Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура





4.1. Литература.

Художественный процесс 60– 70-х гг. в области литературы отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря хрущевской «оттепели» установилось своеобразное равновесие сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала «Новый мир» во главе с его редактором А. Т. Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), хранившиеся в закрытых фондах произведения А. П. Платонова, О. Э. Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева «Москва – Петушки» (1969), А. Г. Битова – «Пушкинский дом» (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М. А. Шолохов (1965), А. И. Солженицын (1970), И. А. Бродский (1987).

Основные направления в литературе. В художественной культуре нашли отражение новые явления и тенденции в социально-экономической жизни людей, их образе жизни и быта.

В произведениях деятелей советской литературы 60—70-х гг. получила дальнейшее развитие тема «советского человека». В центре внимания писателей оставалась также тема Великой Отечественной войны. Авторы (А Б. Чаковский, А. А Ананьев, В. В. Быков, Ю. В. Бондарев, В. В. Карпов, Б. Л. Васильев и др.) – сами в большинстве участники войны – помимо темы боевых действий поднимали в своих произведениях такие гуманистические проблемы, как ценность человеческой жизни, судьба простого солдата на войне, правдиво и достоверно описывая происходящие события.

Одно из ведущих литературных направлений этих лет получило название «деревенская проза». В ней был поднят ряд общечеловеческих и социально-исторических вопросов, раскрывались своеобразные черты русского национального характера. В произведениях В. Овечкина, Ф. А. Абрамова, Б. А Можаева, Б. И. Белова, Б. Г. Распутина, В. П. Астафьева выражался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта.



Многие социальные и психологические проблемы (экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах) поднимались в 70-е гг. в «городской прозе». Ее связывают в первую очередь с именем писателя Ю. В. Трифонова. В традициях «городской прозы» писали также А Г. Битов, В. В. Конецкий, А. А. Ким, В. С. Токарева, Н. Садур, Ю. М. Поляков и др.

4.2. Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности («Иркутская история» и «Город на заре» А. Н. Арбузова; «Материнское поле» Ч. Т. Айтматова и др.). Чрезвычайно популярными в те годы были герои «производственных» пьес [спектакли «Человек со стороны» Н. М. Дворецкого; «Сталевары» (пьеса инженера и журналиста Г. Бочкарева), «Премия» А. И. Гельмана и др.].

В драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.).

В эти же годы ряд театров не вписывались в партийную драматургию. Речь идет о Театре им. А С. Пушкина (постановки А Б. Эфроса), Театре на Таганке (главный режиссер Ю. П. Любимов), «Современнике» (О. Н. Ефремов, затем Г. Б. Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г. А. Товстоногова. Судьба многих выдающихся актеров театра была тесно связана с отечественным кинематографом (Н. О. Гриценко, Ю. К. Борисовой, М. А. Ульянова, Ю. В. Яковлева, И. М. Смоктуновского и др.).

4.3. Музыка.

Симфоническая. Тема современности и героико-патриотическая нашли свое отражение в произведениях Д. Д. Шостаковича (11-я и 12-я симфонии, «Казнь Степана Разина»), Г. В. Свиридова («Патетическая оратория»), В. И. Мурадели («Октябрь»), Д. Б. Кабалевского («Реквием») и др.

В 60-е гг. наметился отход от «глобальных» симфонических концепций в сторону более скромных, камерных композиций (14-я симфония Д. Д. Шостаковича). Существенный вклад в развитие симфонической музыки внесли композиторы Г. Н. Попов, Б. И. Тищенко, А. Г. Шнитке, А. Я. Эшпай, Б. А. Чайковский, Э. В. Денисов. Широкую известность получили советские дирижеры – Е. А. Мравинский, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов и др. Большой вклад в развитие песенного эстрадного жанра внесли М. Г. Фрадкин, Я. И. Френкель, С. С. Туликов, А. Н. Пахмутова и др. С середины 60-х гг. среди молодежи особой популярностью пользовалась рок-музыка.

Опера и балет. В области оперного искусства наивысшие достижения связаны с произведениями Р. К. Щедрина («Не только любовь», «Мертвые души»), С. М. Слонимского («Виринея»), К. В. Молчанова («Зори здесь тихие»), А. П. Петрова («Петр I»). Получили развитие также жанры монооперы и камерной оперы (был открыт Московский камерный музыкальный театр под руководством Б. А. Покровского).

Балет пополнили постановки на темы современности и сюжеты классической литературы: «Сотворение мира», «Мастер и Маргарита» А. П. Петрова, «Икар» С. М. Слонимского, «Анна Каренина», «Чайка» Р. К. Щедрина, «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова и др.



Заметно расширились зарубежные связи мастеров искусств. Мировая общественность познакомилась с творчеством известных коллективов, таких как танцевальный ансамбль «Березка», ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева, ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, хор им. Пятницкого.

4.4. Кинематограф 60—70-х гг. составляет одну из славных страниц отечественного кино. В эти годы были осуществлены экранизации произведений классической русской и зарубежной литературы – «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Гамлет» и др. В художественных фильмах С. А. Герасимова, В. М. Шукшина, А. Н. Митты, Э. А. Рязанова, А. С. Михалкова-Кончаловского, Н. С. Михалкова, С. Н. Ростоцкого и других режиссеров поднимались глубокие нравственные и философские проблемы. Одним из лучших мастеров жанра кинокомедии был ученик Г. В. Александрова кинорежиссер Л. И. Гайдай (фильмы «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и др.)

В условиях идеологического диктата многие выдающиеся фильмы в годы застоя были лишены широкой зрительской аудитории. В их числе фильмы режиссеров А. А. Тарковского («Иваново детство», «Зеркало», «Андрей Рублев»), К. Г. Муратовой («Короткие встречи»), А Ю. Германа («Двадцать дней без войны»).

4.5. Скульптура и живопись. Основная направленность изобразительного искусства – создание глубокого и яркого образа современника, правдивое отображение действительности. Искусство было призвано эмоционально воздействовать на зрителя, формировать его мысли и чувства. От произведений требовалась идейная завершенность.

В 60—70-е гг. монументальное искусство характеризовали эпические произведения. В их числе – монументально-художественный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде, мемориальные памятники на Пискаревском кладбище в Ленинграде и в Саласпилсе под Ригой, на месте сожженной фашистами белорусской деревни Хатынь; монумент «Легендарная тачанка» у г. Каховки, скульптурный ансамбль защитникам Брестской крепости.

Значительные произведения в 60—80-х гг. были созданы мастерами станковой скульптуры, которые стремились освободиться от штампов и парадности. В их числе скульпторы Т. М. Соколова, А Г. Пологова, Д. М. Шаховской, Ю. Д. Митлянский, О. К. Комов, Ю. Л. Чернов и др.

Живопись этих лет обогатили М. С. Сарьян, И. С. Глазунов, А. М. Шилов и другие художники. В бытовом жанре работали художники Т. Н. Яблонская, Д. Д. Жилинский. Несмотря на последствия «бульдозерной выставки» 1974 г. продолжало существовать и развиваться «неформальное» искусство.

4.6. Архитектура. В 60—70-е гг. развивался новый стиль архитектуры – простой, экономный, использующий возможности современной техники материалов. К нему относятся здание СЭВ (в нем ныне располагается московская мэрия) (арх. М. В. Посохин и др.), 553-метровая башня Центрального телевидения (Д. И. Бурдин, М. Шкуд и др.). По типовым проектам строились здания Метрополитена в Москве, Ленинграде и других городах. В 70-е гг. были построены новые спортивные сооружения, а также «Олимпийская деревня» к О лимпиаде-80 в Москве.

4.7. Контркультура. Массовая культура. В 70-е гг. складываются неформальные молодежные группы приверженцев определенных музыкальных вкусов и стилей (битломаны, металлисты, роллинги, брейкеры). Появились также группы аполитичного характера (хиппи, панки). Они представляли собой слепки с западной молодежной субкультуры. В условиях ликвидации репрессивных и регламентирующих моментов возникла некая свобода от условностей, аполитичность, враждебность элитарности. Нонконформизм этой части молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, одежде, жаргоне.

В 70-е гг. в СССР появились собственные рок-группы. Рок поначалу рассматривался как «контркультура» (андеграунд), но со второй половины 80-х гг. он превратился в культуру нового времени и воспринимался уже как предмет искусства. К числу профессиональных рок-музыкантов того времени следует отнести Б. Гребенщикова и его группу «Аквариум», А. Макаревича – «Машина времени», В. Цоя – группу «Кино» и др.

Среди части молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «Митьки», образованная в 1982 г., выделявшаяся самоиронией и подчеркнуто гротескным стилем.

Наряду с этими направлениями молодежной культуры продолжала развиваться авторская песня. Во многих городах СССР создавались Клубы самодеятельной песни (КСП), проходили фестивали. Появилось новое поколение бардов – М. Ким, А. Дольский, С. Никитин, О.Митяев и другие исполнители.

По-прежнему среди населения велико было увлечение эстрадой (популярные программы тех лет – «Голубой огонек», «КВН», конкурсы «Песня года»), магнитофонными записями, кино.

Выводы

1. Процесс развития отечественной культуры в 60-е – начале 80-х гг. характеризовался противоречивостью и двойственностью .

2. Творческий потенциал культурной элиты страны был направлен на развитие литературы, искусства, образования, отстаивание гуманизма и демократии, развитие международных контактов. Достижения отечественной науки тех лет в различных областях составили основу научно-технического прогресса СССР. Научно-технический потенциал СССР был весьма мощным и занимал второе (после США) место в мире.

3. Появились широкие возможности приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры у рядовых граждан страны. На эти годы приходится пик посещаемости кинотеатров, музеев, выпуска печатной продукции. Наблюдается устойчивый рост художественно-творческой активности населения, реализуемой в клубных формах любительской деятельности.

4. Вместе с тем сохранявшиеся административно-командные методы управления, остаточный принцип финансирования культуры, элементы двойной морали в обществе вели к духовному кризису, отставанию нашей страны в ряде областей науки, к падению уровня образования и ограничению творческой самостоятельности художественной интеллигенции.

5. Усиление идеологического пресса в различных сферах культурной жизни вызвали отток из страны значительной части интеллектуальных и творческих сил.

Вопросы и задания

1. В каких областях науки и культуры СССР осуществлял плодотворное сотрудничество с развитыми странами мира?

2. Какие направления в молодежном движении представляли так называемую контркультуру?

3. Что такое неосталинизм в культуре?

4. Чем было вызвано появление в СССР диссидентского движения? Какие цели ставили перед собой его участники?

5. Чем можно объяснить наметившееся в годы «застоя» отставание СССР в области научно-технических разработок? Что такое «остаточный» принцип финансирования науки и культуры?

Литература

История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М., 1997.

Русская художественная культура второй половины XX в. М., 1996.

Тенденции социокультурного развития России. 1960—1990-е гг. М., 1996.

Шульгин Б. С., Кошман Л. В, Зезина М. Р. Культура России. IX–XX вв. М., 1996.






Date: 2015-12-13; view: 143; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию