Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Восстановление ордена⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
Как встретили послание о роспуске ордена иезуиты и все христиане-католики? Орден подчинился ему с покорностью лишь там, где правительства привели послание в исполнение. При этом, конечно, не было недостатка в протестах и в самых невероятных попытках унизить и загрязнить память Климента XIV. Образованная Европа встретила уничтожение ордена с восторгом; народ почти всюду отнесся к нему безучастно. Кое-где слышались громкие жалобы монахинь и других ревностных сторонников культивируемого орденом благочестия. Но нигде, ни в Европе, ни вне ее, исполнение послания не встретило серьезного сопротивления со стороны масс. Создается впечатление, что орден везде потерял всякое доверие к себе. Общественное мнение не обнаружило никакого сочувствия к трагическому элементу его падения; оно отнеслось почти равнодушно к тем жестокостям, которые совершил Помбал. В несправедливостях, которым подверглись в разных местах иезуиты, видели справедливое возмездие или, по крайней мере, считали их необходимыми в интересах прогресса, «просвещения и добродетели». Рим сказал свое слово. Орден официально умер. Но там, где воля папы не имела силы, он открыто сопротивлялся папскому приказанию и без всяких затруднений становился под защиту государей-еретиков или атеистов, желая как будто даже в момент своей гибели доказать, что интересы ордена стоят для него выше клятвы верности, которая должна была по воле основателя неразрывно связывать его с папским престолом. Оригинально, что под свою защиту орден взяли как раз наиболее прославленные государи эпохи Просвещения: прусский король Фридрих Великий и императрица Екатерина II; оба думали, что они не в состоянии обойтись без иезуитов в преподавании. Но в Пруссии благосклонность правительства продолжалась недолго. В 1776 году король по докладу епископа Гогенцоллерна фон Кульма приказал силезским членам ордена отказаться от имени иезуитов и называть себя впредь «священниками королевского учительского института». В 1781 году этот институт был уничтожен, а в 1786 году остатки иезуитской конгрегации в Силезии вынуждены были разойтись. В России иезуиты были более счастливы. Екатерина II не только запретила опубликование папского бреве, но в 1782 году даже разрешила иезуитам, находившимся в бывших провинциях Польского королевства, избрать себе генерального викария и, следовательно, образовать вполне независимую монашескую конгрегацию. Император Павел, бывший вообще человеком крайне неуравновешенным, относился к иезуитам с еще большей благосклонностью; он призвал членов ордена в Петербург, возвратил им Виленский университет, способствовал их миссионерской деятельности среди немецких колонистов на Волге, богато одарил полоцкий новициат, чтобы усилить прилив новых членов, наконец, не побоялся обратиться к курии с предложением одобрить неповиновение польских иезуитов и санкционировать дальнейшее существование ордена. Папа Пий VI занял в иезуитском вопросе, судя по всем признакам, позицию несколько отличную от той, что занимал его предшественник Климент XIV. Он, по-видимому, тайно поощрял польских иезуитов крепко стоять на своем. В 1793 году он закрыл глаза на то, что герцог Пармский вызвал из России нескольких иезуитов. Еще большие надежды орден мог возлагать на Пия VII Чиарамонти. В 1773 году он, тогда еще епископ в Тиволи, с крайней неохотой выполнил приказ о роспуске ордена и всегда держал бывших иезуитов в большом почете. Действительно, 7 марта 1801 года он восстановил орден в России, а 30 июля 1804 года по просьбе короля Фердинанда IV — в Неаполе и Сицилии. Эти акты формально провозгласили разрыв с политикой Климента XIV и ясно показали всему христианскому миру желание курии возродить орден в прежнем блеске. Потребность в восстановлении ордена проявлялась с большой силой и в других местах. Еще в 1794 году Жан де Турнели основал в Бельгии Общество Сердца Иисуса, преследовавшее главным образом задачи преподавания; к нему примкнуло много иезуитов. В Италии тиролец Пакканари, честолюбивый авантюрист, выдал себя за второго Игнатия и основал в 1797 году Общество Веры Иисуса с определенной целью реставрировать иезуитский орден под другим именем. Оба общества слились в 1799 году; а в 1803 году они соединились с русскими иезуитами и в течение беспокойной эпохи наполеоновского господства тайно подготавливали восстановление ордена в странах, которые незадолго перед тем, казалось, были навсегда закрыты для него. Огромный переворот, происшедший в то время в отношениях образованных людей к идеям XVIII века, имел еще более важное значение для будущности ордена. Романтизм объявил войну рационализму, и из его недр быстро возникло современное ультрамонтанство[95]. Увлекаемое этим течением, папство решилось открыто вступить на путь прежней римской политики, который оно покинуло поневоле. Первым проявлением этой политики стало бреве, торжественно восстановившее орден Риме (7 августа 1814 года). Как ни удачно был выбран момент опубликования бреве, недоверчивое отношение правительств к ордену было еще так сильно, что иезуиты в первое время были официально признаны лишь в тех государствах, где произошла полная реставрация прежних порядков: в Папской области, в Королевстве обеих Сицилии, в Модене, Парме, Сардинии и Пьемонте, в Испании и в швейцарских кантонах Валлисе и Фрайбурге. Поэтому некоторое время главной резиденцией и наиболее важным полем деятельности ордена оставалась Россия. Но здесь иезуиты быстро скомпрометировали свое положение интригами против основанного Александром I Библейского общества и активной пропагандой среди военных и аристократии. В январе 1816 года генерал и все иезуиты были высланы из Петербурга, а в марте 1820 года члены ордена были изгнаны из всех русских и польских областей. Затем, после смерти генерала Фаддея Бржозовского (5 февраля 1820 года) вспыхнули резкие внутренние несогласия по поводу выбора нового генерала. Словом, положение ордена было далеко не блестящим. Но именно этот удар, который в первый момент, казалось, грозил совершенно уничтожить орден, и явился исходным пунктом для новых побед и завоеваний иезуитов. С помощью 358 изгнанных из России священников орден смог возобновить с большой энергией свою деятельность в Италии, Франции, Англии, Америке и даже попытаться обозначить свое присутствие в Австрии. Что еще важнее, внутренняя борьба закончилась, и новый генерал Алоиз Фортис (1820—1829) перенес свою резиденцию обратно в Рим. Таким образом, орден снова оказался в состоянии возобновить свои прежние отношения с курией. Германская коллегия была восстановлена еще раньше. Ордену возвратили римскую коллегию и римскую семинарию, а также заведование пансионом сирот, находящихся под опекой папы. В следующее десятилетие у ордена появились достижения и за пределами Рима. Португалия открыла ему свои двери в 1829 году, Бельгия—в 1831-м, Голландия — в 1832-м, Ломбардо-Венецианское королевство — в 1836-м, Тироль — в 1838-м. Более всего сделал для реорганизации ордена генерал Иоанн Филипп Ротган. Этот голландец, иезуит до мозга костей, но вместе с тем способный понять нужды нового времени, в течение двадцати четырех лет (1829—1853) руководил орденом в эпоху, благоприятную для развития католической церкви, с таким искусством, что со времени его генеральства римский народ стал называть генерала иезуитов черным папой. Его преемники, бельгиец отец Беке (1853—1883), швейцарец Антон Мария Андерледи (1883—1892) и испанец Луис Мартин (1892—1906), искусно управляли наследством Ротгана и сумели установить настолько хорошие отношения с курией, что орден приобрел в центре церковной иерархии такое влияние, какого он никогда не имел раньше, даже в эпоху Григория XIII. В XIX веке средоточие деятельности иезуитов постепенно переносится в Рим. То, чего некогда орден добивался путем трудной, раздробленной работы в тысяче отдельных пунктов, с этого времени он пытается достигать путем осторожной деятельности в самом сердце католического мира, превратившемся в абсолютную монархию, где нет уже места национальным церквям, которые держатся за свою независимость и сопротивляются приказаниям папы.
[1]В XIV-XIX вв. глава административной и судебной власти в городах и провинциях Испании.
[2]Мусульманское население Испании, насильственно обращенное в христианство.
[3]Карл V Габсбург (1500—1558) — император Священной Римской империи (с 1520), король Испании (1516—1556) под именем Карла I.
[4]Герой средневековых испанских рыцарских романов.
[5]Здесь: взаимное расположение.
[6]Церковная организация, подчиняющаяся уставу; нередко — синоним слова «орден».
[7]Здесь имеется в виду Римская курия — главный административный орган Ватикана.
[8]Территориально-административная единица во главе с епископом.
[9]Генрих VIII Тюдор (1491 — 1547) — король Англии с 22 апреля 1509 г. С согласия католической церкви английские короли именовались также «Повелителями Ирландии». В 1541 г. после того, как Генрих VIII был отлучен от церкви, он добился от ирландского парламента титула «Король Ирландии».
[10]Рената Ферраре кая (Рене Французская) (1510—1575) — герцогиня Шартрская и Монтаржи, в замужестве герцогиня Феррары. Младшая дочь короля Людовика XII. В ее доме в 1536 г. жил основатель кальвинизма Ж. Кальвин.
[11]Франческо Борджиа (1510—1572) — католический святой, третий генерал Общества Иисуса. Представитель знатного каталонского рода. Канонизирован 20 июня 1670 г.
[12]Эрколе II д'Эсте (Геркулес Феррарский) (1508—1559)«— герцог Феррары, Модены и Реджо (1534—1559).
[13]Вильгельм IV (1493—1550) — герцог Баварии с 1508 по 1550 г.
[14]Фердинанд I (1503—1564) — эрцгерцог Австрии, король Венгрии и Богемии, император Священной Римской империи с 1556 г., родоначальник младшей (австрийской) ветви дома Габсбургов.
[15]Август Герман Франке (1663—1727) — немецкий богослов, один из наиболее выдающихся представителей возникшего внутри лютеранства движения пиетизма, которому было свойственно придание особой значимости личному благочестию и религиозным переживаниям верующих.
[16]Синим письмом в Германии называется письмо в синем конверте, в котором находится уведомление офицеру, что он должен подать в отставку, не рассчитывая на повышение. — Прим. Габриэля Моно, первого комментатора книги Г. Бёмера.
[17]Монашествующий рыцарь, принявший три обязательных обета: бедности, целомудрия и послушания.
[18]Бенедикт Нурсийский (ок. 480-547) — святой католической и православной церкви, родоначальник западного монашеского движения.
[19]Франциск Ассизский (ок. 1181 — 1226) — католический святой, учредитель ордена, названного его именем.
[20]К вящей славе Божьей (лат.).
[21]Жуан (Иоанн) III Благочестивый (1502—1557) — король Португалии и Алгарве (1521 — 1557).
[22]Себастьян I Желанный (1554—1578) — король Португалии и Алгарве. Погиб в сражении, но труп его не был найден, что способствовало появлению самозванцев.
[23]Афонсу (Альфонс) VI (1643—1683) — король Португалии (1656— 1683).
[24]Педро II (1648—1706) —регент (1668—1683), затем король Португалии (1683-1706).
[25]Филипп II (1527-1598)- король Испании (1556-1598) и Португалии (1581-1598).
[26]Анна Австрийская (1601 — 1666) — королева Франции, жена (с 1615) короля Франции Людовика XIII, регент (1643—1651) при малолетнем Людовике XIV.
[27]Карл II Одержимый (1661 —1700) — король Испании (1665—1700), отличался болезненностью и уродством.
[28]Последователи лионского купца Пьера Вальдо. Ратовали за ликвидацию частной собственности, взаимопомощь, свободу чтения Библии.
[29]Канизий Петр (1521 — 1597) — католический святой, автор многих богословских сочинений. Наибольшую известность получили три катехизиса — «Сумма христианского учения», «Сумма христианского учения, разбитая на вопросы и приспособленная к восприятию людей необразованных» и «Малый катехизис».
[30]Генрих III (1551 —1589) — последний король Франции (1574—1589) из династии Валуа.
[31]Генрих IV Наваррский (1553—1610) — король Наварры (с 1572) как Генрих III, король Франции (1589—1610), основатель французской королевской династии Бурбонов. Был главой гугенотов во время религиозных войн во Франции, но затем торжественно отрекается от протестантизма. Ему приписывается фраза: «Париж стоит мессы».
[32]Людовик XIII Справедливый (1601 — 1643) — король Франции и Наварры в 1610—1643 гг.
[33]Кристина Мария Бурбон (1606—1663) — французская принцесса, дочь Генриха IV, после замужества герцогиня Савойская. Была регентшей во время несовершеннолетия своих сыновей, Франциска Гиацинта и Карла Эмануила II, с 1637 по 1648 г.
[34]Филипп IV Красивый (1268—1314) — король Франции в 1285-1314 гг.
[35]Людовик XIV, Король-Солнце (1638-1715) — король Франции и Наварры в 1643-1715 гг.
[36]Первым апостолом Германии — «апостолом всех немцев» считается святой Бонифаций (672/673—754) — архиепископ, реформатор церкви в государстве франков.
[37]Члены евангелических общин
[38]Сожительство мужчины и женщины без официального заключения брака.
[39]Участники радикального движения эпохи Реформации XVI века, главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Отрицали церковную иерархию, осуждали богатство. Основным признаком, отличающим анабаптистов от схожих движений, было требование вторичного крещения в сознательном возрасте.
[40]Альбрехт V Великодушный (1528-1579) — герцог Баварии с 1550 г.
[41]Вильгельм V Благочестивый (1548—1626) — герцог Баварии в 1579-1597 гг.
[42]Максимилиан I (1573—1651) — герцог Баварии в 1597-1651 гг.
[43]Фердинанд II (1529—1595) — эрцгерцог Австрийский, правитель Передней Австрии и Тироля (1564— 1595).
[44]Карл II (1540—1590) — эрцгерцог Австрийский, правитель Внутренней Австрии (1564— 1590).
[45]Ян Непомук (ок. 1350-1393) — чешский католический святой и мученик. Был казнен по приказу Венцеля I, императора Священной Римской империи и (под именем Вацлава IV) Чехии. Канонизован в 1729 г.
[46]Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1633—1714) — герцог Брауншвейга-Вольфенбюттеля, автор нескольких, романов и опер.
[47]Август Сильный (1670—1733) — курфюрст Саксонии под именем Фридрих Август I Саксонский с 1694 г., польский король (1697_1704 и 1709-1714) под именем Август II Польский и великий князь Литовский с 1697 г. Союзник России в Северной войне.
[48]Август III Саксонский (1696—1763) — польский король и великий князь Литовский с 1734 г, курфюрст Саксонский с 1733 г. под именем Фридрих Август II.
[49]Сигизмунд II Август (1520—1572) — великий князь Литовский с 1529 г., польский король с 1530 г. Последний представитель династии Ягеллонов.
[50]Стефан Баторий (1533—1586) — польский король с 1575 г. и великий князь Литовский с 1576 г.
[51]Сигизмунд III (1566—1632) — польский король и великий князь Литовский с 1587 г., король шведский в 1592-1599 гг.
[52]Ян II Казимир Ваза (1609—1672) — польский король и великий князь Литовский (1648—1668), последний из династии Ваза.
[53]Юхан III (Иоанн) (1537-1592) —шведский король в 1568-1592 гг.
[54]Елизавета I (1533—1603) — королева Англии и Ирландии в 1558—1603 гг., последняя из династии Тюдоров.
[55]Мария Стюарт (1542—1587) — королева Шотландии Мария I в 1542-1567 гг., королева Франции в 1559-1560 гг. (как супруга короля Франциска II) и претендентка на английский престол. Была обезглавлена после раскрытия заговора с целью убийства королевы Елизаветы I.
[56]Яков (Иаков) VI Шотландский, он же Яков I Английский (1566— 1625) — король Шотландии (1567—1625) и Англии (1603—1625; первый из династии Стюартов). Первый король, правивший одновременно Англией и Шотландией.
[57]Карл I (1600—1649) — король Англии, Шотландии и Ирландии (1625—1649). Был предан суду парламента и казнен.
[58]Карл II (1630—1685) — король Англии и Шотландии (1660-1685).
[59]Яков II (1633—1701) — король Англии, Шотландии (Яков VII) и Ирландии. Последний британский король-католик; свергнут в результате «Славной революции».
[60]Титул императора Японии, употреблявшийся до поражения Японии во Второй мировой войне.
[61]Жрец в индуизме.
[62]Хлеб из пресного теста, употребляемый католиками во время обряда евхаристии.
[63]Акбар Великий, Джелал-ад-Дин Мухаммад (1542—1605) — падишах империи Великих Моголов (1556—1605), прямой потомок Тамерлана.
[64]Джахангир (1569—1627) — падишах империи Великих Моголов (1605—1627), сын Акбара Великого.
[65]Шах-Джахан (1592—1666) — падишах империи Великих Моголов (1627—1658), был свергнут с престола своим сыном Аурангзебом. При нем был построен Тадж-Махал.
[66]Аурангзеб (1618—1707) — падишах империи Великих Моголов (1658—1707), которая при нем достигла наибольшей протяженности и могущества.
[67]Тоётоми Хидэёси (1537—1598) — военный и политический деятель, объединитель Японии.
[68]Токугава Иэясу (1543— 1616) — дипломат и военачальник, ближайший сподвижник и последователь Тоётоми Хидэёси, основатель династии сегунов Токугава. Завершил формирование централизованного государства в Японии.
[69]Максимин II Даза (Дайа) (270—313) — римский император в 305-313 гг. Жесточайшим образом преследовал христиан — не только в Египте, как пишет Г. Бёмер, но и по всей империи.
[70]Чжу Ицзюнь (Ваньли) (1563—1620) — император династии Мин (1572-1620).
[71]В обязанности «двора астрономических наблюдений» входило составлять ежегодно календарь, предсказывать лунные и солнечные затмения, выбирать дни и часы для важных начинаний и торжеств и т.д.
[72]Канси (1654—1722) — император из династии Цин (1662—1723).
[73]Юнчжэн (1678—1735) — император из династии Цин (1722—1735).
[74]Цяньлун (1711 — 1799) — император из династии Цин (1736—1795).
[75]Бартоломе де Лас Касас (1484—1566) — испанский священник, доминиканец. Известен своей борьбой против зверств в отношении коренного населения Америки со стороны испанских колонистов.
[76]Форма зависимости населения испанских колоний. Местные жители обязаны были платить налог и исполнять трудовые повинности.
[77]Имеется в виду печатная фирма, основанная в XVI в. французским печатником и книготорговцем Кристофелем Плантином.
[78]Бедняк, живущий подаянием или случайным заработком (ит.).
[79]Филипп Меланхтон (1497—1560) — немецкий гуманист, теолог и педагог, евангелический реформатор.
[80]Яков Бальде (1600—1668) — автор «Урании» и лирических стихотворений на латинском и немецком языках, доставивших ему славу «немецкого Горация». — Прим. Mono.
[81]Андреа дель Поццо (1642— 1709) — итальянский живописец и архитектор. Представитель барокко.
[82]Термин, объединяющий церковные, политические и правовые учения и доктрины, распространенные прежде всего во Франции и сводившиеся к идее независимости национальной церкви от папской власти.
[83]Адам Таннер (1572—1632) — немецкий богослов и математик, заведовал кафедрой богословия в Ингольштадтском университете.
[84]Фридрих Шпе (1591 — 1635) — немецкий богослов и писатель.
[85]Филипп III (1578—1621) — король Испании, король Португалии и Алгарве под именем Филипп II (1598—1621).
[86]Янсенизм — религиозное учение и религиозное движение в XVII-XVIII вв. Подчеркивало испорченную природу человека вследствие первородного греха. Иезуиты опасались, что янсенисты помешают их педагогической и исповедальной практике. Под их давлением янсенизм был осужден католичеством как ересь.
[87]Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу, граф ди Оэйраш, маркиз ди Помбал (1699—1782) — один из самых ярких представителей «просвещенного абсолютизма». При короле Жозе I сосредоточил в своих руках все нити государственного управления в Португалии (1750-1777).
[88]Жозе I, в русских источниках XIX в. — Иосиф I Эммануил (1714— 1777) — король Португалии и Алгарве в 1750-1777 гг.
[89]Людовик XV (1710-1774) -король Франции в 1715-1774 гг.
[90]Этьен Франсуа Шуазель, герцог д'Амбуаз и граф Стэнвилль (1719—1785) — выдающийся французский государственный деятель, министр иностранных дел и пэр Франции.
[91]Карл III (1716-1788) — король Испании в 1759-1788 гг., герцог Пармский под именем Карл I в 1731 — 1734 гг., король Неаполя и Сицилии под именем Карл VII в 1734-1759 гг. Провел эффективные реформы государственного управления и экономики.
[92]Мария Терезия Австрийская (1767—1827) — австрийская эрцгерцогиня, королева-консорт Саксонии.
[93]В католичестве послание Папы Римского, посвященное проблемам церковной и мирской жизни
[94]Квиринал — самый высокий из семи холмов Рима. Ныне на Квиринале располагается официальная резиденция президента Италии — Квиринальский дворец.
[95]Ультрамонтанство — течение в католической церкви, выступавшее за полное подчинение Папе Римскому национальных католических церквей и верховенство Папы над светскими государями Европы.
Date: 2015-12-13; view: 516; Нарушение авторских прав |