Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашняя работа № 3





по курсу социологии

ТЕМА: КУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Выполнил студент (укажите Ф. И. О., группу)

 

 

 

 

№ зачетной книжки

 

 

Дата выполнения работы:

 

 

 

 

Волгоград


 

Раскройте (кратко) содержание каждого из приведенных ниже понятий. Культура

 

Культурные универсалии

 

Культурный комплекс

 

Ценности

 

 

Социальные нормы

 

Манеры Обычай Язык Традиции Обряд Ритуал

Элитарная культура

 

Народная культура

 

Массовая культура

 

Субкультура Контркультура


Классифицируйте указанные элементы культуры (поставьте знак «+»

или «ü» в соответствующей колонке).

 

    Материаль- ная культура Духовная культура Культурный комплекс
1. Фабрика      
2. Глобус      
3. Диспут      
4. Медаль      
5. Погоны      
6. Школа      
7. Карнавал      
8. Книга      
9. Танец      
10. Кукла      
11. Джинсы      
12. Часы      
13. Гостеприимство      
14. Дом      
15. Лекция      
16. Церковь      
17. Дерево      
18. Слово      
19. Наконечник стрелы      
20. Значок      
21. Управленческое решение      
22. Изобретение      
23. Клубы по интересам      

 

Задание № 3

Каждому термину поставьте в соответствие его определение (соеди-

ните стрелками).

Ценности Достоверные сведения о чем-либо
Знания Социально-одобряемые и разделяемые большинством лю- дей представления от том, что такое справедливость и пр.
Миф Фантастическая, вымышленная картина мира в целом, место в нем общества и человека
Верования Убежденность, эмоциональная приверженность какой- либо идее, реальной или иллюзорной

Каждому термину поставьте в соответствие его определение (соеди-

ните стрелками).

 

Обычаи Сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо из- бранными
Традиции Последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо со- бытий и/или дат
Обряд Традиционно установившийся порядок поведения
Церемония Все то, что унаследовано от предшественников
Ритуал Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом

 

Задание № 5

Поместите в таблицу все перечисленные ниже термины: в левый столбик термины, характеризующие материальную культуру, а в правый – духовную культуру

Паровая машина, нормы, правила, образцы поведения, книга, галстук, ритуал, язык, украшения, плотина, мифы, храм, орудие труда, обычаи, жи- лой дом, традиции, знания, церемонии, теория относительности, дуэль, диспут, джинсы, огонь, чулки, праздник, географический атлас, научное открытие, автомобиль.

 

Материальная культура Духовная культура
                                                                                                   

Укажите определения, которые соответствуют различным поняти- ям. Отметьте коды определений рядом с названием каждого из понятий.

Определения:

5. Сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными.

6. Последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий и/или дат.

7. Традиционно установившийся порядок поведения.

8. Все то, что унаследовано от предшественников.

9. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

10. Достоверные сведения о чем-либо

11. Социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представ- ления от том, что такое справедливость и пр.

12. Фантастическая, вымышленная картина мира в целом, место в нем об- щества и человека

13. Убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, ре- альной или иллюзорной

Понятия:

 

1. Обычаи                  
2. Традиции                  
3. Ценности                  
4. Знания                  
5. Миф                  
6. Верования                  
7. Обряд                  
8. Церемонная                  
9. Ритуал                  

 

Задание № 7

К какой сфере культуры относится рукопожатие и почему?

1. Материальная культура

 

 

 

 

 

2. Духовная культура

 

 

 


В обществе любой объект может стать социальным символом.

1. Какое символическое значение имеет постриг в монахи?

 

 

 

2. Какие еще Вы знаете прически, стрижки, укладки волос, имеющие сейчас или имевшие прежде символическое значение?

 

 

 

Задание № 9

Социальным символом может стать также борода. Отсутствие бороды и ее наличие выражали и выражают различные социальные статусы.

1. Как Вы думаете, почему раньше с бородой ходили в основном мужики, а в последние десятилетия – только интеллигенты?

 

 

 

2. Чем в культурном и социальном смысле различаются борода и бород- ка?

 

 

 

3. Какое социально значение имел приказ Петра I сбривать русским лю- дям бороды? Для чего это делалось?

 

 

 

Задание № 10

Что такое реликвии как социальные символы? Дайте интерпретацию понятия. Приведите примеры. Какие виды реликвий Вы знаете?

1. Военные реликвии

 

 

2. Религиозные реликвии

 

 

3. Другие виды реликвий

 

 


Американские ковбои – это просто пастухи. Но почему только амери- канские, а скажем, не испанские или русские пастуха приобрели столь большое символическое значение для западной (а сегодня уже не только для западной) цивилизации? Почему говорят о ковбойских, а не о пасту- шеских фильмах? Какие ценности он воплощает образа ковбоя в западной культуре?

 

 

 

 

 

 

Задание № 12 (Тест)

Q41. Культура – это… (выберите правильный вариант ответа)

1. Все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества.

2. Система убеждений и ценностей, выраженная через язык, песни, тан- цы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых регу- лируется поведение людей;

3. Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

4. Некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.

Q42. Кто из ученых впервые разграничил понятия «культура» и «циви-

лизация»?


1. Ф. Ницше.

2. О. Шпенглер.

3. З. Фрейд.


4. Н. Я. Данилевский.

5. К. Маркс.

6. П. А. Сорокин.


Q43. Цивилизация – это…(выберите правильный вариант ответа)

1. Вершина технических достижений человечества, связанная с покоре- нием космоса, внедрением компьютерных технологий и т. п.

2. Городская культура.

3. Определенная, заключительная стадия развития любой культуры.

4. Ступень общественного развития, следующая за варварством.

Q44. Культурное многообразие показывает…

1) закрытость культур; 3) разнообразие человеческих

культур;

2) наличие человеческих культур; 4) идентичность культур.


 

 

Q45. К культурным универсалиям относится…

1) общественное сознание; 3) законодательство;

2) стереотипное сознание; 4) институт брака.

Q46. Примером, какого культурного процесса выступает большое количе- ство слов заимствованных из тюркских языков в русской речи.

1) культурной диффузии; 3) культурной ассимиляции;

2) аккультурации; 4) культурной аккомодации.

Q47. Гламурные журналы, реклама, телевизионные сериалы относятся к

(укажите, какой) … культуре

1) народной; 3) элитарной;

2) этнической; 4) массовой.

Q48. Если нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощу- тимое противоречие с ценностями всего общества, то в этом случае формируется…

1) контркультура; 3) неформальная культура;

2) формальная культура; 4) внутренняя культура.

Q49. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности чужой культу- ры, называется…

1) аккультурация; 3) культурная дифференциация;

2) культурный конфликт; 4) ассимиляция.

Q50. К функциям культуры в обществе НЕ относится (укажите, какая) …

функция…

1) интегративная; 3) коммуникативная;

2) познавательная; 4) аксиологическая.

Q51. Первый российский университет был открыт в…

1) Санкт–Петербурге; 3) Киеве;

2) Москве; 4) Харькове.

Q52. Волгоградский государственный технический университет был ос- нован в…

1) 1925 г.; 3) 1935 г.;

2) 1930 г.; 4) 1929 г.


 

 

Список литературы

1. Вебер, М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – М.: РОССПЭН, 2006. – 648 с.

2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

3. Мердок, Д. Фундаментальные характеристики культуры / Д. Мердок // Антология исследований культуры. Т. 1. – СПб., 1997. – 405 с.

4. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. – М.: Прогресс, 1973. – 406 с.

5. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М.: Политиз- дат, 1992. – 542 с.

6. Тойнби, А. Цивилизация перед судом истории / А. Тойнби. – М.: Айрис–пресс, 2003. – 578 с.

7. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск: Наука: Сибирская из- дательская фирма, 1993. – 584 с.

Учебники

1. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учебное пособие / Л. Г. Ионин. – М.: Изда- тельский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 364 с.

2. Голенкова, З. Т. Общая социология: Учебное пособие / под ред. проф. З. Т. Голенковой / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М.: Гардари- ки, 2005. – 474 с.

3. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 624 с.

4. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.

5. Социология: учебник / О. В. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 399 с.

Учебные пособия и методические рекомендации

по теме «Культура как механизм социального взаимодействия»

1. Василенко, И. В. Социальная группа как элемент общественной жизни /

И. В. Василенко, Н. В. Дулина, В. В. Смирнова / ВолгГТУ. – Волгоград, 1997. – 52 с.

2. Дулина, Н. В. Методы исследования системы ценностных ориентаций /

Н. В. Дулина, В. В. Токарев, И. В. Василенко / ВолгГТУ. – Волгоград, 1999. – 36 с.

3. Дулина, Н. В. Общая социология: учебное пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 240 с.

4. Дулина, Н. В. Социологические методы анализа культуры (Социология культу- ры): методические указания / сост. Н. В. Дулина, Н. В. Коваленко, В. В. Щеглов / ВолгГТУ. – Волгоград, 1994. – 32 с.

5. Дулина, Н. В. Социология: учебно-методич. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 176 с.

6. Дулина, Н. В. Социология: словарь понятий и терминов: учебный терминологиче- ский словарь / Н. В. Дулина, Н. А. Овчар. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010. – 88 с.

7. Дулина, Н. В. Человек и группа в социальном измерении: учеб. пособие /

Н. В. Дулина, И. В. Василенко, И. А. Небыков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2002. – 132 с.

8. Общая социология: учеб. пособие / под. ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар /

ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 88 с.

9. Социокультурная преемственность как фактор развития общественных систем: методические рекомендации для студентов / сост.: Игнатенко Т. И. / ВолгГТУ. – Волгоград, 1998. – 16 с.

10. Социология: общий курс: учебное пособие / под ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2010. – 128 с.

11. Чигиринская, Н. В. Деловая культура: учеб. пособие Н. В. Чигиринская, Н. В. Дулина / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – 81 с.


 

 


 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Приложение 4


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ)

Кафедра «История, культура и социология»

 

Date: 2015-12-13; view: 3105; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию