Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Байгельдина Динара Шамилевна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова»

 

Кафедра «Истории искусства и гуманитарных наук»

 

 

Творческий проект

По Социологии

ТЕМА: МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В РОССИИ

Выполнила студентка группы

«Искусство графики»

Факультета МД и ДПИ

Курс

Байгельдина Динара Шамилевна

 

Москва 2015

 

 

План

1. Вступление

2. Культура и субкультура

3. Специфика субкультур в России

4. Неформальные молодежные объединения

5. Современные молодежные субкультуры

6. Заключение

7. Список литературы


Вступление

Я выбрала тему о субкультурах для своего проекта не случайно. Сама я еще совсем недавно вышла из подросткового возраста, к которому относится большинство представителей субкультур. Оговорюсь сразу, сама я никогда не вступала ни в одну из них, однако среди моих друзей и знакомых встречалось множество неформалов: моя лучшая подруга была готом, в школе вокруг постоянно были «эмо-киды», в кругу фанатов фентези довольно часто встречались ролевики и толкиенисты, элементы культуры хиппи стали частью жизни вполне «формальной» молодежи, так называемых «цивилов». Меня всегда интересовал эти миры и причины, по которым люди в них вступают. Эта проблема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: возрастные и психологические особенности, социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и многие другие.

Культура и субкультура

Для начала предлагаю разобраться в таком понятии как культура и ее аспектах.

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой. Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры — хиппи 60-х годов или “система” в России 80-х годов

Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

"Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работу.

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Это происходило из-за того, что такие феномены воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен — "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами. Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.

В этом проекте я предприняла попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур. Особое внимание уделено причинам появления и родовым особенностям молодёжных организаций, их роли в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества.

Специфика субкультур в России

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде? Три фактора здесь играют основную роль:

1) социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур;

2) особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии. Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части молодежи.

3) утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

Итак, общая причина образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, а в социологическом аспекте — кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные жизнью — пенсионеры — не спешат на "тусовки" — там чисто молодёжная гегемония. А дело в том, что «люди, кому за 50» уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о “новом поколении”; за это «место под солнцем» и разворачивается настоящая битва молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать её такой, какой она хочет быть


 

По мнению Кофарина Н. В., субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

• от уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;

• от возраста. Пик активности — 16—17 лет, к 21—22 годам она заметно падает;

• от места жительства. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Особенность российских молодежных субкультур, как отмечает Сергеев С. А., состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

Российская Федерация как государство с большим территориальным пространством и многонациональным составом населения характеризуется существенными региональными и национальными отличиями, предопределяющими региональную специфику российской молодежной субкультуры.

Таким образом, молодёжную субкультуру России необходимо рассматривать как результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для реализации своего творческого потенциала или выражения протеста против существующего социального порядка формирует особые социальные — формальные или неформальные - структуры. Несмотря на различие в происхождении, молодежь различных социальных групп стоит перед одной и той же проблемой перехода из одной возрастной группы в другую. Молодежь как переходная фаза обладает общими чертами, которые проявляются в различной форме, зависящей уже от социального происхождения, унаследованной культуры родителей или иных значимых для них людей.

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

Определяющей характеристикой молодёжной субкультуры в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчужде-ния от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Неформальные молодежные объединения

Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, стяжательство, вещизм, растерянность перед жизнью — основные причины ухода молодых, образованных людей в религию. Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в «неформалы».

Неформальные объединения - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики... Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией.

Выделяют следующие основные признаки неформалов:

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Выражаясь кратко, "Неформалы" - это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

Не признанные или не признающие? Такой вопрос нередко встает, когда заходит речь о весьма специфическом типе неформальных объединений — о неофициальных самодеятельных объединениях, или, как иногда говорят, “неофициалах”. К таким объединениям мы относим стихийно образующиеся компании (главным образом подростков и молодых людей) на основе общественного интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражания выбранному типу поведения (“фанаты”, “хиппи”, “панки”, “рокеры”, “металлисты” и т.д.). В качестве причин “ухода в андеграунд”, молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется.

Однако неформалы существуют. Делятся они на три вида:

1) Асоциальные - стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки, мажоры, рокеры, хиппи, системы…

2) Антисоциальные - ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота. Пример: банды...

3) Просоциальные - это социально-положительные неформальные клубы и объединения, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы…).

Проблема молодёжи, и в частности, молодёжной контркультуры сегодня носит глобальный характер и порождена в первую очередь кризисом всех существующих моделей социализации.

Современные молодежные субкультуры

Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных — наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

Никто не удивится тому, что современные молодежные субкультуры берут свое начало не в России, а в Америке. Нынешняя молодежь является альтернативной, то есть альтернатива обычаям и традициям быть как все. Сейчас очень много стилей и направлений, и даже не знаешь каким будет следующее.

Рассмотрим самые распространенные современные молодежные субкультуры.

Панки. Эта яркая и дивная молодежная субкультура, представители которой ходят с индейскими ирокезами на головах, к сожалению, медленно, но уверено исчезают с улиц. А ведь в восьмидесятых, они являлись грозной силой, которой своих внуков страшили бабушки. Истинные панки не могут работать. Они просто не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество. Мелкое воровство и попрошайничество – вот источники их дохода. А про посвящения в панки можно написать целую книгу. Например, могут сказать просидеть пару дней в помойке, вбить гвоздь себе в пятку. За каждое задание дается булавка, всего их 5, получив последнюю ты становишься равноправным панком.

Готы - это мрачные молодые люди в черных одеждах, фанаты Мэрилина Мэнсона и ему подобных. Их появление совпало с выходом на экраны в семьдесят девятом году фильма "Голод". Готы - это современное течение, которое свойственно многим странам. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком. Готам свойственные довольно конкретные вкусу во всем, что касается музыки и внешнего вида, однако не все те, кто разделяет их взгляды, могут считаться стопроцентными готами.

Эмо всем давно известная субкультура. Они слушают поп-альтернативу с плаксивыми нотами. Лет восемь-десять назад у нас была волна "эмарей", на каждом угла стояли мальчики и девочки с длиннющими черными челками и в черно-розовой одежде, все облепленныезначками, бантиками. Иногда даже плачущие. Сейчас их стало значительно меньше.

Футбольные болельщики. Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в том, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Многие фанаты футбольных команд не знают истории спортивных коллективов, им достаточно актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Люберы практиковали «ремонт» — совместное действие по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследование тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»). «Успешные» рейды укрепляли солидарность криминальной молодежной группы на ценностях насилия. В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.

Хиппи. Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности. Движение хиппи развивалось «волнами«: первая волна относится к концу 60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна«хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны«достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию (мы назвали бы их рефлексирующими или рефлексивными)

Скинхеды - получили свое название по своему внешнему виду: а именно шарообразным или бритым головам. По своим политическим воззрениям скинхеды колеблются от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между ними. Бывают скинхеды и аполитичными. Среди окружающих их легко распознать по своеобразным отличительным знакам - высокие черные ботинки с белой шнуровкой, наголо выбритый череп, черная кожаная куртка. При разбойных нападениях используют "спецназовские" черные маски. Это неформальное движение, по статусу граничащее с преступной группировкой.

Байкеры - от английского bike - мотоцикл. Байкерство пришло в Россию в 80-х годах из США, где оно появилось после Второй мировой войны. Первыми байкерами в США были боевые летчики, которые после войны оказались не у дел, и как бы "выпали из гнезда". В современной трактовке это - "ночные всадники", молодые люди, которых объединяет любовь к технике и антиобщественное поведение. Они собираются в большие группы и по ночам с бешеной скоростью и жутким грохотом носятся по полосам встречного движения

И это лишь немногие из существующих сегодня субкультур.


Заключение

Подводя итоги, нельзя не выделить еще раз положительные и отрицательные стороны приобщения подростков к субкультурам. В качестве плюсов можно отметить то, что подросток находит некую нишу, в которой существование кажется комфортным, он чувствует себя в безопастости, находит сподвижников и расширяет круг общения. В такой среде легче найти возможность для развития талантов. Среди отрицательных сторон нельзя не отметить общую маргализацию человека. Привыкнув быть «особенным» и «нарушать правило», подросток может не почувствовать разницы между отрицанием школьной формы и нарушением закона, что может привести к плачевным последствиям. Причиляя себя к некоторой группе, человек может автоматически стать «врагом» для других групп. Часты случаи когда, например, скинхеды избивают реперов и хиппи. Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны.

С одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому, же обществу. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение..

Главное, чтобы в погоне за желанием соответствовать некоторым социальным группам и не соответствовать другим, человек не терял собственного я. Каждый должен представлять из себя что-то, помимо наряженной в «правильную» одежду куклы, иметь собственный взгляд на мир и общество. Опыт приобщения к субкультурам и молодежным организациям весьма полезен для процесса социализации, однако его нельзя считать обязательным условием.


Список литературы

 

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. - М.:Высшая школа, 1999;

2. Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодёжь: проблемы неформальных молодёжных объединений.– М.: Профиздат, 1990;

3. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004;

4. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М.:, 2004;

5. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002;

6. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против"- Л.:1990;

7. Википедия свободная энциклопедия /https://ru.wikipedia.org/

 


<== предыдущая | следующая ==>
Conclusion | Логопедия. Ринолалия. — М.: В.Секачев, 2011

Date: 2015-12-13; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию