Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое развитие ФРГ в послевоенные годы. Экономические реформы Л. Эрхарда





В результате войны Германия понесла катастрофические потери. Страна потеряла четвертую часть территории бывшего рейха (на Востоке), все свое имущество за границей, войной были разрушены 20% промышленности, 40% транспорта и 25% жилого фонда. Державы-победительницы постановили, что индустриальный уровень Германии должен составлять не более половины от уровня 1938 г., для чего приступили к демонтажу и вывозу оставшихся заводов
(правда, в западных зонах это составило 8% мощностей, а в советской – 45%).
Демилитаризация ФРГ проходило неспешно, экономика страны все еще находилась в упадке. Требовался резкий толчок, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Ими и стали денежная реформа и «план Маршалла», которые были разработаны при участии экспертов США.

 

Экономические реформы Л.Эрхарда Денежная реформа была разработана также американскими специалистами в тесном сотрудничестве с группой немецких экспертов, среди которых особо выделялся Людвиг Эрхард, в течении 14 лет бывший потом министром хозяйства.
Суть реформы заключалась в том, что существовавшие деньги гитлеровских времен – рейхсмарки (в дальнейшем РМ) – были заменены немецкими марками

Юридическим лицам и гражданам РМ были обменены, включая вклады в банках, на ДМ в соответствии с количеством возвращенных денег и размером вкладов в финансовых учреждениях – так называемых старых долговых исков.
Сразу после реформы был принят закон о блокированных вкладах,
«заморозивший» еще 70% вкладов на этих счетах. Окончательное соотношение между РМ и ДМ составило 6,50 ДМ за каждые 100 РМ. Денежное обращение регулировалось следующим образом:

. Физическим лицам выделялось по 60 ДМ на каждое лицо в соотношении

1:1;

. Юридическим лицам, предпринимателям и представителям свободных профессий выделялись денежные средства на коммерцию, размер которых определялся количеством работников: из расчета 60 ДМ на каждого из них;

. По отношению к тем, у кого старые долговые иски были низкими, действовали особые правила, учитывающие социальное положение;

. Старые долговые иски региональных организаций (железных дорог, почтовых отделений, финансовых учреждений) не обменивались, а были просто упразднены. Земли ФРГ и муниципалитеты получали деньги из расчета их среднемесячного дохода за последние 6 месяцев, предшествующих реформе, а железные дороги и почтовые отделения – в размере 50% ежемесячных доходов. Для финансирования учреждений действовал особый метод покрытия общих обязательств: все обязательства в РМ были обменены на ДМ в соотношении 10:1;

. Наконец, для снятия социальной напряженности такие регулярно повторяющиеся операции, как заработная плата, плата за квартиру, различного вида пособия, в том числе по социальному страхованию, были пересчитаны в соотношении 1:1.

. Актив финансовых учреждений (в отличие от небанковских организаций) не был пересчитан в ДМ. Вместо этого банки получили «запись в кредит» на счете Земельного центрального банка, соответствующего определенному проценту общего объема их обязательств, возникших после пересчета на ДМ.
Важнейший результат денежно-валютной реформы – установление фиксированного курса ДМ по отношению к доллару США. Для того чтобы привлечь в экономику страны свободный капитал, 19 сентября 1949 г. была проведена девальвация марки на 20% с одновременным установлением нового паритета к американскому доллару, равного 4,2 ДМ.

 

 

67.План Мáршалла — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом и вcтупил в действие в апреле 1948 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию. План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Целью США было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом. История Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. При этом сам Советский Союз под действие плана не подпадал по чисто формальной причине — в связи с заявленным отсутствием у СССР бюджетного дефицита[П 1]. (Политические условия получения помощи вскрывали преемственность плана с «доктриной Трумэна»[1].) Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России (СССР)[1].Участники обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждой из них. В ответ на готовность принять её в США был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с неё контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам-победительницам во Второй мировой войне.План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд. долларов, причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор[2]. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%B7%D0%B8%D1%8F"Азии.План Маршалла был свёрнут во второй половине 1960-х годов: правительства стран- реципиентов стали избавляться от долларов. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году. К 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала девальвация американской валюты и, в итоге, отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E0%ED_%CC%E0%F0%F8%E0%EB%EB%E0"[ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E0%ED_%CC%E0%F0%F8%E0%EB%EB%E0"П HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E0%ED_%CC%E0%F0%F8%E0%EB%EB%E0" 2].Экономическое развитие Франции в послевоенный периодВ ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944 г. в результате совместных действий сил Сопротивления и англо-американских войск, власть перешла к возглавляемому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки
Сопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики.
Война и фашистская оккупация нанесли тяжелый ущерб французской экономике.
В 1944 г. объем ее промышленного производства упал до 38%, а сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране ощущался острый недостаток топлива, сырья, продовольствия. Цены почти в 6 раз превышали довоенный уровень. Еще более усугубляло положение то, что во французской колониальной империи быстро росло национально-освободительное движение.
Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства, основатель «Свободной Франции» генерал Шарль де Голль. Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования.
Распространение влияния голлистов показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые предусматривали государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ.
В 1944-1946 гг. были проведены социально-экономические реформы: национализация ряда отраслей промышленности, транспорта, шахт, газо- и электроснабжения: введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска. В начале 1946 г. был создан Государственный комиссариат по планированию, который занялся разработкой плана оснащения и модернизации французской промышленности

68.Особенности восстановления экономики Великобритании в послевоенный период В послевоенный период английская экономика, хотя и лишилась немецкой конкуренции на мировом рынке, но еще больше отстала от американской. Технический застой в промышленности, пассивный внешнеторговый баланс, ощутимые потери торгового флота и много других факторов обусловили долгий период медленного развития народного хозяйства страны вплоть до начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. К тому же позиции английского капитала на мировом рынке были ослаблены в результате экспансионистской политики США. Более того, Англия оказалась ее должником на 4 млрд. долл.В послевоенный период правительство Ллойд Джорджа активно осуществлял политику перевод экономики на мирные рельсы: проводились ликвидация государственных контрольных органов, разгосударствления военного комплекса страны. Но это не привело к отмене государственного регулирования экономики. До начала 20-х годов в руках государства еще оставалось в 4 раза больше военных заводов, чем до войны. С целью регулирования экономических процессов в 1919 г. был принят закон об отказе от золотого стандарта фунта стерлингов, в результате чего государство превратилась в единого контроллера выпуска бумажных денег. В 1921 г. правительство приняло решение о частичном восстановлении контроля над железными дорогами страны. Расширились и социальные функции государства: помощь безработным, жилищное строительство, развитие системы народного образования. В целом в 1924 г. был преодолен экономический застой.Однако подъем наблюдался в основном в наиболее передовых отраслях промышленности (химической, автомобильной, электротехнической, авиационной и др.). Стагнацией были охвачены старые отрасли: судостроение, металлургия, угледобыча, текстильная. Недостаток капиталов для модернизации этих отраслей была вызвана оттоком их за границу в поисках более высоких прибылей, в том числе и к побежденной страны - Германии. Это сделало невозможным переход английской промышленности в новых форм производства - массового, текущего, благодаря которым снижались затраты, повышалась конкурентоспособность товаров. Особенностью экономического развития Великобритании в послевоенный период было то, что, теряя лидерство в производстве товаров широкого народного потребления, она сосредоточилась на производстве товаров роскоши. Благодаря этому страна имела возможность удержать прибыльную нишу на внешнем и внутреннем рынках.Усиление протекционистских тенденций в мировой торговле ускорило вытеснение товаров массового потребления, произведенных в Великобритании, с внешних рынков. Но правительство продолжало придерживаться в целом принципа фритредерства. Кроме того, края на постепенно теряла товарные рынки вследствие ощутимой переориентации английского правительства на сохранение лидерства Великобритании в банковской сфере. Так, в 1925 г. правительство провел ревальвацию английской валюты за счет восстановления золотого стандарта фунта стерлингов. Стоимость его приравнивалась к 4,86 долл., то есть было восстановлено довоенное соотношение между английской и американской валютами. Хотя это мероприятие и способствовал росту курса фунта, но подорожание английских товаров задело интересы промышленников-экспортеров.Однако стабилизация, которая наблюдалась (1924-1928), не принесла желаемых результатов. Промышленное производство страны в 1928 г. так и не достигло довоенного уровня, а по его размерам Великобритания была отодвинута на третье место в капиталистическом мире. В то же время с помощью американских и английских капиталов Германия возобновила свою экономическую мощь и вернулась на второе место.

 

69.Послевоенные реформы в Японии.Экономические и неэкономические причины»японского экономического чуда» “Экономическая ситуация в послевоенной японии была крайне тяжелой.Хотя промышленно техническая база сравнительно мало пострадала в ходе войны,экономика Японии находилась на грани краха.Япония потеряла все захваченные территории и тем самым лишилась колониальных поставок сырья,топлива,продовольствия.Японские товары были вытеснены с мировых рынков.В стране были высоки инфляция и безработица.наибольшее сокращение произошло в производственных мощностях промышленности-текстильной,пищевой,удовлетворяющих спрос населения.Японии было запрещено поддерживать непосредственные связи с другими странами.импорт сырья и топлива,продовольствия в страну был практически прекращен.Постепенно Япония все больше утрачивала прежнее положение в мировой экономике.Тогда лидеры хозяйства Японии резко изменили приоритеты, и началось Японское «экономическое чудо»: по темпам роста основных экономических показателей Япония опередила весь мир.По основным экономическим показателям-валовому национальному продукту и промышленному производтву Япония вышла на второе место в капиталистическом мире.Она заняла первое место в мире по производству судов,стали,автомобилей,ряда электро и радиаторов и т.д.Выделяют следующие факторы быстрого экономического роста Япони.Во-первых особый характер и особые условия основного капитал,При послевоенном восстановлении промышленность оснащается новой техникой,т.е происходит технический скачок.Это оказалось и дешевле и быстрее экономилось не столько денег,сколько времени.К этому Японию вынуждали обстоятельства.По расчетам Япония отставала от передовых стран на 20-25 лет.Во-вторых.Около трети капиталовложении составляют сбережения «частных лиц».Иными словами Японцы сравнительно мало тратят на свое потребление,экономят,а сбереженные деньги кладут в банк или покупают на них акции.Это связанно с особенностямиэксплуатации труда в Японии,зарплатат здесь намного выросла,но остается ниже, чем в др странах.В-третьих высокий удельный вес расходов на развитие сель хоз был связан с низкими венными расходами.Согласно японской конституции военные расходы не могут превшать 1 % ВНП.

70.Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.Основными пунктами рейганомики были[1]:

• Замедление роста правительственных расходов.

• Сокращение налогов.

• Сокращение вмешательства государства в экономику.

• Снижение инфляции путем сокращения денежной массы. В то же время Рейган намеревался на фоне сокращения налогов наращивать расходы на вооружения, чем его политика разительно отличалась от политики предыдущих администраций Никсона, Форда и Картера. Ежегодный дефицит государственного бюджета при Рейгане составлял в среднем 4,2 % валового внутреннего продукта HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E9%E3%E0%ED%EE%EC%E8%EA%E0"[2], в то время как в 1980 г. он составлял 2,7 %[2].Один из архитекторов рейганомики Уильям HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC"Нисканен говорил, что Рейган достиг всех четырех целей своей экономической политики, но не в той степени, в какой рассчитывали он сам и его сторонники. Наибольшим изменениям подверглась налоговая политика. Например, максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 70 % до 28 %. В то же время первоначальная экономическая программа Рейгана в ходе ее осуществления претерпела значительные изменения, в особенности, из-за вмешательства Конгресса[1]. Доля налоговых сборов в валовом внутреннем продукте понизилась от 19,6 % в 1981 г. до 17,3 % в 1984 г., но к 1989 г. она снова выросла до 18,4 %[2 HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E9%E3%E0%ED%EE%EC%E8%EA%E0"]. Если при Картере расходы федерального бюджета увеличивались примерно на 4 %, то при Рейгане — лишь на 2,5 %[1]. Тем не менее, расходная часть бюджета за годы правления Рейгана в среднем составляла 22,4 % валового внутреннего продукта, в то время как за весь период с 1971 по 2009 гг. эта цифра составляла лишь 20,6 %. Одновременно вырос государственный долг США, от 26,1 % валового внутреннего продукта в 1980 г. до 41 % к 1988 г., в абсолютных цифрах — примерно в три раза[2]. Последствия Эпоха Рейгана была длительным периодом экономической экспансии[4] HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E9%E3%E0%ED%EE%EC%E8%EA%E0"[5], которая продолжалась до президентства Клинтона. В этот период безработица постепенно снижалась, достигнув к 2000 г. уровня 3,9 %[6]. Валовой внутренний продукт в 1980 г. сократился на 0,3 %, а в 1988 г. он вырос на 4,1 %[7]. Безработица в 1980 г. составляла 7,1 %, а в 1988 г. — 5,5 %, хотя в 1983 г., в начале президентства Рейгана она увеличилась до 10,8 %[6] [8]. Администрация Рейгана не поднимала уровень минимальной заработной платы в США[9]. Инфляция в 1980 г. составляла 13,5 %, а к 1988 г. она упала до 4,1 %. Этот результат связывают с повышением процентной ставки Федеральной резервной системой (в максимуме — до 20 % к 1981 г.).[10], что вызвало рецессию 1982 г.Рейган существенно увеличил расходы государственного бюджета, в особенности на вооружения — от 267,1 миллиарда долларов в 1980 г. до 393,1 миллиарда, что в расчете от величины валового внутреннего продукта составило рост от 4,9 % до 5,8 %, а в расчете от расходных статей бюджета — от 22,7 % до 27,3 %. Для мирного периода это были беспрецедентные расходы[11].Налоги при Рейгане были существенно уменьшены, в особенности на высокие доходы. Максимальный уровень налогов с 70 % был уменьшен в 1981 г. до 50 %, а в 1986 г. — до 28 %[12]. В то же время дефицит федерального бюджета упал от 6 % в 1983 г. до 3,2 % валового внутреннего продукта в 1987 г.[13], а к концу правления Рейгана — до 2,9 %[1]. Чтобы покрыть дефицит бюджета, администрация Рейгана увеличила государственный долг с 997 миллиардов до 2,85 триллиона долларов[14]. В результате в эпоху Рейгана США снова (как после гражданской войны) из всемирного кредитора превратились в крупнейшего в мире должника[15], что разочаровало даже самого Рейгана[16].Социальное расслоение в эпоху Рейгана возросло. Количество американцев, живущих за чертой бедности, увеличилось от 29 миллионов в 1980 г. до 31,7 миллиона в 1988 г.[17] Из них 12,5 миллиона были детьми и подростками (19,5 % всех американских детей)[18]. Доля национального дохода, приходящаяся на 5 % самых богатых американцев выросла от 16,5 % в 1980 г. до 18,3 % в 1988 г., а на 20 % наиболее богатых за те же годы — от 44,1 % до 46,3 %, в то время как доля самых бедных 20 % за те же годы сократилась от 4,2 % до 3,8 %[19]. Заметной проблемой крупных городов стали бездомные, которые обвиняли в своих бедах рейганомику [20]. Сам Рейган утверждал, что бродяжничество — личный выбор бездомных[21].

 

71.Экономическое развитие ФРГ в 1970-90гг Экономическое развитие Германии в 90-е годы характеризовалось невысокими темпами роста. Среднегодовой прирост ВВП за 1991— 1999 гг. составил 1,5%, что чуть ниже среднего показателя по ЕС, но выше, чем в Японии. В 1993 г. произошел циклический спад производства в стране — на 1,1% ВВП. Он в основном затронул обрабатывающую промышленность, которая затем практически не увеличила производство. Невысокие темпы роста валового продукта вызваны структурной перестройкой хозяйства восточных земель, сдвигами в условиях производства, как в национальном хозяйстве, так и в мировой экономике. В общем плане причина этого явления кроется в недостаточной адаптации германских компаний к изменениям спроса на внутреннем и внешнем рынках.
Относительно низкой была динамика капиталовложений в оборудование. В хозяйстве отмечалось некоторое снижение нормы капиталовложений с 23,4% в 1991 г до 21,8% в 1998 г. По темпам прироста вложений в основной капитал ФРГ уступала всем странам ЕС и особенно США — в три раза. Важную роль в поддержании экономического роста играет развитие НИОКР. Германия несколько отстает от США и Японии по доле этих расходов в ВВП, которая в 1997 г. составила 2,3%, а в США — 2,8%, в Японии — 2,9%. В абсолютном выражении ассигнования на НИОКР в Японии в два раза, а в США вчетверо превосходят германские. Около 70% всего объема НИОКР выполняется в крупнейших компаниях, обладающих мощным научно-исследовательским и финансовым потенциалом. Германские фирмы ассигнуют на НИОКР большую долю своих средств, чем их конкуренты в ЕС (1,8% ВВП). Они владеют большим числом патентов, чем остальные страны ЕС и лишь незначительно уступают по этому показателю японским и американским компаниям. Однако в развитии научно-исследовательских работ германские фирмы с опозданием осознали важность разработки новейших базисных технологий. Большинство из них ориентировалось, скорее, на внедрение современных технологий, чем на освоение новых видов продукции. Эффективность ассигнований на науку и технику сдерживалась их концентрацией на аэрокосмической области, где германским компаниям трудно добиться осязаемых результатов в конкурентной борьбе с американскими гигантами. Развитие производства, НИОКР обеспечивалось достаточно организованной и квалифицированной рабочей силой. Устойчиво рос удельный вес квалифицированных кадров в промышленности. Доля профессионально подготовленных работников составляет 60% (1982 г. — 54%). В 90-е годы уровень охвата подростков средним образованием снизился и находится на более низком уровне, чем в других ведущих странах — 87%.ФРГ выделяется среди развитых стран уровнем развития «экономики знания». Это достигнуто в основном за счет секторов сферы услуг с высокой квалификацией рабочей силы, но по доле производства высокотехнологических отраслей она уступает всем ведущим странам, за исключением Италии. Высокий уровень «экономики знания» обеспечивал высокие темпы роста производительности труда, которые превышали темпы ЕС и всех развитых стран в целом. ФРГ превосходит ряд ведущих промышленных стран в уровне производительности труда, за исключением США и Японии, уступая им примерно на 20 и 8% в обрабатывающей промышленности. Только в производстве химических товаров и металлов он равен американскому. Экономическое развитие ФРГ сдерживалось высоким уровнем безработицы. Ее среднегодовой уровень повысился с 7,3% в 80-е до 8,2% в 90-е годы (4 млн. человек в начале 2001 г.). Это несколько ниже показателей ЕС, но значительно выше уровня США. Основные направления экономической политики. Экономическая политика была направлена на решение ряда расходящихся целей — включение восточных земель в систему западного хозяйствования, подготовка к созданию валютного союза ЕС, обеспечение конкурентоспособности страны на международных рынках.

72. Особенности экономического развития Японии в 1970-1990гг 1970-1980 гг. в развитии экономики Японии. Этот этап связан в первую очередь с процессами в мировой экономике, которые оказали влияние на внутриэкономическое положение страны. Резкий скачок цен на энергетические ресурсы и сырье в 70-х гг., мировые экономические кризисы середины 70-х и начала 80-х гг. отразились на развитии национального хозяйства Японии. Многократное повышение цен на нефть явилось одной из причин инфляции и снижения темпов экономического роста. Влияние катаклизмов мировой экономики продемонстрировало большую степень зависимости Японии от внешнеэкономических факторов.В 1980-х гг. произошло подорожание иены, что привело к снижению эффективности экспортных операций. Сильная зависимость Японии от американского рынка и курса иены к доллару ставили ее в уязвимое положение и ограничивали альтернативные возможности развития. Рост реальной заработной платы трудящихся Японии также начал подрывать конкурентоспособность трудоемких отраслей.В этих условиях многие крупные компании осознали необходимость развития наукоемких отраслей, внедрения энерго- и материалосберегающих технологий. Это нашло выражение во впервые сформулированном правительством курсе на создание интеллектуалоемкой структуры производства.Серьезной проблемой для японских производителей стало решение правительства частично ликвидировать протекционистские ограничения, чего долго добивались США и страны Западной Европы. В структуре импорта повысилась доля готовых изделий, которые были дешевле японских аналогов. Это обострило конкурентную борьбу на внутреннем рынке. Многие японские компании, выращенные в тепличных условиях, оказались не готовыми к такому соперничеству.Одним из важнейших показателей неблагополучия в экономике был низкий уровень рентабельности инвестиций и низкие прибыли у японских компаний. Росла капиталоемкость продукции, накапливались неиспользованные производственные мощности. Рентабельность японских производственных предприятий была намного ниже, чем американских, а прибыли американских филиалов в Японии - выше, чем прибыли японских компаний в своей стране. Многие японские фирмы расширяли свои доли на рынке не за счет качества и снижения издержек, а за счет уменьшения своих прибылейНаибольшую отдачу в самой стране приносили вложения в банковский сектор, торговлю, операции с недвижимостью. Японский бизнес распространил свою деятельность в аналогичных отраслях в США, Европе, и к 1985 г. три четверти японских инвестиций за рубежом были вложены в активы, которые считались пассивными источниками дохода.Японская экономика продолжала развиваться в условиях значительного ограничения доступа иностранного капитала и инвестиций на свой рынок. Зарубежным предпринимателям запрещалось покупать акции японских компаний, создавать предприятия на японской территории. В результате в 1990-е гг. иностранцам принадлежал только 1% активов японских компаний, а филиалы западных корпораций обеспечивали работой только 0,4% наемной рабочей силы. Компания Sony была одной из немногих, которые разрешили иностранным представителям участвовать в совете директоров корпорации.Основными владельцами японских компаний были отечественные банки, страховые фирмы и другие структуры. Они устанавливали между собой тесные контакты, придерживались принципа стабильности в общем курсе, пользовались покровительством государства, которое определяло их инвестиционную деятельность. Это привело к созданию тесных отношений между бизнесом и государственной бюрократией, формированию нерыночных условий в деловой практике производственного и банковского секторов.К середине 1980-х гг. японская экономика исчерпала возможности развития. Несмотря на неоднократно принимавшиеся правительством решения о перестройке экономической модели "догоняющего развития", реформа государственного капитализма проводилась медленно и не затрагивала самой сущности этих явлений. Такая ситуация создала условия для замедления темпов экономического роста и рецессии.

73. Динамика экономического развития стран Юго-Восточной Азии после второй мировой войны Южную Корею, Гонконг, Сингапур и Тайвань образно называют \"азиатскими тиграми\" в связи с их быстрым \"скачком\" из экономической отсталости к процветанию за последние 25 лет можно назвать несколько причин такого успеха:o сочетание многовековых традиций конфуцианства (уважение к авторитету и власти, высокая культура труда, жертвенность во имя общего блага, умение довольствоваться малым, отсутствие прав и свобод мероприятие дноевропейського образца и т.п.) с рыночной экономикойo военная и финансовая поддержка со стороны США Южной Кореи и Тайваня, прочные связи Гонконга и Сингапура с Великобританией;o активное вмешательство государства в экономику - побуждение предпринимателей проявлять инициативу, завоевывать международные рынки, поддержка государством экспортно ориентированных отраслей экономикиВ Южной Корее (Республике Корея), возникшая в 1948 p, ежегодный экономический рост за последние 50 лет было на уровне 4,5-13%, сейчас доход на душу населения составляет более 11 тыс долл в год Ек кономичне процветания страны началось с развития текстильной промышленности и экспорта текстиля, цены на который на мировом рынке были невысокими вследствие низкой себестоимости рабочей силы В стране господствовал авторитарный режим военных (1948-1960 pp - Ли Сын Ман, 1960-1979 pp - Пак Чжон Хи) Демократические преобразования начались в 1987 p, когда были проведены первые всенародные выборы и введено в ди ю демократическую конституцию страны В 80-х годах Корея стала мировым лидером по производству бытовой техники, кораблей, легковых автомобилей, обувиКитайская Республика (Тайвань) была создана в 1949 г. Чан Кайши, который эмигрировал на остров из континентального Китая после поражения в гражданской войне Как и в Корее, экономическому росту здесь способствовал a авторитарный режим: 1949-1975 гг-Чан Кайши, 1975-1986 - Цзяа Цзинго, сына Чан Кайши Демократические преобразования утвердились лишь после смерти последнего Правящий режим создал условия для развития таких отраслей промышленности, как текстильная, производство одежды и обуви, игрушек, позже развились машиностроение, наукоемкие отрасли Сегодня на Тайване резервный запас валюты в долларах США В Сингапуре, стал независимым государством в 1965 p, более трети населения занята в финансовой сфере и сфере услуг Город Сингапур - один из финансовых центров мира и крупный порт Лидером правящей ого в стране авторитарного режима с 1959 по 1990 г. был премьер-министр Ли Куан Ю Главные статьи экспорта - электроника и компьютерная техника, продукты нефтехимии, легкой промышленностиВ Гонконге (Сянгане), перешедший под юрисдикцию Китая от Великобритании 1 июля 1997 p, самый высокий среди \"тигров\" уровень доходов на душу населения - 24,5 тыс. долл. в год Город экспортирует до 90% произведено ой продукции (одежда, игрушки, часы) В производстве занято 28,5% населения, столько же - в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесах

74.Трансформация мирового хозяйства. Новейшая история экономического развития возникает как процесс формирования товарно-денежных, рыночных отношений. Современная социально-рыночная экономика базирующаяся на экономической демократии и экономической самодеятельности населения, при всех позитивах и негативах, является не только моделью с высочайшим уровнем международной конкурентоспособности, но и наиболее прогрессивным направлением развития человечества1. В развитых странах мира она органично и неантагонистично сочетается с государственным регулированием экономики, механизмы которого обеспечивают социальную ориентацию экономического развитиПрактика показывает, что в экономике развивающихся стран и стран с переходными экономическими системами определенное время параллельно действуют две подсистемы производственных отношений - старая и зарождающаяся. Вследствие взаимодействия старой и новой систем отношений возникает переходная система производственных отношений. Переходные производственные отношения носят комплексный характер - они охватывают не только экономический базис и социальную структуру, но и политическую организацию общества. Специфика переходных производственных отношений состоит в том, что они являются только переходной, нестабильной формой, которая не может считаться конечной целью развития. Эта система отношений является лишь способом достижения высшей цели - формирования новых завершенных систем производственных отношений. Опыт показывает, что всякое искусственное затягивание, или задержка трансформации системы производственных отношений, что и происходит сейчас в ряде новых рыночных стран несет в себе огромные угрозы.В современных экономических исследованиях выявляют два типа переходных отношений: а) переходных лишь по форме хозяйствования; б) переходных как по форме хозяйствования, так и по экономическому содержанию и социально-экономической природе. Как известно, социально-экономическая природа любой экономической системы определяется не формой хозяйствования, а основными производственными отношениями, в том числе способом сочетания рабочей силы со средствами производства и распределения их по отраслям.Очень важно, чтобы на стадии рыночной трансформации прежних командно-административных систем носителями рыночных и товарных отношений были государство и государственный сектор экономики, так как именно они имеют наибольшую экономическую силу. К сожалению, в большинстве новых рыночных стран, таких как Беларусь, Россия, Украина, этого еще не произошло. Государство и госсектор тут еще является носителем нетоварных отношений. Не говоря уже об экономическом саботаже государственной бюрократии и директорского корпуса. В развитых странах госсектор не только подчинен товарным отношениям. Он - их прямой носитель и гарант.Эволюция, постепенный переход и трансформация системы производственных отношений являются характерными и необходимыми для всех экономических систем, в том числе в развитых странах. Здесь трансформация системы производственных отношений происходит путем решения неантагонистических противоречий, свойственных производственным отношениям вообще и вызванных сосуществованием разных форм частной собственности (традиционных и новых). При этом, по мере того, как одна форма частной собственности трансформируется в другую, новая система производственных отношений замещает старую. В качестве примера эле мента переходных систем производственных отношений можно привести систему акционирования капитала. В качестве организационно-хозяйственной системы современные акционерные общества выступают трансформационной экономической формой отрицания капитала как частной собственности. Это является эволюционным переходным звеном от системы частного к системе ассоциированного производителя. С другой стороны, трансформация экономических функций государства развитых стран происходит в направлении от внутреннего экономического регулирования производства к более открытым внешним мировым экономическим системам и структурам народного хозяйства. Внешние механизмы влияния на развитие национальной экономики используются государством для проведения перестройки внутренней экономической системы в направлении повышения ее эффективности, внешней и внутренней конкурентоспособности.Исходя из современной динамики мировой экономики и общей логики изменений в ее структуре в направлении открытости, интернационализации и глобализации, критерием достигнутого уровня рыночной трансформации стран с переходными экономическими системами является уровень развития товарных (рыночных) форм хозяйствования в сочетании с уровнем и масштабами участия всех стран в процессах интернационализации производства и капиталов. Такой подход к определению критерия уровня рыночной трансформации обусловлен взаимозависимостью стран в целостной системе мирового хозяйства и тем, что мировая система хозяйства является рыночной и сама трансформируется в направлении к глобализации мирового рынка. Глобализация оказывает положительное влияние на смягчение неравномерности развития, что является экономическим законом товарного производства, и особенно его предпринимательских, рыночных форм. Вместе с тем ускорение и глобализация научно-технического прогресса резко повысили требования к эффективности экономики всех государств, обострили межгосударственную экономическую конкуренцию.Нет сомнения, что глобальные требования к эффективности национальных экономик будут возрастать, а с ними и конкуренция.Современная методология социально-экономических трансформаций объективно отделяет изменения в их технико-организационных формах (общее) и преобразования в социально-экономических формах или шаги в эволюции производственных отношений (особенное). Будучи формой существования и развития производительных сил, производственные отношения отражают их реальное качественное состояние, в том числе экономическую и отраслевую структуру. С точки зрения анализа и оценки экономических последствий трансформации экономических систем и структур возникает важный вопрос поиска стратегических направлений структурных преобразований.

75. Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы Советский Союз потерял около 30% национального богатства и десятки миллионов человек. С первых дней изгнания фашистских оккупантов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобожденных районов. Уже 29 декабря 1941г. выходит постановление СНК СССР о восстановлении шахт в Подмосковном угольном бассейне. В 1943 г. для организации восстановительных работ в Совете Народных Комиссаров СССР был образован специальный комитет, а в Госплане СССР — управление, обеспечивающее планирование деятельности всех ведомств, причастных к этой работе. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 21 августа 1943 г. “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации” наметило программу восстановительных работ, определило средства для их осуществления. В ГоспланеСССР и научных учреждениях были разработаны краткосрочные и долгосрочные планы восстановления народного хозяйства как в целом, так и по отдельным отраслям. В результате усилий всех советских народов по возрождению промышленности освобожденных районов восстанавливался экономический потенциал страны. Все республики помогали восстанавливать сельское хозяйство в освобожденных районах. Например, для восстановления в них животноводстваКазахская ССР выделила 550 тыс. голов скота, Киргизская ССР — свыше 130 тыс Грузинская ССР — около 30 тыс. голов. Таким образом, возрождаемые колхозы получили 1,7 млн. голов скота и 516,8 тыс. голов домашней птицы. Государство наделяло колхозников семенным фондом. В 1944 г. для проведения посевной кампании из государственных резервов выделили 50 тыс. т зерна.Только в Литовскую ССР было завезено в 1945 г. 10 тыс. т семян зерновых и 4 тыс. т картофеля. Уже в 1944 г. в освобожденных районах было засеяно свыше 16 млн. га пашни. В начале 1945 г. на освобожденной земле было восстановлено 84700 колхозов, 1883 совхоза и 3093 машинно-тракторные станции. Ими было засеяно 72% довоенных площадей и получено 51% довоенной сельскохозяйственной продукции, в том числе половина товарного зерна, свыше 75% сахарной свеклы,30% молока и молочной продукции, 25% скота и птицы. После окончания войны, несмотря на усилия, довоенный уровень развития народного хозяйства по основным показателям не был достигнут. Объем промышленной продукции составил 91% к уровню 1940 г добыча угля — 90%, нефти — 62%, выплавка чугуна — 59%, стали — 67%, выпуск ткани — 41%, грузооборот всех видов транспорта — 76%, розничный товарооборот — 43%, среднегодовая численность рабочих и служащих — 87%.Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов. Доход страны в 1945 г. составил 83% к уровню 1940 г. Наиболее тяжело отразилась война на трудовых ресурсах: число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности — на 2,4 млн в сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин - на 60%1.К экономическим проблемам СССР добавились и внешнеполитические. Уже в начале 1946 г. бывшие союзники по антигитлеровской коалиции находились в состоянии “холодной войны”. Советский Союз был лишен внешнеэкономической помощи и в восстановлении разрушенного войной хозяйства должен был опираться на собственные силы. Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развитиянародного хозяйства на 1946—1950 гг. Основная его задача — восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства. Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимым

Date: 2015-12-13; view: 811; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию