Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель: выявить основные закономерности образования и использования доходов населения и присущие этому проблемы





Говоря о неравенстве с позиций экономики благосостояния, следует отметить возможную взаимосвязь между социальным неравенством и размером общественного благосостояния. При определенных предположениях о функции общественного благосостояния (аддитивность; убывающая предельная полезность по доходу; индивидуальные функции полезности одинаковы и ставят полезность в зависимость только от дохода индивида) она достигает своего максимума в условиях полного равенства. Поэтому любое снижение неравенства, вызванное перераспределением дохода, приводит к росту общественного благосостояния. Такое перераспределение дохода в полной мере отвечает реализации принципа максимина, положенного в основу функции общественного благосостояния Дж. Роулза. При других допущениях (неаддитивность, различие в индивидуальных функциях полезности) повышение благосостояния может потребовать неравенства доходов.

Располагаемый доход – это доход экономического субъекта, полученный после выплат трансфертов со стороны государства и уплаты налогов из своего личного дохода. Именно располагаемый доход дает более точное представление об уровне жизни населения, чем личный доход.

Одним из наиболее известных способов измерения неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет о персональном, а не функциональном распределении доходов.

Абсолютное неравенство означает, что и 20 %, и 40 %, и 60 %, и т. д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100 % всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.

 

Рисунок 1.4.1 – Кривая Лоренца

 

В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихован­ную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распреде­лении доходов.

Если площадь не заштрихованного участка графика обоз­начить буквой Т, то можно получить следующее отношение:

 

,

где G – показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

 

Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономи­ста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент в реальности не может равняться ни единице, ни нулю, т. к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.

В России коэффициент Джини, по прогнозу ВБ, до 2030 года практически не изменится. Это объясняется высокой долей госсектора, в котором традиционно используется более уравнительный подход к оплате труда квалифицированных специалистов. По официальным подсчетам (версия Росстата), коэффициент Джини для России сейчас приблизительно равен 0,3, что сравнимо с европейскими показателями. Однако по независимым оценкам, он достигает 0,4-0,6, что ближе к уровню Латинской Америки.

Расслоение общества можно оценить и другими способами. Например, вычислением децильного коэффициента. Это отношение средней величины доходов 10 % самых богатых людей к доходам 10 % малоимущих. Российский децильный коэффициент приближается к 16. Когда коэффициент превышает отметку в 10 пунктов, появляются реальные предпосылки к социальным беспорядкам.

Исключение составляют разве что США, где эта цифра несколько больше. Эксперты полагают, что недовольство своим материальным положением среди американцев направлено не против государства, а против себя. Это часть менталитета: если ты бедный, никто в этом не виноват, кроме тебя самого.

Примечательно, что сто миллиардеров распоряжаются почти 30% всех частных активов в России. Тогда как средний мировой показатель составляет 1 %. Такие интересные выводы содержатся в докладе Global Wealth Report. Важной статистической единицей в этом докладе является богатство домохозяйства.

Так, в России на каждые 15 млрд. долларов, которые имеют домохозяйства, приходится один миллиардер. Развитые страны демонстрируют совсем другую цифру. Здесь один миллиардер приходится на каждые 194 млрд. долларов. Это говорит о низком уровне дохода обычных российских семей.


Есть и положительные моменты. По данным Росстата, в прошлом году число людей, проживающих за чертой бедности, сократилось на 12,2 % (или на 2,2 млн. человек). С другой стороны, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума остается большой. Их почти 16 млн. чел. Они не имеют доступа к качественному здравоохранению, образованию и жилью.

В этой связи большое значение имеет эффективная социальная политика государства.

Социальная политика занимается решением следующих задач:

• стабилизации бедности;

• сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

• поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

• развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство);

• важной задачей является адресная (т. е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Функции социальной политики:

Экономическая. Социальная политика – часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста.

Распределительная. Она предполагает участие государства в формировании, распределении и перераспределении доходов в соответствии с критериями эффективности и представлениями о справедливости с целью повышения благосостояния отдельных социальных групп и общества в целом.

Идеологическая функция состоит в сохранении основ духовного и культурного развития населения, смягчения социальных противоречий и снятии возникающих на экономической почве конфликтов для достижения в обществе состояния социального мира и партнерства.

Государство располагает целой системой механизмов и инструментов, с помощью которых реализует социальную политику. Под социальной защитой понимаются обязательства общества по реализации социальных прав граждан, социальных групп и классов, закрепленных законодательными и нормативными актами. Это, прежде всего, решение задач занятости и обеспечения реального уровня прожиточного минимума, достижения оптимального соотношения уровней жизни активной части населения и нетрудоспособных граждан. Практика социальной защиты населения выработала ряд принципов ее организации:

• Принцип надежности предусматривает разработку системы правового обеспечения проводимых мер по социальной защите;

• Принцип максимального использования заработной платы как основного источника обеспечения социальной защиты занятого трудоспособного населения;

• Принцип непрерывного совершенствования системы социальных гарантий, направленных на укрепление стабильности, повышение стипендий, пенсий и т. д.;

• Создания единой системы адресной поддержки нуждающихся, незащищенных слоев населения;

• Стимулирующий принцип направлен на активацию деятельности работающего и на то, чтобы средства социальной помощи расходовались на улучшение жизни населения;


• Принцип контроля и проверки нуждаемости в социальной защите;

• Принцип самофинансирования системы социального страхования, в соответствии с которыми пенсионные фонды по старости и нетрудоспособности должны носить накопительный характер за счет отчислений от доходов фирм, домохозяйств и отдельно взятых работников;

• Принцип регулирования и соотношения сверхвысоких и низких доходов групп населения;

• Принцип селективности (избирательности) предполагает поддержку государством малообеспеченных граждан через разработку и реализацию гибких программ, имеющих целевое назначение по оказанию помощи детям нуждающихся родителей или сиротам через систему дошкольных учреждений;

• Принцип эффективности означает, что чистые социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки;

• Принцип адекватности предусматривает соответствие масштабов, направлений и форм социальной защиты уровню развития экономики и объему созданного в обществе ВНП, являющегося источником осуществления защитной функции государства;

• Принцип субсидиарности (дополнительности) состоит в том, что помощь индивиду должна предоставляться государством в объемах стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности. Он воплощается в системе государственных гарантий;

• Принцип солидарности свидетельствует о степени готовности общества оказать социальную помощь определенным категориям нуждающихся. На действии данного принципа базируется социальная помощь как элемент социальной защиты;

• Принцип непрерывности показывает, что процесс социальной защиты должен воспроизводиться во времени и пространстве.

Реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и пассивной. Первая предполагает целый комплекс мероприятий по трансформации существующей совокупной рабочей силы в направлении соответствия ее состава происходящим структурным сдвигам в отдельных сферах общественного производства или экономики в целом (государственная финансовая поддержка системы подготовки кадров, создание новых рабочих мест). Вторая форма сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, оказанию социальной помощи, выплате пособий, дотаций. Трансфертные платежи – экономические ценности, передаваемые одними участниками экономических отношений другим в одностороннем порядке вне зависимости от результатов труда, предпринимательской деятельности или собственности на ресурсы. Различают социальные трансферты (выплаты из госбюджета и/или специальных фондов в форме пенсий, пособий, стипендий) и межсемейные трансферты (безвозмездная передача части доходов одной семьи другой).

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух основных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат, а также посредством изменения цен, устанавливаемых рынком, и введением минимальных ставок заработной платы.


Социальное обеспечение – предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан, попадающие под определенные социальные риски (травмы, болезни, старость, инвалидность, многодетность и т. д.). Социальное обеспечение выступает в двух организационно – правовых формах: государственное (обязательное) социальное страхование и государственная помощь. Первая форма основана на аккумуляции обязательных страховых отчислений работодателей и работников в бюджет и на выплатах социальных трансфертов из бюджета и социальных фондов. Источником финансирования социальной помощи являются налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Помощь предоставляется малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, без проверки данных о страховых взносах, только на основе их личных доходов.

С целью защиты доходов от инфляции применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Однако индексация может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

В связи с проблемой распределения доходов возникает «дилемма эффективности и справедливости». Изымая в виде налогов часть дохода у высокооплачиваемых семей и передавая их низкооплачиваемым, государство уменьшает стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики. А. Оукен назвал эту проблему «дырявым ведром социальной помощи». Масштабы «утечки» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В целом, среди экономистов и ученых других специальностей отсутствует единство взглядов на определение понятия социальной справедливости.

Социальная политика, в конечном счете, направлена на гармонизацию социально-экономических отношений всех участников рыночной экономики в рамках концепции социального партнерства между трудящимися, управленческим аппаратом и собственниками капитала. Социальное партнерство – это согласование экономической и социальной политики (особенно доходов и налогов) между правительством, предпринимателями и профсоюзами. Наиболее полно проявляется социальное партнерство в рамках генеральных и отраслевых соглашений, заключаемых на трехсторонней основе: профсоюзами, союзами предпринимателей и промышленников и правительством. В соответствии с ними определяется линия поведения лиц наемного труда и работодателей, за соблюдением которой следит государство.

 







Date: 2015-12-12; view: 1073; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию