Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логопедия. Ринолалия. — М.: В.Секачев, 2011Стр 1 из 43Следующая ⇒
А.С. Балакирева В учебном пособии рассматриваются такие вопросы, как этиология и патогенез врожденных расщелин верхней губы и неба, структура дефекта при небной патологии, также освещен исторический аспект изучения данной проблемы, представлена современная точка зрения на сроки и этапы проведения операций, доказана эффективность ранней пластики неба, описаны возможные речевые нарушения, предложена методика обследования и критерии оценки речевого развития выделенного контингента детей и логопедические технологии, адекватные современным методикам хирургического лечения детей раннего возраста. Также в книге собраны данные об этиологии и проявлении ринофонии, предложена методика ее диагностики и коррекции. Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, может быть использовано в практической деятельности логопедов и других специалистов, занимающихся проблемой реабилитации детей врожденными пороками развития челюстно-лицевой области. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................... 6 Глава 1 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В НОРМЕ 8 1.1. Строение и функция небно-глоточного затвора............................................................ 8 1.2. Звукопроизношение и баланс резонирования голоса............................................... 10 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 25 Глава 2 ВРОЖДЕННЫЕ РАСЩЕЛИНЫ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И/ИЛИ НЕБА....................... 27 2.1. Этиология расщелин губы и/или неба........................................................................... 27 2.2. Классификации расщелин губы и/или неба................................................................. 29 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 32 Глава 3 СТРУКТУРА ДЕФЕКТА ПРИ ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНЕ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И /ИЛИ НЕБА........................................................................................................................................................... 33 3.1. Нарушение питания........................................................................................................... 33 3.2. Нарушение дыхания.......................................................................................................... 34 3.3. Нарушение слуха............................................................................................................... 35 3.4. Нарушение взаимодействия органов артикуляционного аппарата........................ 36 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 37 3.5. Ринолалия............................................................................................................................. 37 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 47 Глава 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕБНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ............................................................................................................. 48 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 55 Глава 5 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ РАЗВИТИЯ ЛИЦА И ЧЕЛЮСТЕЙ................................................................... 57 5.1. Сроки и этапы проведения операции............................................................................. 57 5.2. Эффективность ранней пластики неба........................................................................... 61 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 63 Глава 6 ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ПЛАСТИКИ ГУБЫ И НЕБА 64 6.1. Организация логопедического обследования ребенка с челюстно-лицевой патологией 64 6.2. Критерии оценки речи ребенка после пластики расщелины губы и неба............. 67 6.3. Диагностика состояния произносительной стороны речи........................................ 68 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 79 6.4. Выявление небно-глоточной недостаточности у детей после операции.............. 80 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 83 6.5. Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей после пластики неба 84 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 88 Глава 7 ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ 89 7.1. Дети с задержкой формирования артикуляторной базы........................................... 89 7.2. Дети с ринолалией............................................................................................................. 93 Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 102 Глава 8 ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА................................... 103 8.1. Сроки начала обучения.................................................................................................. 103 8.2. Специфика логопедической работы с детьми после пластики неба.................... 104 Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 111 8.3. Логотерапия при ринолалии.......................................................................................... 111 8.4. Программа предупреждения развития ринолалии у детей раннего возраста... 135 Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 138 Глава 9 РИНОФОНИЯ................................................................................................................ 139 9.1. Этиология и патогенез ринофонии............................................................................... 139 9.2. Диагностика ринофонии................................................................................................. 141 9.3. Дети после пластики неба с ринофонией................................................................... 142 9.4. Логотерапия при ринофонии......................................................................................... 143 Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 145 Приложение №1 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.............................................................................. 146 Задания к главе №1................................................................................................................. 146 Задания к главе №2................................................................................................................. 147 Задания к главе №3................................................................................................................. 149 Задания к главе №4................................................................................................................. 152 Задания к главе №5................................................................................................................. 153 Задания к главе №6................................................................................................................. 155 Задания к главе №7................................................................................................................. 156 Задания к главе №8................................................................................................................. 158 Задания к главе №9................................................................................................................. 161 Приложение 2.............................................................................................................................. 164 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА................................................................................................ 164 Материал для дыхательной гимнастики............................................................................. 167 Материал для автоматизации поставленных звуков....................................................... 171 Материал для вызывания звукоподражания..................................................................... 189 Приложение 3 КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ.......................... 194
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие «Логопедия. Ринолалия» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», но может быть полезным логопедам, работающим в системе здравоохранения и образования, и всем специалистам, занимающимся реабилитацией детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области. В России ежегодно рождается от 3,5 до 5 тысяч детей с врожденными расщелинами губы и/или неба. За последние 20 лет координально изменилась тактика лечения таких пациентов. Появилась тенденция к сверхраннему проведению операций. В связи с чем в логопедии выделился новый контингент — дети после ранней пластики верхней губы и неба. В отечественной литературе крайне мало данных по вопросу речевого развития выделенной группы детей, поэтому представленный в данном пособии материал очень актуален. В данном курсе рассматриваются такие вопросы, как этиология и патогенез врожденных расщелин, структура дефекта при небной патологии, освещен исторический аспект изучения данной проблемы, представлена современная точка зрения на сроки и этапы проведения операций, доказана эффективность ранней пластики неба, описаны возможные речевые нарушения, предложена методика обследования и коррекционной работы с детьми раннего возраста после пластики неба. Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Основы логопедии», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Оториноларингология в норме и патологии» и других. Целью изучения курса «Логопедия. Ринолалия» является усвоение основных понятий, закономерностей и особенностей речевого развития детей после пластики неба, а также умение правильно диагностировать и корригировать возможные нарушения речи выделенного контингента. Содержание пособия представлено 9 главами. В первой из них рассматриваются условия нормального формирования произносительной стороны речи. Во второй этиология и патогенез расщелин, их классификации. В третьей главе подробно описана структура дефекта при расщелине неба: нарушение функций питания, дыхания, слуха, органов артикуляции, речи. Четвертая глава посвящена историческому аспекту изучения сформулированной проблемы, что дает возможность сравнительного анализа с данными пятой главы, в которой показаны современные возможности реабилитации детей с челюстно-лицевой патологией. В шестой главе предложена организация и проведение логопедического обследования детей после ранней пластики неба, выделены критерии оценки речевого развития, а также дифференциальная диагностика ринолалии с другими нарушениями речи. Седьмая глава включает описание возможных проявлений речевой патологии детей в послеоперационном периоде. В главе восемь представлены логопедические технологии, адекватные современным методикам хирургического лечения детей с врожденными расщелинами губы и неба. Описана специфика логотерапии, сроки начала обучения, программа предупреждения ринолалии у детей, прооперированных в сверхранние сроки. Отдельно, в девятой главе собраны данные об этиологии и проявлении ринофонии, предложена методика ее диагностики и коррекции. Учебное пособие снабжено практическими приложениями и тестовыми заданиями, облегчающими процесс усвоения материала. В конце издания имеется список литературы, рекомендуемый для дополнительного изучения проблемы. Мы надеемся, что данное пособие будет интересно всем, кто не равнодушен к детям с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области, что после его изучения в Вашей практике появятся такие ученики, что Вы вместе с ними сумеете пройти нелегкий путь к правильной и красивой речи, подарив самое главное — возможность общаться, быть понятым, а значит принятым в окружающий мир. Date: 2015-12-13; view: 1136; Нарушение авторских прав |