Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ренессанс и Барокко





 

Эпоха Возрождения возвратила традиции Античности и превознесла их на качественно новый уровень. Средневековье – период деградации общества, его быта и традиций. Плюсом этой эпохи для человечества стало насаждение и развитие монотеистичной религии. Хотя и это очень спорный вопрос: является ли это позитивным моментом, или это еще один ошибочный путь, который ведет нас к сужению нашего мировоззрения. Как говорил Конфуций, «когда кругозор сужается до точки, человек называет эту точку точкой зрения».

Деятели эпохи Возрождения начали постепенно бороться с вонью и антисанитарией Средневековья. Леонардо да Винчи изобрел схему туалета, с сиденьем и крышкой, с большим количеством отверстий для того, чтобы воздух мог выходить, которая должна подниматься и опускаться благодаря противовесу. Но его теоретические разработки на практике оказались никому не нужны. Народ продолжал гадить там, где жил и ел. Запах эпохи Возрождения излучал «аромат» фекалий, новшеством этой эпохи стало применение большого количества духов. Мыться по‑прежнему было не принято. Ходят легенды, что королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV века) за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. Эпоха возрождения античной культуры так и не смогла возродить культуру гигиены и приятных ароматов.

Новое время, эпоха Барокко, первая научная революция – все это названия XVII века. Эта эпоха стала временем сильных запахов. Водобоязнь была непреодолимой. Лишь у немногих народов – славянских и прибалтийских – существовали бани и еженедельное мытье было укоренившейся традицией.

Одной из самых выдающихся личностей XVII века стал французский король Людовик XIV. Франция была законодателем мод начиная с эпохи Возрождения, сохранив свое влияние в мире шика, богатства и красоты. Париж диктовал знатным дворам всего мира законы правильного слога и светской беседы, чьим основоположником был Ларошфуко, законы ведения политики и переговоров, манеры поведения и этикета, дресс‑код. Светская жизнь имела свои гласные и негласные правила и законы, а нововведения в моде становились обязательными для всех.

В этот период преобладали сильные ароматы, поскольку отсутствие гигиены не способствовало распространению чего‑либо менее резкого. Тяжелый стиль в декорациях, в моде на ткани, в фасонах одежды и массивных париках отразился и на преобладании сильных запахов. Что может лучше соответствовать этому, нежели духи с большим количеством амбры и мускуса, с добавлением ароматов жасмина, туберозы и цветка апельсина.

Еще в XVI веке Европу охватило широкое общественное движение против католической церкви – Реформация. Его представители отстаивали идею национальных церквей, которые не были бы подчинены папской курии, выступали против верховной власти Папы Римского, против большей части таинств, догмата католической церкви про спасение посредством благих дел, против культа святых и обязательного безбрачия духовенства. Католическая реакция – Контрреформация – смогла дать достойный отпор. Главным оружием церкви во все времена была инквизиция, эпоха Барокко не стала исключением. Контрреформационное движение выступило против какого‑либо вольнодумства. В 1559 году был создан капкан для тех, кто трудился на благо развития науки, новых идей и тенденций в искусстве – «Индекс запрещенных книг». Это была настоящая трагедия творцов XVI века. Все произведения, которые впадали в немилость, заносились в папский индекс, их запрещалось упоминать, а авторы считались еретиками. Эти произведения увидели свет через 200 лет. В таких странах, как Англия, Нидерланды, Швейцария, победила Реформация, в результате чего сформировались протестантские церкви.

Положение церкви и религии непосредственно влияет на формирование мировоззрения. И если в эпоху Ренессанса мир был пропитан идеей человека‑героя, человека‑титана, наука и творчество были объединены в одной гармоничной ипостаси, то эпоха Барокко внесла свои коррективы. Мировоззрение XVII века претерпело изменения: человек уже занимал далеко не главенствующее место, он стал растворяться в обществе, государстве. Наука и искусство начинали развиваться все глубже и глубже и дошли до той грани, когда стало ясно, что они больше никогда не будут объединены в единое гармоничное целое. Великие географические открытия, развитие новых форм производства, прогресс научного знания сделали XVII век эпохой успеха и инициативы. Это привело к формированию нового типа личности. Человек тех времен стал более самостоятельным, ответственным за себя, деятельным. Буржуазная идеология утверждает, что только знания и прочие приобретенные достоинства способны облагородить человека. Идеи воспитания, идеи качества человека занимают основное место в трудах мыслителей XVII и XVIII веков. На смену эпохе титанов приходит эпоха простого человека, независимого и рискующего. XVII век подготовил общественную жизнь к тому, чтобы дать приоритет светской жизни. Светская власть предлагала человеку материальные ценности, доступные восприятию человека, те, которые можно потрогать, ощутить, те, за которые стоит бороться. Духовная власть, в свою очередь, предлагала ценности идеальные, не доступные чувственному восприятию, для души. На перекрестке этих двух тенденций и формировалась человеческая личность. Но уже было ясно, что материальные ценности начали брать верх.


Основной особенностью эпохи стало исчезновение эгоцентризма [1]. В каждом человеке, животном, цветке, каждой частичке природы можно найти утонченный мотив, исключительную красоту. Каждый человек становится отдельной личностью, в моду входит индивидуальность, в моду входит «Я есть Я».

Популярными становятся наряды, а также неповторимые индивидуальные ароматы. Искусство парфюмерии начинает принимать новые обороты. Знать обращается к парфюмерам со специальными заказами, что приводит к огромному разнообразию комбинаций компонентов, которые ранее не объединились в единый букет. Аромат создавал в некотором роде гало – ореол, окружавший человека невидимым, но ощутимым кольцом. Если такой аромат приходился по душе – он становился визитной карточкой. Душили этим ароматом не только свое тело и одежду, в моду вошли надушенные записки. К этой уловке часто прибегали в написании любовных писем.

Раскол общества на классы, измерение достоинства финансовым состоянием, желание родителей составить хорошую партию своим чадам, которая принесет выгоду, распространение любовных связей на стороне и общественный запрет на измену – все это породило стремление к любви и романтизму. Обычная прямолинейность не приветствовалась, интриги того времени до сих пор отдаются эхом в истории. Мечтания тонких натур о любви и общественные препятствия на ее пути создавали условия, заставляли как‑то выкручиваться. Человек той эпохи вскоре понял, что нравы общества превыше всего, но и их можно нарушать, если делать это красиво. Женились на одних, любили других, и очень редким счастливчикам удавалось объединить любовь и материальное благополучие воедино. Стихи о любви, контрастность, грандиозность, асимметричность, трагедии Шекспира, взаимное веянье культур между сформировавшимися странами Европы, пышность и многомерность потребовали тяжелых запахов, комбинация ароматических веществ должна была быть уникальной и запоминающейся.

В моде были балы и маскарады. Именно на маскированных празднествах можно было скрыть свое происхождение, социальный статус, можно было танцевать и веселиться с кем пожелаешь. Во время такого веселья влюблялись и искали объект своего вожделения на улицах города, на следующий день после окончания маскарада выискивая в толпе те особенности, которые могли запомниться, будь то локон волос, который выпал из‑под чепчика, или родинка на щеке. Самым удобным помощником в этих делах мог послужить аромат. Конечно, спецзаказы стоили дороже, и это могли себе позволить далеко не все, но модники эпохи Барокко этим увлекались. Надушенные письма, оброненная пропитанная духами перчатка или платок с ароматом владелицы и вышитыми инициалами – все это заставляло играть воспаленную фантазию влюбленного. Аромат был стойким и забивал неприятные запахи немытого тела.


Большинство аристократов спасались от запаха пота и грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами, дамы пользовались ароматической пудрой.

«Чистюли» тех лет часто меняли белье – считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья наши предки относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, свидетельствовавшие о богатстве и чистоплотности их владельцев.

Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду – у них не было смены белья. У большинства вообще имелась только одна рубашка, что и немудрено – одежда стоила чрезвычайно дорого. За самую дешевую рубашку из грубого полотна платили столько же, сколько за дойную корову.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в неделю – безобразно часто. В XVII веке разрыв в развитии славянских стран и Европы составлял 250 лет. Когда в Европе торжествует Барокко, славянские страны только переходят от Средневековья к эпохе Возрождения. Впрочем, это имело и позитивный момент для славянской культуры, так как если бы интегрирование в европейскую культуру началось уже в XVII веке, она потеряла бы свою аутентичность.

Итак, уважаемый читатель, мы с вами побывали в эпохах Ренессанса и Барокко, еще раз проследили четкую закономерность влияния религии, экономического и политического строя на формирование порядка жизни и мировоззрения человека. Эпоха научной революции принесла свои ощутимые плоды в эпоху Просвещения, куда мы вам и предлагаем отправиться.







Date: 2015-12-13; view: 353; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию