. За поражение ЦНС говорят симптомы микроорганики и нарушение вегетативных функций, а также особенности характера и поведения ребенка (психомоторное возбуждение, склонность давать аффективные взрывы, невротическое развитие с раннего детства) присущие ему и до развития заикания. Эти нарушения нервной системы, как видно из анамнеза, могут быть либо результатом неблагоприятных моментов во внутриутробном периоде (мать болела паренхиматозным гепатитом), либо — цепочки инфекционных заболеваний от 3 до 5 лет, ведущую роль среди которых занимает очень тяжело протекавшая свинка с потерей сознания и рвотами. Заикание возникло под влиянием сильного испуга в возрасте 4 лет, т. е. в период становления речи. В это время имелись симптомы, указывающие на слабость речедвигательного анализатора ребенка, заключающиеся в резкой задержке физиологического косноязычия. Речь ребенка оказалась ослабленной рядом предшествующих заболеваний. Известно, что картина основного заболевания во многом зависит от предшествующего функционального состояния центральной нервной системы. Состояние нервной системы к моменту возникновения заикания характеризовалось функциональной слабостью, особенно в области речедвигательного анализатора; поэтому при испуге, который явился сверхсильным раздражителем для ребенка, ошибка нервных процессов произошла именно в этом отделе нервной системы.
Кроме того благодаря ослаблению корковой функции оказалось нарушенным взаимодействие коры и подкорковой области с высвобождением функции подкорковых образований. Клинически это проявлялось в гиперкинезах, повышенной эмоциональности и внушаемости ребенка. В данном случае одинаково важным для диагностики и лечения тяжелой формы заикания являются как наблюдения логопеда и педагогический процесс, так и наблюдения детского психиатра, исследования высшей нервной деятельности ребенка с последующим общеукрепляющим лечением и укреплением моторики путем применения логоритмических занятий. Объединенная работа логопеда и врача при лечении логоневрозов у взрослого является совершенно необходимой. Как уже указывалось, начало этой совместной работы было положено у нас психиатрами на опыте лечения взрослых логоневротиков. Врачи-психиатры: Ю.А. Флоренская, И.П. Тяпугин, A.M. Смирнова, Ю.А. Поворинский, К.И. Поварнин и другие совместно с большой группой логопедов выработали систему логопедических и терапевтических мероприятий. Значение психотерапевтических моментов при лечении заикания у взрослого бывает иногда решающим для достижения плавной речи. Здесь заслуживают большого внимания опыты применения как сонной терапии (медикаментозной), так и терапии электросном при лечении логоневрозов в некоторых наших клиниках. Из изложенного видно, что врачи психиатры и невропатологи совместно с логопедами все больше начинают изучать этот сложный речевой недуг. Но, к сожалению, мы не можем не указать на то, что такая необходимая совместная работа ведется лишь в небольшом числе наших городов. В большинстве же учреждений, где оказывается логопедическая помощь, такой работы не имеется. Врачи ограничиваются лишь диагностированием речевого расстройства и передают целиком больного логопеду. Это отчасти объясняется и тем, что до сих пор в наших медицинских институтах с вопросами патологии речи студентов почти не знакомят. Совершенно очевидно, что исключительное значение должны приобретать и меры профилактики речевых расстройств раннего детства. Эти меры профилактики должен в первую очередь проводить педиатр. Не менее важное значение приобретает и правильное распознавание различных форм косноязычия и установление дифференциальной диагностики у детей с запоздалым развитием речи. P.M. Боскис справедливо указывает, что правильное понимание связей между слухом и речью способствует как постановке правильного диагноза речевого нарушения, так и решению вопроса о педагогических и лечебных мероприятиях. В заключение необходимо сказать, что ранняя терапия речевых расстройств, несомненно, сократит количество страдающих нарушением речи в школьном и взрослом возрастах. И мы надеемся, что включение курса патологии речи в наших медицинских институтах поможет углубить совместную работу логопеда и врачей. Опыт наших ведущих учреждений, клиник и институтов, где логопеды работают совместно с врачами психиатрами, невропатологами и отоларингологами, послужит прекрасной школой для развития этой необходимой совместной работы. Вопросы патологии речи /Под ред. Э.А. Бабаяна, М.С. Лебединского и др. — Харьков, МЗ СССР — МЗ УССР, 1959. С. 38-42 Date: 2015-12-13; view: 366; Нарушение авторских прав |