Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы маневрирования
Итак, правила движения в «пространстве проблемы» сочетают различные принципы эффективного мышления, логику и интуицию, догадку и медленный, но верный расчёт. Сформулируем их ещё раз: 1) детальное изучение условия (принцип проникновения, принцип бухгалтера); 2) анализ, разбиение задачи на отдельные подзадачи, составные части, подзадачи (принцип бухгалтера, принцип снеговика); 3) выделение нужной информации в результате тщательной сортировки (критерии, по которым проводится сортировка, вырабатываются Вашим же мышлением на основе пп. 1 и 2; используются: принцип капли, принцип паутинки, принцип срезания угла); 4) ни в коем случае не должно быть ситуации типа «мои мысли – Мои скакуны»! – Мышление требует последовательности, аккуратности и дисциплины; 5) и психологически важно – продолжать поиск, не сдаваться! Между прочим, приведенные выше – и многие другие, здесь не упомянутые – принципы ориентирования в «пространстве проблемы» заметно помогают справляться с разными типами задач, встречающимися в тестах по проверке интеллекта. Главные этапы их решения, оказывается, уже можно указать. Например, для логических задач это: 1) перебор возможных вариантов и запись их в виде списка или таблицы; 2) изучение каждого утверждения из списка с использованием специально сформулированных критериев отбора. Цель такого сравнительного анализа – поиск ключа к решению, первого и основного звена в логической цепи. Отсекая лишние, противоречивые и тупиковые варианты[111], приходим к верному решению[112]. Здесь, впрочем, речь идёт о задачах с известным ответом. Можно достаточно конкретно записать и основные приёмы решения словесных или зрительно‑пространственных задач. Все эти приёмы фактически описывают разные методы выполнения умственной работы. Имея такой арсенал, проще подобрать и нужный инструмент для решения задач определённого типа. Действительно, одинокая корова, как сказано в давнем КВН, не может служить ориентиром. Даже в нашем мыслительном пространстве. А вот принципы организации мышления могут быть прекрасными вехами при решении задач.
13. Раз, два, три, четыре, пять, я опять иду искать…
– За мной, и, пожалуйста, не отставать! – сказала Мэри Поппинс, оглядываясь через плечо с таким свирепым видом, словно они спокойно шествовали по земле, а не летели по воздуху на шариках. П. Трэверс. «Мэри Поппинс»
В реальной жизни творческое мышление позволяет найти решение проблем, совсем не похожих на задачи с наверняка имеющимся решением и однозначным ответом. В сложных, поисковых задачах ответ не обязательно единственный. Ответа – по крайней мере, в ожидаемом виде – Может и не быть вовсе. Решение проблемы может существовать или не существовать в зависимости от вида нескольких дополнительных – своеобразных граничных – условий. Творческие задачи, как правило, носят такой характер, что решение их просто обязано быть нестандартным. Однако и в поисках такого решения (или нескольких возможных решений) весьма полезны оказываются эвристические принципы. В каждой задаче они используются в различных комбинациях и на разных этапах решения.
Date: 2015-12-12; view: 318; Нарушение авторских прав |