Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 14 ЗАИКАНИЕ





Заикание принято относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленным судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. У человека, страдающего заиканием, такие судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ, то в области голосовых связок или в мышцах дыхательного аппарата. Это приводит к периодическому «застреванию» на отдельных звуках, а значит и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть речевого ритма. Темп речи при заикании характеризуется неравномерностью: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе (пока «идёт»).

Заикание чаще всего возникает в детском возрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребёнок овладевает фразовой речью. В этот период к его ещё не вполне созревшему речевому аппарату предъявляются повышенные требования, и поэтому он бывает особенно подвержен разного рода «поломкам». (Ребёнку этого возраста уже многое хочется сказать, но его речевой аппарат может «не успевать» за мыслью). Большинство детей проходят этот ответственный этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание. Что же может послужить причиной его возникновения?

Причины заикания условно принято подразделять на две большие группы — предрасполагающие, или отдалённые, и производящие, или ближайшие.

Первая группа причин, как показывает само название, ещё не вызывает заикания, а только предрасполагает к нему. Такого рода предрасполагающую роль могут сыграть следующие неблагоприятные для речевого развития факторы:

1. Отягощённая наследственность (наличие у родителей заикания, различных нервно-психических и других хронических заболеваний, изначально обусловливающих некоторую ослабленность нервной системы ребёнка).

2. Осложнённое протекание беременности и родов у матери, что может в дальнейшем неблагоприятно сказаться на состоянии нервной системы ребёнка — вызвать её неустойчивость к разного рода неблагоприятным воздействиям.

3. Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания раннего возраста, истощающим образом действующие на нервную систему и снижающие её устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям.

4. Отставание ребёнка в речевом развитии, которое может ещё более осложнить и без того непростой период овладения им фразовой речью и тем самым значительно увеличить вероятность возникновения заикания. Это особенно касается нервно ослабленных детей.

5. Перегрузка речевым материалом (слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений с последующей демонстрацией «достижений»), что непосильно для ещё не зрелого речевого аппарата ребёнка.

6. Нервная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приёмы, в силу чего ребёнок находится в постоянном нервном напряжении.

Все перечисленные и многие другие неблагоприятные факторы в той или иной степени ослабляют нервную систему ребёнка и делают её менее устойчивой, более ранимой. Именно в этом и состоит их предрасполагающая роль. Теперь уже достаточно лишь небольшого внешнего толчка — и произойдёт срыв, который может вылиться в самые различные невротические расстройства, в том числе и в заикание. Но пока оно ещё не наступило, можно многое сделать в отношении его профилактики. Об этом никогда не следует забывать, и было бы крайне непростительно упускать такую возможность.

Другая группа причин, так называемые производящие, уже непосредственно вызывают заикание, как бы «производят» его. Эти причины играют роль непосредственного толчка. Они крайне разнообразны, поэтому назовём для примера лишь некоторые из них:

1. Действие так называемого сверхсильного раздражителя, что в повседневной жизни нередко называют «испугом». Понятие «сверхсильности» раздражителя очень относительно и в каждом конкретном случае зависит от степени ослабленности нервной системы ребёнка и особенностей его воспитания. Для возникновения заикания иногда бывает достаточно сильной грозы, громкого окрика, резкого стука двери, неожиданно раздавшегося лая собаки, попадания в тёмную комнату (в особенности если до этого рассказывались какие-то страшные истории) и т. п. Заикание в этих случаях может возникать сразу и проявляться резко. Как это можно объяснить?

При функционировании нервной системы в ней постоянно взаимодействуют два основных нервных процесса — возбуждение и торможение, которые в норме бывают хорошо уравновешены и могут беспрепятственно сменять друг друга. Постоянная смена возбуждения и торможения происходит и во время речи. При действии же «сверхсильного» раздражителя имеет место резкое перенапряжение возбудительного процесса, приводящее к нарушению нормального взаимодействия между возбуждением и торможением. Одним из проявлений этого нарушения и является возникновение заикания.


Теперь представим себе конкретную жизненную ситуацию. Небольшая группка детей возвращается из школы. Неожиданно на них бросается большая собака. В той или иной степени испугались все, но заикаться после этого начал только один ребёнок. Это именно тот ребёнок, в отношении которого предрасполагающие причины заикания раньше уже подействовали, в силу чего сравнительно безболезненно воспринятый всеми остальными детьми раздражитель для данного ребёнка оказался сверхсильным и сыграл роль «последней капли».

2. Перенапряжение тормозного процесса, которое также приводит к нарушению нормального взаимодействия между основными нервными процессами. Это имеет место в тех случаях, когда ребёнок вынужден что-то «держать на тормозах», более или менее длительное время скрывать свои переживания от окружающих.

Приведём конкретный пример из нашей практики. У ребёнка не складывались отношения с отчимом, которого он очень не любил, но скрывал это от матери, не желая её расстраивать. Через некоторое время у 10-летнего мальчика развилось заикание.

3. Одновременное действие двух противоположных раздражителей, которое, согласно учению И. П. Павлова о происхождении неврозов, приводит к так называемой «сшибке» основных нервных процессов с последующим нарушением их нормального взаимодействия. Сравнительно небольшие, но часто повторяющиеся «сшибки» могут иметь место при отсутствии единства требований к ребёнку со стороны взрослых, когда один из них побуждает ребёнка к какому-то действию, а другой запрещает это же самое действие. Здесь одновременно присутствуют два противоположных раздражителя, что в некоторых случаях может приводить к срыву.

Одна мама, например, объяснила нам причину происхождения заикания у своего ребёнка следующим образом. Она очень не ладила со своей свекровью, и все возникавшие между ними противоречия они постоянно переносили на ребёнка. Так, если мама говорила, чтобы мальчик собирался на прогулку, то бабушка обязательно выдвигала какие-то причины, делающие эту прогулку невозможной; если мама начинала укладывать ребёнка спать, то бабушка предлагала сначала досмотреть кино и т. п. Ребёнок при этом постоянно находился «между двух огней», не зная, кого слушать. В результате у мальчика развилось сильное заикание.

4. Слишком резкое переучивание с левой руки на правую. Дело в том, что у «правшей» ведущим, или доминантным, в отношении речи является левое полушарие головного мозга, тогда как у «левшей» — правое. По этой причине, переучивая ребёнка с одной руки на другую, мы тем самым как бы заставляем его одновременно «поменять» и доминантность полушарий, возложив осуществление речевой функции на менее приспособленное для данной цели полушарие головного мозга. Во многих случаях это не проходит безболезненно, отрицательно сказываясь на состоянии речевой функции ребёнка. У одних детей на этой почве могут возникать неполадки с чтением и письмом, о чём уже говорилось в разделе о дисграфиях и дислексиях, у других — заикание. Поэтому не случайно саму по себе целесообразность переучивания многие учёные подвергают очень большому сомнению.


5. Подражание заикающимся. К такому подражанию более всего бывают склонны нервные и впечатлительные дети. Если в семье кто-то из родителей заикается, то в этих случаях нередко бывает трудно разграничить роль наследственности и подражания в происхождении заикания у ребёнка. По этой причине заикающимся взрослым лучше сводить к минимуму речевое общение с детьми, особенно в период становления у них речи.

В заключение следует отметить, что деление причин заикания на предрасполагающие и производящие в значительной мере условно, поскольку между ними не всегда удаётся провести достаточно чёткую грань. В частности, неправильные приёмы воспитания в одних случаях могут выступать в роли предрасполагающих, а в других — в роли непосредственно вызывающих заикание причин. То же самое относится и к случаям систематического запугивания детей или наличия у них соматических заболеваний (иногда заикание резко проявляется непосредственно после болезни). Общим правилом является то, что в каждом конкретном случае происхождения заикания обе эти группы причин обычно взаимодействуют и что сначала наблюдается действие предрасполагающих причин.

Симптомы заикания также принято подразделять на две группы: на физические, или первичные, и психические, или вторичные.

К физическим симптомам относятся следующие:

1. Судороги речевых мышц в процессе речи. Это самый основной признак заикания, без наличия которого не приходится говорить о данном речевом расстройстве. Судороги бывают двух видов — тонические и клонические. Тонус — это стойкий, длительный спазм мышцы, приводящий к длительной задержке, «застреванию» на одном звуке. Например, при артикулировании звука Д кончик языка как бы «прилипает» к зубам или при Б губы оказываются судорожно сомкнутыми, что на некоторое время делает невозможным переход к произнесению следующего звука (Д_____ОМ). Клонус — это многократно повторяющиеся непродолжительные судорожные сокращения речевых мышц, приводящие к непроизвольному многократному повторению одного и того же звука или слога: Д-Д-ДОМ или ДО-ДО-ДО-ДОМ. Нередко оба эти вида речевых судорог наблюдаются у одного и того же ребёнка. В зависимости от преобладания тех или иных судорог принято выделять тоническую, клоническую и смешанную формы заикания.

Тонические судороги, по сравнению с клоническими, считаются более тяжёлыми и в случаях постепенного развития заикания они обычно появляются позже клонических. При этом следует иметь в виду, что на определённом этапе нормально протекающего речевого развития у ребёнка наблюдается так называемая «клонус-фаза», характеризующаяся тем, что он иногда повторяет один и тот же слог (например, говорит «су-сумка» вместо «сумка»). В большинстве случаев это бесследно проходит, однако у некоторых детей такое повторение слогов может переходить в клоническое, а затем и в тоническое заикание. Причиной тому нередко оказывается неправильное поведение взрослых, которые запрещают ребёнку повторять слоги и требуют произносить слово «сразу». Стремясь преодолеть непроизвольное повторение слогов, ребёнок как бы сильнее «нажимает» на слог, в результате чего клонус переходит в тонус, то есть уже в самое настоящее заикание. По этой причине лучше всего не обращать внимания на повторение ребёнком некоторых слогов и дать ему возможность самостоятельно справиться с временно возникшими затруднениями.


Как тонические, так и клонические судороги, распространяющиеся, как правило, на весь речевой аппарат, могут преобладать в дыхательном, голосовом или артикуляторном его отделах, в связи с чем выделяют разные виды заикания: дыхательный, голосовой, артикуляторный и смешанный.

2. Сопутствующие движения. К ним относятся судорожные сокращения неречевых мышц в процессе речи. Например, у заикающегося в моменты сильного напряжения во время речи может наблюдаться судорожное запрокидывание головы, непроизвольные судорожные движения рук, ног, туловища и пр. Возникновение сопутствующих движений связано с иррадиацией (распространением) нервного возбуждения с речевых мышц на соседние или даже отдалённые мышечные группы, не имеющие никакого отношения к речи. Естественно, что наличие сопутствующих движений существенно утяжеляет общую картину заикания.

3. Вегетативные расстройства. Вегетативная нервная система выполняет важную функцию в организме, связанную с иннервацией внутренних органов. В норме её нормальное функционирование регулируется корой головного мозга. Но при разного рода невротических расстройствах, к числу которых относится и большинство случаев заикания, регулирующая и контролирующая роль коры ослабляется, что приводит к появлению различных «вегетативных расстройств». Они могут выражаться в неустойчивости пульса, колебаниях артериального давления, частых сердцебиениях, повышенной потливости, побледнении или покраснении кожных покровов, появлении «гусиной кожи» и т. п. При усилении речевой судорожности обычно резко возрастают и вегетативные проявления, которые, в свою очередь, усиливают речевую судорожность. Таким образом, возникает своего рода «замкнутый круг», из которого заикающемуся очень трудно выйти собственными силами.

Особенностью всех названных симптомов заикания является то, что они возникают непроизвольно, независимо от сознания и воли самого заикающегося, причём могут присутствовать уже с самого первого момента возникновения заикания (по этой причине они и называются первичными).

К психическим симптомам заикания относятся следующие:

1. Фобии, или навязчивые страхи (phobos в переводе с греческого означает «страх»). По мере того как заикающийся начинает испытывать трудности в речевом общении и осознавать, что во многих ситуациях они оказываются почти непреодолимыми, у него может развиться панический страх перед речью (фобия речи в целом, или так называемая логофобия). Нередко ещё задолго до предстоящего ответа на уроке ребёнок пребывает в состоянии мучительного страха, что ещё более провоцирует речевую судорожность. Во многих случаях страхи носят избирательный характер и выражаются в виде фобии вполне определённых ситуаций речевого общения или каких-то конкретных собеседников. Помимо навязчивого страха перед речью в целом у некоторых заикающихся может наблюдаться и страх перед отдельными звуками (так называемые звукофобии). Их возникновение связано с тем, что ребёнку не всегда обоснованно может показаться, будто бы на некоторых звуках он заикается особенно часто. В дальнейшем он фиксирует внимание на этих звуках, заранее «предчувствуя» и с тревогой ожидая их появления в речи, что опять-таки не способствует их свободному артикулированию. Логофобии чаще всего сопровождаются описанными выше вегетативными расстройствами, что значительно утяжеляет общую картину заикания.

2. Навязчивые мысли о заикании. У одних заикающихся они носят временный характер, появляясь непосредственно перед началом речи и исчезая вскоре после её окончания, у других же становятся доминирующими (преобладающими, как бы заслоняющими собой все остальные мысли). Это приводит к возникновению очень мучительного внутреннего состояния.

3. Двигательные и речевые уловки, или так называемые защитные приёмы. Коль скоро у ребёнка возникли связанные с речью переживания, он постепенно начинает искать какие-то средства для облегчения речевого акта и для маскировки своего заикания. Так он приходит к использованию различных уловок, которые могут носить двигательный или речевой характер.

К числу двигательных уловок относятся сопутствующие действия. В отличие от сопутствующих движений, являющихся судорожными и непроизвольными, сопутствующие действия имеют сознательное происхождение и не являются судорожными. Почему ребёнок начинает прибегать к их помощи? Иногда во время речи заикающийся случайно совершает какое-то не относящееся к ней действие — поправляет волосы, застёгивает расстегнувшуюся пуговицу и т. п., и при этом вдруг замечает, что ему стало легче говорить. (Такое облегчение действительно могло иметь место по причине невольного отвлечения внимания от речи). В дальнейшем ребёнок начинает уже сознательно прибегать к этим «защитным» приёмам, хотя в силу их привычности они вскоре утрачивают свою «защитную» роль и лишь ещё больше усложняют симптоматику заикания. Часто человек уже и сам забывает о причине совершения им тех или иных действий и выполняет их чисто механически, но сознательный характер происхождения двигательных уловок всё же почти всегда можно установить.

Приведём конкретный пример. Ученик 3 класса, когда ему приходилось разговаривать стоя, постоянно переступал с ноги на ногу. По нашей неоднократной просьбе он каждый раз на несколько мгновений затормаживал эти движения, но вскоре снова их возобновлял. На вопрос о том, зачем он это делает, мальчик объяснил: однажды летом он шёл вместе с мамой через большое зелёное поле и при этом совсем не заикался во время разговора. Тогда он решил, что для избавления от заикания ему лучше всегда стараться ходить при речи. Именно так он и поступал.

К речевым уловкам относятся следующие:

а) Эмболофразии, или разного рода «вставки» в речь, не связанные с её содержанием, (emballo в переводе с греческого означает «вбрасываю», «ввергаю»). Испытывая особый страх перед произнесением некоторых звуков речи, заикающийся, с целью избежать речевых судорог, предпосылает этим звукам какие-то другие звуки или слова, стараясь уловить такой момент, когда и «трудные» звуки смогут, наконец, «проскользнуть». Чаще всего в роли таких слов-уловок выступают следующие: И, Э, НУ, ВОТ, ЭТО, ЗНАЧИТ, ТАК СКАЗАТЬ, КАК ЕГО и т. п. Например, когда мы спросили у одного заикающегося подростка его фамилию, то получили такой ответ: «И..., э..., ну..., вот..., это..., как его — Петров». В результате использования всех этих вспомогательных слов юноша смог, наконец, выбрать удобный момент для того, чтобы произнести трудный для него звук П (звукофобия) без заикания. Естественно, что все эти вставки не украшают речь, а создают впечатление какой-то её растянутости, «водянистости».

б) Сознательное изменение лексико-грамматического строя речи. Заранее предвидя наступление речевой судороги, заикающийся (преимущественно подросток или взрослый) старается всеми возможными способами её избежать. С этой целью он прибегает к перестановке слов во фразе, к изменению её редакции, а иногда даже и самого её смысла. Нередко это приводит к излишнему многословию, неоднократному повторению уже сказанного, к затруднениям в формулировке мысли, что в конечном итоге придаёт речи неестественность, искусственность. Сами заикающиеся при этом чувствуют «невысказанность мысли» и не получают полного удовлетворения не только от формы, но и от содержания речевого общения.

в) Изменение самого характера речи (её темпа, ритма, интонации, силы голоса и т. п.). Например, некоторые взрослые заикающиеся «напускают» на себя излишнюю солидность в разговоре, говорят «покровительственным тоном», покашливают, намеренно выдерживают длительные паузы, создающие впечатление «обдумывания» ответа, говорят тихим, вкрадчивым или, наоборот, излишне громким голосом и т. п.

4. Особенности личности заикающихся. Возникшее заикание сравнительно быстро начинает сказываться на формировании характера ребёнка и накладывать нежелательный отпечаток на всю его личность. Некоторые дети, чувствуя затруднения в речи, начинают избегать речевого общения и даже вообще всяких контактов с окружающими, замыкаться в себе, играть в одиночестве и т. п. (личность и поведение человека начинают меняться с того момента, как он узнаёт о своём заболевании).

К сожалению, «узнать» о наступившем заикании и понять все связанные с ним неприятности детям дошкольного возраста чаще всего помогают окружающие их взрослые (исправление сказанного с заиканием, требование «говорить нормально», высказывание упрёков или, наоборот, проявление излишнего сочувствия, жалости по отношению к ребёнку и т. п.). Например, во время посещения одного заикающегося мальчика на дому нам пришлось наблюдать такую картину. Поняв, что речь пойдёт о ребёнке, бабушка вдруг схватила его и, крепко прижав к себе, с громкими рыданиями запричитала: «Ты мой бедный, несчастный, и как только ты будешь жить таким инвалидом»!.. Может ли ребёнок при таком отношении к нему со стороны самых близких людей чувствовать себя хоть сколько-нибудь полноценным человеком? Если бы только родители и родственники могли себе представить, какие усилия приходится потом прикладывать специалистам для того, чтобы избавить заикающегося от внушенных ему неправильных и крайне вредных для всей его дальнейшей жизни представлений!

Итак, для психических симптомов заикания характерно их сознательное и «вторичное» происхождение — они как бы «надстраиваются» над физическими симптомами. Их наличие существенно осложняет общую картину заикания и затрудняет его преодоление. Нередко психические симптомы доставляют заикающимся гораздо больше неприятностей, чем само заикание. Однако они присущи не всем страдающим им. Так, заикающихся подростков условно принято делить на три группы. У первой из них страх речи полностью отсутствует, уловки также не используются; вся картина заикания здесь ограничивается только физическими симптомами. У заикающихся второй группы страх речи имеется, но он носит умеренный характер и распространяется лишь на некоторые ситуации речевого общения. И, наконец, для заикающихся третьей группы характерен ярко выраженный навязчивый страх речи, крайняя неуверенность в себе, постоянное использование в процессе речи различных уловок.

Таким образом, раз возникшее заикание во многих случаях постепенно «обрастает» психическими симптомами, напоминая в этом отношении катящийся и всё увеличивающийся в своих размерах снежный ком. По этой причине очень важно не ожидать полного развития всей симптоматики заикания, а постараться преодолеть его на самой ранней стадии, до появления психических симптомов, то есть ещё в дошкольном возрасте. (В тех случаях, когда заикание впервые возникает в более позднем возрасте, преодолевать его также следует, по возможности, немедленно).

С учётом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют его невротическую и неврозоподобную формы.

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребёнка невроза. Такие дети ещё до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна, аппетита и т. п. В качестве ближайшей причины заикания здесь чаще всего выступает какая-либо психическая травма (сверхсильный раздражитель), играющая роль «последней капли». В дальнейшем такое заикание обычно «обрастает» психическими симптомами — постепенно появляются фобии, уловки, переживания по поводу имеющегося дефекта и т. п. Течение заикания волнообразное, со сменяющими друг друга усилениями и ослаблениями симптоматики, что вообще типично для невротических расстройств.

Характерной особенностью невротического заикания является и то, что при нём не обнаруживается признаков органического поражения головного мозга. Это свидетельствует о функциональном характере нарушения. Об отсутствии «органики» говорит и ранний анамнез: как правило, здесь не отмечается выраженной патологии в протекании беременности и родов у матери, а также отклонений в раннем общем и речевом развитии ребёнка (фразовая речь у таких детей обычно появляется к полутора годам).

Неврозоподобное заикание, как явствует из названия, лишь подобно невротическому, похоже на него по своим внешним проявлениям, но в основе его лежат совсем иные причины. В данном случае в процессе специальных исследований у детей обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга. В пользу этого свидетельствует и осложнённый ранний анамнез (неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребёнка в раннем детстве, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трёхлетнем возрасте).

Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развивается постепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Течёт такое заикание или стационарно, как бы «на одной ноте», или равномерно усиливаясь, но без характерных для невротического заикания постоянных колебаний и неустойчивости в проявлении симптомов. «Светлые» промежутки здесь отсутствуют. Психические симптомы выражены значительно меньше, чем при невротическом заикании, к тому же они не имеют прямой связи с определёнными ситуациями речевого общения. Преодолеть неврозоподобное заикание значительно труднее, чем невротическое.

Обследование заикающегося носит комплексный характер и направлено на возможно более полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не может быть оставлен без внимания. В обследовании участвуют логопед, невропатолог, психиатр, психолог.

Обследование начинается с подробного выяснения анамнеза. Помимо сведений о наследственности, о протекании беременности и родов у матери и о раннем развитии ребёнка обязательно выясняются время появления заикания и его предполагаемая причина. Окончательное представление о причине заикания должно сложиться на основе анализа всех полученных данных, поскольку на мнение родителей по этому вопросу далеко не всегда можно полагаться. Знание причины заикания (наряду с другими результатами обследования) важно для разграничения невротического и неврозоподобного заикания.

Подробно выясняются условия жизни ребёнка в семье, распорядок его дня, взаимоотношения членов семьи и их отношение к заикающемуся, — всё это чрезвычайно важно для правильной организации работы по преодолению заикания, а во многих отношениях и для определения его причин. Выясняются также предпринятые по преодолению заикания меры и их результативность. При этом необходимо вместе с родителями и самим заикающимся (если это уже позволяет его возраст) разобраться в причине неуспеха или неполного успеха предшествующей логопедической работы и сделать из этого соответствующие выводы на будущее. И, наконец, важно выяснить отношение заикающегося к своему речевому расстройству, а также те условия, которые затрудняют или облегчают его речь. Всё это вместе взятое поможет уже с самых первых шагов найти правильный подход к ребёнку, без чего вообще не может быть речи о достижении каких-либо положительных результатов.

Далее исследуется непосредственно состояние речи. Здесь важно выявить форму речевых судорог (тонические, клонические, смешанные) и их вид (дыхательные, голосовые, артикуляторные, смешанные), а также наличие сопутствующих движений, фобий, речевых и двигательных уловок и пр. Особое внимание обращается на темп речи, ускоренность которого нежелательна. Исследуется выраженность заикания при разных видах речи (самостоятельной, отражённой, сопряжённой, шёпотной, ритмической), а также при чтении, если ребёнок им владеет. Поскольку в ходе обследования важно выявить все имеющиеся трудности (то есть весь «набор» симптомов), то и начинать надо с самого трудного — с проверки самостоятельной речи. Все остальные названные виды речи (описание их дано на с. 303) являются более лёгкими и поэтому заикание на них проявляется меньше. Кроме того, у детей обязательно выясняется общий уровень речевого развития (состояние звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, а в сложных случаях — и её понимания), поскольку при неврозоподобном заикании все эти компоненты также могут быть нарушены.

Особое внимание хочется обратить на психотерапевтичность самого процесса обследования, тем более что его следует рассматривать как уже непосредственное начало работы по преодолению заикания. Удачность или неудачность этого первого контакта с ребёнком, подростком или взрослым во многом (а нередко даже в основном) определит весь ход и эффективность логопедической работы.

Все полученные в ходе обследования данные обычно позволяют составить отчётливое представление о форме заикания и степени выраженности его первичных и вторичных симптомов, а также о личности самого заикающегося, о его отношении к речевому расстройству, об условиях его жизни и имеющихся в ней проблемах. Всё это вместе взятое логопед обязан постоянно учитывать в процессе коррекционной работы, а в случае необходимости и стараться изменить в нужном направлении.

В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый комплексный метод, включающий в себя целый ряд мероприятий. В основе этого метода лежит представление о заикании не как о каком-то местном, частичном нарушении, а как о сложном речевом расстройстве, тесно связанном со всей личностью человека, с его жизненными установками (если говорить о взрослых), с состоянием его нервной системы и пр. Естественно, что такое сложное нарушение не может быть преодолено за счёт использования каких-то отдельных приёмов — здесь необходимо воздействие на весь организм заикающегося, перевоспитание всей его личности. По этой причине комплексный метод и включает в себя целый ряд различных медико-педагогических воздействий и мероприятий, основными из которых являются следующие:

1. Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося.

2. Психотерапия.

3. Непосредственная работа над речью.

4. Обеспечение благоприятного социального окружения и нормальных бытовых условий.

Все перечисленные воздействия и мероприятия в большинстве случаев осуществляются одновременно или оздоровительная часть комплекса предшествует работе над речью. Рассмотрим все их в отдельности.

Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося важно потому, что это создаёт более благоприятные предпосылки для работы над речью. Так, в результате лечения общего невроза и связанных с ним вегетативных проявлений у заикающихся заметно ослабевает страх перед речью (лого- и звукофобии), наступает состояние внутреннего облегчения, успокоения, улучшается настроение и как следствие всего этого — возрастает вера в возможность преодоления заикания. Эта часть воздействия осуществляется врачом-невропатологом в тесном контакте с родителями (в плане практической реализации назначений) и предусматривает использование различных медикаментозных средств и физиотерапевтических процедур.

Однако не менее важную роль в укреплении нервной системы заикающихся играет и общий режим их жизни и работы (если речь идёт о взрослых). Здесь очень важна спокойная обстановка в семье, способствующая сглаживанию невротических проявлений, а не их усугублению, так как при наличии постоянных конфликтов и лекарственные препараты окажутся бесполезными. Исключительно важную роль в деле нормализации нервной системы заикающегося играет и правильный режим дня, предполагающий рациональное чередование труда и отдыха, достаточный по количеству и полноценный по качеству сон, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия спокойными видами спорта и т. п. В организации для ребёнка такого режима совершенно неоценима роль родителей, без активной помощи которых здесь просто не обойтись.

Помимо всего сказанного очень важно и своевременное лечение возможных соматических (телесных) заболеваний, поскольку наличие их у ребёнка (особенно в случаях хронического течения) ослабляющим образом действует как на его нервную систему, так и на весь организм в целом, что в свою очередь отрицательно сказывается на состоянии речевой функции и затрудняет преодоление заикания. Эта последняя часть комплексного воздействия осуществляется врачами соответствующей специализации.

Психотерапия предусматривает воздействие на психику заикающегося при помощи лечебного слова, которое является для человека не менее сильным условным раздражителем, чем реальные предметы и явления действительности. Основная цель психотерапии заключается в том, чтобы под её влиянием заикающийся изменил отношение к своему речевому недостатку и к окружающей действительности, чтобы он почувствовал себя полноценным человеком.

Психотерапия направлена в основном на преодоление психических симптомов заикания, но в результате их исчезновения или ослабления значительно уменьшаются и проявления речевой судорожности. Поэтому не случайно одним из основных условий избавления от заикания считается полное исчезновение фобий.

Обязательным условием для использования любых приёмов психотерапевтического воздействия является предварительное изучение заикающегося, проникновение в его внутренний мир, понимание всей сложности его душевных переживаний, его отношения к дефекту, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми, условий жизни и быта и т. п. Лишь в этом случае можно полностью избежать совершенно недопустимого воздействия «невпопад» и рассчитывать на достаточную эффективность психотерапии. Само собою разумеется, что психотерапевт должен обладать в глазах заикающегося достаточным авторитетом и что само его отношение к заикающемуся должно быть глубоко человечным. Всякого же рода формальные внушения, «внушения ради внушений» действуют раздражающим образом и поэтому приводят к негативным последствиям.

Психотерапия подразделяется на рациональную и суггестивную. Рациональная (рассудочная) психотерапия адресуется к разуму человека (rationalis в переводе с латинского означает «разумный») и проводится в форме разъяснений и убеждений. Заикающемуся в доступной для него форме объясняют причину заикания и особенности его проявления, а также рассказывают об устранимости заикания, о характере предстоящей работы по его преодолению и о собственной роли заикающегося во всём этом процессе (это не относится к детям дошкольного возраста, у которых психические симптомы заикания к тому же значительно менее выражены или даже полностью отсутствуют). Сам характер разъяснений должен быть глубоко оптимистичным, настраивающим заикающегося на активную работу по преодолению речевого расстройства. Если его удаётся убедить в правильности сообщаемых сведений, то в дальнейшем они становятся его собственными убеждениями, в соответствии с которыми он и старается изменить своё поведение, своё отношение к дефекту. Правда, в любом убеждении содержится также некоторая доля внушения.

Суггестивная (suggestio в переводе с латинского означает «подсказывание», «внушение») психотерапия проводится в форме внушения. Она адресуется не к разуму, а идёт как бы в обход его. По образному выражению В. М. Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с «парадного хода, а как бы с заднего крыльца», минуя критику. Исключение критики здесь необходимо потому, что в обычных условиях содержание внушаемого встретило бы активное сопротивление сознания заикающегося и внушение было бы отвергнуто (например, ему не удалось бы внушить мысль о том, что он хорошо и свободно говорит, если он прекрасно понимает, что из-за тяжелейшего заикания почти не в состоянии пользоваться речью).

По этой причине для целей внушения используют такие условия, когда кора головного мозга находится в заторможенном состоянии и сторож-критика «дремлет», не оказывая активного сопротивления поступающей в мозг «неправильной» информации. Благоприятные для внушения условия могут создаваться в гипнозе, который при заикании, однако, имеет ограниченное применение ввиду его малой эффективности (трудно путём гипноза угасить упроченный навык неправильной речи). Начиная с подросткового возраста применяется и внушение в «бодрствующем состоянии».

Важная роль в арсенале психотерапевтических средств отводится приёмам самовнушения, для чего опять-таки используется тормозное состояние коры головного мозга (самовнушение проводится или во время засыпания или сразу после пробуждения, когда головной мозг или уже выключился из активной работы или ещё не успел в неё включиться). В этих условиях заикающийся мысленно произносит положительные формулы внушения, например: «Я смел и уверен в себе. Я говорю хорошо и свободно. Моя речь плавная и спокойная». При этом вообще не должны употребляться слова типа «заикание», «судороги» и т. п. Такого рода самовнушения, проводимые регулярно и в течение достаточно продолжительного периода времени, могут сыграть очень важную роль в деле перевоспитания личности заикающегося и преодоления самого заикания.

В отношении детей дошкольного возраста, у которых психические симптомы заикания отсутствуют или пока ещё не получили своего полного развития, рассмотренные здесь виды психотерапии не применяются. В этих случаях она должна носить, если можно так выразиться, действенно-предупреждающий характер. Это значит, что для заикающегося ребёнка нужно постараться создать в семье и в детском учреждении такие условия жизни, которые дали бы ему реальную возможность чувствовать себя хорошо и спокойно и тем самым способствовали бы предупреждению появления связанных с заиканием переживаний.

Работа над речью. Эта часть комплексного метода преодоления заикания реализуется логопедом при активном участии самого заикающегося и его ближайшего социального окружения.

Основная цель работы над речью заключается в восстановлении согласованной, координированной и ненапряжённой деятельности дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов, что способствует преодолению речевых судорог. Уделяется внимание постановке правильного речевого дыхания, воспитанию мягкой, ненапряжённой голосоподачи и спокойному, неторопливому артикулированию звуков, плавному (несудорожному) произнесению слов и небольших фраз. Всё это достигается за счёт использования специальных методов и постепенно усваивается ребёнком в процессе логопедических занятий. В дальнейшем этот способ правильного речеобразования должен быть автоматизирован путём систематических упражнений, с тем чтобы заикающийся мог постоянно пользоваться им в своей повседневной жизни. Темп речи должен быть неторопливым.

С детьми дошкольного возраста специальной работы по постановке дыхания и мягкой «атаки» голоса обычно не проводится. Здесь всё строится на простом подражании плавной и неторопливой речи логопеда, а затем и окружающих ребёнка взрослых людей. Все занятия проводятся в непринуждённой игровой форме, причём игры берутся самые разнообразные, с учётом возраста детей. Широко используется в ходе логопедических занятий и различная ручная деятельность детей, состоящая в изготовлении несложных поделок и сопровождаемая неторопливой речью. Все эти занятия вызывают у детей живой интерес. Они бывают при этом в приподнятом настроении и часто даже не подозревают о том, что с ними проводится какая-то специальная работа. Всё это как нельзя лучше способствует успешному преодолению заикания.

Дети школьного возраста уже вполне сознательно работают над своей речью, стараясь выполнять конкретные рекомендации логопеда. Игры на логопедических занятиях отходят на задний план, уступая место более серьёзным видам работы. Широко используются специальные дыхательные и голосовые упражнения, различные «речевые зарядки» и пр. Большое внимание уделяется чтению и рассказыванию родителям школьных уроков при условии строгого соблюдения детьми необходимых речевых правил. Очень желательно присутствие на логопедических занятиях родителей, что позволит им в дальнейшем перенести применяемые логопедом приёмы в домашнюю работу с ребёнком. Это особенно важно для предварительной подготовки устных школьных заданий, которые ребёнок должен рассказывать родителям вслух. Такая подготовка необходима для закрепления навыков плавной речи и приобретения заикающимся достаточной речевой уверенности во время ответов в школе.

Важнейшим условием успешного преодоления заикания является такая организация логопедических занятий, чтобы заикание на них полностью отсутствовало. На первых порах это достигается за счёт использования «облегчённых» видов речи, позволяющих в большинстве случаев буквально сразу снять речевую судорожность. К таким видам речи относится сопряжённая (речь вместе с логопедом, в унисон), отражённая (повторение вслед за логопедом отдельных слов или фраз с сохранением при этом заданного темпа и ритма речи), ритмическая (с отбиванием ритма на каждом слоге или слове), шёпотная и др.

Исчезновение речевых судорог уже на самом первом и всех последующих занятиях оказывает на заикающегося сильное психотерапевтическое воздействие и стимулирует его к активной работе над речью, что очень важно для её успешного завершения.

В процессе работы с детьми школьного возраста, а также со взрослыми очень широко используется чтение. Оно осуществляется в несколько замедленном темпе, выдерживанию которого способствует соблюдение знаков препинания, на которых к тому же удобнее всего делать речевой вдох. Чтение представляет собой очень благодатный материал для соблюдения заикающимися необходимых правил речи, поскольку их внимание не отвлекается на формулирование речевых высказываний. Однако чтение может использоваться лишь в том случае, если заикающийся достаточно хорошо владеет его техникой.

Поскольку при заикании нарушается темп и ритм речи, то в дидактической части комплексного метода существенное место отводится логопедической ритмике: проводятся плавные, неторопливые движения под музыку, сопровождаемые речью, что наилучшим образом способствует преодолению речевой судорожности.

После усвоения навыка плавной речи непосредственно на логопедических занятиях в дальнейшем этот навык переносится и в другие жизненные ситуации. Ребёнок постепенно приучается пользоваться такой речью дома, в школе, в разговоре со знакомыми и незнакомыми людьми. С этой целью проводится специальная тренировка речи в обычных жизненных ситуациях (обращение в присутствии логопеда с вопросами к незнакомым людям, коллективный (вместе с логопедом) поход в магазин с целью самостоятельной покупки каких-либо продуктов или товаров и т. п.). На последних этапах работы предусматриваются и специальные упражнения в так называемой эмоциональной речи, при которой соблюдение речевых правил требует от заикающегося значительно больших волевых усилий (например, свободный рассказ о каком-то волнующем ребёнка событии, о понравившемся ему фильме и др.).

Особо хочется остановиться на методах преодоления впервые возникшего заикания. Здесь имеются в виду случаи внезапного и острого его возникновения, что чаще всего имеет место после психотравмы. В подобных условиях все функции организма на некоторое время как бы притормаживаются, что распространяется и на речевую функцию. Последняя из тормозного состояния выходит позже всех других функций, что связано с более поздним её появлением (по сравнению с другими функциями) у ребёнка и вообще у человека, а значит и с повышенной ранимостью. И если в этом ещё не пришедшем в норму состоянии ребёнок пытается говорить, то «неожиданно» (а по сути дела вполне закономерно) может обнаружиться или полная его неспособность к речи, или сильное заикание.

Единственно правильное поведение взрослого в подобном случае — это дать речевому аппарату ребёнка полный отдых, необходимый для восстановления нормального способа функционирования. Для этого нужно изолировать малыша от окружающих и под любым предлогом «заставить» (но без принуждения) его помолчать. Разговаривать он может только с игрушками, что обычно не сопровождается речевой судорожностью. Иными словами, нужно сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок вообще не понял, что с ним произошло. В этом случае заикание, как правило, больше уже не возобновляется. Такой подход наиболее рационален в случаях «свежего» (до недели) заикания. В реальной жизни, к сожалению, всё делается как раз наоборот: взрослые «ахают», выражают своё крайнее беспокойство по поводу случившегося, ребёнок ещё больше пугается, и в результате неправильная, судорожная речь закрепляется по типу патологических условных рефлексов. Особенно это касается детей с ослабленной нервной системой, в силу чего именно в отношении них и должна проявляться повышенная бдительность.

Обеспечение благоприятного социального окружения и способствующих преодолению заикания бытовых условий.

Под ближайшим социальным окружением подразумеваются прежде всего родители и другие члены семьи заикающегося, а также педагоги школьных и дошкольных учреждений, с которыми ребёнок находится в постоянном контакте. Если логопеду удастся сделать этих людей своими союзниками и направить их усилия на возможно более полную реализацию комплексного метода преодоления заикания, то половину задачи можно будет считать решённой. Чтобы эта мысль была более ясна, приведём доказательство «от противного».

К сожалению, в практике логопедической работы нередко приходится встречаться с такими случаями, когда семья и школа действуют буквально вразрез с установками логопеда, что крайне отрицательно сказывается на результатах логопедической работы. В частности, логопед прикладывает все усилия к тому, чтобы «приподнять» ребёнка в собственных глазах, внушить ему уверенность в успешном преодолении заикания, убедить в том, что он ничем не отличается от других детей, а учитель допускает насмешки над ним со стороны одноклассников и исключает его устные ответы на уроках (заикающимся нередко предлагают отвечать письменно или после уроков). Как же после этого ребёнок может поверить в свою «полноценность»? Далее, логопед предлагает заикающемуся на первых порах говорить в несколько замедленном темпе и тратит много времени и сил на приучение ребёнка к этому темпу, а учитель снижает оценку за то, что при ответе заикающийся «тянет резину». По этой причине дети нередко возвращаются к логопедам с резко ухудшившейся речью и в дальнейшем отказываются даже на занятиях «говорить по правилам», что буквально обезоруживает логопеда в отношении преодоления у них речевой судорожности. К этому нередко добавляется и оставляющая желать лучшего домашняя обстановка, поскольку некоторые родители продолжают сохранять установившиеся у них с ребёнком конфликтные отношения, не предпринимают никаких мер по налаживанию для него «щадящего» режима дня и пр. На фоне всего этого бессмысленно говорить об укреплении нервной системы заикающегося, о преодолении имеющихся у него вторичных психических наслоений (они, наоборот, будут усугубляться) и даже о самой работе над речью. Так что же тогда остаётся от комплексного метода? Как видим, в подобных случаях только считается, что ребёнок «занимается у логопеда», на самом же деле он понапрасну тратит время и силы. А если подобные попытки «преодоления заикания» предпринимаются неоднократно, то не только у самого ребёнка, но и у его родителей прочно укореняется мысль о его «неизлечимости».

Ввиду всего сказанного как родителям, так и педагогам важно с самого начала понять свою исключительную, совершенно незаменимую роль в деле практической реализации комплексного метода преодоления заикания. Ведь за пределами логопедического кабинета ребёнок полностью находится во власти окружающих его взрослых, от поведения которых зависит или дальнейшее укрепление полученных на логопедических занятиях навыков здоровой речи или, наоборот, их разрушение. А это значит, что не только на период проведения «лечебного курса», но и в течение некоторого времени после его окончания родители и педагоги должны мобилизовать все свои усилия на активную помощь ребёнку и всестороннюю моральную его поддержку.

Что же конкретно могут сделать родители? Прежде всего они должны позаботиться о выполнении всех рекомендаций врача-невропатолога, направленных на укрепление нервной системы ребёнка. Для этого недостаточно только обеспечить регулярность приёма ребёнком лекарств или выполнение назначенных физиотерапевтических процедур. Всё это окажется эффективным лишь в том случае, если ребёнок при этом будет находиться в спокойной обстановке, не переутомляться, нормально и своевременно питаться, достаточно спать, бывать на свежем воздухе. Резко нужно ограничить и просмотр «возбуждающих» телевизионных передач, особенно в позднее время. Понятно, что всё это непросто организовать, но тем не менее сделать это необходимо.

Кроме того, для обеспечения спокойной обстановки в семье родителям в необходимых случаях придётся многое пересмотреть как в своих собственных взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с ребёнком. Все противоречия на некоторое время необходимо «приглушить», а выяснение разного рода конфликтных вопросов — отложить. Цена этому «перемирию» — здоровье ребёнка.

В присутствии ребёнка взрослым очень важно соблюдать неторопливый темп речи, что значительно облегчит заикающемуся прочное овладение логопедическими речевыми правилами и введение их в свою повседневную жизнь. Необходимо также отмечать любое улучшение в речи ребёнка, радоваться этому вместе с ним, приподнимая тем самым его настроение и косвенно внушая уверенность в скором преодолении заикания.

И, наконец, одной из важных обязанностей родителей является ежедневное продолжение логопедической работы с ребёнком в домашних условиях. Для этого не нужно обладать какими-то особыми профессинальными знаниями. Правила речи ребёнку хорошо известны, он овладел ими на логопедических занятиях, нужно лишь регулярно создавать благоприятные условия для их практического использования, беседовать с ребёнком в неторопливом темпе, позволяющем ему отвечать «по правилам» на задаваемые взрослым вопросы. Кроме того, ребёнок может рассказывать выученные им стихотворения, подготовленные школьные уроки, читать вслух несложные тексты со строгим соблюдением знаков препинания — лишь бы это были упражнения в полноценной, не прерываемой судорогами речи.

В нашей практике был случай полного преодоления заикания у 10-летнего мальчика. Основную заслугу в этом мы с полным основанием приписываем его бабушке, вообще не владевшей грамотой. Приехав в город из сельской местности, эта очень уже пожилая женщина основную часть своего свободного времени проводила за вязанием. Ввиду большой занятости родителей на работе, связанной к тому же с частыми командировками, мальчик после возвращения из школы постоянно находился в обществе бабушки. Мы попросили её ежедневно слушать чтение ребёнка, указав при этом единственный ориентир для «логопедического» контроля: при условии соблюдения речевых правил мальчик не будет заикаться. Бабушка с удовольствием слушала чтение, не отрываясь при этом от вязания, а как только внук начинал спешить и соответственно «спотыкаться», она тут же останавливала его, говоря: «Славушка, читай по правилам!» В результате у мальчика очень прочно закрепился навык плавной, спокойной речи, наилучшим образом предохранявший его от запинок. Не последнюю роль в этом, конечно, сыграла и спокойная манера обращения бабушки со своим любимым внуком. Этот очень поучительный для всех нас пример лишний раз свидетельствует о том, что для снятия у ребёнка связанных с заиканием тяжёлых психических переживаний совсем не обязательны продолжительные успокаивающие беседы с ним — достаточно просто создать вокруг него такую доброжелательную обстановку, в которой он действительно чувствовал бы себя полноценным человеком. Приобретённое чувство внутренней уверенности не замедлит положительно сказаться и на состоянии речи заикающегося, способствуя её полной нормализации.

Теперь о роли педагогов. Она столь велика потому, что педагоги в глазах ребёнка являются той «официальной инстанцией», которая оценивает меру его «соответствия» или «несоответствия». И если такого рода оценка крайне важна для любого ребёнка (не напрасно мы так часто встречаемся со «школьной дезадаптацией»), то для заикающегося она может сыграть поистине решающую для всей его дальнейшей жизни роль. И очень важно, чтобы каждый педагог достаточно хорошо осознавал всю меру своей ответственности в этом вопросе.

Прежде всего заикающийся ребёнок должен быть полностью уверен в добром отношении к нему со стороны учителя и ни минуты не сомневаться в том, что в глазах педагога он «ничем не хуже всех других детей». Это самое основное условие для «защищённого» его пребывания в школе. Далее, незаметно для заикающегося ребёнка, как бы сама собой в классе должна сложиться такая обстановка, в которой одноклассники совершенно естественным образом смогут относиться к заикающемуся ученику как к равному (ведь не только передразнивания и насмешки, но и постоянные проявления сочувствия не позволяют человеку держаться «на равных»). С этой целью нужно постараться найти в ребёнке какие-то положительные качества, способные привлечь к нему других детей и вызвать их уважение и интерес. И в самом деле, ведь ценность любого человека состоит не только в обладании им нормальной речью...

Долг учителя заключается ещё и в том, чтобы помочь заикающемуся ребёнку преодолеть нередко возникающий у него страх перед ответами на уроках. Наличие или отсутствие такого страха во многом определяется уже самим отношением учителя к заикающемуся ребёнку, которое последний обычно очень тонко чувствует (не напрасно он спокойно отвечает на уроках одного учителя и панически боится отвечать или даже вообще отказывается это делать на уроках другого). Для преодоления страха заикающегося перед ответами первое время лучше всего спрашивать его с места, предлагая несложные вопросы, которые не требуют пространных ответов. При этом можно поддержать и подбодрить его улыбкой, приветливым взглядом, одобрительным кивком головы и т. п. Многого здесь не требуется, главное — чтобы он чувствовал доброжелательность со стороны учителя.

После обретения ребёнком необходимого спокойствия в процессе таких эпизодических ответов можно будет постепенно приучать его и к ответам у классной доски. Начать здесь лучше с рассказывания хорошо выученных им стихотворений, когда заикание обычно проявляется значительно меньше, или с чтения заранее подготовленных текстов. Если эти первые опыты окажутся положительными и помогут ребёнку преодолеть трудный для него психологический барьер, то в дальнейшем он будет чувствовать себя в классе спокойно. А это значит, что ему тем самым будет оказана буквально неоценимая помощь в деле преодоления заикания.

Логопедическая работа с заикающимися обычно проводится не индивидуально, а в группе, что принципиально важно. Дело в том, что заикание более всего проявляется в условиях общения с другими людьми, в различных ответственных ситуациях, тогда как наедине с собой человек говорит, как правило, нормально. Поэтому в процессе логопедической работы важно научить его владеть правильной речью именно в присутствии других людей, в условиях общения в коллективе, что одновременно будет способствовать и постепенному исчезновению у заикающегося вторичных психических наслоений, обретению им внутренней уверенности. Лишь в особо трудных случаях начинать приходится с индивидуальной работы с ребёнком, которая должна подготовить его к включению в логопедическую группу.

Преодоление заикания может проводиться как в условиях стационара, так и в амбулаторных условиях. И то и другое имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому при выборе типа логопедического учреждения в каждом конкретном случае необходимо учитывать степень тяжести заикания, личностные особенности ребёнка (или взрослого) и условия его жизни и быта.

Преимущество стационарного лечения состоит в том, что в этих условиях значительно легче реализовать комплексный метод преодоления заикания во всей его полноте. Так, здесь можно организовать чёткий распорядок дня, необходимое лечение нервной системы и любую форму психотерапевтического воздействия наряду с регулярностью (ежедневностью) логопедических занятий. Значительно облегчается в этих условиях и соблюдение правил речи для заикающихся, поскольку ими пользуются все без исключения (в том числе и весь обслуживающий персонал). Положительную роль играет и отсутствие конфликтных ситуаций, от которых многие заикающиеся не застрахованы в условиях семьи.

Однако стационарная форма лечения не подходит для тех детей, которых отрыв от семьи приводит в состояние стресса. В подобных случаях вместо улучшения речи может наступать даже её ухудшение. Кроме того, обратный переход от «тепличных» стационарных условий к обычным условиям жизни в некоторых случаях проходит не совсем гладко и может привести к ухудшению речи. Это объясняется тем, что при таком переходе заикающийся должен сразу предстать перед всеми своими родными и знакомыми «в новом виде», с несколько иной, непривычной для них манерой речи. При этом ребёнку (или взрослому) предстоит совершенно самостоятельно перенести усвоенные им в стационаре речевые правила на процесс общения со всеми людьми и во всех, в том числе и сложных для него, жизненных ситуациях. Нельзя не учитывать и того немаловажного обстоятельства, что все эти люди «остались при своих прежних понятиях» и будут относиться к заикающемуся привычным для них, но уже не вполне подходящим для него образом. Каждому ли ребёнку удастся выйти без потерь из такой ситуации?

Из сказанного ясна необходимость подготовки родителей заикающегося к его встрече после окончания курса стационарного лечения — они обязаны сделать всё возможное для обеспечения постепенности возврата ребёнка к прежним условиям жизни. А это значит, что дома нужно создать спокойную и в то же время несколько празднично-приподнятую атмосферу. Нужно порадоваться вместе с ребёнком его хорошей речи и ни в коем случае не фиксировать внимания на возможных отдельных запинках. В круг друзей и знакомых его нужно вводить очень постепенно, причём начинать с наиболее доброжелательно настроенных по отношению к нему детей и взрослых. (Из собственной практики нам известны случаи резкого ухудшения речи заикающихся, после того как в доме устраивался праздник по поводу их возвращения и все разом приглашались «посмотреть на результаты лечения»). Членам семьи необходимо «подстроиться» под несколько замедленную речь ребёнка, дав ему тем самым возможность соблюдать речевые правила. Устанавливается также щадящий режим дня, о котором говорилось на с. 297. Все эти простые меры позволят избежать «трудностей перехода», что очень важно для сохранения и дальнейшего упрочения достигнутых результатов.

В амбулаторных условиях значительно труднее соблюсти все необходимые для успешного преодоления заикания условия, но зато страдающий им человек остаётся в привычной для него обстановке. Это даёт ему возможность постепенно, шаг за шагом, при постоянной поддержке и помощи логопеда и к тому же сравнительно незаметно для окружающих перестроить свою речь и саму манеру общения с ними на новой основе. Обновлённые отношения со всеми родными и знакомыми, основанные на приобретении заикающимся большей уверенности в себе, в этих условиях тоже сложатся постепенно, а значит и более прочно. В ходе всего этого процесса неизбежно несколько «перестроятся» и окружающие заикающегося люди, которые постепенно превратятся в союзников в его борьбе за хорошую речь. Однако амбулаторная форма занятий окажется малоэффективной для тех заикающихся, у которых резко выражены проявления невроза, особенно если это сочетается с неблагоприятной, конфликтной домашней обстановкой.

Для заикающихся детей дошкольного возраста наиболее подходящими, по нашему мнению, являются условия полустационара, которые обеспечиваются в речевом (логопедическом) детском саду. Здесь ребёнок имеет возможность, не отрываясь полностью от семьи, систематически получать необходимую ему медико-педагогическую помощь и в то же время постепенно переносить навыки плавной речи во все жизненные ситуации.

В каких бы условиях ни проводилась лечебно-коррекционная работа с заикающимися, очень важно довести её до полного завершения. Дело в том, что в случае недостаточной автоматизации навыков правильной, несудорожной речи заикающийся невольно перестаёт («забывает») пользоваться речевыми правилами, что нередко приводит к возврату заикания. Это даже не рецидив в собственном смысле слова, а именно не доведённая до конца работа. Поэтому родителям следует иметь в виду, что работа по преодолению заикания чаще всего проводится в несколько приёмов, отдельными курсами, между которыми устраиваются более или менее длительные перерывы. Это связано с тем, что для полной автоматизации навыка плавной речи и перестройки личности заикающегося требуется достаточно продолжительное время, и было бы слишком утомительно для ребёнка в течение всего этого времени посещать логопедические занятия.

Во время перерыва в занятиях ежедневная работа над речью продолжается в домашних условиях. Соблюдаются при этом и все рекомендации логопеда и других специалистов. В этих условиях речь ребёнка может не только сохраняться на достигнутом уровне, но даже улучшаться, и это вполне закономерно. Бывают и такие случаи, когда в результате достигнутого улучшения надобность в проведении повторного курса занятий просто отпадает. Такие случаи мы наблюдали даже у некоторых (достаточно волевых) взрослых, которые выписывались из стационара лишь с улучшением речи, а затем путём самостоятельной работы над нею полностью избавлялись от заикания и в связи с этим отказывались от повторного поступления в стационар. И наоборот, в условиях резкого прекращения работы над речью всё, как правило, «раскручивается» в обратном направлении и в дальнейшем приходится начинать почти с нуля. Очень важно, чтобы и родители и сами заикающиеся, достигшие соответствующего возраста, хорошо это понимали.

Необходимо учитывать и то, что даже прочно устранённое заикание при особо неблагоприятных условиях может давать рецидивы. По этой причине важно сознательно предпринимать необходимые меры для их профилактики, которые сводятся в основном к следующему:

1. Поддержание возможно более спокойных условий жизни как в семье, так и в школе (на работе). Правда, здесь не всё зависит только от родителей или самих заикающихся, но всё же собственная роль тех и других в этом вопросе далеко не последняя. Те неблагоприятные условия, которые можно изменить, подлежат обязательному изменению, а ко всему остальному необходимо несколько перестроить отношение и не расстраиваться бесчисленное количество раз по одному и тому же поводу. Спокойное отношение к таким «неизменяемым» обстоятельствам нужно внушить и ребёнку. Например: «Ну что же поделаешь, бабушка уже старенькая, больная, не надо на неё обижаться за то, что она тебя часто бранит» (в некоторых семьях при подобных обстоятельствах складываются буквально невыносимые, конфликтные условия жизни, но ведь должен же найтись в семье хотя бы один умный в этом плане человек, тем более что это необходимо для здоровья ребёнка!). Если же речь идёт о постоянных и травмирующих заикающегося его конфликтах с друзьями, то это обстоятельство нужно обязательно устранить из его жизни, даже если ради этого придётся поменять друзей. Одним словом, искреннее желание изменить обстоятельства жизни к лучшему всегда подскажет правильный выход из неблагоприятной обстановки.

2. Исключение переутомления, особенно длительного. Оно истощающим образом действует на нервную систему ребёнка со всеми вытекающими отсюда нежелательными последствиями (вспомните о причинах заикания). У некоторых же детей день расписан буквально по минутам, поскольку родители не хотят «ничего упустить». Заикающегося дошкольника они водят и на музыку, и на рисование, и на занятия по английскому языку, и на подготовительные занятия для поступления в гимназию, а тут ещё и логопед... Не надо быть специалистом в вопросах речевой патологии, чтобы понять бесполезность логопедических занятий в подобных условиях. То же самое относится и к случаям недопустимо большой перегруженности заикающихся взрослых.

3. Предельное ограничение речевого общения и особо строгое соблюдение щадящего режима при любых неблагоприятных жизненных ситуациях (болезни, операции, несчастные случаи, непредвиденные конфликты и пр.). Здесь важно понимать, что при подобных обстоятельствах чаще всего в первую очередь страдает самое слабое звено, в отношении которого поэтому и нужно заранее проявить необходимую заботу.

Говоря о взрослых заикающихся, нельзя не упомянуть о вредности курения и употребления алкогольных напитков, поскольку оба эти фактора оказывают разрушающее воздействие на нервную систему, при неблагополучном состоянии которой нельзя рассчитывать на успешное преодоление заикания.

Наиболее полные и устойчивые результаты в преодолении заикания достигаются у детей дошкольного возраста. В целом же его устранимость в каждом конкретном случае зависит от целого ряда факторов и прежде всего — от степени обеспечения необходимых для преодоления заикания условий, о которых шла речь в данной главе.







Date: 2015-12-13; view: 1446; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.047 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию