Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности письменной речи и ее развитие





Речь устная и речь письменная — это две формы речевой функции. И та и другая—основное средство общения в человеческом обществе. Пользование устной речью возможно только при непосредственном общении между людьми, тогда как пользование письменной речью возможно и в том случае, когда люди разделены любым расстоянием (С развитием телефонной сети и радиовещания это различие начинает стираться.), любым промежутком времени.

При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется графическим. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: в совместную аналитико-синтетическую деятельность слухо-речевого и речедвигательного анализаторов постепенно вплетается деятельность речезрительного анализатора. Деятельность последнего выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от воспринимаемого текста при посредстве особо организованных для этого движений глаз. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки.

Существенно изменяется характер восприятия речи: звуковая форма устной речи ведет к последовательному восприятию услышанного, тогда как графическая форма письменной речи требует восприятия зрительных комплексов.

Одним из отличий письменной речи от устной являются дополнительные средства выражения значений языка. Понимание устной речи облегчается выразительностью речи, мимикой и жестикуляцией говорящего, а также общей ситуацией, в которой реализуется речь. В процессе письменной речи все это заменяется делением речи на слова, употреблением знаков препинания, красной строки, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами и, конечно, связью со всем текстом.

Устная речь формируется первой, а письменная—надстройка над уже созревшей устной речью — использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка.

Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих. Ни один ребенок не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь, его артикуляция еще долго остается неосознанной.

Овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать.

В процессе своего развития (обучения) структура как письма, так и чтения значительно изменяется, причем оба процесса тесно связаны. У человека, только начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы: звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение нужного порядка их; пишущий опирается при этом на проговаривание того, что пишет.

Человек, имеющий достаточно автоматизированный навык письма, пользуется уже закрепившимися навыками написания не только отдельных букв, но и слогов, звуковых комплексов и даже целых слов (например, написание своей фамилии). Овладение навыком письма можно считать завершенным, когда он не мешает процессу изложения мыслей.

Первоначальный акт чтения обнаруживает много общего с тем, что было сказано о письме, но имеет и свои отличия. Звуковой анализ и синтез лежат в основе как чтения, так и письма, но для письма наибольшее значение имеет анализ, а для чтения — синтез. Лишь процесс малоопытного чтеца имеет ясно выраженное аналитико-синтетическое строение. Опытный чтец схватывает общий контур слова с характерными опорными буквами, чаще всего входящими в состав корня слова, и на основании этого узнает целое слово. В этом процессе ему существенно помогает установка на читаемый контекст.

Овладение навыком чтения можно считать завершенным, когда он не мешает полноценному пониманию читаемого.

В педагогике установлены определенные нормы в отношении как чтения,так и письма.

Полноценное чтение - должно быть достаточно быстрым (по Клапареду, нормальная скорость чтения равняется 120 слогам в минуту), но одновременно точным, с пониманием читаемого. Чтение вслух, кроме того, должно быть выразительным и орфоэпически правильным.

Полноценное письмо должно быть быстрым, но одновременно точным, грамотным и разборчивым. Недостатки письма: замедленность, неточность (пропуски, искажения), безграмотность (нарушение правил орфографии данного языка), неразборчивость (неправильность или нечеткость написания букв).

При оценке письма и чтения школьника учитывается этап обучения: для учеников II и V классов предлагаемый для чтения и письма материал должен быть различен по общему смысловому содержанию и по трудности содержащихся в нем орфограмм. Оценка допущенных ошибок должна соответствовать уровню обучения.

Для того чтобы понять многочисленные затруднения детей, страдающих нарушениями письменной речи, необходимо знать, что для русского языка свойственны три принципа правописания: фонетический принцип, традиционное написание, семантическая орфография.

Фонетический принцип основан на том, что обе формы обучения (устную и письменную) объединяет соответствие между звуками речи и буквами.

Например, всегда графически однозначно передаются ударные гласные звуки и некоторые согласные (ж, ц, ч, щ, ш). В отношении фонетически обусловленных орфограмм особое значение в письме приобретает звуковой анализ, а возможность пользования звуковым анализом связана с правильным произношением звуков и их различием.

Овладение и пользование фонетическим написанием осложняется наличием дополнительных звуковых значений для большинства согласных: двояким обозначением мягкости согласных — через употребление мягкого знака после согласных и йотированных гласных (конь, уголь и Коля, Ваня) и оглушением звонких согласных перед глухими согласными и в конце слова (дуб, гриб, голубка, шубка).

Традиционное написание ряда слов обусловлено только исторически и не может быть обосновано той или иной проверкой его. К этим случаям относится написание сочетаний жи — ши, ча—ща, неударяемых гласных в таких словах, как собака, корова, непроизносимых согласных в словах сердце, солнце, праздник и т. д.

Традиционное написание требует запоминания зрительного образа слова и «противопоставления его привычному слуходвигательному навыку. Этот принцип формулируется следующим образом: «Произносится слово так, а пишется иначе» (в письме), или: «Написано слово так, а читается (произносится) иначе (в чтении); запомни эти слова».

В реализации этого принципа приобретают особое значение зрительная память и двигательный навык написания слова, противоречащие навыку фонетического письма.

Семантическая орфография (или морфологическое и смысловое написание слов) —принцип единообразного написания тождественных морфологических частей слова (приставок, корня, суффиксов, флексий), хотя в произношении их имеется несоответствие звуков. Сюда относятся правила написания безударных гласных, проверяемых однокоренными словами с ударением на этих гласных (вода—воды), написание сомнительных согласных в конце слога, раздельное написание предлогов, заглавная буква в именах, написание падежных окончаний и многие другие.

Этот принцип требует знания соответствующих правил и умения применять их. Эти случаи не только противопоставлены привычным слуховым и произносительным образам слов с их написанием, но и требуют анализа их и сопоставления с родственными им грамматическими и смысловыми формами, т. е. достаточного развития контекстной и внутренней речи у школьника, а также достаточно развитого словаря и грамматического строя и навыков словоизменения и словообразования.

Хотя звуковой анализ нужен и здесь (различение звонких и глухих согласных, ударяемых и неударяемых слогов и т. п.), особое значение приобретает морфологический анализ. Кроме того, регулирование записи слов с помощью правил может быть достигнуто только в результате длительного обучения.

Когда ребенок в возрасте 3—6 лет сам научается читать и писать, обнаруживается, что самостоятельное овладение грамотой происходит только на основе соответствия слуходвигательных и зрительных образов слов и требует в дальнейшем для своего совершенствования специального обучения. Недаром учителей затрудняют первоклассники-самоучки с закрепившимися навыками только фонетического письма и побуквенного чтения, дополняемого чтением по догадке.

Все сказанное подтверждает значение специально организованного начального обучения письменной речи и громадное значение правильных методов обучения в дальнейшем.

Вопросам начального обучения грамоте посвящено много работ за последние годы. Начальное обучение грамоте делят на три периода: добукварный, букварный и послебукварный. Трудности обучения грамоте могут начинаться уже в добукварном периоде.

Date: 2015-12-13; view: 471; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию