Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Домашняя работа № 3
по курсу социологии ТЕМА: КУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Выполнил студент (укажите Ф. И. О., группу)
№ зачетной книжки
Дата выполнения работы:
Волгоград
Раскройте (кратко) содержание каждого из приведенных ниже понятий. Культура
Ценности
Классифицируйте указанные элементы культуры (поставьте знак «+» или «ü» в соответствующей колонке).
Задание № 3 Каждому термину поставьте в соответствие его определение (соеди- ните стрелками).
Каждому термину поставьте в соответствие его определение (соеди- ните стрелками).
Задание № 5 Поместите в таблицу все перечисленные ниже термины: в левый столбик термины, характеризующие материальную культуру, а в правый – духовную культуру Паровая машина, нормы, правила, образцы поведения, книга, галстук, ритуал, язык, украшения, плотина, мифы, храм, орудие труда, обычаи, жи- лой дом, традиции, знания, церемонии, теория относительности, дуэль, диспут, джинсы, огонь, чулки, праздник, географический атлас, научное открытие, автомобиль.
Укажите определения, которые соответствуют различным поняти- ям. Отметьте коды определений рядом с названием каждого из понятий. Определения: 5. Сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными. 6. Последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий и/или дат. 7. Традиционно установившийся порядок поведения. 8. Все то, что унаследовано от предшественников. 9. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. 10. Достоверные сведения о чем-либо 11. Социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представ- ления от том, что такое справедливость и пр. 12. Фантастическая, вымышленная картина мира в целом, место в нем об- щества и человека 13. Убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, ре- альной или иллюзорной Понятия:
Задание № 7 К какой сфере культуры относится рукопожатие и почему? 1. Материальная культура
2. Духовная культура
В обществе любой объект может стать социальным символом. 1. Какое символическое значение имеет постриг в монахи?
2. Какие еще Вы знаете прически, стрижки, укладки волос, имеющие сейчас или имевшие прежде символическое значение?
Задание № 9 Социальным символом может стать также борода. Отсутствие бороды и ее наличие выражали и выражают различные социальные статусы. 1. Как Вы думаете, почему раньше с бородой ходили в основном мужики, а в последние десятилетия – только интеллигенты?
2. Чем в культурном и социальном смысле различаются борода и бород- ка?
3. Какое социально значение имел приказ Петра I сбривать русским лю- дям бороды? Для чего это делалось?
Задание № 10 Что такое реликвии как социальные символы? Дайте интерпретацию понятия. Приведите примеры. Какие виды реликвий Вы знаете? 1. Военные реликвии
2. Религиозные реликвии
3. Другие виды реликвий
Американские ковбои – это просто пастухи. Но почему только амери- канские, а скажем, не испанские или русские пастуха приобрели столь большое символическое значение для западной (а сегодня уже не только для западной) цивилизации? Почему говорят о ковбойских, а не о пасту- шеских фильмах? Какие ценности он воплощает образа ковбоя в западной культуре?
Задание № 12 (Тест) Q41. Культура – это… (выберите правильный вариант ответа) 1. Все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества. 2. Система убеждений и ценностей, выраженная через язык, песни, тан- цы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых регу- лируется поведение людей; 3. Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. 4. Некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Q42. Кто из ученых впервые разграничил понятия «культура» и «циви- лизация»? 1. Ф. Ницше. 2. О. Шпенглер. 3. З. Фрейд. 4. Н. Я. Данилевский. 5. К. Маркс. 6. П. А. Сорокин. Q43. Цивилизация – это…(выберите правильный вариант ответа) 1. Вершина технических достижений человечества, связанная с покоре- нием космоса, внедрением компьютерных технологий и т. п. 2. Городская культура. 3. Определенная, заключительная стадия развития любой культуры. 4. Ступень общественного развития, следующая за варварством. Q44. Культурное многообразие показывает… 1) закрытость культур; 3) разнообразие человеческих культур; 2) наличие человеческих культур; 4) идентичность культур.
Q45. К культурным универсалиям относится… 1) общественное сознание; 3) законодательство; 2) стереотипное сознание; 4) институт брака. Q46. Примером, какого культурного процесса выступает большое количе- ство слов заимствованных из тюркских языков в русской речи. 1) культурной диффузии; 3) культурной ассимиляции; 2) аккультурации; 4) культурной аккомодации. Q47. Гламурные журналы, реклама, телевизионные сериалы относятся к (укажите, какой) … культуре 1) народной; 3) элитарной; 2) этнической; 4) массовой. Q48. Если нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощу- тимое противоречие с ценностями всего общества, то в этом случае формируется… 1) контркультура; 3) неформальная культура; 2) формальная культура; 4) внутренняя культура. Q49. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности чужой культу- ры, называется… 1) аккультурация; 3) культурная дифференциация; 2) культурный конфликт; 4) ассимиляция. Q50. К функциям культуры в обществе НЕ относится (укажите, какая) … функция… 1) интегративная; 3) коммуникативная; 2) познавательная; 4) аксиологическая. Q51. Первый российский университет был открыт в… 1) Санкт–Петербурге; 3) Киеве; 2) Москве; 4) Харькове. Q52. Волгоградский государственный технический университет был ос- нован в… 1) 1925 г.; 3) 1935 г.; 2) 1930 г.; 4) 1929 г.
Список литературы 1. Вебер, М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – М.: РОССПЭН, 2006. – 648 с. 2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991. – 574 с. 3. Мердок, Д. Фундаментальные характеристики культуры / Д. Мердок // Антология исследований культуры. Т. 1. – СПб., 1997. – 405 с. 4. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. – М.: Прогресс, 1973. – 406 с. 5. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М.: Политиз- дат, 1992. – 542 с. 6. Тойнби, А. Цивилизация перед судом истории / А. Тойнби. – М.: Айрис–пресс, 2003. – 578 с. 7. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск: Наука: Сибирская из- дательская фирма, 1993. – 584 с. Учебники 1. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учебное пособие / Л. Г. Ионин. – М.: Изда- тельский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 364 с. 2. Голенкова, З. Т. Общая социология: Учебное пособие / под ред. проф. З. Т. Голенковой / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М.: Гардари- ки, 2005. – 474 с. 3. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 624 с. 4. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с. 5. Социология: учебник / О. В. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 399 с. Учебные пособия и методические рекомендации по теме «Культура как механизм социального взаимодействия» 1. Василенко, И. В. Социальная группа как элемент общественной жизни / И. В. Василенко, Н. В. Дулина, В. В. Смирнова / ВолгГТУ. – Волгоград, 1997. – 52 с. 2. Дулина, Н. В. Методы исследования системы ценностных ориентаций / Н. В. Дулина, В. В. Токарев, И. В. Василенко / ВолгГТУ. – Волгоград, 1999. – 36 с. 3. Дулина, Н. В. Общая социология: учебное пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 240 с. 4. Дулина, Н. В. Социологические методы анализа культуры (Социология культу- ры): методические указания / сост. Н. В. Дулина, Н. В. Коваленко, В. В. Щеглов / ВолгГТУ. – Волгоград, 1994. – 32 с. 5. Дулина, Н. В. Социология: учебно-методич. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 176 с. 6. Дулина, Н. В. Социология: словарь понятий и терминов: учебный терминологиче- ский словарь / Н. В. Дулина, Н. А. Овчар. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010. – 88 с. 7. Дулина, Н. В. Человек и группа в социальном измерении: учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. В. Василенко, И. А. Небыков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2002. – 132 с. 8. Общая социология: учеб. пособие / под. ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 88 с. 9. Социокультурная преемственность как фактор развития общественных систем: методические рекомендации для студентов / сост.: Игнатенко Т. И. / ВолгГТУ. – Волгоград, 1998. – 16 с. 10. Социология: общий курс: учебное пособие / под ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2010. – 128 с. 11. Чигиринская, Н. В. Деловая культура: учеб. пособие Н. В. Чигиринская, Н. В. Дулина / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – 81 с.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Приложение 4 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ) Кафедра «История, культура и социология»
Date: 2015-12-13; view: 3242; Нарушение авторских прав |