Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы занятий физическими упражнениями
На основе государственных стандартов высшего профессионального образования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий. Учебные занятия -- основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (учебная дисциплина "Физическая культура") на всех факультетах. Учебные занятия могут быть: теоретические, практические, контрольные; элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя. Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении на учебно-тренировочных занятиях. Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки. Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя как в учебное, так и во внеучебное время. Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса -- экзамен. Внеучебные занятия организуются в форме: физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки); занятий в секциях, организованных спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники). Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научной обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов внеделю), необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста. Урок физической культуры - основная форма физического воспитания учащихся. Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех образовательных учреждениях. Содержание предмета регламентируется государственно программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания учащихся. Характерные черты урока и общие требования к нему. Характерными чертами уроков, отличающими их от других форм физического воспитания, являются следующие: * Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением общеобразовательных задач * Руководящая роль учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся * Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки * Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность Уроку присущи все перечисленные черты, что создает благоприятные возможности для достижения цели обучения- подготовки всех учащихся к самостоятельной трудовой жизни, формирования у них потребности и умения регулярно заниматься физическими упражнениями для укрепления здоровья и поддержания высокого уровня физической подготовленности в течение всей жизни. Построение такого обучения обусловливает необходимость выполнения определенных требований к современному уроку физической культуры. * преподаватель обязан обеспечить высокий идейный уровень каждого урока путем обеспечения умелой связи изучаемого предмета с трудовой деятельностью учащихся в будущем; * каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими, создавая, таким образом, систему уроков; * современный урок отличает хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся. Преподаватель последовательно вооружает их умениями и навыками учебной работы, приемами самообразования и самоконтроля, добивается формирования культуры движений, воспитывая тем самым потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями; * показательным для современного эффективного урока является разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых преподавателем. Занятия нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону; * непременным условием эффективности является необходимость достижения оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока; * преподавателю следует обеспечить функционирование на каждом уроке гибкой информационной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая органически должна впитаться в каждую его часть и использоваться для оценки хода и итогов процесса обучения и развития физических качеств; * высокие требования предъявляются к условиям проведения уроков, как учебно-материальным, так и гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим; Все эти требования вытекают из общих и методических принципов физического воспитания и являются обязательными при проведении уроков. 20. Самоконтроль занимащихся физическими упражнениями и спортом (осн методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля). При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок важное значение имеет грамотный самоконтроль. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является частота сердечных сокращений (ЧСС). Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности. Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции. Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить. Еще более информативна ортостатическая проба. Необходимо сосчитать пульс, лежа в постели. Затем медленно встать и через 1 мин снова сосчитать пульс в вертикальном положении. Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10-12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18-22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т. п.). Неудовлетворительные результаты ортостатической пробы обычно наблюдаются у людей, страдающих от гиподинамии и полностью детренированных, а также у начинающих физкультурников. Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается. Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, П - пульс. У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице. Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра. Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки можно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носа-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить. Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега занимающийся можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же он начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону. Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете. Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки. Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая. Большую помощь занимающимся может оказать регулярное ведение дневника самоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой.
21. Работоспособность и влияние на нее различных факторов. Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характеpa — самочувствие, настроение, мотивация и др. В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение. Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизмa обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.
В динамике умственной работоспособности проявляется определенная ритмика. Наилучшие по работоспособности 3-й и 4-й часы после начала работы. Умственная работоспособность в это время повышается на 17% по сравнению с началом работы, а количество ошибок снижается на 28%. К 6-му часу работоспособность падает незначительно. Резкое снижение работоспособности отмечается к 8-му часу работы. При этом количественные показатели работоспособности снижаются на 9%, а качественные — на 39% по отношению к исходному уровню. В недельном цикле работоспособность повышается к среде и четвергу и более низкая — в понедельник, пятницу и субботу. Подобная динамика работоспособности сохраняется и в течение семестра. Наиболее высокая работоспособность отмечается в середине семестра. В это время количественные показатели работоспособности увеличиваются на 5,5%, а качественные — на 22% по сравнению с началом семестра и, соответственно, на 5 и 15% — по сравнению с концом периода обучения. Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. В головном мозге при утомлении наблюдается уменьшение концентрации аденазинтрифосфорной кислоты (АТФ), снижение активности окислительных ферментов и содержания основного энергетического субстрата — гликогена. Среди типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение мыслительных функций и процессов решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сочетается с отвращением к работе и сниженной работоспособностью, а иногда при этом возникают склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а также раздражительность и эмоциональная лабильность. ^ Ситуации, вызывающие нервно-психическое утомление, включают:
1. 2. 3. 4. 5. 6.
1. 2. 3. 4. 5.
Переутомление является результатом неполноценного и недостаточного отдыха в процессе трудового и учебного года, неправильной организации труда. Выделяют четыре стадии переутомления.
1. 2. 3. 4.
Физическая и умственная работоспособности являются обратным отражением состояния утомления — чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Основным итогом утомления всегда является снижение эффективности труда, его продуктивности. Все формы утомления проявляются в субъективном чувстве усталости, которое выражается в общей слабости, недомогании, чувстве тяжести в конечностях и т.д. Общая работоспособность человека определяется тремя группами факторов: физиологические — состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.; физические, воздействующие на организм через органы чувств, — степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические — самочувствие, настроение, мотивация и др. На работоспособность в определенный момент влияет не только каждый из них в отдельности, но и различные их сочетания. Таким образом, профессиональная работоспособность человека зависит от многих факторов. Проявляется она в особенностях и степени утомления, в психологическом ощущении усталости, в снижении продуктивности труда. Естественно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время или более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание, чем слабо подготовленный человек. Это положение подчеркивает роль заблаговременной физической подготовки к профессиональному труду. Молодой возраст наиболее благоприятен для физической и умственной деятельности. Возможности молодого организма позволяют ему перерабатывать и усваивать огромный учебный материал в годы обучения и творчески его реализовывать в более зрелом возрасте. В пожилом возрасте это уже требует больших временных затрат и интеллектуальных усилий, привлечения жизненного и профессионального опыта. В возрасте 18—20 лет у человека наблюдается высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. Приняв этот уровень за 100%, умственная работоспособность 30-летнего человека оценивается в 96%, 40-летнего — 87%, 50-летнего — 80% и 60-летнего — 75%. Исследования, проведенные среди инженерно-технических работников, показывают, что в возрасте 20—29 лет у них наблюдается наиболее высокие показатели таких психических процессов, как интенсивность и устойчивость внимания, кратковременная память и ее объем, анализ и синтез в мыслительных операциях, наименьшее количество ошибок при вычислительных операциях и др. Наивысший период творческой активности приходится на 30—35 лет, к 50 годам происходит спад до половины от максимума, а к 70 годам она сохраняется на уровне 5—10%. После 50 лет начинается ослабление функциональных возможностей организма, которое компенсируется за счет приобретенного социального и профессионального опыта. В профессиях, не связанных с выраженными неблагоприятными факторами среды, профессиональная работоспособность остается высокой до 60 лет, а иногда и старше. Однако, несмотря на изложенные примеры о более высокой работоспособности человека в молодые годы, необходимо помнить, что в каждой возрастной группе сама способность организма к противостоянию утомлению имеет очень много общих положений. ^ Физическое утомление возникает как при локальной, так и при общей физической нагрузке. Это связано с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушением функций передачи нервных импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой мышце. ^ Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено. При умственной работе может возникать и субъективное чувство. Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудаче в ней. И, наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактическом наступлении состояния утомления у человека. В этом случае показатели работоспособности, в частности, продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в сравнении с физическим, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия. После тяжелого физического труда утомление длится 3—4 дня, а после напряженного умственного даже 10—12 дней. Каникулы после зимней экзаменационной сессии — слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (увеличение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе. То же происходит во время профессиональной работы. При напряженном умственном труде в течение часа энергопотери определяются всего в 30—40 ккал, однако физиологические и биохимические изменения, наблюдавшиеся при утомлении от такого труда, ликвидируются значительно медленнее, чем после физической работы. Снижение работоспособности в одном виде умственного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэтому, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда успешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привести к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам. Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные, главным образом, малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, проявлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также к ослаблению дыхания. В нижних отделах легких, в полости живота и ногах застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов в организме влечет за собой малокровие, а в некоторых случаях и ожирение. Известно, что эмоциональные реакции приводят к повышению уровня холестерина в крови в связи с увеличением выделения ряда гормонов, например, у докладчиков перед докладом, у артистов перед выходом на сцену, у летчиков перед полетом, у студентов перед экзаменом и т. п. Если принять во внимание, что этому химическому веществу приписывают важную роль в развитии склеротических изменений кровеносных сосудов, то станет понятным особое значение и профилактики сердечно-сосудистых патологий различными средствами, в том числе и средствами физической культуры и спорта. Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний. Специальные исследования показали, что снижение работоспособности под влиянием экзаменов существенно ниже у студентов с комплексно упорядоченным образом жизни, соблюдающих режим дня и включающих в распорядок дня физическую активность. Однако интенсивность занятий в период экзаменов должна быть снижена до 60—70% от привычной и не следует в это время изучать технику новых упражнений. Высокая общая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальными биологическими ритмами человека. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, в процессе которых изменяется более 50 функций организма. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он выполняется. Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма таковы: наибольшая активность и работоспособность утром (8—12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12—16 ч), снова некоторый подъем вечером (16—22 ч) и резкое снижение ночью (22—8 ч). Чем точнее учебно-трудовая деятельность совпадает с жизненными ритмами человека, тем выше используются потенциальные возможности его организма. Наряду с так называемыми "жаворонками", которые встают рано, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 ч, немало людей вечернего типа — "сов", которые наиболее работоспособны после 18 ч, поздно отходят ко сну, встают заторможенными, нередко с головной болью. Исследованиями установлено, что ощущение повышенной работоспособности в вечерние часы у "сов" не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных лиц может достигать 8 ч, что неблагоприятно для человека. Не случайно именно среди "сов" наиболее часты существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы. "Совы" формируются в результате определенных условий жизни, труда и быта вопреки жизненным ритмам человека. Отсутствие должного режима во многих общежитиях вузов, двухсменная учеба в некоторых учебных заведениях, неравномерность самостоятельной работы над учебным материалом и некоторые другие причины способствуют формированию "сов". В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы.
Ошибочно поступают те, кто в поисках тишины, уединения откладывают выполнение работы на ночь. Ведь это самое непродуктивное время, когда снижены все функции организма и от него требуются нервные усилия гораздо большие, чем днем. И, кроме того, высокая продуктивность, достигнутая однажды, не оправдывает того ущерба, который наносится человеку нарушением нормального суточного ритма. После эпизодической работы ночью люди обычно недостаточно отдыхают днем, что приводит к перенапряжению нервной системы и к хроническому переутомлению. 22. Массовый спорт. Спорт высших достижений. Массовый спорт. Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха. Массовый спорт - это непрерывный социальный эксперимент, в ходе которого человечество познает свои возможности, накапливает и совершенствует человеческий капитал, расширяет свой потенциал. Массовый спорт, выполняя развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию. В современных условиях возрастает значение решения комплексной задачи подготовки профессиональных, востребованных и высоко оплачиваемых кадров массового спорта - преподавателей физического воспитания и физкультуры, инструкторов, тренеров, организаторов спортивных мероприятий и т.д. В то же время, развитие массового спорта в современном российском обществе чрезвычайно затруднено. Недостатки оборудования, качественного инвентаря, современного информационного оснащения спортивных залов, уровня санитарно-гигиенических условий, слабая программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм и низкая зарплата учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания серьезному отставанию от требуемого ныне уровня. Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи. В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического воспитания могут представлять студентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений. Спорт высших достижений.
большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории (Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол, в него играют тысячи, а любят его миллионы), а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх. Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой. Победы Российских спортсменов на международней арене,дают людям стимул больше заниматься спортом, отдавать своих детей в спортивные секции, и мечтать о том что их дети достигнут огромных успехов, либо просто укрепят своё здоровье. Современная наука о спорте достаточно подробно и серьёзно изучает проблему человека в большом спорте. Спорт является как бы испытательным стендом, на котором моделируются требования экспериментальных условий и ситуаций, а сам спортсмен сознательно идёт на применение максимальных физических и психических нагрузок для демонстрации предельных психофизичеких возможностей человека. Ради чего? Мотивация такого «самопожертвования» может быть многообразна - от самоутверждения, честолюбия и других высоких порывов до самой тривиальной, обыкновенной меркантильности. Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на степень формирования различных психических качеств, которые необходимы не только в спорте, но и в профессиональной деятельности. Но факт остаётся фактом, что, например, командные спортивные игры приучают человека соотносить свои действия с действиями коллег по команде, способствуют формированию таких прикладных черт, свойств личности, как коллективизм, коммуникабельность, сознательная дисциплина и т.д. Надёжность - одна из важнейших категорий в спорте. Она сложна именно потому, что в ней нет головокружительного взлёта с последующим весьма болезненным падением. Мужество всегда эстетично, если в спортивной борьбе возникает гармония силы, разума и чувства. Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких и др.) 23. Образование алкогольной и табачной запрограммированности сознания. Психологическая запрограммированность, по Шичко, — это «комплекс временных связей, отобразивших определённую социально-психологическую программу и принуждающий человека выполнять её», а питейная запрограммированность — «комплекс временных связей, искаженно отобразивших алкогольную проблему и принуждающий человека употреблять спиртные напитки». Позже Шичко с учётом того, что алкоголь в немедицинских целях — яд и не может быть «напитком», заменит термин «алкогольные напитки» на «алкогольные изделия». Для запрограммированности характерно периодическое вынужденное повторение действий. Материальным носителем психологической запрограммированности является комплекс временных связей. Система значимых временных связей образует субъективную программу, которая хранится в мозгу. Она обусловливает совершение действий, соответствующих её содержанию. Если человек однократно принял спиртное, это ещё не значит, что он был на это запрограммирован. И, наоборот, у многих школьников и даже детей в детском саду уже проявляется запрограммированность на употребление спиртного, которую они пока не могут реализовать (боязнь наказания, отсутствие денег на приобретение и т.д.).20;21 В 1981 году в своём реферате «Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования» Г.А. Шичко писал: «Установка — это решение периодически совершать определённые действия и программа их реализации (что делать и как, в какой ситуации)». «Убеждение — это уверенность в том, что эти действия правомерны, оправданы и даже необходимы. Решающее значение принадлежит не установке, а убеждению. Они отличаются большей устойчивостью, люди обычно поступают в соответствии с ними». Для запрограммированных людей характерны: а) бездумность, автоматизм при реализации программы; б) слепая вера; в) нетерпимость к инакомыслящим; г) добровольная и подчас настойчивая пропаганда своего убеждения; д) сниженные восприимчивость и понимание того, что противоречит убеждению; е) стремление любой ценой, даже посредством фальсификации и измышлений, оправдать свою запрограммированность. Пьющих и курящих Шичко называл верующими, только верят они не в сверхъестественные силы, а в фантастические свойства алкоголя и табака. Концепция психологической запрограммированности, по мнению Шичко, открывает научный подход к таким важным социальным проблемам, как азартные игры, хулиганство, преступность, алкоголизм, курение, наркомания и т.д. Концепция питейной запрограммированности Г.А. Шичко является составной частью представлений о психологической запрограммированности. Питейную или проалкогольную запрограммированность образуют: настроенность или установка на употребление спиртного, программа отношения к нему (что пить, сколько, где и т.п.) и проалкогольное убеждение. 21 Принято считать, что развитие алкоголизма начинается с перехода от умеренного пития к пьянству. Скорость выработки привычки и потребности зависит от возраста, пола, состояния здоровья, заболеваний. Например, люди, перенёсшие сотрясение мозга, приобретают потребность в алкоголе во много раз быстрее. Дети из-за недостаточного развития сознания обладают более высокой убеждаемостью, поэтому они легче программируются В отличие от официальной наркологии, которая рассматривает зависимость как состояние, которое наступает в результате «злоупотребления» веществом, Шичко указывает на то, что психологическая питейная запрограммированность может формироваться задолго до первого приёма спиртного, а психическая и физическая зависимости появляются только в процессе их употребления. Иными словами — психологическая зависимость существует до первого приёма алкоголя, а психическая и физическая зависимости — это симптомы алкоголизма. Привычка понимается Шичко по И.П. Павлову, который писал, что это «постоянно повторяющиеся и в определённом следовании… внешние явления», которые «создают в полушариях определённую, так сказать, стереотипную деятельность». Потребность — основной специфический признак алкоголика, резко отличающий его от других пьющих. Изучение алкоголиков убедило Шичко в том, что у них вырабатываются условные рефлексы на ситуацию и время.21;22 Вопреки тенденции рассматривать потребность в алкоголе как свойство организма, частично или полностью врождённое, Шичко приводит многочисленные примеры, когда опыты на животных показывают, что если есть выбор между водой и алкогольным раствором, животные, если, конечно, их специально к этому не приучили, всегда предпочитают воду.22 Питейное убеждение — это «уверенность в том, что «умеренное употребление спиртного» — дозволенное, нормальное, оправданное и неизбежное в наше время занятие. Человек поступает в соответствии со своим убеждением, отстаивает его и пропагандирует… Выпивающие — это как бы заблудившиеся люди, частично потерявшие хорошую, разумную ориентировку в жизни из-за недостатка достоверных сведений по алкогольной проблеме и из-за тенденциозного отношения к ней. Принципиальный трезвенник в отличие от алкоголепийцы обладает не верой в спиртное, а научным противоалкогольным убеждением».22;23 Шичко не считает научными определения, в которых к признакам алкоголизма относят патологические изменения во внутренних органах. Патологию внутренних органов он рассматривает как осложнение пьянства, но не обязательный признак алкоголизма. Не считает Шичко алкоголизм и болезнью. Он разделяет взгляды Н.Н. Тимофеева о том, что «алкоголизм — это форма аномального, деформированного, часто асоциального поведения», точка зрения, обусловленная учением А.А. Ухтомского о доминантах. Шичко резонно заявляет, что если алкоголизм — это болезнь, то алкоголику нужно предоставить все права и привилегии больного: освобождать от работы во время запоев, прогулов и т.д. По мнению Шичко, алкоголизм — это пограничное состояние, располагающееся на стыке нескольких наук, в том числе наркологии, физиологии и экологии, и в «Маленьком словаре трезвенника» даёт свои определения понятиям «алкоголизм» и «алкоголик».24 Алкоголизм — «психологическое расстройство, основными признаками которого являются: питейная запрограммированность, привычка к употреблению спиртного, потребность в нём, поглощение его». Алкоголик — «проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, привыкший к спиртному, испытывающий потребность в нём и поглощающий его».21 (Трезвенники назвали эти определения «четыре пэ» по начальным буквам перечисленных признаков алкогольной зависимости: Программа, Привычка, Потребность, Поглощение или Потребление). Концепция питейной запрограммированности позволила Шичко предложить и новую классификацию людей в зависимости от их отношения к алкоголю:23
Таблица показывает, что основными критериями классификации являются питейная запрограммированность и алкоголепитие. В отличие от пьющих, трезвенники, по Г.А. Шичко, это те и только те, кто не имеет запрограммированности на употребление спиртного и не пьёт совсем, даже по великим праздникам. «Умеренное питьё», по Шичко, — «нелепое сочетание. Понятие «умеренность» не может сочетаться с обозначением отрицательного. Возможны: умеренная еда, умеренная работа, умеренное занятие спортом; невероятны, абсурдны словосочетания: «умеренное истязание», «умеренное воровство», «умеренное питье». Люди, пользующиеся такими понятиями — алкогольные абсурдисты, а пропагандирующие их с помощью средств массовой информации — идеологические диверсанты».21 (Такая точка зрения полностью совпадает с положением этики о том, что при выборе из двух зол наименьшего в конечном итоге выбирается зло). Стадии опьянения, по Шичко, — это «стадии отравления», последняя из которых — «алкогольный наркоз» часто заканчивается смертью. Стадии алкоголизма — «степени тяжести алкогольного страдания», в основе которых потребность в этиловом спирте, которая растёт от слабо выраженной (в первой стадии) до неудержимой (в третьей и последней стадии). Аналогичный подход Шичко использовал и при рассмотрении другого вида зависимости — табачной. Курение, по Шичко, — «психологическое расстройство, основными признаками которого являются: курительная запрограммированность, привычка к периодическому закуриванию в определённых ситуациях, потребность в курении и само курение (потребление — авт.) табака».23 Как видно из данного определения, в понятие никотиновой зависимости включены все те же «четыре пэ»: заПрограммированность, Привычка, Потребность, Потребление. Это тот алгоритм, по которому, согласно Г.А. Шичко, развивается любая химическая зависимость. Приняв это положение, попробуем дать собственное определение понятию «наркомания», которое отсутствует у Г.А. Шичко. Наркомания — психологическое расстройство, основными признаками которого является запрограммированность на одурманивание любой ценой, привычка к употреблению наркотика, потребность в нём и само потребление. Можно было бы добавить, что наркомания разрушает человека более стремительно, от чего его социальная опасность возрастает по сравнению с «легальными наркотиками» — алкоголем и табаком, однако сути это не меняет. Алгоритм для всех зависимостей один — заПрограммированность, Привычка, Потребность, Потребление. Таким образом, Г.А. Шичко был разработан новый взгляд на природу зависимостей — психолого-педагогический: зависимость начинается даже не с первой рюмки, а с первой положительной мысли о спиртном (установка, психологическая зависимость), затем появляются питейная программа (что пить, когда, с кем и сколько) и ложное убеждение в том, что пить — это нормальное и естественное занятие, что рано или поздно заканчивается приобщением к спиртному. Поэтому избавление от зависимостей осуществляется через изменение убеждений людей. Привычка и потребность, по Шичко, или психическая и физическая зависимости, есть результат употребления спиртного, и они проявляются в готовности продолжать употребление, несмотря ни на что, но они появляются только после приобщения к веществу в результате психологической запрограммированности на его употребление. Свою теорию Г.А. Шичко представил в виде следующей схемы:
В связи с тем, что в схеме Шичко «психологическая запрограммированность» называется просто «программой», его последователи предложили уточнённую схему, в которой, согласно окончательной версии его теории, психологическая запрограммированность состоит из установки (первичной), ложных убеждений и программы. Ниже предлагается одна из таких схем в нашей авторской интерпретации:25
В данной схеме, в отличие от официальной наркологии, присутствует качественно новое понятие — «питейная запрограммированность» или «психологическая зависимость», которая имеет место ещё до приобщения к веществу! Следует объяснить и отличие первичной установки от вторичной. Первичная установка имеет место до приобщения. Вторичная установка — после приобщения, и её следует понимать как постоянную готовность алкоголика к выпивке, курильщика — к закуриванию, наркомана — к приёму наркотика. Чтобы нагляднее представить себе разницу между наркологическим и психологическим подходом к зависимости, предлагаем схему:
В соответствии с разработанными теоретическими положениями, Шичко предлагает и безлекарственный, психолого-педагогический метод избавления (не лечения) от зависимостей, эффективность которого он доказал ещё при своей жизни: его гортоновический (речевой) метод нацелен на изменение сознания человека, его убеждений. Эффективность подхода к природе зависимостей доказывается и успешной практикой избавления от зависимостей последователей по всей России и странам СНГ (А.Н. Глущенко, В.И. Гринченко, В.Г. Жданов, Г.А. Зайцева, В.А. Коняев, Ф.М. Калинчук, Е.А. Какунина, Ю.А. Ливин, В.А. Толкачёв и многие др.). Это значит, что теория верна! Убирается запрограммированность на употребление, уходит и проблема употребления. Идеи Шичко получили дальнейшее развитие в трудах современных учёных. Психолог П.И. Губочкин в кандидатском диссертационном исследовании утверждает, что «основная часть алкогольной и табачной запрограммированности спрятана в подсознании и поэтому с трудом подвергается сознательному анализу… можно сказать о том, что 10— 20% запрограммированности на потребление алкоголя относится к осознаваемым психическим явлениям, а 80— 90% — к неосознаваемым». Автор утверждает, что главным содержанием методики избавления по Г.А. Шичко является «осознание проблемы», перевод неосознаваемых процессов на уровень осознания.26 Открытие Шичко оказало влияние и на наркологов. Известный российский нарколог С.Н. Зайцев, автор эффективных психотерапевтических методик избавления от алкогольной и табачной зависимостей, называет их «болезнями дефицита информации». Ни взрослые, ни тем более дети не знают почти ничего о зависимости, пока не станет слишком поздно. По наблюдениям С.Н. Зайцева, семья алкоголика осознаёт, что рядом с ними живёт алкоголик, с опозданием на 5— 7 лет!27
24. Действие алкоголя на мозг. Человек выпивает рюмку, другую—и через несколько минут по телу разливается приятное чувство тепла, поднимается настроение. Человек оживлен, болтлив, доволен собой и окружающими. Еще несколько рюмок—и благодушно-приподнятое настроение сменилось обидчивостью, раздражительностью, гневливостью. Заметно нарушилась координация движений, речь стала невнятной, смазанной. Эти внешние признаки опьянения—результат отравления головного мозга алкоголем. Он легко проходит сквозь биологические мембраны и начинает всасываться в кровь уже во рту, а затем в желудке и кишечнике; с током крови он разносится по всему организму. Головной мозг обильно снабжается кровью, алкоголь попадает сюда довольно быстро и жадно поглощается липидами—жировыми веществами, со- держащимися в нервных клетках мозга—нейронах. Здесь он задерживается и проявляет свое токсическое действие до тех пор, пока не произойдет его полное окисление. Алкоголь часто называют стимулирующим средством. Это абсолютно неверно. Ведь алкоголь не что иное, как специфический яд, и на центральную нервную систему он оказывает не стимулирующее, а угнетающее действие. Как известно, в основе высшей нервной деятельности человека лежат два противоположных процесса—возбуждение и торможение; в нормальном состоянии они уравновешены. Но даже незначительная доза спиртного угнетает процессы активного внутреннего торможения, отсюда и некоторая развязность, несдержанность. Доказано, что действие алкоголя на мозг находится в прямой зависимости от его концентрации в крови. В начале опьянения страдают структуры коры больших полушарий; активность центров мозга, управляющих поведением, подавляется: утрачивается разумный контроль над поступками, снижается критическое отношение к себе. По мере того, как концентрация алкоголя в крови нарастает, происходит дальнейшее угнетение тормозных процессов в коре головного мозга. Центры ее приходят в хаотическое возбуждение, из-под их регулирующего влияния высвобождаются нижележащие подкорковые отделы, что сопровождается «раскрепощенностью» низших форм поведения и инстинктов. И. П. Павлов называл такое состояние «буйством подкорки».
При очень большом содержании алкоголя в крови угнетается активность двигательных центров мозга, главным образом страдает функция мозжечка—человек полностью теряет ориентацию. В последнюю очередь парализуются центры продолговатого мозга, в ведении которых находятся жизненно важные функции: дыхание, кровообращение. Многочисленные эксперименты и наблюдения показали, что даже одноразовый прием крепких спиртных напитков вызывает хотя и временные, но довольно серьезные нарушения работы всех отделов головного мозга. Не станем «опускаться» на молекулярный уровень и касаться тех сложнейших процессов, которые происходят в нервных клетках под действием алкоголя (хотя именно патологические изменения обмена веществ в нейроне—первопричина расстройства и его функций и функций мозга в целом). Обратимся к фактам, лежащим на поверхности. Алкогольная диплопия (двоение в глазах)—явление, хорошо всем известное. Сколько существует шуток и анекдотов по этому поводу! А сущность этого явления заключается в том, что в результате токсического действия алкоголя в глазодвигательном центре мозга создается очаг торможения. Мышцы глаз сокращаются слабее, их согласованная работа нарушается. Зрительные оси смещаются относительно друг друга, и изображение попадает на несимметричные места сетчатки—у человека начинает двоиться в глазах. После приема алкоголя заметно снижается острота зрения, и, чтобы различить мелкие предметы, человеку необходимо более сильное освещение. Некоторые специалисты сравнивают действие алкоголя на зрение с эффектом темных очков в сумерках или темноте. Отрицательно сказывается действие алкоголя на слуховом восприятии; искажаются вкусовые ощущения; снижаются реакции на внешние раздражители; увеличивается число ошибок при решении простейших арифметических примеров. Алкоголь крайне неблагоприятно влияет на сосуды головного мозга. В начале опьянения они расширяются, кровоток в них замедляется, что приводит к застойным явлениям в головном мозге. Затем, когда в крови, ломимо алкоголя, начинают накапливаться вредные продукты его неполного распада, наступает резкий спазм, сужение сосудов. Поэтому в состоянии опьянения довольно часто (и особенно у людей пожилых) развиваются такие опасные осложнения, как мозговые инсульты, приводящие к тяжелой инвалидности и даже смерти. У пьющих людей кровеносные сосуды, особенно мелкие артерии и капилляры, извитые и очень хрупкие. В результате происходят многочисленные микрокровоизлияния; интенсивность кровообращения снижается. Нейроны, лишенные бесперебойного снабжения питанием и кислородом, «голодают», и это проявляется в общей вялости, неспособности сосредоточиться, головной боли. Столь тяжелые испытания, выпадающие на долю нервных клеток пьющего человека, приводят к их преждевременному износу и дегенерации (перерождению); наблюдается их массовая гибель. Распадаются и исчезают нервные волокна: выходят из строя километры нервных коммуникаций. Правда, мозг человека насчитывает более 10 миллиардов нейронов, нервная ткань высоко пластична и обладает большим запасом компенсаторных возможностей. Но всему есть предел. А если учесть, что нервные клетки в отличие от всех других неспособны к регенерации, а «алкогольные залпы» уничтожают их тысячами, то становится понятным, почему у людей, злоупотребляющих спиртными напитками, отмечаются изменения структуры головного мозга. Сморщиваются, уменьшаются в размерах большие полушария. Извилины коры истончаются, становятся низкими, расширяются желудочки. Эти явления особенно выражены в лобных долях (а как известно, лобный участок коры играет основную роль в процессах мышления) и центральных извилинах. Грубые органические изменения не могут не сказаться на функции мозга. У пьющих людей наблюдается умственное оскудение. Утрачивается способность к творчеству, интерес к работе, общественной жизни. У одних эти явления выражены ярко, у других они не столь откровенны. Это зависит от индивидуальных особенностей центральной нервной системы, от того, насколько хорошо развиты компенсаторные механизмы. Например, у детей и подростков, головной мозг которых находится в стадии развития, все нарушения проявляются резко. Повышенной чувствительностью и «незащищенностью» их мозга объясняется и быстрое наступление у детей и подростков состояния опьянения и развитие пристрастия к алкоголю. Изменения структуры мозга, вызванные многолетней алкогольной интоксикацией, почти необратимы, и даже после длительного воздержания от употребления спиртных напитков они сохраняются. Если же человек не может остановиться, то органические и, следовательно, психические отклонения от нормы идут по нарастающей. Клиническая практика свидетельствует: злоупотребление алкоголем является истоком и первопричиной многих психических расстройств. 25. Воспитание физических способностей. Date: 2015-12-13; view: 1681; Нарушение авторских прав |