Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мелочи жизни
Один из важнейших советов по прикладной психологии некоторые авторы называют «Крохотные истины». Суть этого специального упражнения для тренировки внимания в том, чтобы научиться в окружающей действительности выделять и фиксировать не только то, что сразу бросается в глаза, но и различные мелочи. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они могут оказаться и не такими уж и несущественными. Например, выглянув из окна гостиницы в новом, ранее неизвестном городе, можно заметить сначала лишь общие архитектурные особенности, какой‑то памятник в сквере, вывеску магазина в доме напротив. Но хорошо бы обратить внимание и на расположение остановок городского транспорта, и на то, что прохожие легко одеты и не держат в руках зонты. Иначе придётся на всякий случай быть готовым к дождю, таскать с собой зонт целый день, ибо, как говорил Козьма Прутков, неизвестно, какие сюрпризы готовит нам атмосфера. Внимание к мелочам полезно не только в этой простой ситуации. Оно тренирует кратковременную, оперативную, память. Учит человека не только фиксировать мелочи, но и расставлять в определённом – диктуемом их внутренними связями – порядке. То есть заодно и анализировать. Требуется лишь научиться тщательно «сканировать» взглядом обстановку, запоминая всё, что встречает глаз – какие предметы находятся рядом с Вами или друг с другом, какие неподвижны, что движется и в каком направлении. Затем уже можно включить анализ и объяснить себе, что почему и куда движется, попробовать найти логику в расположении предметов, мысленно их переставить и перечислить. Первый этап фактически представляет собой глубокое погружение в окружающий мир, некое созерцание, при котором мозг сосредоточенно перечисляет и запоминает предметы и явления. Этот метод созерцания обстановки напоминает одну из разновидностей упражнения в концентрации мысли, издавна применяемую тибетскими монахами. Суть их техники – в выборе какого‑нибудь пейзажа, например, сада. Его следует созерцать во всех подробностях, запоминая растущие в нём разнообразные цветы, их группы, деревья, для каждого из них – высоту, форму ветвей, различия в листве, короче говоря – все детали, которые только можно заметить. Создав для себя отчётливую картину сада, видимую с закрытыми глазами так же ясно, как и с открытыми, начинают из сочетания признаков, составляющего сад, мысленно удалять одну за одной различные детали. Цветы постепенно теряют окраску и форму, рассыпаются. Рассеивается даже оставшаяся на них пыль. Деревья лишаются листвы, их ветви сжимаются, уходят в ствол. Ствол утончается, превращаясь просто в прямую линию. Эта линия становится всё тоньше и наконец исчезает. В результате остаётся только голая земля. У земли последовательно отнимаются цветы, камни. Сама земля тоже постепенно исчезает. Такой метод концентрации используется в Тибете также для медитации. Интересно бы использовать аналогичный метод для «загрузки» некоторой задачи в подсознание. Представьте пространство вашей проблемы, задачи, ситуации в виде сада, по которому вы идёте. По дороге встречаются известные частные факты и детали – представьте их в виде цветов, растений, кустов, обойдите вокруг каждого, рассмотрите подробно. Пройдите сквозь весь сад, постойте у каждого куста или дерева. Затем попробуйте «пересадить» кусты и деревья в другом порядке. Рассмотрите всякие варианты устройства сада, выйдите, вспомните ещё раз, как выглядел сад при разных способах рассадить в нём кусты и деревья. И уходите, оставляя в себе воспоминание о нём. Спорим, вы уже не забудете «прогулок по саду»[114]? Вот так можно применить принцип проникновения в «художественной форме». И будет ваше сознание или подсознание «гулять по саду», пока задача не будет решена. Такой метод работает весьма эффективно. А при надлежащей внимательности к условию (хорошо ориентируйтесь в «пространстве проблемы»!) легко находится ответ и для такой шутливой и, на первый взгляд, бессмысленной задачи. Вы капитан корабля, идущего в Cингапур (Либерию, Марокко….) с грузом… (следует долгое перечисление характера и количества груза). Помимо груза, на корабле в качестве пассажиров находятся… (следует список пассажиров с указанием их возраста, веса, пола и т. д.). В конце концов условие заканчивается вопросом: сколько лет (или какой цвет волос, или глаз или ещё что‑либо) капитану? Абсурдность вопроса кажущаяся: внимательный анализ сразу же показывает – смысл вопроса определяется лишь первой фразой условия! Нестандартная, неожиданная постановка задачи требует и нестандартного же решения. «Проникновенный» анализ проблемы показывает несвязанность между собой всех её данных, так что не запутается в них только нешаблонное мышление.
Date: 2015-12-12; view: 287; Нарушение авторских прав |