Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы и методы научного познания
Тема: Познание и его основные формы Тип занятия: Лекция - бесседа Актуализируются в работе ОК -2, ОК-4, ОК-8 Цели: Учебная: Определение философское понимание познания и и выявление его основных форм Развивающа я: способствовать формированию умений работать в команде и эффективно общаться с потребителями, самостоятельно совершенствовать устную речь. Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать к самообразованию. Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраить диалог между обучающимися и преподавателем. Информационно-методическое обеспечение: 1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с. 2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия, 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин. 2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин. 3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений составления диалога по предложенной ситуации на материале темы лекции. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового. Мин. 5. Основная часть – 60 мин. 6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты, творческие задания); выдача индивидуальных консультаций, если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции. – 10 мин. 7. Подведение итогов задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия. Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента. Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудеторной самостоятельной работы. – 3-5 мин. Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова
1. Основное содержание познавательной деятельности. .
1. Важнейшим источником развития человеческого сознания является познание. Но познаваем ли мир вообще, и если да, то как и насколько. На эти вопросы отвечает теория познания (гносеология). В вопросе о познаваемости мира наметились три основные линии: Агностицизм (от греч. agnotos — непознаваемый) считает, что люди не могут знать, каков мир на самом деле, ибо человеческие чувства и мышление неизбежно искажают объект познания. Они не отрицают сам факт существования познания. Акцент ими делается на трудностях и сложных проблемах познания. Это, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах чувств и мышлении человека. Наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий — Кант. Скептицизм не отрицает принципа познаваемости мира, но сомневается в возможности получения достоверных знаний. С одной стороны, "здоровый скептицизм" необходим, ибо без сомнения нет проблем, а без проблем — застой. Но с другой стороны, он принижает познавательные способности людей, настраивает их на пассивность. Оптимизм считает, что мир познаваем, и люди могут относительно верно отражать действительность, неограниченно развивать и углублять свои знания. Так что же такое познание и знание? Познание — активный целенаправленный процесс постижения человеком объективного мира и приобретения им все новых и новых знаний. Он носит всегда общественно-исторический характер, т.к. люди познают мир в совместной практике, обмениваются знанием друг с другом, передают их из поколения в поколение. Знание —это та информация, которая переработана, преобразована человеком, определенным образом сформирована и выражена тем или иным языком (речь, графически, формулы, искусство и т.п.). В результате познавательной деятельности людей знания углубляются. Сознание человека это и есть диалектическое единство знания и познания. Этимологически со 11 знание (совместные знания). Переход от незнания к знанию, а от него к новым знаниям — и есть основное содержание познавательной деятельности людей. В процессе познания задействованы практически все способности человека, в том числе чувства ("живое созерцание") и разум (мышление) В вопросе о роли и месте чувственного и рационального в познании существует две прямо противоположные точки зрения — сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты (от лат. sensus— чувство) считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, т.к. ощущения являются источником и средством достижения истины. Таких взглядов придерживались Гельвеций, Гоббс, Локк, Фейербах, Беркли, Юм, т.е. как материалисты, так и идеалисты. Рационалисты (от лат. ratio — разум, мышление) главной ступенью познания считали мышление (Декарт, Лейбниц, Гегель и др.). У тех и других немало великих и глубоких идей, но в целом они были односторонни. Важны и чувственное познание и разум. Первое доставляет разуму соответствующие данные. Разум их обобщает и делает выводы. Чувственное познание (или живое созерцание) — это познание действительности с помощью органов чувств, нервной системы и мозга на основе их непосредственного контакта с объектом познания. Оно осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах, каждая из которых—субъективный образ объективного мира: Ощущения — отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств Они являются компонентами более сложного образа восприятия. Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании всех своих сторон, т.е. синтез данных отдельных ощущений. Представление — образное воспроизведение в человеческом сознании ранее воспринятого им объекта. Рациональное познание. Это познание действительности на основе абстрактного мышления и логических рассуждений. Понятие — форма мышления, обобщенно выражающая наиболее общие и существенные черты той или иной группы объектов. Например, человек, растение и т.д. Наиболее общие понятия это философские категории (качество, количество, материя). Суждение — форма мышления, в которой посредством логического соединения соответствующих понятий что-либо утверждается или отрицается. Например, клен—дерево. Оно может быть либо истинным (Париж стоит на Сене), либо ложным (Севастополь — столица Крыма). Понятие и суждение являются "кирпичиками" для построения умозаключения. Умозаключение — форма мышления, в процессе которого из одного суждения выводятся другие, новые суждения. Например: все газы сжижаемы; кислород— газ; следовательно кислород сжижаем. Рациональное мышление связано не только с чувственными, но и с другими — внерациональными формами познания, такими, как воображение, фантазия, интуиция (внезапное озарение). Гипотеза — это такое умозаключение, которое построено на обоснованном предположении, предугадывании вероятной сущности каких-либо недостаточно изученных объектов. Теория — система обобщенного научного знания о том или ином фрагменте действительности. Познание неразрывно связано с практикой. Практика — основа познания. Она же — цель познания, т.к. знания нужны человеку не сами по себе, а для практического преобразования окружающей действительности. Практика — источник познания, т.к. дает ему фактический материал для обобщения и исследования, вооружает познание необходимой материальной базой. Практика — критерий истины, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный спутник истины — заблуждение, т.е. знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение неизбежно на пути к истине. Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Она объективна, т.е. соответствует действительности и не зависит ни от человека, ни от человечества. Например. "тела состоят из атомов" — объективная истина. Но полная ли? В связи с этим выделяют 2 формы объективной истины: Абсолютная истина — предельно точное, полное, законченное знание объекта. Обладать ей целиком невозможно, ибо объективный мир, который она могла бы отражать, неисчерпаем и не остановим в своих изменениях. Относительная истина — тоже объективное, но неполное знание, которое впоследствии может дополняться. Она отражает объективную истину на определенном этапе истории развития общества. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. Вывод. Человеческие знания всегда относительны, ибо зависят от уровня развития общества. Познание — это процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными. Абсолютная истина складывается из множества относительных, и чем выше уровень нашего знания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине, но процесс этот бесконечен. Диалектика познания — от "живого созерцания" к абстрактному мышлению, а от него к практике.
2. Философское миропонимание призвано не только познать основные "блоки" бытия, но и воссоздать их многообразные связи, их развитие. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения об универсальных связях и развитии История и современность философии высветили два противоположных взгляда на развитие мира и соответственно два способа мышления: Метафизика — предметы и явления рассматриваются вне взаимосвязей и развития: связь вещей и явлений либо вообще игнорируется, либо воспринимается односторонне, поверхностно, неглубоко. Движение и развитие явлений либо вообще не учитываются, либо понимаются упрощенно: как простое повторение прежнего; как чисто количественные изменения; без качественных преобразований; как результат воздействия лишь каких-то внешних сил. Диалектика — рассматривает предметы и явления во взаимосвязи и развитии: Все вещи и явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Все они существуют: в постоянном движении и развитии; с количественными и качественными изменениями; с отмиранием старого и появлением нового, при сохранении всего ценного и жизнеспособного. Источником и движущей силой развития являются внутренние противоречия, присущие всем явлениям и процессам. Первоначально под диалектикой понимали искусство спора, ведения дискуссии. В зрелом, теоретическом виде диалектика предстала в философии Гегеля. Именно он выявил и развил понятийный аппарат диалектики, разработал категории и сформулировал законы, определил ее принципы, а точнее принципиальные идеи универсальной связи, единства противоположностей и развития через диалектическое отрицание. Дальнейшее свое развитие диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии, получила в марксистской философии. Именно ей удалось соединить диалектику с материализмом. "Местом встречи" диалектики и материализма явилась история общества. Основными принципами диалектики является принцип всеобщей связи, развития, детерминизма, историзма, системности и целостности. Рассмотрим основные: Принцип развития. В прошлой теме мы уже рассматривали эти проблемы. Если движение—это изменение вообще, т.е. любое изменение, то развитие — это особый вид изменения, отличающийся обязательными качественными преобразованиями, перестройками структур. Поступательное развитие к более высокой организации выражается понятием прогресс, изменения в противоположном направлении — регресс. Развитие есть сложное диалектическое взаимодействие прогресса и регресса. Так как в мире развивается все, то развитие всегда объективно, необратимо, включает в себя качественные изменения. Оно представляет собой неотъемлемое коренное свойство действительности. В диалектике это находит выражение в принципе развития. Этот принцип является центральным в диалектике, вокруг которого группируются все ее элементы, раскрывающие развитие. Поэтому диалектику можно назвать учением о развитии. Принцип всеобщей связи. Развитие осуществляется посредством взаимосвязи явлений между собой. Естественная и социальная среда, в которой живут и действуют люди, многообразна. Но какими бы несхожими не были предметы и явления, все они органически связаны и взаимообусловлены. Все формы движения способны переходить одна в другую. Органическая и неорганическая природа, живое и неживое, несмотря на их существенное различие связаны единством химических компонентов и законов развития. Доказано, что частицы вещества при соответствующих условиях превращаются в фотоны — частицы поля, и наоборот. Способны взаимо превращаться и элементарные частицы. Общественная жизнь невозможна без активного взаимодействия с природой. Общество потому и существует, что между людьми и природой идет постоянный "обмен веществ". Производя материальные блага, люди воздействуют на природу, преобразуют ее и в этом процессе устанавливают связи между собой. Всеобщая связь означает, что каждый предмет, будучи системой определенных элементов, входит в состав иной, более сложной системы, а та в свою очередь является частью еще более сложной системы и т.д. Универсально взаимосвязанный в своих компонентах мировой процесс — это единое целое, диалектическая система взаимодействующих тел. Взаимодействие предметов, явлений выступает общей причиной их возникновения и развития. Из принципа всеобщей связи вытекает принцип детерминизма — означающий, что все процессы и явления детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Живое созерцание является начальной основой познания. Оно не дает сколько-нибудь важных обобщений. Чтобы понять общее, выделить существенное, мышление должно перейти на новый уровень—к рациональной форме познания. На этом уровне у людей формируются понятия. Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания, называются категориями. Философские категории являются универсальными. Они отражают всеобщие свойства, связи предметов и явлений т.е. такие, которые присущи всем явлениям, предметам реального мира и познания без исключения. Они выступают ступенями познания мира. Все многообразие реальной действительности взаимозависимо, взаимодействует, взаимосвязано. Взаимосвязаны и философские категории. Эта взаимосвязь проявляется в их "парности". Кратко остановимся на содержании и диалектике основных категорий, Единичное — это индивидуальные, неповторимые черты предмета, которые отличают его от всех других (в том числе и качественно подобных ему) материальных объектов. Общее — это одинаковые черты, объединяющие самые различные объекты и делающие их в чем-то похожими друг на друга. Диалектика единичного и общего проявляется: Во-первых, в их неразрывной связи: ни то, ни другое не может существовать самостоятельно, само по себе. Во-вторых, в тесном взаимодействии единичного и общего. В их взаимном переходе друг в друга. Самостоятельно существуют лишь сам и предметы, процессы, явления, а единичное и общее — это неотъемлемые полярные стороны каждого из них. Например: только что сконструированный новый образец одежды (единичное), став затем модой для многих людей, превращается в общее. Практическое значение категорий единично и общего: С одной стороны, они позволяют индивидуализировать предметы, процессы, явления (например, выделить передовой опыт производства или уникальное художественное произведение); С другой стороны, благодаря им, можно обобщать предметы, явления (скажем, стандартизировать различные технические устройства, классифицировать растения и т.п.). Окружающую действительность можно воспринимать на разных познавательных уровнях: на уровне глубинных слоев реальности с проникновением в ее суть, и на поверхностном уровне, дающем лишь внешнее о ней представление. В зависимости от этого и различают такую пару категорий, как сущность и явление. Сущность: — это внутренняя основа вещи, определяющая ее природу и содержание, суть вещи, — это глубинный слой, "душа" и сердцевина предмета, часто скрытые от взора людей; — относительно устойчива; — выражает общий смысл объекта в целом. Явление: это внешнее отражение, внешний признак сущности вещи. То - чем она представляется —то, что лежит на поверхности, наблюдаемо и даже бросается в глаза; — более подвижно, изменчиво; — отражает одну из сторон сущности объекта. (Боле полное представление о сущности дает группа явлений. Например: сущность растения отражают и его листья, и цветы, и плоды и т.д.). Диалектика сущности и явления: Сущность и явление —диалектически взаимосвязанные противоположности, ибо: — с одной стороны, они едины: сущность обнаруживает себя и познается через явления, а явление есть отражение сущности; — с другой стороны, они не совпадают друг с другом, более того, явление может искажать сущность (например, движение Солнца по небу создает неверное представление о его вращении вокруг Земли). Сущность и явление— понятия гибкие, относительные, ибо: — их нельзя закрепить за какими-либо постоянными уровнями реальности: познание бесконечно углубляется, и то, что вчера принималось за сущность, завтра может оказаться явлением еще более глубокой сущности. От сущности и явления необходимо отличать другую пару категорий: содержание и форму. Что же такое содержание и форма, и какова их диалектика? Каждый объект (будьте предмет, процесс или явление) имеет свою внутреннюю "начинку", свой особый набор взаимодействующих элементов -- свое содержание. Это содержание пребывает не в беспорядочном нагромождении частей, оно всегда определенным образом "упаковано", упорядочено, т.е. имеет свою форму. Содержание — это те основные элементы и их взаимосвязи, которые образуют данный предмет или явление. Форма — это структура, организация содержания данного объекта, устройство и способ существования этого содержания. Диалектика содержания и формы: Содержание и форма существуют в единстве, поскольку они представляют собой обязательные, неотделимые и взаимосвязанные стороны одного и того же предмета, процесса или явления: нет и не может быть неоформленного содержания, также, как не существует и бессодержательной формы. Однако единство содержания и формы противоречиво: - содержание является определяющей и более активной стороной, которая непрерывно развивается и "тянет" за собой форму (ибо форма должна соответствовать своему содержанию); — форма — это определяемая и более консервативная сторона, в своем развитии она отстает от содержания, стареет, усиливая противоречие между собой и своим содержанием. В то же время форма имеет относительную самостоятельность: —- она активно воздействует на развитие содержания — либо стимулирующе, либо тормозяще, в зависимости от своего соответствия содержанию (отсюда задача общества: постоянно совершенствовать отстающие формы общественной жизни); — на основе использования формы возможна формализация знаний, т.е. перевод их на искусственный язык определенных символов и формул (особенно эффективна в точных науках); —-относительная самостоятельность форм создает опасность превращения ее из средства организации содержания в некую самоцель, что ведет к формализму, бюрократизму, заорганизованности и застою в живом деле (т.е. в содержании). Одним из важнейших типов всеобщей связи является причинно-следственная связь (ПСС). В ней причина—то, что вызывает следствие, а следствие — результат действия причины. Связи между ними называют связями детерминации. В обычной жизни определить причины бывает не так уж сложно. Например, нагревание или охлаждение тел служит причиной изменения их агрегатного состояния. Однако при решении сложных вопросов науки и философии такой подход неприемлем. Причинность всегда носит всеобщий характер. Нет и не может быть беспричинных явлений. Процесс развития — сложный процесс переплетения причин и следствий. Причем они могут меняться местами. Так, например, французская буржуазная революция была следствием развития капитализма в недрах феодального строя. Вместе с тем, она стала причиной установления и утверждения капиталистического строя. Для боле полного диалектического анализа развития необходимы еще две пары взаимосвязанных категорий — необходимость и случайность; возможность и действительность. Необходимость — такая однозначная ПСС, при которой данное явление-причина обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие: это когда иной связи между явлениями просто не может быть, ибо она вытекает из самой сущности этих явлений и для них постоянна. Случайность — такая неопределенная ПСС, при которой та или иная причина может вызвать (а может и не вызвать) любое из множества различных следствий: это когда связь между явлениями может быть самой неожиданной и разнообразной, ибо она возникает не из их сущности, а в силу временных, непредвиденных внешних обстоятельств. Возможность — предпосылка возникновения какого-либо явления. Действительность — уже осуществленная, реализованная возможность. Значение всех рассмотренных категорий в том, что их познание позволяет: — правильно определить причины и факторы тех или иных событий; — способствовать приходу нужных из них, предотвращая вредные; — выявлять объективно необходимые процессы, вероятность случайностей; —определять способы воплощения возможного в действительное. Выделяют абстрактную или формальную возможность и реальную или конкретную возможность. Реальная — это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения ее в действительность. Абстрактная возможность — это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных конкретных условиях не может быть реализована. Всеобщность взаимосвязей и развития конкретизируется в основных законах диалектики. Первым среди них является закон единства и борьбы противоположностей. Вот его содержание: Источником развития всех природных, социальных и духовных объектов и процессов является взаимосвязь и борьба противоположностей: или источником развития являются диалектические противоречия. Для понимания закона необходимо объяснить содержание категорий: Противоположности — это такие свойства, стороны, силы или тенденции объектов, которые противостоят друг другу (например, "+" или "-"; горячее-холодное; правое левое). При этом следует особо выделить диалектические противоположности, которые с одной стороны существуют в единстве, 6 другой — взаимоотталкиваются, взаимоисключают и противодействуют друг другу. То есть диалектические противоположности существуют в сложных и переменчивых отношениях противоречивого единства или диалектического противоречия. Это взаимоотношения между диалектическими противоположностями, которые существуют в единстве и борьбе между собой. Различают: внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей утверждает, что явлениям действительности присущи диалектические противоположности: между ними развивается взаимодействие и отношение диалектического противоречия, т.е. отношения единства и борьбы; в результате такого взаимодействия данное противоречие разрешается', явление переходит в новое качественное состояние (в нем развиваются новые противоположности и т.д.). Вывод: источником всякого развития является возникновение, нарастание и разрешение основных, внутренних противоречий.
|