Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Домашняя работа № 5 ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
по курсу социологии ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Выполнил студент (укажите Ф. И. О., группу)
№ зачетной книжки
Дата выполнения работы:
Волгоград Прочитайте отрывок из работы Ч. Р. Миллса «Социологическое вооб- ражение»: «Пока экономика устроена так, что в ней происходят сбои, проблема безработицы не может иметь личностного решения. До тех пор, пока война будет неизбежным спутником системы национальных государств и нерав- номерного промышленного развития стран мира, простой человек в своей ограниченной индивидуальной среде жизнедеятельности — с психиатри- ческой помощью или без нее — будет бессилен устранить трудности, ко- торые эта система (или отсутствие системы) ему навязывает. До тех пор пока семья как социальный институт превращает женщин в милых рабынь, а мужей — в их повелителей или беспомощных иждивенцев, проблема брака не может быть удовлетворительно решена исключительно частным образом. До тех пор пока сверхразвитые мегаполисы со своими суперсо- временными автомобилями будут составлять неотъемлемую часть самого развитого общества, проблемы городской жизни не разрешатся ни с помо- щью личной одаренности, ни благодаря частному достатку»4. Ответьте на вопросы: 1. Может ли отдельная личность влиять на процессы, происходящие в обществе? Почему? Как?
2. В чем, на Ваш взгляд, Миллс ошибался и в чем он был прав, го- воря о месте личности в социальной системе?
4 Миллс, Ч. Р. Социологическое воображение / Ч. Р. Миллс. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. – С. 21. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Надо уста- новить, какому понятию слева соответствует приведенное справа опреде- ление, указав нужный номер.
Задание № 3 «Жизненный путь личности» – это выражение принято считать непра- вильным. Надо говорить «жизненный путь индивида». А почему? Напи- шите свой ответ.
Укажите принадлежность (поставьте знак «+» или «ü» в соответству- ющей колонке) перечисленных персонажей к тому или иному статусу.
Задание № 5 Черты личности пытались описать еще в глубокой древности. Древне- греческий философ Теофраст (370 – 288 г. до н. э.), заменивший аристоте- левское понятие «этос», означавшее нрав, обычай, образ мыслей, на понятие «характер», был первым в истории «бихевиористом». Ведь он предложил отбросить невидимое и изучать видимые черты поведения. В своем трактате «Характеристики» Теофраст вывел 31 характер людей, классифицируя их по одной, наиболее яркой черте: «лесть», «притворство», «болтливость», «хвастовство» и др. Позже Лабрюйер описал 120 характеров людей в зави- симости от того, в какой социальной среде они обитали. Специалисты свидетельствуют, что на протяжении все истории учения о характере (а это почти 2500 лет) четкого разграничения между ним и по- нятием личности не было5. Итак, мы видим, что личность отождествляли с характером, правами, моральными качествами человека, которые возникают и формируются в процессе социализации, накопления жизненного опыта.
5 Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Поатонов. – М., 1986. – С. 15.
А сколько черт характера человека насчитали бы вы? 1. 2. 3. 4. 5.
Задание № 6 Опираясь на идеи З. Фрейда, П. Сорокина, а также современные тео- рии личности, гипотетически можно определить структуру личности и вы- делить в ней четыре зоны: Сверхсознания (сверх–Я) – сферу психики, где расположены высшие нрав- ственные ценности. Сознания (Я) – сферу рациональных суждений, логического мышления. Подсознания (Оно) – сферу вытесненных желаний, запретных чувств. Бессознательное – сферу биологических потребностей, условных и без- условных рефлексов. К каким из перечисленных сфер вы бы отнесли: восприятие, интел- лект, память, ощущение боли, чувство любви, эмоции радости, духовный опыт индивида, волю, самооценку, веру в Бога?
Задание № 7 Распределите статусы (отметьте кружочком соответствующий номер) в соответствующие колонки таблицы: 1. Король. 2. Пекарь. 3. Холоп. 4. Повар. 5. Министр. 6. Шаман. 7. Вождь. 8. Сантехник. 9. Рыцарь. 10. Любимый сын. 11. Старший сын. 12. Тесть. 13. Пастух. 14. Деверь. 15. Ябеда.
Название фильма «Женщина французского лейтенанта» содержит в себе сразу несколько статусов. Назовите их. 1. 2. 3.
Задание № 9 Ответьте «да» или «нет» (поставьте знак «+» или «ü» в соответству- ющей колонке) на поставленные вопросы.
Известно, что родители заинтересованно реагируют на то, какую не- весту или какого жениха предпочитает их чадо. Оказывается, что на вкусы родителей влияют не только и не столько личностные качества, а прежде всего социально-статусные характеристики. Ученые установили следующие закономерности: 1. Родители с достигнутым статусом благожелательно относятся к тому, что сын выбрал честную девушку из простой семьи. 2. Родители с предписанным статусом обращают внимание прежде всего на «чистоту крови». Вам предстоит дать социологическую интерпретацию найденным за- кономерностям либо аргументировано их опровергнуть.
Задание № 11 Ниже приведено суждение. Внимательно прочтите его. «Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Она включает многое: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной подго- товки рабочих. Психотерапия – также одна из форм ресоциализации: люди пытаются найти выход из конфликтных ситуаций, изменить свое поведе- ние»6. Как Вы думаете, это суждение правильное или нет? Что называется ресоциализацией и какие виды человеческой деятельности к ней относят- ся? Аргументируйте свой ответ.
6 Спасибенко, С. Г. Поколения как объекты общественной жизни / С. Г. Спасибенко. – Со- циально-политический журнал. – 1995. – № 3 – С. 122. Ниже приведены определения важнейших понятий, составляющих по своей сути сердцевину предмета социологии. Выберите из предлагаемого списка те понятия, которые определяются приведенными формулировка- ми: индивид, социальность; социальная структура, социальный статус, со- циализация, ролевое ожидание, индивидуальность, социально-ролевой конфликт, общество, ролевое поведение, социальная роль, культура, соци- альный институт, личность, человек. 1)– это просто набор прав и обязанностей; его не следует однозначно отождествлять с индивидом, который за- нимает его; 2) знательной деятельности; – субъект социальных отношений и со- 3)– системное качество индивида, опреде- ляемое его включенностью в общественные отношения и проявляю- щееся в совместной деятельности и общении; 4) – описывает тот факт, что обладатели статусов взаимодействую друг с другом; 5) – относительно стабильные и интегри- рованные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые упорядочивают целые сферы социальной жизни, такие как семья, религия, образование, экономика, управление; 6) – это то, что человек реально выполняет в рамках своей роли; 7) – процесс превращения изначально асоци- ального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в об- ществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли; 8) – это противоречие либо между норма- тивными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальных ролей; 9) – это то, чего, согласно «правилам иг- ры», ждут от той или иной роли.
Список литературы 1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 362 с. 2. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные труды / А. А. Бодалев. – М.: Педа- гогика, 1983. – 271 с. 3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл: Academia, 2004. – 345 с. 4. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив /А. В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с. 5. Смирнов, П. И. Социология личности / П. И. Смирнов. – СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. – 379 с. 6. Солодникова, И. В. Социализация личности: сущность и особенности на различ- ных этапах жизни / И. В. Солодникова // Социс. – 2007. – № 2. – С. 32–40. 7. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с. 8. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер-пресс, 1997. – 606 с.. 9. Ядов, В. А. Размышления о предмете социологии / В. А. Ядов // Социологические исследования. – 1990. – № 2. – С. 28–35. Учебники 1. Голенкова, З. Т. Общая социология: Учебное пособие / под ред. проф. З. Т. Голенковой / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М.: Гардари- ки, 2005. – 474 2. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с. 3. Социология: учебник / О. В. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 399 с. 4. Тощенко, Ж. Т. Социология: Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и пере- раб. – М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с. 5. Фролов, С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений / С. С. Фролов. – 2-е изд., переаб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 360 с. Учебные пособия и методические рекомендации по теме «Личность и общество» 1. Василенко, И. В. Личность и общество: методические указания / И. В. Василенко, Н. В. Дулина / ВолгГТУ. – Волгоград, 1996. – 21 с. 2. Василенко, И. В. Общество: элементы и взаимосвязи: учеб. пособие / И. В. Василенко, Н. В. Дулина; ВолгГТУ. – Волгоград, 2001. – 83 с. 3. Дулина, Н. В. Личность и общество. Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий: методические указания / Н. В. Дулина, О. И. Ситникова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 16 с. 4. Дулина, Н. В. Методы исследования системы ценностных ориентаций / Н. В. Дулина, В. В. Токарев, И. В. Василенко / ВолгГТУ. – Волгоград, 1999. – 36 с. 5. Дулина, Н. В. Общая социология: учебное пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 240 с. 6. Дулина, Н. В. Социология: словарь понятий и терминов: учебный терминологиче- ский словарь / Н. В. Дулина, Н. А. Овчар. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010. – 88 с. 7. Дулина, Н. В. Человек и группа в социальном измерении: учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. В. Василенко, И. А. Небыков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2002. – 132 с. 8. Общая социология: учеб. пособие / под. ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 88 с. 9. Социология: общий курс: учебное пособие / под ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2010. – 128 с. Date: 2015-12-13; view: 3009; Нарушение авторских прав |