Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещение. Уже упоминавшийся нами Патрик Зюскинд писал про своего героя Жана‑Батиста Гренуя: « его феноменальное тщеславие ограничивалось сферой
Уже упоминавшийся нами Патрик Зюскинд писал про своего героя Жана‑Батиста Гренуя: «…его феноменальное тщеславие ограничивалось сферой, не оставляющей следов в истории, – летучим царством запахов». Эта гениальная фраза отражает всю боль талантливых создателей прекрасного, чьи имена не увековечены наравне с именами Рембрандта, Тициана, Петрарки, Боттичелли. Все рукотворные шедевры сохранились в веках – и картины, и написанное слово, и скульптуры, все – кроме ароматов. Если XVII век сформировал научное мировоззрение, то век XVIII принес имена детей научной революции, которые стали популяризировать свои просветительские идеи. Церковь потеряла свою доминирующую позицию в государстве, прежде всего благодаря просвещенному абсолютизму – политическому течению, которое прокатилось по Европе и выражалось в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов. Культурные наследия прошлых эпох и разных государств стали наследием мировой культуры, к ним стремилась приобщиться каждая держава. Просветительская волна докатилась даже до России. Первым просветителем своего времени стал Петр I. Он пригласил в Россию многих ученых, а талантливых русских отправлял на обучение за границу. Его товарищ и наставник Лефорт обучил его тем нормам культуры, которые чтили во всем мире. Современная Россия делит свою историю на два периода: допетровский и все, что было после правления Петра I. Он расширил границы государства, установил контакты и выгодные торгово‑экономические отношения со многими странами мира, вывел Россию в Европу До Петра Россия была дикой, и именно этому великодержавцу удалось обуздать эту дикость. Никто не хотел ничего делать добровольно, все делалось под страхом смерти, хотя и смерти русский человек боялся меньше всего на свете. Петр I ввел моду на платья и парики, на кофе по утрам обязательно для всех бояр и остриг им бороды, обучил свой народ полезным ремеслам и языкам. Благо, русские имели традицию регулярно ходить в баню, и невыполнение этого обряда осуждалось, но запах России от этого не был более приятным, чем европейских стран. Россия пахла кислым духом щей, «аромат» этого блюда доносился из каждой хаты. От любого русского, будь то простой холоп, или боярин, или даже царь, за версту несло кислой капустой и чесноком. Однажды иностранцы сказали Петру про чеснок и дурной запах изо рта. Чеснок русские есть не перестали, но начали чистить зубы. Делать этого не хотели, но приходилось. От самого царя пахло табаком, в его маленькой любимой комнате в Преображенском стоял табачный туман, с трубкой Петр не расставался. В Европе эпоха Барокко сменилась эпохой Просвещения. Моду на пышность и вычурность вытеснил стиль рококо. Этот стиль не выделяют как самостоятельный, но хронологические границы припадают именно на эпоху Просвещения. После смерти Людовика XIV в 1715 году на смену строгому придворному этикету пришли легкомыслие и жажда наслаждения. Балы не были столь пышными, как это делалось в предыдущем веке. Двор уже не был единственным коллекционером прекрасного – появляются частные коллекции и салоны. Рококо в переводе означает «раковина», «рокайль», этот стиль диктует миниатюрные формы. Любители прекрасного теперь стремятся не к пышности и величию, а к приятному и удобному. Это свидетельствует об очередном шаге навстречу познанию интимного мира человека. Ароматы эпохи Просвещения были изысканными, галантными, но немного тяжеловатыми для современного человека. Сейчас от ароматов, которыми восхищались три века назад, вы очень долго не могли бы отдышаться. Но каждая эпоха имеет свои особенности. XVIII век – революционный этап в истории запахов. Эпохальный прорыв произошел в немецком городе Кёльн в 1709 году. Итальянец Иоанн Мария Фарина выпустил в продажу душистую воду, которая была названа в честь города – «Кёльнская вода». Парфюмер создал именную мануфактуру по производству ароматов. В своих письмах он часто упоминал свой талантливый нос. Сложно судить, было ли это написано в нарочно юмористической форме или Фарина на самом деле так сильно восхищался своими незаурядными способностями. Скорее всего, возможны оба варианта. Так или иначе, клиентами Фарина были многие сильные и знаменитые мира сего (рис. 5).
Рис. 5 Фарина и догадаться не мог, как его произведение искусства укоренится в веках. Кёльнская вода была завезена во Францию во второй половине XVIII века. Французы начали называть продукт на свой манер: «О‑де‑колон». Страстным почитателем одеколона был Наполеон. Император покупал до 60 флаконов в месяц и, соответственно, создал небывалый ажиотаж на этот аромат. Бонапарт очень сильно не любил водные процедуры, в письме к своей возлюбленной он даже просил ее не мыться до его приезда. Несносный запах пота приходилось забивать одеколоном, зато император мог похвастаться сильным «ароматом» настоящего мужчины. На рынке все больше проявлялась конкуренция, и духи стали разливать в разнообразные красивые упаковки. Изысканностью могли похвастаться помандеры – упаковка, которая напоминала апельсин с дольками, при этом каждая часть была наполнена отдельным особенным ароматом. Помандеры пользовались большим спросом у тех, кто хотел выделиться среди равных себе (рис. 6).
Рис. 6 В то время было принято устраивать в мае купания, на которые знать собиралась вместе, чтобы подурачиться, с пользой, у реки или озера. Именно поэтому большинство свадеб приходилось на июнь, так как в течение этого месяца человек пах сносно. Правда, для того чтобы заглушить аромат волнения, невесте вручался пучок душистых цветов. Следует полагать, что именно в эти времена пустила свои корни традиция свадебных букетов. Запахи цветов использовали как альтернативу водным процедурам. По сравнению с тогдашней Францией Англия была более продвинутой страной. Тут даже завоевания буржуазной революции пришли на столетие ранее, чем во Франции. Ближе к концу XVIII века появляются славноизвестные денди. Эти щеголи ввели новый канон «чистота – залог здоровья». Они тщательно следили за своим телом, за внешней красотой. Денди отказались от париков, которые кишели паразитами, а в некоторых даже вили гнезда мыши и оставались незамеченными у «хозяина» на голове. Хорошо уложенные волосы, вымытое надушенное тело, выстиранное, проглаженное платье, пропитанная ароматом кожа перчаток и душистый шелковый платок – все это в сочетании с изысканными манерами и острым умом отличало этих франтов от представителей других стран Европы. Стоит отметить, что канон чистого тела распространился только на мужчин. У прекрасной половины мира сего по‑прежнему наблюдалась непреодолимая аквафобия. Женщины благоухали смесью природных ароматов и тяжелых духов. Более того, запрет на купание, внушаемый на протяжении двух столетий, породил и укоренил чудовищные представления о том, что регулярное мытье может вызвать бесплодие, а осматривание своих половых органов считалось порочным, и если девушке приходилось принимать водные процедуры, то делать это можно было только в сорочке. Свидетельством этому может послужить, например, картина Ж. Моро «Дама в ванне», 1770 год (рис. 7).
Рис. 7 Date: 2015-12-13; view: 324; Нарушение авторских прав |