Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашняя работа № 5





по курсу социологии

ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

 

Выполнил студент (укажите Ф. И. О., группу)

 

 

 

 

№ зачетной книжки

 

 

 

Дата выполнения работы:

 

 

 

 

Волгоград


Прочитайте отрывок из работы Ч. Р. Миллса «Социологическое вооб- ражение»:

«Пока экономика устроена так, что в ней происходят сбои, проблема безработицы не может иметь личностного решения. До тех пор, пока война будет неизбежным спутником системы национальных государств и нерав- номерного промышленного развития стран мира, простой человек в своей ограниченной индивидуальной среде жизнедеятельности — с психиатри- ческой помощью или без нее — будет бессилен устранить трудности, ко- торые эта система (или отсутствие системы) ему навязывает. До тех пор пока семья как социальный институт превращает женщин в милых рабынь, а мужей — в их повелителей или беспомощных иждивенцев, проблема брака не может быть удовлетворительно решена исключительно частным образом. До тех пор пока сверхразвитые мегаполисы со своими суперсо- временными автомобилями будут составлять неотъемлемую часть самого развитого общества, проблемы городской жизни не разрешатся ни с помо-

щью личной одаренности, ни благодаря частному достатку»4.

Ответьте на вопросы:

1. Может ли отдельная личность влиять на процессы, происходящие в обществе? Почему? Как?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. В чем, на Ваш взгляд, Миллс ошибался и в чем он был прав, го- воря о месте личности в социальной системе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Миллс, Ч. Р. Социологическое воображение / Ч. Р. Миллс. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. – С. 21.


В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Надо уста- новить, какому понятию слева соответствует приведенное справа опреде- ление, указав нужный номер.

 

№ п/п Понятие Содержание
1. Статус   Статус, в котором человек рожден или ко- торый назначается ему по прошествии времени
2. Роль   Социальное положение человека в обществе
3. Главный статус   Несовпадение рангов статусов либо про- тиворечие прав и обязанностей
4. Социальный статус   Функциональная связь статусов и ролей на основе специализации и кооперации труда
5. Личный статус   Совокупность статусов одного индивида
6. Обществен- ное разделе- ние труда   Положение человека, которое он автома- тически занимает как представитель большой социальной группы
7. Статусный набор   Место статуса в иерархии
8. Приписываемый статус   Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его
9. Достигаемый статус   Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимо- сти от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам
10. Ранг   Статус, который человек получает благо- даря собственным усилиям, желанию, сво- бодному выбору либо благодаря удаче и везению
11. Несовпадение статусов   Динамическая характеристика статуса

 

Задание № 3

«Жизненный путь личности» – это выражение принято считать непра- вильным. Надо говорить «жизненный путь индивида». А почему? Напи- шите свой ответ.

 

 

 

 

 

 


Укажите принадлежность (поставьте знак «+» или «ü» в соответству- ющей колонке) перечисленных персонажей к тому или иному статусу.

 

    Предписанный статус Приобретенный статус
1. Учитель    
2. Принц    
3. Отец    
4. Дворянин    
5. Профессор    
6. Россиянин    
7. Сын    
8. Флегматик    
9. Сестра    
10. Богач    
11. Русский    
12. Гений    
13. Горожанин    
14. Папа Римский    
15. Мужчина    
16. Раб    
17. Студент    
18. Капиталист    
19. Спортсмен    
20. Негр    

 

Задание № 5

Черты личности пытались описать еще в глубокой древности. Древне- греческий философ Теофраст (370 – 288 г. до н. э.), заменивший аристоте- левское понятие «этос», означавшее нрав, обычай, образ мыслей, на понятие

«характер», был первым в истории «бихевиористом». Ведь он предложил отбросить невидимое и изучать видимые черты поведения. В своем трактате

«Характеристики» Теофраст вывел 31 характер людей, классифицируя их по одной, наиболее яркой черте: «лесть», «притворство», «болтливость»,

«хвастовство» и др. Позже Лабрюйер описал 120 характеров людей в зави- симости от того, в какой социальной среде они обитали.

Специалисты свидетельствуют, что на протяжении все истории учения о характере (а это почти 2500 лет) четкого разграничения между ним и по- нятием личности не было5. Итак, мы видим, что личность отождествляли с характером, правами, моральными качествами человека, которые возникают и формируются в процессе социализации, накопления жизненного опыта.

 

5 Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Поатонов. – М., 1986. – С. 15.


 

 

А сколько черт характера человека насчитали бы вы?

1.

2.

3.

4.

5.

 

Задание № 6

Опираясь на идеи З. Фрейда, П. Сорокина, а также современные тео- рии личности, гипотетически можно определить структуру личности и вы- делить в ней четыре зоны:

Сверхсознания (сверх–Я) – сферу психики, где расположены высшие нрав- ственные ценности.

Сознания (Я) – сферу рациональных суждений, логического мышления. Подсознания (Оно) – сферу вытесненных желаний, запретных чувств. Бессознательное – сферу биологических потребностей, условных и без-

условных рефлексов.

К каким из перечисленных сфер вы бы отнесли: восприятие, интел- лект, память, ощущение боли, чувство любви, эмоции радости, духовный опыт индивида, волю, самооценку, веру в Бога?

 

Зоны в структуре личности Признаки
Сверхсознания (сверх–Я)  
Сознания (Я)  
Подсознания (Оно)  
Бессознательное  

 

Задание № 7

Распределите статусы (отметьте кружочком соответствующий номер) в соответствующие колонки таблицы: 1. Король. 2. Пекарь. 3. Холоп.

4. Повар. 5. Министр. 6. Шаман. 7. Вождь. 8. Сантехник. 9. Рыцарь.

10. Любимый сын. 11. Старший сын. 12. Тесть. 13. Пастух. 14. Деверь.

15. Ябеда.

 

Личный статус Социальный статус
                                   
                                   

Название фильма «Женщина французского лейтенанта» содержит в себе сразу несколько статусов. Назовите их.

1.

2.

3.

 

Задание № 9

Ответьте «да» или «нет» (поставьте знак «+» или «ü» в соответству- ющей колонке) на поставленные вопросы.

 

  Вопросы Вариант ответа
Да Нет
Социализация присуща не только человеку, но и животному?    
Обучение может быть у животных?    
Социализация заканчивается в зрелом возрасте?    
Фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте?    
Социализация включает в себя освоение социальных ролей?    
Младенец – это личность?    
Феральные люди – дети, воспитанные животными?    
Дальние родственники не агенты вторичной социализации?    
Агенты первичной социализации – учреждение и предприятие?    
Взросление – практическое овладение правами и обязанно- стями, предписанными данному статусу?    
Возмужание – физический процесс укрепления организма?    
Социализация – кумулятивный процесс накопления соци- альных навыков?    
Социализация – способ изменения и развития культуры?    
Социальный статус связан скорее с социальным взаимодей- ствием, а социальная роль – с социальными отношениями?    
В примитивном обществе много статусов, а в современном – мало?    
Начальник и подчиненный – межличностные роли?    

 

Известно, что родители заинтересованно реагируют на то, какую не- весту или какого жениха предпочитает их чадо. Оказывается, что на вкусы родителей влияют не только и не столько личностные качества, а прежде всего социально-статусные характеристики.

Ученые установили следующие закономерности:

1. Родители с достигнутым статусом благожелательно относятся к тому, что сын выбрал честную девушку из простой семьи.

2. Родители с предписанным статусом обращают внимание прежде всего на «чистоту крови».

Вам предстоит дать социологическую интерпретацию найденным за- кономерностям либо аргументировано их опровергнуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 11

Ниже приведено суждение. Внимательно прочтите его.

«Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Она включает многое: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной подго- товки рабочих. Психотерапия – также одна из форм ресоциализации: люди пытаются найти выход из конфликтных ситуаций, изменить свое поведе- ние»6.

Как Вы думаете, это суждение правильное или нет? Что называется ресоциализацией и какие виды человеческой деятельности к ней относят- ся? Аргументируйте свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Спасибенко, С. Г. Поколения как объекты общественной жизни / С. Г. Спасибенко. – Со- циально-политический журнал. – 1995. – № 3 – С. 122.


Ниже приведены определения важнейших понятий, составляющих по своей сути сердцевину предмета социологии. Выберите из предлагаемого списка те понятия, которые определяются приведенными формулировка- ми: индивид, социальность; социальная структура, социальный статус, со- циализация, ролевое ожидание, индивидуальность, социально-ролевой конфликт, общество, ролевое поведение, социальная роль, культура, соци- альный институт, личность, человек.

1)– это просто набор прав и обязанностей; его не следует однозначно отождествлять с индивидом, который за- нимает его;


2)

знательной деятельности;


– субъект социальных отношений и со-


3)– системное качество индивида, опреде- ляемое его включенностью в общественные отношения и проявляю- щееся в совместной деятельности и общении;


4)


– описывает тот факт, что обладатели


статусов взаимодействую друг с другом;


5)


– относительно стабильные и интегри-


рованные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые упорядочивают целые сферы социальной жизни, такие как семья, религия, образование, экономика, управление;

6) – это то, что человек реально выполняет в рамках своей роли;

7) – процесс превращения изначально асоци- ального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в об- ществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли;


8)


– это противоречие либо между норма-


тивными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальных ролей;


9)


– это то, чего, согласно «правилам иг-


ры», ждут от той или иной роли.


 

 

Список литературы

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 362 с.

2. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные труды / А. А. Бодалев. – М.: Педа- гогика, 1983. – 271 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл: Academia, 2004. – 345 с.

4. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив /А. В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

5. Смирнов, П. И. Социология личности / П. И. Смирнов. – СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. – 379 с.

6. Солодникова, И. В. Социализация личности: сущность и особенности на различ- ных этапах жизни / И. В. Солодникова // Социс. – 2007. – № 2. – С. 32–40.

7. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с.

8. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) /

Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер-пресс, 1997. – 606 с..

9. Ядов, В. А. Размышления о предмете социологии / В. А. Ядов // Социологические исследования. – 1990. – № 2. – С. 28–35.

Учебники

1. Голенкова, З. Т. Общая социология: Учебное пособие / под ред. проф. З. Т. Голенковой / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М.: Гардари- ки, 2005. – 474

2. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.

3. Социология: учебник / О. В. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 399 с.

4. Тощенко, Ж. Т. Социология: Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и пере- раб. – М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с.

5. Фролов, С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений / С. С. Фролов. – 2-е изд., переаб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 360 с.

Учебные пособия и методические рекомендации по теме «Личность и общество»

1. Василенко, И. В. Личность и общество: методические указания / И. В. Василенко, Н. В. Дулина / ВолгГТУ. – Волгоград, 1996. – 21 с.

2. Василенко, И. В. Общество: элементы и взаимосвязи: учеб. пособие /

И. В. Василенко, Н. В. Дулина; ВолгГТУ. – Волгоград, 2001. – 83 с.

3. Дулина, Н. В. Личность и общество. Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий: методические указания / Н. В. Дулина, О. И. Ситникова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 16 с.

4. Дулина, Н. В. Методы исследования системы ценностных ориентаций /

Н. В. Дулина, В. В. Токарев, И. В. Василенко / ВолгГТУ. – Волгоград, 1999. – 36 с.

5. Дулина, Н. В. Общая социология: учебное пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 240 с.

6. Дулина, Н. В. Социология: словарь понятий и терминов: учебный терминологиче- ский словарь / Н. В. Дулина, Н. А. Овчар. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010. – 88 с.

7. Дулина, Н. В. Человек и группа в социальном измерении: учеб. пособие /

Н. В. Дулина, И. В. Василенко, И. А. Небыков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2002. – 132 с.

8. Общая социология: учеб. пособие / под. ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар /

ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 88 с.

9. Социология: общий курс: учебное пособие / под ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2010. – 128 с.

Date: 2015-12-13; view: 2937; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию