Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послевоенное восстановление в СССР . переход к НЭПу





Советское народное хозяйство восстанавливалось и развивалось в 1921—1925 гг. в плановом порядке, на новой, экономической основе при ведущей и преобразующей роли социалистического уклада. Восстановительный период характеризуется усилением хозяйственно-организаторской деятельности государства диктатуры пролетариата.Уже в первые послевоенные годы были заключены договоры с соседними государствами, что в значительной степени обезопасило рубежи Советского государства, укрепило его международные позиции. Были установлены торговые отношения с Англией, Германией, Италией и рядом других стран. Таким образом, в системе политической и экономической изоляции Советской страны была пробита брешь. Как отмечал Ленин, сложившееся международное положение позволяло «сохранить возможность существования пролетарской власти и Советской республики, даже в случае затяжки социалистической революции во всем мире» Ленин раскрыл особенности советской экономики переходного периода, в которой переплетались элементы различных общественно-экономических укладов. Основными укладами были социализм, мелкотоварное хозяйство, капитализм; им соответствовали и определенные классовые силы: рабочий класс, мелкая буржуазия (в основном крестьянство), буржуазия. Борьба между строящимся социализмом и свергнутым, но не уничтоженным пока капитализмом, возрождавшимся на базе мелкотоварного хозяйства, составляла основное содержание переходного периода. Для исхода этой борьбы решающее значение имело установление правильных взаимоотношений между рабочим классом и трудящимся крестьянством — основными классами Советской страны.В произведениях В. И. Ленина дана глубокая характеристика новой экономической политики — единственно правильной политики диктатуры пролетариата в переходный от капитализма к социализму период, — как научного плана и методов построения социализма. В них рассматривается практическое применение принципов нэпа в первые — самые трудные — годы восстановительного периода, раскрывается идеологическая борьба партии с реставраторами капитализма, капитулянтами и оппортунистами.Экономическая политика весны 1918 г. и нэп представляют собой два этапа разработки Лениным, партией плана строительства социализма в Советской стране, определения общей экономической политики переходного периода от капитализма к социализму. Переход к нэпу не был простым воспроизведением политики, намеченной партией весной 1918 г. Осуществление поворота от «военного коммунизма» к нэпу потребовало творческой разработки новых вопросов стратегии и тактики. Решение о переходе к новой экономической политике — историческая заслуга X съезда партии (март 1921 г.).

 

59.Сталинская “модернизация» в СССР. Коллективизация и индустриализация

Перед страной в 20 годы 20 века очевидной стала проблема модернизации. Сталинский вариант модернизации: индустриализация и коллективизация. Курс на индустриализацию провозгласили в декабре 1925 года на XIV съезде Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) – ВКП (б). Партия переименована после образования СССР. Начало политики индустриализации законодательно закреплено в апреле 1927 года на IV съезде Советов СССР.

Цели индустриализации:

Превращение страны из аграрной в индустриальную

Преодоление технико-экономической отсталости страны

Достижение экономической независимости

Создание мощной тяжелой и оборонной промышленности

Формирование машинно-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации

Первый пятилетний план. 1928-1933. Главная задача пятилетки – превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриальнуюВторая пятилетка. 1933-1937. Главная экономическая задача – завершить реконструкцию народного хозяйства на основе новейшей техники.

Особенности индустриализации.

Высокие темпы и сжатые исторические сроки

Развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой и перекачка средств из аграрного сектора

Итоги и последствия:

Реконструирована материально-техническая база народного хозяйства

Созданы новые отрасли промышленности

Достигнута экономическая независимость

Коллективизация.

Декабрь 1927 года XV съезд ВКП (б). Принята резолюция по вопросу о работе в деревне. Задача: переход к коллективной обработке земли. Март 1928 года – ЦК партии в разосланном на места письме потребовал укрепления существующих и создания новых колхозов.

Итоги и последствия:

93% крестьянских хозяйств объединены в колхозы

Ликвидирован слой крепких хозяев

Уничтожен частный сектор в сельском хозяйстве

Отчуждение крестьян от собственности и от земли

Потеря экономических стимулов к труду

Ломка сложившихся форм хозяйствования вызвала трудности в развитии аграрного сектора: снизилось среднегодовое производство зерна к 1937 году до уровня 1909-13 годов, уменьшилось поголовье скота. Это было прямым следствием насильственного создания колхозов.

60.Великая депрессия и новый курс Рузвельта. 23 октября 1929 года еженедельник "Нэйшн" назвал текущий год "годом процветания бизнеса" и начал публикацию серии статей под общим заголовком "Процветание – хотите, верьте, хотите, нет". Именно в этот день американскую биржу неожиданно охватила паника: цены на акции начали катастрофически падать. В начале 1929 г. капитализация рынка акций составляла 89 млрд. долл. В первую неделю биржевого кризиса обесценились акции на сумму 15 млрд. долларов, к концу года общая сумма обесцененных акций достигла 40 млрд. долларов. По данным налоговой службы США, в 1932 году в стране насчитывалось почти 15 млн. безработных (каждый четвертый работоспособный американец). Разорились более 5 тыс. банков и более 32 тыс. частных компаний. Национальный доход США упал с 80 млрд.долл. в 1929 г. до 40 млрд. долл. в 1932 г. В декабре 1929 г. был закрыт нью-йоркский банк Соединенных Штатов, располагавший суммой вкладов в размере 180 млн. долл. В этих условиях президент Гувер сохранял верность принципу индивидуализма и отказывался принимать меры для оказания помощи безработным и бедствующим американцам. Одновременно он инициировал выделение федеральных ассигнований на поддержку банков, железнодорожных и промышленных компаний. 4 марта 1933 года Ф.Д. Рузвельт официально вступил в должность. Но ни сам президент, ни его ближайшие помощники не имели конкретного плана действий. "Новый курс" представлял собой, по сути дела, комплекс отдельных, не всегда взаимосвязанных мер, иногда противоречивых и чуть ли не ежедневно выдвигавшихся идей и положений. Как правило, они наспех одобрялись конгрессом, а затем закладывались в основу президентской программы. Сам термин "Новый курс", подхваченный прессой и разрекламированный единомышленниками Рузвельта нес скорее пропагандистскую нагрузку, став своеобразной вехой между политикой предыдущей администрации и новым правительством.
Преобразования в рамках "Нового курса" можно разделить на две большие группы. Первая группа реформ связана с попыткой установить государственный контроль над экономикой, вторая включает в себя изменения в социальной сфере. Установление государственного контроля над экономикой столкнулось с сопротивлением крупного бизнеса. Самой главной его победой в противостоянии с президентом была отмена закона о восстановлении промышленности. После этого Рузвельт, опасаясь обострения конфликта, уже не пытается вмешиваться в дела управления корпорациями и переключает внимание на социальную политику.

61.Германия.Крах Веймарской республики.Тоталитарный вариант. Падение Веймарской республики невозможно объяснить каким-то одним обстоятельством: институциональными недостатками Веймарской конституции, мировым экономическим кризисом конца 20-х — начала 30-х годов, нищетой и массовой безработицей, способствовавших расширению электоральной базы национал-социалистов, либо отсутствием демократических преобразований в органах юстиции, управления и в армии. Вину за поражение первой демократии в Германии не стоит также возлагать исключительно на отдельных политиков, не обладавших необходимыми личностными качествами. Решающей причиной не может быть и харизматическая привлекательность образа фюрера: к концу 1932 — началу 1933 года Гитлер и национал-социалисты уже прошли пик любви избирателей. Крах Веймарской республики — результат совпадения целого комплекса причин. До последнего момента переход Германии к диктатуре не был неизбежностью. Большинству главных действующих лиц, участвовавших в последней фазе Веймарской республики, историки дают преимущественно нелестные характеристики. Некоторых из них ослепили честолюбие и самонадеянность, другие проложили дорогу Гитлеру в силу своей политической близорукости. Но и приверженцы республики не представляли достойной альтернативы. После назначения Гитлера на пост рейхсканцлера демократические партии не смогли выработать общей решительной программы действий, даже партии центра подумывали о коалиции с НСДАП. Курт фон Шлейхер не смог представить рейхспрезиденту достойной альтернативы отложенным в нарушение конституции выборам в рейхстаг. Его правительство таким образом получило возможность продолжить свою работу несмотря на полученный вотум недоверия. Этот вотум недоверия можно было проигнорировать, указав на неспособность парламента, вынесшего его, создать правительственную коалицию, и тем самым обусловить возможность смены правительства конструктивным вотумом недоверия, хотя Веймарская республика его и не предусматривала. Концепция конструктивного вотума недоверия была разработана ещё в 1927 году, и соответствующая аргументация для рейхспрезидента Гинденбурга была подготовлена Шлейхеру его советниками. К моменту назначения Гитлера рейхсканцлером его партия после нескольких попыток добиться власти, закончившихся неудачей, находилась в глубоком внутреннем кризисе. То, что национал-социалисты пропагандистски называли «захватом власти», скорее было её передачей в самый последний момент в результате определённого стечения обстоятельств. На первых порах нацисты сохраняли видимость соблюдения конституционных норм. Поначалу правительство было коалиционным, в него вошли представители ряда буржуазных Партий. В расчете на изменение состава рейхстага были назначены досрочные парламентские выборы. В целях дискредитации левых сил гитлеровцы осуществили провокационный поджог рейхстага, обвинив в этом террористическом акте коммунистов. Тем не менее парламентские выборы в марте 1933 г. не принесли гитлеровской партии решающей победы. Нацисты не получили тех двух третей мест в рейхстаге, которые позволили бы наделить правительство чрезвычайными полномочиями. Тогда нацисты в нарушение конституции аннулировали мандаты КПГ и в марте 1933 г. протащили через рейхстаг закон о наделении кабинета Гитлера чрезвычайными полномочиями. По этому закону правительство выводилось из-под контроля парламента и получало право издавать любые законодательные акты. Лишенный властных полномочий рейхстаг превращался в дискуссионный клуб, а конституция — в клочок бумаги. Гитлер заявил, что выборов в Германии больше не будет. Таким образом, установление тоталитарного режима сопровождалось ликвидацией всех основ Веймарской республики и демократии, т. е. конституции, представительных органов власти, политических партий и избирательной системы

62.Англия. Политика «регулируемых денег». Протекционизм. В 20-е гг. среди экономистов стало развиваться сильное течение против золотой основы денежного обращения. В Англии Кейнс доказывал вредность ревальвации, направленной на прикрепление покупательной силы денег к фиксированному золотому паритету. В США Фишер выступил против ограничения денежной эмиссии размерами золотого запаса страны, сковывающего проведение желаемой денежно-кредитной политики и подрывающего стабильность цен изменениями цен на золото. По мнению Кейнса, в условиях обострения кризиса «взбадривающее» влияние на рост валового дохода и использование всех факторов производства, включая рабочую силу, оказывают инвестиции. Следуя идеологии либеральной стратегии (см. табл. 3), для подъема экономики, роста экспорта и уменьшения безработицы требуется инфляция. Для перехода к ней предлагались два решения. Одно из них состояло в том, чтобы сохранить золотой стандарт, но с девальвацией при этом официального золотого содержания национальных денежных единиц. Другое решение предлагал Кейнс, согласно которому нужно было отказаться от традиционной системы золотого стандарта и установить систему регулируемых денег, предполагающую государственное кредитование развития национальной экономики. Он предложил устанавливать таможенные тарифы для сокращения импорта и субсидии для стимулирования экспорта, контроль за движением капиталов и другие скоординированные меры прямого вмешательства государства в экономику для недопущения резкого ухудшения платежного баланса и, следовательно, быстрой смены фаз циклического развития. Предложения Кейнса, нацеленные на решение проблем безработицы и кризисов, были «революцией» против рекомендаций классической теории, рассматривающей экономическую систему как саморегулирующуюся. В ней функция государства состоит лишь в распределении налогового бремени между социальными группами для покрытия его расходов, а целью денежной политики является обеспечение достаточного количества платежных средств для проведения торговых операций. В качестве традиционного инструмента антикризисной политики классики предлагали использовать дисконтную политику. Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

63.Франция.Попытка создания смещанной экономики. Каковы же функции смешанной экономики и прежде всего государства как ее важнейшей основы?Прежде всего в компетенцию государства входит выработка правил игры для нормального функционирования экономики и надзор за их соблюдением. При этом, как отмечают руководители Французского Комиссариата планирования, «необходимо уметь избегать искушения регламентировать все и вся». Вместе с тем рынок является тем более эффективным, чем более регулирующие инстанции обеспечивают правильность его развития.Второй важнейшей функцией смешанной экономики является роль государства как «активного новатора», «упреждающего будущее». Экономические агенты должны иметь возможность принимать решения с учетом информации, которую можно получить только в ходе совместного определения стратегических направлений развития. А для этого необходим механизм индикативного планирования, который во Франции на зывают «планированием по-французски» и сравнивают с современным опытом стратегического планирования транснациональных корпораций.Только обоснованный прогноз, учет огромного количества данных и возможных альтернатив развития, выбор на этой основе перспектив и методов достижения наиболее рациональных целей могут обеспечить более или менее скоординированное развитие, не допустить резких колебаний конъюнктуры, оптимизировать экономику. Такая процедура, считают французские специалисты, должна заменять слишком «близорукий» рынок, коль скоро речь идет о будущем, направлять сложную и конкурентную экономику, где субъекты хозяйствования постоянно адаптируются к эволюциям технологии, идей и международного окружения.Третьей важнейшей функцией смешанной экономики является обеспечение социального консенсуса, уменьшение социальных различий в обществе за счет перераспределения части общественного богатства в пользу наименее обеспеченных и обездоленных слоев населения.Подводя итог характеристике французского опыта смешанной экономики, надо подчеркнуть, что оно не является просто сосуществованием административной и рыночной экономики. Смешанная экономика представляет собой попытку такого регулирования рыночной экономики, которое обеспечивает достижение экономического и социального оптимума.

 

64.Вторая мировая война: экономические предпосылки и последствия.
Экономические последствия Второй мировой войны. Вторая мировая война (1939-1945 гг.) стала крупнейшей экономической катастрофой. Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других развитых государств. В результате после войны США давали 60% промышленной продукции, на их долю приходилось 50% мировой добычи угля, 64%- нефти, 53%- выплавки стали, 17%- производства зерна, 63%- кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттон-Вудской конференции в июле 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты. Его золотое содержание определилось в 35 долл. за унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Тогда же было принято решение об учреждении международной инвестиционной организации, получившей название Мировой банк реконструкции и развития (или Мировой банк). А несколько ранее в апреле 1944 г. было провозглашено создание международного валютного фонда (МВФ). Обе эти организации в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.2 Страны Западной Европы оказались в тяжелом экономическом состоянии. Так, если в США ВНП (без учета инфляции) в период между 1938 и 1945 гг. увеличился со 100 до 165 пунктов, то в Западной Европе за этот же период среднее значение индекса понизилось со 100 до 87. Показатель для Японии был еще более низким.Сразу же после войны Соединенные штаты смогли быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции. Если во время войны половина всех производственных мощностей была задействована в выпуске военной продукции, то к середине 1947 г. переход был практически завершен, а уровень общей занятости повысился. Основу этих достижений составили следующие факторы: хорошая организация государственного управления; программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта; быстрый рост частного потребления; расширение инвестиций в запасы и оборудование; государственная политика экспорта благ и услуг.Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ позволили за 1948-1951 гг. в странах Западной Европы резко увеличить производство важнейших видов промышленной продукции. Оказывалась также и американская военная помощь странам Западной Европы, что дополнительно способствовало расколу послевоенной Европы. Чтобы восстановить изрядно подорванную за годы войны международную валютную систему, параллельно происходили три процесса:
-организация международного валютного фонда (МВФ);
-реализация Бреттон-Вудсских соглашений;
-организация Европейского платежного союза.
Нарушенные во время войны хозяйственные связи между странами надо было восстанавливать. Для этого была создана международная организация ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле).

65.Экономическое развитие США в послевоенный период Послевоенное время условно можно подразделить на ряд периодов, отличающихся характером применяемых технологий, целями государственного регулирования экономики и положением США в мировом хозяйстве. Первый период — время после Второй мировой войны до конца 1950-х годов — характеризуется абсолютным экономическим превосходством США и созданием международных экономических организаций (МВФ, МБРР), позволивших стране стать центром мировой капиталистической системы. Основное содержание этого периода заключается в переориентации экономики США на гражданские нужды, восстановлении и расширении потребительского спроса, развертывании программ антикризисного государственного регулирования. На международной арене США всемерно содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла, активно наращивая вывоз ссудного и предпринимательского капиталов в эти страны. Вт орой период началсяс кризиса 1957—1958 гг. и завершилсякризисом 1973—1975 гг. Для него характерны расширение поточного производства, ориентированного на выпуск стандартной продукции для массового потребителя, а также бурное развитие НТП. В этот период США несколько утрачивают свои лидирующие позиции в мировом хозяйстве. Страны Западной Европы и Япония становятся активными конку- рентами США не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке США Кроме того, в этот период обнажился кризис Бреттон-вудской валютной системы, основанной на долларовом паритете. Золотых запасов США уже не хватало, для того чтобы доллар мог исполнять роль резервной валюты. В результате статус международных расчетных и резервных валют приобретают немецкая марка, японская иена и ряд других валют, что находит отражение в создании коллективной валюты — СДР, нацеленной на выполнение функций международного резервного средства. На протяжении годов динамика многих важных показа телей, характеризующих международные экономические позиции США, была отрицательной.Доля США в совокупном ВВП стран—членов ОЭСР упала с 42,3% в 1961 г. до 38,7% в 1984 г.; доля в промышленном производстве развитых стран понизилась с 39,5% в 1960 г. до 36,7% в 1983 г.; в мировом экспорте доля США сократилась с 18,2% в 1960 г. до 12,4% в 1980 г. В 1985 г. из крупнейшего кредитора США превратились в нетго-должника, а дефицит платежного баланса за 1984 г. почти вчетверо превысил уровень чистых активов. В таком состоянии Америка подошла к третьему периоду своего развития, характеризующегося сменой основных принципов государственного регулирования экономики и переходом на использование новых производственных технологий. Точкой отсчета третьего периода в развитии экономики США можно считать конец 1970-х — начало 80-х годов, когда на смену гос-подствовавшей на протяжении полувека кейнсианской доктрины государственного регулирования экономики пришла неоконсервативная политика регулирования, вошедшая в историю как «рейгономика» (по имени действующего тогда президента Р. Рейгана).

Date: 2015-12-13; view: 560; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию