Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избранные задачи и упражнения на сообразительность





 

Уже больше века кур выращивают в промышленных масштабах в инкубаторах. Учёные обнаружили, что у птиц, выращенных таким образом, отсутствует рефлекс на поиск местоположения как воды, так и корма. На вторые сутки после вылупления многие цыплята гибнут от голода. Как быть?88

В химической лаборатории обнаружился «генеральский эффект». Одна заковыристая реакция протекала лишь в том случае, если её проводил именно лаборант Н. А ни у кого иного ничего похожего на выходе не получалось У нашего же Н. результат был уникальный. Опыт ставили много раз. Колба, в которой проходила реакция, была во всех случаях закрыта. Заметили только, что когда в лаборатории находился ещё кто‑нибудь, кроме Н., результат реакции был самый банальный. Как это объяснить?89

В детандере – части аппарата для производства жидкого гелия – эдакой вертикальной трёхметровой трубе (диаметр которой 10 сантиметров) случилась неприятность. В него уронили железный гвоздь, мячик из резины и большую гайку из меди. А как доставали все эти предметы, если в трубе пока ещё нет жидкого гелия? Кстати, достали одновременно, и аппарат при этом не разбирали!90

Разложите по трем стаканчикам одинакового размера десять одинаковых шариков так, чтобы число шариков в каждом стаканчике было нечётным.91

Двое краснокожих сидели на брёвнышке, один повыше ростом, другой пониже. Тот, кто пониже ростом, доводится сыном тому, кто повыше ростом, хотя тот, кто повыше ростом, – не его отец. Как Вы это объясните?92

Когда можно носить воду в решете?93

Кусок сливочного масла весит 1 кг. Как без разновесов взвесить 375 г масла?94

Сколько раз из чёртовой дюжины можно вычесть число три?95

Сидит человек, а Вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?96

В старинной задаче говорится: два отца и два сына нашли на дороге, ведущей в Бомбей, три рупии (серебряные монеты) и быстро поделили их между собой, причём каждому досталось по монете. Как им это удалось?97

Один король хотел сместить своего премьер‑министра, но при этом не хотел его слишком обидеть. Он позвал премьер‑министра к себе, положил при нём два листка бумаги в портфель и сказал: «На одном листке я написал «Уходите», а на втором – «Останьтесь». Листок, который Вы вытащите, решит Вашу судьбу». Премьер‑министр догадался: на обоих листках написано «Уходите». Как же, однако, умудрился он при этих условиях сохранить своё место?98

Люди, приезжавшие в одну деревушку, часто удивлялись местному дурачку. Когда ему предлагали выбор между блестящей 50‑центовой монетой и мятой пятидолларовой купюрой, он всегда выбирал монету, хотя она стоит вдесятеро меньше купюры. Почему он никогда не выбирал купюру?99

Предчувствуя скорую кончину, старый шейх велел позвать двух своих сыновей и сообщил им, что в расположенном неподалеку оазисе он закопал несметные сокровища. Шейх повелел сыновьям отправиться на поиски клада, завещав его целиком тому, чей верблюд достигнет оазиса вторым. Сыновья шейха призадумались. Если каждый из них будет стремиться отстать от другого, то они никогда не доберутся до оазиса и не смогут выкопать сокровища. Изрядно поломав головы, но так ничего и не придумав, они отправились за советом к кадию. Кадий велел сыновьям шейха спешиться и, подозвав их к себе, прошептал что‑то каждому на ухо. Выслушав совет кадия, наследники шейха торопливо вскочили на поджидавших их верблюдов и что было духу помчались к оазису. Какой совет дал кадий сыновьям шейха?100

Представьте себе, что Вы сидите за рулём автомобиля и хотите узнать скорость машины, идущей впереди Вас. Как это сделать проще всего?101

Геометр берётся начертить четыре окружности различной длины, сохраняя неизменным раствор циркуля. Каким образом?102

Можно ли растворить в стакане неограниченное количество сахара?103

На привале туристы нечаянно рассыпали пачку соли, да так, что она смешалась с песком. Как быть?104

Почему блестят начищенные ботинки?105

Прежде на улицах городов часто висели громкоговорители. Их старались поднять повыше, но почти никогда не устанавливали выше десятого этажа. Почему?106

Представьте себе бумагоизготовительный механизм длиною в несколько сотен метров. На входе в машину загружается сырьё, на выходе – уже готовый рулон бумаги. Предложите способ, как дистанционно обнаружить, нет ли где на линии производства обрыва бумаги.107

Собака была привязана к десятиметровой верёвке, а прошла 300 метров. Как ей это удалось?108


Мэри уронила серьгу в кофе, но хотя чашка была полна до краёв, Мэри сумела достать серьгу, даже не намочив пальцев. Как это могло быть?109

У профессора есть домашние животные. Все они, кроме двух, собаки, все они, кроме двух, кошки, и все они, кроме двух, попугаи. Сколько всего домашних животных у профессора?110

Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли утверждать, что через 72 часа в том же месте будет солнечная погода?111

Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?112

Если бы сейчас было на два часа позже, то до полуночи оставалось бы в два раза меньше времени, чем если бы сейчас было на час позже. Сколько сейчас времени?113

В 1920‑е годы сотрудники уголовного розыска при оперативной работе использовали вместо удостоверений так называемые «знаки скрытого ношения». Знак состоял из служебного и маскировочного жетонов. Служебный жетон был скрыт под лацканом пиджака. На маскировочном жетоне, привинченном с лицевой стороны лацкана, могло быть три различных рисунка: охотник, стреляющий в утку, всадник, преодолевающий препятствие, или… Назовите третий, самый распространённый вид рисунка.114

Знаменитая «чёрный пенни», первая в мире почтовая марка, выпущена в Англии в 1840‑м году. Принцип оплаты пересылки почты марками имел огромный успех и впоследствии принят во всем мире. Однако всего через год «чёрный пенни» заменили «красным пенни». Почему?115

Однажды английский король Георг II лёг спать вечером 2‑го сентября и проснулся только утром 14‑го сентября. Его врачей и никого из его окружения это не обеспокоило, возможно потому, что всем был известен подобный же случай с французским королем Генрихом III: тот заснул 9‑го декабря, а проснулся 20‑го декабря. Что же случилось с ними?116

В Библии содержится множество историй о болезнях, войнах и разрушениях. Кому, согласно Библии, единственному из всех, удалось уничтожить четверть населения Земли?117

В начале Первой мировой войны в униформу британских солдат входила коричневая матерчатая фуражка. Металлических касок у них не было. Через некоторое время командование армии обеспокоилось большим количеством ранений в голову. Решили заменить фуражку металлической каской. Но вскоре командование удивилось, узнав, что количество ранений в голову увеличилось. Необходимо заметить: интенсивность сражений была примерно одинаковой до и после введения касок. Так почему же число ранений в голову увеличилось, когда солдаты стали надевать каски, а не фуражки?118

Чтобы стать поваром у знатного вельможи, претенденту предложили приготовить блюдо из равных количеств, жидкости, продукта, соли. Он ответил: «Нет проблем!», и принялся за приготовление блюда. Что это было за блюдо?119

В некоторых штатах США наказуемо одно действие. Людей, которые пытаются его совершить, сажают в тюрьму, но людей, которые успешно совершили его, никогда не наказывают. Что это за преступление?120

Первый такой механизм изготовлен испанскими механиками по заданию святейшей инквизиции, и не один грешник испытывал на себе его действие. Дожил он почти в неизменённом виде до наших дней, и все вы наверняка испытывали его действие и на себе. Что же это за механизм?121


«Его величество Георг под номером Четвёртый…» родился в 1763‑м году. Он правил Англией с 1820‑го года до своей смерти в 1830‑м году. Он был не сильно знаменит, а если и знаменит, то покровительством всевозможным искусствам, но именно ему принадлежит нововведение в обуви. Его сапоги отличались от других. Мы пользуемся его изобретением и сейчас, но в то время оно было очень необычным. Что он изобрёл?122

Одного человека спросили: «Сколько вам лет?» Он ответил: «Порядочно. Я старше некоторых своих родственников почти в шестьсот раз». Может ли такое быть?123

Считается, что есть веская природная причина, по которой у птичьих яиц один конец тупее другого. Что это за причина?124

Принцип неоднородности. Довольно часто при изготовлении гири в основной металл намеренно вкрапляют кусочек свинца или меди. Для чего это делается?125

Мужчину находят убитым в его кабинете. Тело мужчины наклонено над письменным столом, в руке зажат револьвер, на столе лежит диктофон. Полицейские включают диктофон покойного и сразу слышат записанное на пленку сообщение: «Я не могу больше жить. Жизнь больше не имеет для меня никакого смысла…». После этого раздаётся выстрел. Как Вы считаете, почему полицейские сразу поняли, что мужчина был убит?126

Чтобы люди могли попасть в канализационные коллекторы или добраться до других подземных коммуникаций, используются люки. В подавляющем большинстве случаев крышки люков имеют круглую форму, а не квадратную или прямоугольную. Почему?127

Петя и Миша играли на грязном и тёмном чердаке дома. Потом они спустились вниз. У Пети всё лицо было грязным, а лицо Миши чудом осталось чистым. Несмотря на это, только Миша отправился умываться. Почему?128

Может ли человек, находясь на Земле, увидеть Солнце восходящим с запада?129

Я однажды наблюдал такую картину. В поезде стояли отец и сын, одетые по‑туристически. Мальчику очень хотелось пить. Он долго пытался открутить пробку у пластиковой бутылки с газированной водой. Мальчик то сильно взбалтывал эту закрытую бутылку, то ударял по ней ладонью, но это не помогало: пробка не откручивалась. Отец не мешал сыну, но когда у того иссяк запал, сказал ему: «Оставь бутылку в покое, и ты увидишь, как через какое‑то время пробка легко открутится».130

Один рыбак купил себе новую удочку длиной 5 футов. Домой ему приходится добираться общественным транспортом, где правилами запрещено перевозить предметы длиной более 4 футов. Как упаковать удочку, чтобы проехать в общественном транспорте не нарушая правил?131

Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находится плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?132

Имеются трёхлитровая банка сока и две пустые банки: одна – литровая, другая – двухлитровая. Как разлить сок так, чтобы во всех трёх банках было по одному литру?133


В некоторой стране есть два города. В одном из них живут только люди, которые всегда говорят правду, в другом – только те, кто всегда лжёт. Все они ходят друг к другу в гости, т. е. в любом из этих двух городов можно встретить как честного человека, так и лгуна. Предположим, Вы оказались в одном из этих городов. Как, задав один‑единственный вопрос первому встречному, определить, в какой город Вы попали – в город честных или в город лгунов?134

Французский королевский устав предписывал: при встрече двух офицеров первым честь отдаёт тот, чьё звание ниже. А если встречаются два офицера с равными воинскими званиями? Кто по уставу должен отдать честь первым?135

После смерти великого русского химика Д.И. Менделеева в его халате нашли записку, где было всего четыре буквы: «э», «м», «м», «н». Вначале предположили, что это зашифрованное имя тайной возлюбленной, но всё оказалось гораздо прозаичнее. Что же стоит за этими буквами, если первая «м» означает можно, а «н» – нельзя?136

Снежная лавина накрыла, разметала лагерь альпинистов. Выкарабкались, вытащили, что могли, собрались. Слава Богу, все живы. Один, правда, здорово повредился. Лихорадит. Доктор умудрился спасти аптечку! Вколол обезболивающее, достал новое чудо фармацевтики. В ампуле порошок и написано «Растворить в столовой ложке кипящей воды». И ни у кого ни спичек, ни зажигалки, ни лупы. Но доктор физику знает. Через минуту порошок начал растворяться в кипящей воде. Как он это сделал?137

Один богач завещал всё своё богатство тому монастырю, который отслужит по нему количество обеден, равное половине количества оставшихся дней существования этого монастыря. Много монастырей хотело получить это богатство, но не знало, как выполнить условие завещания. Наконец, настоятель одного монастыря сказал, что он знает, как выполнить условие завещания. Как же он собирался выполнить его?138

Вход в парк некоего могущественного правителя был запрещён. Если нарушитель попадался, его ожидала смерть, но ему предоставлялось право выбирать между виселицей и обезглавливанием. Он должен был что‑то заявить, и если его утверждение было верно, его обезглавливали, а если ложно, то его вешали. Что нужно заявить нарушителю, чтобы избежать установленного правила и остаться живым?139

Во время второй мировой войны над пропастью между Германией и Швейцарией был мост. Немецкому часовому было приказано стрелять в каждого, кто попытается бежать из Германии через мост в Швейцарию, и возвращать назад тех, у кого нет разрешения на вход в Германию. Часовой был на немецкой стороне моста. Он сидел в будке и каждые три минуты выходил наружу, чтобы осмотреть мост. Одной женщине было необходимо срочно попасть в Швейцарию. Она не могла получить разрешения на это. Она знала, что может проникнуть на мост, когда часовой сидит в будке, но чтобы пройти весь мост, требовалось пять – шесть минут. На мосту негде прятаться, и часовой мог с легкостью застрелить её, если бы увидел, что она направляется в Швейцарию. Как она смогла перебраться через мост?140

Этот безымянный полковник английской армии значился под номером 888. За большие заслуги в Первой Мировой войне на поприще связи легендарный полковник похоронен со всеми воинскими почестями. Кто он?141

На Фиджи долгое время имели хождение только бронзовые монеты. Но появившиеся там в сравнительно недалёком прошлом медно‑никелевые монеты гораздо больше пришлись по вкусу жителям острова. Чем же они им так понравились?142

Древние скандинавские саги рассказывают: норвежцы, отправляясь в морские плавания на поиски новых земель, брали с собой свой житейский скарб и деревянные столбы с резным изображением первопредка (родовой столб). Для чего, приближаясь к новым берегам, переселенцы бросали в волны эти столбы?143

Однажды ходжа Насреддин попал в гости к деревенскому имаму. Так в исламе именуется глава религиозной общины. Чаще всего это опытный проповедник, не только руководящий общей молитвой, но и дающий рядовым верующим наставления в вопросах веры и поведения. Имам спросил Насреддина: «Чего ты хочешь – спать или пить?» Видя, что про еду имам и не заикается, ходжа сказал… что же именно?144

Мой брат как‑то раз взял в буфете два стакана чая и два бутерброда с сыром. «С вас 87 копеек», – сказала буфетчица. Брат моментально сказал: «Проверьте! Вы ошиблись!» Как он сообразил, что продавец ошибся?145

Один из понравившихся мне вопросов телевизионного «Что? Где? Когда?» довольно краток. В 1923‑м году в Канаде в связи с принятием этого правила резко упали цены на говядину. О каком правиле идёт речь?146

Мой дед жил в сельской местности и частенько ездил на телеге. Он заметил, что переднее колесо горит – в буквальном смысле – чаще, чем заднее. Из‑за чего это происходит?147

Последний раз по ходу игры «Что? Где? Когда?», где я участвовал в составе команды ветеранов, нам показали четыре разные по архитектуре, времени и месту строительства, но высокие башни. Ведущий спросил: «В кармане у нашего ассистента, стоящего у игрового стола, есть щепотка того, что изготавливали в этих башнях. Что это?»148

Рядом с железной дорогой, с одной и той же стороны от полотна, есть цех для производства кокса и цех, где обогащается руда. Где должен быть расположен завод, на который доставляют и руду и кокс, чтобы от того и от другого цеха до завода было бы кратчайшее расстояние?149

Найдите произведение 26 различных множителей, где вычитаемый знак – всякий раз очередная буква латинского алфавита: (х – a)(х – b)… (x – y)(x – z)150

Задач о поиске фальшивой монеты среди настоящих – очень много (ведь и сама история подделки монет насчитывает не одно тысячелетие). Вот сравнительно простая. Есть девять монет. Одна из них – фальшивая – легче остальных. В вашем распоряжении уравновешенные аптекарские весы без разновесов. По условию максимум за два взвешивания необходимо определить, какая из девяти монет фальшивая.151

А вот задача куда сложнее. Есть девять монет. Одна из них фальшивая. В вашем распоряжении уравновешенные аптекарские весы без разновесов. По условию максимум за три взвешивания необходимо определить, какая из девяти монет фальшивая.152

Более того, оказывается, что иной раз в большем числе монет проще разобраться. Имеется 13 монет, из них ровно одна фальшивая, причём неизвестно, легче она настоящих или тяжелее. Требуется найти эту монету за три взвешивания. Весы – стандартные для задач этого типа: две чашечки без гирь.153

И закончу эту серию сравнительно короткой задачей. Имеется 10 монет. Одна из них фальшивая и легче настоящей монеты. Как с помощью чашечных весов без гирь определить за три взвешивания максимум какая из монет фальшивая?154

Один из этапов этого поиска в своё время бродил по свету как самостоятельная задача. Известно, что из пяти одинаковых по виду колец одно несколько легче каждого из остальных. Разница в весе небольшая, поэтому без использования весов лёгкое кольцо не обнаружить. Как найти это кольцо, если, не пользуясь гирями, произвести взвешивание не более двух раз?155

Задача Льюиса Кэрролла про обезьяну и груз: «Через блок, прикреплённый к потолку, переброшен канат. На одном конце каната висит обезьяна, к другому прикреплён груз, вес которого в точности равен весу обезьяны. Предположим, что обезьяна начала взбираться вверх по канату. Что произойдёт при этом с грузом?» Математики и физики, которым он показывал эту задачу, приходили к разным выводам. А что произойдёт по вашему мнению?156

Одному человеку очень хотелось попасть в театр. Билет стоит 1 шиллинг 6 пенсов, а денег у человека было всего лишь 1 шиллинг. Подумав, человек решил заложить свой шиллинг у ростовщика. Ростовщик внимательно осмотрел монету и, убедившись, что она не фальшивая, дал человеку под залог 9 пенсов. С 9 пенсами и квитанцией на 1 шиллинг в кармане человек вышел от ростовщика и повстречал на улице приятеля, которому предложил купить квитанцию. Приятель, решив, что сделка выгодна, купил квитанцию за 9 пенсов. Теперь у человека было 9 пенсов, полученных от ростовщика, и 9 пенсов, вырученных от продажи квитанции. Этой суммы ему как раз хватило, чтобы купить себе билет в театр. Кто и сколько потерял в результате всех операций?157

Классическая тризовская задача, чей анализ с позиций этой теории приведен в книге «Месяц под звёздами фантазии». В конце прошлого века великий русский учёный‑химик Д. И. Менделеев обратил внимание на чрезвычайно опасную операцию – сушку пороха горячим воздухом. При ней часто происходили взрывы, поскольку порох электризовался при трении, и в результате проскакивала искра. Как Менделеев решил эту проблему.158

Кастрюля наполнена до краёв водой. Как отлить воды ровно половину кастрюли, не пользуясь никакими вспомогательными устройствами – ни другой посудой, ни измерительными приборами?159

Квадратное поле окружено рвом шириной 3 м. Ров наполнен водой. Как перейти на четырёхугольное поле, если имеются две толстые доски длиной тоже ровно по 3 м. Ни гвоздей, ни молотка, вообще ничего под руками больше нет, кроме этих двух досок.160

В двух ящиках для уроков труда хранятся ножницы – по 20 штук в каждом. Перед уроком труда учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго взяла столько, сколько осталось в первом. Сколько ножниц осталось в обоих ящиках?161

Представьте себе квадратный пруд, в углах которого растут вековые дубы. Потребовалось увеличить площадь поверхности пруда вдвое, но при этом нельзя губить деревья. И ещё хотелось бы, чтобы пруд оставался бы квадратным. Как это сделать?162

Выдающийся русский актёр Александр Остужев по нескольку часов в день тренировал голос, изучал мимику своих партнёров. Он работал не только над своей ролью, но и выучивал всю пьесу от первой до последней реплики. Назовите причину такого упорного труда актёра.163

Лоси, как известно, любят полакомиться листьями деревьев и тонкими ветками, которые расположены так высоко, что лоси не могут до них дотянуться. Внимание! Вопрос! Кто же помогает лосям полакомиться любимой едой? Назовите этих животных!164

По легенде, при начале строительства храма Соломона каждому каменщику сообщались тайные слова. Мастерам – одни, подмастерьям – другие, ученикам – третьи. Для чего это делалось? И когда эти слова становились нужны?165

Внимание! Перед вами чёрный ящик! В чёрном ящике находится то, с чем древние мудрецы сравнивали Вселенную. Они говорили, что у нынешнего момента может быть бесконечное количество прошлых, которые привели к «сейчас». И такое же количество будущих, проистекающих из «сейчас». Что в чёрном ящике?166

Несколько дачников пользуются одной лодкой. Они привязывают её цепью, закреплённой одним концом на причале. У каждого дачника – свой замок для цепи. Каждый хочет, имея ключ только от одного замка, в любой момент отвязать лодку и поехать кататься, не дожидаясь своих товарищей. Как замыкать лодку?167

В чешском городе Дечин, на левом берегу реки Эльба, лежит так называемый «Голодный камень». На этом камне высечена надпись: «Если увидишь меня – заплачешь». Внимание! Вопрос! Когда можно увидеть эту надпись?168

Назовите то, что, по мнению французского искусствоведа Андре Базена, с момента создания и по сей день служит для того, чтобы мумифицировать время.169

В одном из маленьких городов Италии ежегодно проводится всеитальянский конкурс лжецов. Как‑то раз победила маленькая девочка, приславшая на конкурс такую небылицу: «В нашем городе была такая суровая зима, такая суровая зима, что даже пламя от свечи…» (завершите высказывание)170

И последняя задачка, как говорится, на преодоление инерции мышления и снятие чувства собственной значимости. Её приводят в авторском курсе «Инженерно‑техническое творчество…» мои коллеги и соавторы по другим изданиям Сергей Ёлкин и Дмитрий Гаврилов. Я же воздержусь от подсказки. Решите‑ка задачку сами: «Все с детских лет знают, что именно в большинстве случаев даже взрослому не поднять за хвост с пола. Но, повзрослев и поумнев, как кажется на первый взгляд, узнав контрольный ответ, придумывают массу других вариантов, словно бы оправдываясь. О чём речь?»

 

Литература

 

Cписок использованной литературы:

 

1. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985.

2. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности (Биосоциальные факторы повышенной умственной активности) // журнал «Человек», № 2–6, 1997; № 1, 1998.

3. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995.

4. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. – Донецк: Сталкер, 1997.

5. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Мн.: Харвест, 2004.

6. Радин Пол. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. – СПб.: Евразия, 1999.

7. Селье Г. От мечты к открытию. Екатеринбург, 1999.

8. Taylor С W. (ed.). Creativity. Progress and potential. N.Y., 1964.

9. Taylor С W., Barron F. (ed.). Scientific Creativity: Its Recognition and Developpment. N.Y., 1963.

10. Лауэ М. фон. Статьи и речи. М., 1969.

11. Альтов Г.С. Вектор фантазии / Фантастика 73–74, – М.: Молодая Гвардия, 1975, – C. 265–278.

12. Гегель Г.В.Ф. Наука Логики, – СПб.: Наука, 1997.

13. Куликов В.В. Узник бессмертия, – М.: CИНТЕГ, 1998.

14. Куликов В.В., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Универсальный межзвёздный язык Диал как средство научного общения и производства открытий // Труды XXV Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». Симпозиум «Проблемы поиска жизни во Вселенной». Калуга, 11–14 сентября 1990. – М.: ИИЕиТ АН СССР. 1991.

15. Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Язык Диал как средство междисциплинарного общения и интенсификации изобретательской деятельности // Ильенковские чтения. Международная научная конференция 18–20 февраля 1999. Тезисы докладов под ред. докт. филос. наук. проф. Лобастова Г.В. – М. – Зеленоград: Московский институт делового администрирования, Московский комитет образования, 1999. – С. 303–307.

16. Латыпов Н.Н., Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная: В поисках физических и философских концепций XXI в. – М.: «Издательство МГУ», 2001.

17. Куликов В.В., Гаврилов Д.А., Елкин С.В. Универсальный искусственный язык – «hOOM‑Диал». Методические указания для изучающих язык. – М.: Гэлэкси Нэйшн, 1994.

18. Ильенков Э.В., Философия и культура., – М.: Изд‑во полит. лит‑ры, 1991.

19. Хайдаров Ж.С., Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А. Св. RU № 6337 UI, «Настольная игра», 6 A 63 F 3/00, заявка № 95113117/20 от 18.07.95, бюл. № 4 от 16.04.98.

20. Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В., Латыпов Н.Н., Фрумин С.Н. Старые и новые столбовые шахматные игры, – М.: CИНТЕГ, 1998. – 99 с.

21. Латыпов Н.Н. Патент № 2109336 на изобретение «Способ погружения пользователя в виртуальную реальность и устройство для его реализации», С1, 6 G 06 F 19/00, G 06 F 161:00, A 63 G 31/02, A 63 F 9/22, заявка № 95113085/09 от 14 июля 1995 г.

22. Латыпов Н.Н. Латыпов Н.Н. Патент № 2106695 на изобретение «Способ представления виртуального пространства пользователю и система для осуществления способа», С1, 6 G 09 B 19/10, заявка № 96116415/12 от 14 августа 1996 г.

23. Латыпов Н.Н. Патент № 2109337 на изобретение «Способ погружения пользователя в виртуальную реальность и устройство для его реализации», С1, 6 G 06 F 19/00, G 06 F 161:00, A 63 G 31/02, A 63 F 9/22, заявка № 96109689/09 от 06 мая 1996 г.

24. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. – М.: Искусство, 1977.

25. Латыпов Н.Н. Путеводитель по извилинам. Тренинг интеллекта. – М.: Вече, 2010.

26. Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Турбулентное мышление. Зарядка для интеллекта. – М.: АСТ, 2013.

27. Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Самоучитель игры на извилинах. – М.: АСТ, 2012.

28. Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика. – М.: Астрель, 2012.

29. Латыпов Н.Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. – СПб: Питер, 2005.

30. Фритт Крис. Мозг и душа. – М.: Астрель, 2010.

 

Источники задач, приводимых в книге:

1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления. – СПб.: Литера, 2002.

2. Береславский Л.Я. Азбука логики: Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием. – М.: Астрель, АСТ, 2001.

3. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык, музыка, математика. – М.: Мир, 1981.

4. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников: Ч.1. – М.: Владос, 1998.

5. Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерно‑техническое творчество в нефтегазовой отрасли. Избранные лекции курса и сборник задач. – М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.

6. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звёздами фантазии: школа развития творческого воображения. – Кишинёв: Лумина, 1988.

7. Копытов Н.А. Задачи на развитие логики: Введение в язык математики. – М.: АСТ‑ПРЕСС, 1998.

8. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: ГИ Физ‑м литер. 1958.

9. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение, 1981.

10. Кралина М.В. Логика. – Екатеринбург: У‑Фактория, 2002.

11. Кэрролл Л. Логическая игра. – М.: Наука, 1991.

12. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. – СПб.: Лань, МИК, 1996.

13. Олехник С.Н. Нестеренко Ю.В. Потапов М.К. Старинные занимательные задачи, – М.: Главная ред. Физ. – Мат. лит., 1988. – 160 с.

14. Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. Примени математику. – М.: Наука, 1989.

15. Синицына Е.И. Логические игры и загадки. – М.: ЮНВЕС, 2000.

16. Смаллиан Р.М. Принцесса или тигр? – М.: Мир, 1985.

17. Смаллиан Р.М. Алиса в Стране Смекалки. – М.: Мир, 1987.

18. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз, 2001.

19. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

20. Чистяков В.Д. Сборник старинных задач по элементарной математике с историческими экскурсами и подробными решениями. Минск, изд‑во Минобр БССР, 1962.

 

Рекомендуемая дополнительно литература:

1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель, – М.: Детская литература, 1984.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, – М.: Московский рабочий, 1973.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука, – М.: Советское радио, 1979.

5. Альтшуллер, Вёрткин, 1994 – Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Мн.: Беларусь, 1994.

6. Альтшуллер Г.С. Селюцкий Б.С. Крылья для Икара, Петрозаводск: Карелия, 1980.

7. Боно Э. Серьёзное творческое мышление. Пер с англ. Д.Я. Онацкая. – Мн.: Попурри, 2005.

8. Вертгеймер М. Продуктивное мышление, – М.: Прогресс, 1987.

9. Гаврилов Д.А. Трюкач, Лицедей, Игрок. Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре. – М.: Ганга, ИЦ «Слава!», 2009.

10. Гаврилов. Д.А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. – М.: Социально‑политическая мысль, 2006.

11. Губерман И.М. Чудеса и трагедии чёрного ящика. – М.: Детская литература, 1969.

12. Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерно‑техническое творчество в нефтегазовой отрасли. Избранные лекции курса и сборник задач. – М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.

13. Иванов И.С. Инвентология. Краткий авторский курс. – М.: Галлея‑Принт, 2010.

14. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить, – М.: Просвещение, 1986.

15. Ивич А. Приключения изобретений, – М.: Дет. лит., 1990.

16. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике, – М.: Молодая гвардия, 1987.

17. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). – М.: Речной транспорт, 1991

18. Кэрролл Льюис. История с узелками. Перевод с английского Ю.А. Данилова. Под редакцией Я.А. Смородинского. – М.: Мир. Редакция научно‑популярной и научно‑фантастической литературы, 1973.

19. Микалко Майкл. Тренинг интеллекта. – СПб.: Питер, 2001.

20. Практический интеллект (под ред. Р.Дж. Стернберга). – СПб.: Питер, 2002.

21. Петров В. М. Основы теории решения изобретательских задач. Учебное пособие. Издание 2‑ое. Тель‑Авив, 2002.

22. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. Книга для учителя. – М: Просвещение, 1996.

23. Чуковский, 1970 – Чуковский К.И. От двух до пяти. – Л.: Детская литература, 1970. – Издание 21‑е, исправленное и дополненное.

 







Date: 2015-12-12; view: 491; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.047 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию