Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативно-правовая база организации логопедической помощи населению
Из Положения о логопеде, мы узнаем определение профессии-логопед. Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.). Первым звеном логопедической помощи служат логопункты в детских поликлиниках. Основными задачами поликлинического логопеда являются: · первичный прием населения; · консультативная помощь родственникам детей с речевыми нарушениями; · проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми; · диспансеризация детского населения; · участие в комплектовании специализированных детских садов, школ; · направление детей на лечение в специализированные стационары, санатории, ЦВЛ. Логопедические кабинеты организуются из расчета не менее одного на 100 тыс. взрослого населения и не менее одного на 10 тыс. детского населения. В кабинете для взрослого населения устанавливаются должности: логопеда — 1; медицинского психолога — 1; специалиста по социальной работе — 1; медицинской сестры — 1. 3.3. В кабинете для детского населения устанавливаются должности: логопеда — 1; медицинского психолога — 1;медицинской сестры — 1. Логопед административно подчиняется главному врачу поликлиники. Основные направления работы логопеда в условиях детской поликлиники: — педагогическая работа по исправлению дефектов речи, проводимая на систематических и консультативных занятиях; — диспансеризация детей как организованных, так и неорганизованных; — участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования; — оформление на каждого ребенка логопедической характеристики; — проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных логопедических пособий. Логопедический кабинет по размерам и оснащению должен позволять проводить первичный прием населения, а также индивидуальные и групповые (для 3—4 детей одновременно) занятия в присутствии родителей. В положении о логопеде системы здравоохранения, разработанном ОМО (организационно-методический отдел) по логопедии, содержится перечень необходимого оборудования логопедического кабинета: стол письменный; стол детский; шкаф для одежды; шкаф для пособий (книжный); стулья обычные (5 шт.); стулья детские (5 шт.); зеркало настенное; набор картинного материала для обследования всех компонентов речи ребенка; набор картинного материала для исправления дефектов речи, автоматизации и введения в речь приобретенных навыков; металлические логопедические зонды; деревянные шпатели; цветные карандаши, фломастеры; раздаточный материал для родителей, отксерокопированный в достаточном количестве для закрепления в домашних условиях пройденного материала; стерильные салфетки, вата, спирт для дезинфекции используемого инструментария; ручные зеркала (5 шт.); набор настольных дидактических игр; набор игрушек для обследования и занятий. Администрация поликлиники оплачивает стоимость пособий при предъявлении логопедом товарного чека и зачисляет оплаченные пособия на баланс поликлиники. Расписание работы логопеда утверждается главным врачом поликлиники из расчета 18 рабочих часов в неделю при пятидневной рабочей неделе на одну ставку. На первичный прием выделяется 4 ч в неделю, на систематические и консультативные занятия с детьми 10 ч, на профосмотры 4 ч. Сроки проведения диспансеризации устанавливаются по согласованию с администрацией поликлиники. По завершении диспансеризации в детских садах освободившиеся 4 ч по согласованию с администрацией отводятся для первичного приема, профприема в поликлинике или занятия с детьми.
Организация первичного приема. Первичный прием проводится в строго установленные часы, удобные для населения, по предварительной записи. Возможен как утренний, так и вечерний прием (в определенный рабочий день или один час каждого рабочего дня). При работе логопеда на 0,5 ставки все занятия и первичный прием проводятся во второй половине дня, при этом на первичный прием выделяется 2—3 ч. Первичный прием логопеда направлен на обследование речи детей и решение вопроса о времени и форме логопедической помощи. На первичный прием к логопеду дети направляются педиатрами, психиатрами, отоларингологами, а также воспитателями детских садов и учителями школ. Логопед во время приема обязан: выяснить цель прихода к логопеду (жалобы на речь, осмотр по диспансеризации, обследование для устройства в детское дошкольное учреждение и др.); собрать краткие анамнестические сведения о раннем развитии ребенка; провести обследование речи ребенка; сделать запись в амбулаторной карте; при необходимости дать нужную консультацию; определить вид логопедической помощи, если ребенок в ней нуждается. Первичный прием логопед проводит основываясь на основных принципах логопедии: системности, комплексности, развития, онтогенетическом принципе. Исследование понимания речи включает в себя: понимание контекстной речи; понимание простейших вопросов и вопросов косвенных падежей; понимание предлогов; понимание логико-грамматических конструкций и инвертированных словосочетаний. В отдельных случаях обследуется понимание грамматических категориальных изменений. Исследование словарного запаса проводится в форме опроса по картинкам, скомпонованным в логико-тематические группы. Целесообразно предъявлять как редко встречающиеся, так и частотные слова. Проверяется знаний слов обобщений, устанавливается объем частей речи в словаре ребенка. Исследование слоговой структуры ведется по альбомам, содержащим картинки, названия которых отражают различную слоговую сложность. Фиксируются персеверации, элизии, перестановки, добавления слогообразующих гласных, антиципации, добавление слогов. Исследование грамматической системы включает в себя: употребление предлогов, изменение слов по падежам, различные виды словообразования, согласование различных частей речи. Исследования связной речи: ребенку предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок, а также осуществить пересказ текста, рассказанного логопедом. Состояние звукопроизношения: Звукопроизношение проверяется при проведении всех вышеперечисленных тестов. Можно также проверить произнесение ребенком того или иного звука, используя картинки или в сопряженно-отраженной форме. Строение артикуляционного аппарата: фиксируются лишь отклонения от нормы. Особенности речевого поведения ребенка: речевой контакт, особенности вступления в речь, выделение наиболее трудной речевой ситуации, желание исправить дефект; а также отмечаются черты общего поведения (контактность, активность, возбудимость). При наличии заикания описываются следующие параметры: степень выраженности; место возникновения речевой судороги; особенности дыхания; тип судорог; наличие речевых уловок. При наличии ринолалии фиксируются следующие параметры: наличие рубцов после урано, хейлопластики, степень смыкания мягкого неба, степень подвижность органов артикуляционного аппарата. При наличии дисграфии, дислексии: исследуются рабочие тетради ребенка, проверяется написанный небольшой диктант.
Организация диспенсеризации. Логопед входит в число специалистов, принимающих согласно приказам Департамента участие в целевой диспансеризации детского населения. Это означает, что каждый ребенок, проживающий на территории, подведомственной данной поликлиники, должен быть неоднократно обследован логопедом. Такие осмотры проходят дети в возрасте 4 и 5 лет поголовно и школьники выборочно, по направлению школьных учителей. В 6 лет дети обследуются при оформлении специальной медицинской формы для поступления в школу. Для полной диспансеризации детского населения логопед поликлиники обходит детские сады своего микрорайона, обследуя речь всех детей в средних, старших и подготовительных к школе группах, а также выборочно, по представлению воспитателей младших групп. Информацию об обследовании речи детей логопед должен внести в медкарты и журнал диспансеризации. Запись в журнале должна быть заверена подписью представителя детского сада (медсестры или заведующего). О выявленных дефектах речи логопед обязан ознакомить воспитателей и поставить в известность родителей. Каждый ребенок приглашается в поликлинику для более подробного обследования и получения логопедической помощи. С этой целью логопед вывешивает на информационный стенд для родителей списки детей с нарушенной речью. При проведении целевой диспансеризации детского населения логопед поликлиники должен посетить все детские сады своего микрорайона. В конце каждого месяца он должен представить администрации поликлиники план выходов для профосмотров в детские сады в следующем месяце с точным указанием номера детского сада, даты и времени его посещения. Диспансеризация детей, не посещающих детские учреждения, проводится логопедом в поликлинике в часы первичного приема, по направлению педиатра.
Организация занятий с детьми. Логопед обязан оказать помощь каждому ребенку, нуждающемуся в ней, независимо от тяжести дефекта, в возрасте от рождения до перевода во взрослую поликлинику. Недопустимы случаи отказа в помощи при первичном обращении. Вид помощи, учреждение, оптимально подходящее в каждом конкретном случае, определяются логопедом. Ребенок с выявленной речевой патологией может быть зачислен на занятия в поликлинике, которые проводятся систематически (от 1 до 3 раз в неделю) или консультативно. Частота консультативных занятий определяется логопедом. На систематические занятия зачисляются дети с различными видами речевой патологии (дислалия, дизартрия, задержка речевого развития, ринолалия, заикание, дислексия, дисграфия).
На консультативную форму занятий зачисляются, как правило, дети в возрасте до 3 лет или дети, направляемые логопедом на комиссию в логопедические детские сады, если до поступления туда остается более 3—4 мес. На консультативном занятии логопед объясняет родителям состояние речи ребенка в данный момент, ставит ближайшую задачу и показывает приемы ее выполнения. При необходимости выдается раздаточный материал (памятки, описания логопедических приемов, упражнений, текстовой материал для заучивания и т.д.). В процессе занятий ребенок может переводиться с одной формы занятия на другую. Наличие очереди на занятия к логопеду в поликлинике должно быть исключено. Для оказания логопедической помощи ребенок может быть направлен в соответствующее детское учреждение на медико-педагогическую комиссию по комплектованию специализированных детских садов и логопедических групп, на консультацию в другие лечебно-профилактические учреждения. Для более детальной диагностики нарушения и поиска оптимального вида помощи следует использовать консультативную помощь других специалистов поликлиники (отоларинголога, невролога, психиатра, психолога). Не рекомендуется зачислять на занятия к логопеду в поликлинике детей со сниженным слухом, значительными недостатками зрения и недоразвитием познавательной деятельности. Вся работа в поликлинике проводится в присутствии родителей. Задача логопеда — не только обучить ребенка тем или иным речевым навыкам, но и привлечь родителей к этому процессу, заинтересовать их состоянием ребенка, заставить более внимательно присмотреться к его особенностям, сделать из них хороших помощников в своей работе. Особенно ценно, когда те или иные приемы логопедической работы проводятся родителями (например, приемы постановки звуков).
Ведение документации. Логопед обязан вести отчетно-учетную документацию по установленным образцам. Все журналы должны заполняться аккуратно, разборчивым почерком, каждая запись должна быть пронумерована и содержать необходимую информацию. Недопустимы сокращения, мешающие пониманию записи. 1. Амбулаторная карта больного На каждого ребенка в поликлинике заводится амбулаторная карта установленного образца. Явившись на первичный прием к логопеду, родитель должен иметь при себе эту карту. Логопед, проведя обследование речи ребенка, ставит свой штамп и делает запись, содержащую: дату приема; краткие анамнестические сведения о раннем развитии речи ребенка; краткое описание понимания обращенной речи; краткое описание собственной речи; речевой диагноз (записывается полностью, без сокращений); рекомендации по занятиям.
Если ребенок зачислен на систематические занятия в поликлинике, делается соответствующая отметка в амбулаторной карте на первом занятии и периодически в процессе работы, а также по окончании работы с указанием эффективности. 2. Журнал первичного приема Журнал ведется в течение календарного года и по окончании сохраняется в течение 3 лет. Он служит основанием для составления годового отчета, представляемого в администрацию поликлиники и организационно-методический отдел. Журнал включает: порядковый номер; фамилию и имя пациента; номер медицинского полиса; дату рождения; адрес; речевой диагноз; рекомендации. 3. Журнал диспансеризации в детских садах Журнал содержит следующие данные: номер детского сада; дата посещения; список осмотренных детей; адреса и телефоны детей с выявленной речевой патологией; предварительные речевые диагнозы; подпись представителя детского сада. 4. Индивидуальные речевые карты На каждого ребенка, принятого на систематические или консультативные занятия в поликлинике, логопед заводит индивидуальную карту свободного образца, которая должна содержать следующие записи: фамилия и имя ребенка; домашний адрес и телефон; подробное описание речи при первичном осмотре: понимание обращенной речи, состояние экспрессивной речи, состояние артикуляционного аппарата; речевой диагноз; план работы с ребенком; систематические текущие записи о проделанной работе и ее эффективности. Частота текущих записей зависит от уровня продвижения ребенка в занятиях. При консультативной форме работы на каждом занятии делается: заключительная запись о состоянии речи по окончании курса занятий; оценка эффективности работы и дальнейшие рекомендации. По окончании работы индивидуальную карту ребенка следует сохранять не менее 2 лет. 5. Журнал учета логопедических занятий В журнале, заполненном по свободной форме, содержатся: расписание занятий с указанием фамилии ребенка, дня недели и времени, в которые назначены занятия; дата проведения занятия и отметка о присутствии ребенка. 6. Ежегодный отчет о проделанной работе Отчет подается в администрацию поликлиники и организационно-методический отдел по детской логопедии. Экземпляр, подаваемый в оргметодотдел, должен быть подписан главным врачом поликлиники и логопедом.
Работа с родителями. Задача логопеда — информировать родителей о современных требованиях педагогов и психологов к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса. Для решения этих задач существуют различные методы: лекции и беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), размноженные раздаточные памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая. Логопеду поликлиники следует помещать на информационный стенд экспресс-тест, с помощью которого родители смогут самостоятельно определить: как развивается речь их ребенка, нужно ли им срочно обратиться к логопеду или же ребенок развивается благополучно и они пройдут диспансеризацию в свой срок. Это очень важно, так как часто родители неговорящих детей считают, что посещение логопеда не обязательно, ведь их ребенок еще ничего не говорит. Они спокойно ждут появления речи вплоть до 3-летнего возраста. Но впоследствии это приводит к тому, что речевая задержка становится непреодолимым препятствием в дальнейшем развитии речи и как следствие приводит к неуспеваемости в школе. Правда, надо заметить, что есть категория родителей, которые, наоборот, чрезмерно торопятся, предъявляя своим детям чрезмерные требования, что также негативно сказывается на развитии их речи. Экспресс-тест дает возможность адекватно посмотреть на развитие речи ребенка. Опросники построены по типу анкеты. Их заполняют родители или человек, воспитывающий ребенка. Заполняющему нужно внести основные данные о ребенке (фамилия, имя, дата рождения и пол), остальное он подчеркивает, выбирая варианты ответа. Некоторые пункты подразумевают краткие дополнения к тестовым вопросам. Это делает заполнение опросников простым, а время их заполнения непродолжительным. В конце опросника имеется раздел «Дополнительные заметки логопеда», предназначенный для записи диагноза или другой важной информации. Нормы работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации
Расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются: 1. Для взрослых: 1.1. При индивидуальной работе с больными, имеющими тяжелые расстройства (афазия, дизартрия, дислексия, дисграфия, логоневроз, дисфония и др.) — 1,5 посещения в час. При работе с больными на дому — 1 посещение в час. 1.2. При проведении групповых логопедических занятий с больными афазией, дизартрией, дислексией, дисграфией, дисфонией — 6—8 посещений в час; с больными, страдающими логоневрозом (заикание и др.), — 8—10 посещений в 1,5 ч. 2. Для детей: 2.1. При индивидуальной работе (включая обследование и консультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недоразвитие речи, афазия, дизартрия, дислексия, дисграфия, заикание, мутизм, ринолалия) — 1,5 посещения в час. 2.2. При индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) — 4 посещения в час. 2.3. При проведении групповых логопедических занятий с больными с тяжелыми нарушениями речи — 6—8 посещений в час, с легкими расстройствами речи — 8—10 посещений в час. Date: 2015-12-13; view: 4875; Нарушение авторских прав |