Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СССР в системе международных отношений





4.1. Основные направления внешней политики СССР включали в себя:

– укрепление социалистического лагеря;

– стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами;

– поддержку международного коммунистического движения, национально-освободительных и революционных сил в странах «третьего мира».

Изменилось отношение советского руководства к принципу интернационализма, который был заменен политикой с позиции силы (или «ограниченного суверенитета» стран, называвших себя социалистическими). Отказавшись от идеи мировой революции, СССР рассматривал борьбу за собственные геополитические интересы в мире как форму мирного соревнования двух систем.

С 1957 по 1985 г. министром иностранных дел СССР был А А Громыко.

4.2. Разрядка международной напряженности. Противоречия курса.

• Начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый к 1969 г. Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между ними (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись двусторонние встречи глав СССР и США.

• Результатом советско-американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) ив 1979 г.ОСВ-2. В 1972 г. был заключен договор между СССР и США по противоракетной обороне (ПРО). Процесс разрядки был закреплен Хельсинкским Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Европейские страны, в том числе СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после Второй мировой войны. Важным итогом Хельсинки было обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

• Основным противоречием международных отношений 1970-х гг. являлась не прекращавшаяся гонка вооружений, ответственность за которую несли как американская, так и советская сторона, первоначально преследовавшая цель «догнать» Соединенные Штаты по стратегическим вооружениям, а затем поддерживать «военно-стратегический паритет».

Создание новых видов вооружений и содержание огромной армии изматывали СССР значительно больше, чем западные страны, обладавшие во много раз большим экономическим потенциалом. Так, рост военных расходов США со 122 млрд долл. в 1979 г. до 284 млрд в 1985 г. подтолкнул СССР к затратам за пятилетие на сумму более триллиона долларов.

4.3. СССР и социалистический лагерь.

• Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся в связи с десталинизацией позиций СССР в социалистическом лагере. Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70-х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь, а подчас и прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

В условиях, когда в странах Восточной Европы зрело недовольство советской политикой вмешательства, США в отношении стран Восточной Европы проводили собственную политику «мирного проникновения», которая дала результаты уже к концу 70-х гг.

• В рассматриваемый период продолжилось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном острове Даманском, в ходе которого с советской стороны погибло 152 человека. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта, учитывая, что в идеологической сфере китайское руководство продолжало выступать против «советского ревизионизма», а СССР, в свою очередь, критиковал «китайский гегемонизм».

4.4. СССР и страны «третьего мира».

• Советский Союз осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР.


Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд руб. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая в этой области первое место в мире с конца 50-х – до середины 80-х гг.). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд долл. (при этом многие «братские» страны брали в долг, который исчисляется миллиардами долл.).

• В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. США, как и СССР, оказывали широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в странах «третьего мира». Эта борьба отнимала у Советского Союза огромные средства.

• В странах «третьего мира» интересы СССР столкнулись также с интересами Китая, который заметно укрепил здесь свои позиции.

Во второй половине 70-х гг. СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

Вторжение в Афганистан. В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

4.5. Обострение «холодной войны». Используя «афганский фактор», Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американцы бойкотировали XXII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе). В 1979–1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

В результате в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы).

4.6. Итоги внешней политики.

• За 1965–1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.

• В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

• В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).

• У советского руководства было два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70-х гг. Но к началу 80-х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику.


Выводы

1. В результате экономических реформ второй половины 60-х гг. и отказа от крайностей политики 40-х и 50-х гг. СССР в начале 70-х гг. удалось активно развивать социальные, образовательные и прочие программы, благодаря чему было достигнуто ощутимое повышение уровня жизни населения.

2. В то же время первоначальные попытки руководства во главе с Брежневым совместить административно-командную систему с материальным стимулированием показали, что возможности советской экономической модели уже исчерпаны. Советская экономика (за исключением ВПК) осталась на индустриальной стадии, между тем как экономика ведущих стран мира поднялась на стадию постиндустриальных научно-информационных технологий.

3. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Возраставшее несоответствие директивного планирования и внеэкономических методов хозяйствования требованиям развитого индустриального и зарождавшегося научно-индустриального производства вызывали объективную потребность в изменении экономических порядков в СССР.

4. Замедление экономического роста, свертывание социальных программ к началу 80-х гг. в значительной степени было связано с огромными военными затратами и проведением военно-стратегической и внешнеполитической линий на закрепление за СССР статуса супердержавы.

5. В целом усилия руководства страны к стабилизации в существующих социально-экономических и политических условиях привели к «застою». Нараставшие кризисные явления в экономике и внешней политике, противоречивость национальной политики свидетельствовали о приближении общего кризиса. При этом подобные процессы могли развиваться еще многие годы, поскольку реальный политический кризис в сложившейся духовной и социопсихологической атмосфере не угрожал властной системе, а уровень социально-экономического развития воспринимался большинством населения как приемлемый.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные черты застойных явлений в экономической и духовной жизни СССР.

2. Покажите, в чем выражалось проявление инакомыслия в СССР. Опишите реакцию власти на зарождение диссидентства в стране?

3. В чем проявился кризис мировой социалистической системы?

4. Чем объяснялись столь значительные вложения средств в развитие военно-промышленного комплекса СССР?

5. Ознакомьтесь с таблицей «Удельный вес средств производства и предметов потребления в общем объеме промышленного производства в СССР (1940–1986 гг.) (%)» [4]. Прокомментируйте представленные в ней данные. Сделайте вывод о характере развития советской экономики.

Литература

История Отечества в документах. Хрестоматия. М., 1995. Ч. 4. 1945–1993.

Пихоя Р. Г. СССР: История власти. 1945–1991. Новосибирск, 2000.

Советская внешняя политика в годы «холодной войны». 1945–1985 (Новое прочтение). М., 1995.

Стачинский Г. А. Эволюция социально-политического сознания советского общества во второй половине XX века. 1945–1990 гг. СПб., 1993.







Date: 2015-12-13; view: 1236; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию