Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Грамотность и образование. Начало книгопечатания
2.1. Развитие аппарата власти и международных отношений в связи с образованием единого централизованного государства, укрепление церкви и дальнейшее развитие ремесла и торговли вызвали рост потребности в грамотных людях. 2.2. В общегосударственном масштабе образование по-прежнему было начальным, носило церковный характер и было доступно лишь избранным. Грамотность была распространена прежде всего среди феодалов, духовенства и купечества. • Центрами просвещения на Руси были монастыри. • В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские «мастера грамоты» встречались крайне редко. • Основу любого учебного процесса составляли богословские дисциплины. Как правило, обучали также чтению и письму, началам арифметики. • В качестве «учебных пособий» использовали обычно богослужебные книги. 2.3. Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы. • Основным материалом для письма стала бумага, использовать которую начали еще в XIV в. Привозили ее из Италии, Франции, германских государств, Польши. • Господствующим типом письма окончательно стала появившаяся в XV в. «скоропись» – беглое, ускоренное письмо. 2.4. Дорогостоящий и длительный процесс изготовления рукописных книг уже не удовлетворял возросшие потребности в них. Важной вехой в развитии русской культуры стало появление книгопечатания (1553). Первые издания были анонимными и не датировались. Поэтому началом книгопечатания часто считают 1563 г„ когда в Москве на средства царской казны была создана типография. Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была издана первая русская датированная книга «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов» – сборник ежедневных молитв. Наряду с религиозными книгами был напечатан первый русский букварь (в 1574 г. во Львове), а в течение всего XVI в. было издано 20 книг. Но ведущее место по-прежнему занимала рукописная книга. Литература и общественно-политическая мысль Новые общественно-политические условия обусловили выдвижение на передний план новых проблем. Большое внимание в русской литературе начали уделять вопросам о самодержавной власти, месте и значении церкви в государстве, международном положении России. Это способствовало развитию новых литературных жанров. В то же время сохранили свою роль и традиционные для русской литературы жанры и направления. 3.1. По-прежнему сохранялось летописание. • В XVI в. московское летописание, впитавшее общерусские традиции, достигло своего расцвета. Оно теперь было подчинено единому центру и единой цели – укреплению Российского государства, авторитета царской и церковной власти. Так, «Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в. В нем обосновывается мысль о том, что Русь является наследницей древних монархий. • Во второй половине столетия летописание исчерпало свои возможности. Стали появляться новые формы летописных произведений. «Летописец начала царства» описывает первые годы правления Ивана Грозного, взятие Казани, реформы и доказывает необходимость установления царской власти на Руси. «Степенная книга» содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, от Владимира I (Святославича) до Ивана IV. • Большое значение приобрели хронографы, в которых излагались события от сотворения мира до падения Византии и раскрывалась особая роль Руси в истории христианских народов. 3.2. Дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых, как и прежде, преобладала героическая тематика: «Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» и др. 3.3. Значительные изменения претерпевает литература путешествий. Развивались светские мотивы, в описание путешествий все чаще включают вымышленные сюжеты. Формируются новые жанровые разновидности путевых записок – «повести русских послов» («статейные списки», «росписи»), «отписки» землепроходцев. 3.4. Характерной особенностью литературы этого периода становится возникновение и быстрое развитие публицистики, в которой нашли отражение напряженные поиски решения проблем жизни государства и общества, зарождались идеологическая и философская полемики. • «Москва – третий Рим». Первые литературно-публицистиче-ские произведения поддерживали и обосновывали новую государственную политику. В «Сказаниях о князьях Владимирских» и в «Сказании о Владимире Мономахе» нашла свое выражение зародившаяся еще в конце XV в. концепция наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. Эту идею поддержала Русская православная церковь. В посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис «Москва – третий Рим», ставший идеологической доктриной русского самодержавия. • Талантливый русский публицист Иван Пересветов в своих произведениях «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане» и др. изложил свою программу преобразований в стране. Идеал государственного устройства он видел в сильной самодержавной власти, опирающейся на поместное дворянство. Пересветов ратовал за возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности. • Интересное публицистическое наследие оставил сподвижник Ивана Грозного князь Андрей Курбский. В своих сочинениях («История о великом князе Московском» и др.) Курбский выступал за ограничение власти царя. К публицистике можно причислить и знаменитую переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными. 3.5. Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного протопопа Сильвестра «Домострой» – учебник нравственности, определявший поведение человека, его обязанности в семье и обществе. Эти правила впоследствии стали классическим образцом патриархального уклада в семье, но в тот период он содержал революционные нормы, подчеркивая душе-спасительность труда, возможность «праведного стяжательства», давая высокую по тем временам оценку женщине и т. д. 3.6. Среди литературных памятников XVI в. нельзя не упомянуть 13-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» («Чтения ежемесячные») – составленный митрополитом Макарием и его учениками свод всей житийной литературы и произведений русской средневековой письменности, одобренных православной церковью. Date: 2015-12-13; view: 607; Нарушение авторских прав |