Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие сети учреждений для детей с особенностями психофизического развития в современных условиях





Основными векторами развития сети специальных учреждений можно считать: дифференциацию и дальнейшее совершенствование существующей сети специальных учреждений, создание новых служб реабилитации и помощи детям с психофизическими нарушениями; развитие моделей интегрированного обучения.

На современном этапе актуальной становится задача формирования общественно-государственной системы специального образования. Реформирование специального образования в Республике Беларусь проходит по трем основным направлениям:

· организационно-структурные преобразования (создание специальных школ нового типа для незрячих и слабовидящих (гимназии и лицеи), увеличение срока обучения на один год, введение подготовительного класса, расширение сети интегрированных учреждений, обеспечение оптимальных условий получения профессионального образования, уменьшение числа интернатов, создание службы коррекционной психолого-педагогической помощи и др.)

· обновление содержания специального образования;

· совершенствование образовательных технологий и методик обучения.

С 1992 года широкое распространение в Республике Беларусь получил новый тип учреждения – центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). В рамках ЦКРОиР реализуется создание комплексной системы социально-педагогической, психологической, медицинской реабилитации детей с ОПФР с целью интеграции их в общество. Достижение поставленной цели осуществляется средствами ранней диагностики и глубокого изучения аномального развития, формированием банка данных детей с ОПФР; тесного сотрудничества с органами исполнительной власти по вопросам создания рациональной сети учреждений специального образования; координации и методического руководства деятельностью учителей-дефектологов, учителей, ведущих обучение на дому, психологов и других специалистов системы образования; проведения консультативной работы среди родителей по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка.

Учебный план ЦКРОиР обеспечивает получение специального образования детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. В ЦКРОиР образовательный процесс нацелен на формирование у детей способов деятельности и средств коммуникации, развитие сенсорных представлений, расширения практического жизненного опыта с целью приспособления к жизни в масштабах возможностей каждого. Учащиеся усваивают программный материал каждого года (I-IX класс) на уровне своих возможностей и переводятся в следующий класс. Оценка результатов учебной деятельности осуществляется с использованием безотметочного оценивания. Перечень учебных дисциплин составляет (2008-2009 уч. г.):

  1. Основы жизнедеятельности (I-IV класс)
  2. Коммуникация (I-IX класс)
  3. Сенсомоторное обучение (I-IV класс)
  4. Предметно-практическая деятельность (I-IV класс)
  5. Практическая математика (II-IX класс)
  6. Музыкально-ритмические занятия (I-IX класс)
  7. Изобразительная деятельность (I-IX класс)
  8. Адаптивная физическая культура (I-IX класс)
  9. Социальная адаптация (V-IX класс)
  10. Хозяйственно-бытовой труд (V-IX класс)
  11. Трудовое обучение (V-IX класс)

Разновидностью учреждений по оказанию квалифицированных дефектологических услуг детям с ОПФР являются пункты коррекционно-педагогической помощи. Пункты коррекционно-педагогической помощи (далее – пункты) создаются в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего образования, для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.

Количество пунктов, открытых при общеобразовательных школах и детских дошкольных учреждениях, за последние годы значительно увеличилось. По статистическим данным Министерства образования Республики Беларусь по состоянию на начало 2004 / 2005 учебного года число пунктов составило 1642, что по сравнению с 1999 / 2000 учебным годом больше на 516, в том числе – школьных пунктов стало больше на 259, пунктов при детских дошкольных учреждениях – на 257.

Изучение мирового опыта формирования сети учреждений для людей с психическими и физическими недостатками показывает, что формами социализации личности индивида могут быть общины (самостоятельные обособленные поселения) и в отдаленных сельских местностях, и в небольших городах, и в промышленных регионах, в которых появляется возможность самовыражения, а не необходимость подстраиваться под нормальное большинство («кэмпхилл-общины»). Это своеобразная форма изоляции с элементами интеграции. Наиболее известными являются общины Карла Кенинга Кэмпхилл в Абердине (Шотландия, 1940), Жана Ванье – общины «Ковчег» (недалеко от Парижа, 1964), «Вера и Свет» (1971), которые положили начало широкому движению по всему миру.


Опыт лечебной педагогики накоплен в «кэмпхилл-общинах». В рамках кэмпхиллов организуются детские сады и школы интегрированного типа. Здесь дети с отклонениями находятся вместе с братьями и сестрами, детьми сотрудников, где каждый получает должный уход и внимание. Индивидуальная психолого-педагогическая работа и дополнительные лечебные мероприятия рассчитаны на все категории.

В опыте мировой практики имеют место такие объединения, как детские деревни SOS, целью которых является помощь осиротевшим и покинутым детям. Основателем этого движения является Герман Гмайнер, который организовал первую SOS-деревню в 1949 году в Австрии. Сейчас насчитывается 343 такие деревни в 125 странах, в том числе в Беларуси и других бывших советских республиках, а также более 1000 связанных с ними заведений типа SOS – детских садов, молодежных, социальных и медицинских центров им. Германа Гмайнера.

Еще одной разновидностью форм учреждений для детей является хоспис – это лечебно-воспитательное учреждение для безнадежно больных людей, где им помогают без боли и лишних страданий оставить этот мир, наполнить каждый уходящий день радостью. Современный детский хоспис – это особая система взглядов, мировосприятия, иная философия общества, заключающаяся в осознании того, что, если в силу обстоятельств (онкология, миопатия) дальнейшая жизнь ребенка невозможна и его неминуемо ждет смерть, нужно сделать все, чтобы оставшееся время он прожил по возможности полноценно, в нормальных условиях.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Расскажите о мировом опыте создания сети учреждений для людей с психическими и физическими недостатками?

2. Изучите Концепцию реформирования специального образования в Республике Беларусь [129] и Программу реформирования специального образования [140]. Выделите основные направления реформирования.

3. Проанализируйте Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи (организация, содержание, ведение документации, показания и противопоказания к приему и др.) [135].

Литература: 15, 74, 83, 84, 90, 97, 109, 122, 129, 132, 135, 137, 138, 140.







Date: 2015-12-13; view: 674; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию