Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 7
Землеройно-транспортные машины. Назначение, область применения. Основные технико-экономические показатели. Рабочий процесс. Перспективы развития землеройно-транспортных машин.
Землеройно-транспортными (ЗТМ) называют строительные машины, отделяющие грунт от массива тяговым усилием с последующим его перемещением к месту отсыпки собственным ходом. Основные рабочие операции: послойная разработка грунта, его транспортировка, укладка в основание строительного объекта или отвал, планировка земляных поверхностей. В зависимости от вида рабочего органа различают: 1- ковшевые ЗТМ (скреперы); 2- отвальные ЗТМ (бульдозеры, автогрейдеры). Рабочий процесс включает 2 характерных режима: тяговой и транспортный. Бульдозер – это ЗТМ с отвальным рабочим органом. Основное назначение: послойная разработка грунта с последующим его перемещением перед отвалом по поверхности земли на небольшие расстояния (150м). Для: 1- снятия плодородного поверхностного слоя грунта при подготовке строительных площадок; 2- перемещения грунта в зону действия О. Э. при погрузке его в транспорт или отвал; 3- разработки неглубоких каналов; 4- зачистки пологих откосов; 5- при сооружении насыпей из резервов; 6- на планированных работах при зачистке оснований под фундаменты зданий и сооружений, планировке площадей и трасс; 7- устройстве и содержании в исправности подъездных дорог, выездов на насыпи и выезды из выемок; 8- на косогорах; 9- при обратной засыпке траншей и пазух фундаментов; 10- разравнивания грунта в отвалах; 11- штабелирования и перемещения сыпучих материалов; 12- на подготовительных работах (валка деревьев, среза кустарника, корчевка пней, удаление камней, расчистка от мусора (снега)); 13- на вскрышных работах; 14- в качестве толкачей скреперов. Различают бульдозеры: 1- малогабаритные с силой тягой до 25кН и мощностью до 45кВт; 2- легкие – 25-135кН, 45-120кВт; 3- средние – 135-200кН, 120-150кВт; 4- тяжелые – 200-300кН, 150-225кВт; 5- сверхтяжелые – более 300кН, более 225кВт. Он состоит: 1- базового трактора; 2- навесного рабочего органа (отвала) с ножами, с шарнирами и с 2 толкающими брусьями; 3- гидросистемы управления отвалом. Рабочий цикл (с неповоротным отвалом) бульдозера состоит: 1- копание грунта (образование призмы волочения); 2- транспортирование грунта волоком перед отвалом к месту укладки; 3- разгрузка отвала; 4- возвращение на исходную позицию. Дополнительные устройства к отвалам: лобовые щитки, уширители, открылки – производительность увеличивается в 1,7-1,8 раза. Работы нескольких бульдозеров, провальный выбор трассы транспортировки грунта, траншейный способ, устройство промежуточных валиков, работа под уклон. Грунт разрабатывают двумя способами: 1- клиновой 2- гребенчатый Потери зависят от вида грунта и дальности транспортировки.
Техническая производительность: 1. При разработке выемок равна приведенному к плотному состоянию объему грунта, вынутого из выемки за 1 ч. непрерывной работы. ,
где - объем призмы волочения в конце копания в разрыхленном состоянии, ; - продолжительность цикла, с; - коэффициент разработки грунта; В – ширина; Н – высота отвала, м; - коэффициент пропорциональности (зависит от крутизны откоса в призме и отношения Н/В);
2. При возведении насыпей (учитывают потери при транспортировке через края отвала в боковые валики): , где - коэффициент потери грунта (3-6% от текущего объема призмы волочения).
3. На планировочных работах: , () (5) где L – длина планируемого участка, м; B – ширина захвата, м; n – число полос планировки; b – ширина полосы перекрытия между смежными; - суммарная продолжительность планировки, с при движении для последующих проходок с разворотами машины; , при холостом заднем ходе (челночная схема); где z – число повторных проходок по одному следу. По челночной схеме работа производительнее, чем с разворотами, но при условии
Скрепер – это ЗТМ с ковшом для послойной разработки грунта, его транспортирования и отсыпки в земляные сооружения. Ими разрабатывают грунты I и II категории, а III и IV – после рыхления. Не рекомендуется применять для разработки заболоченных, несвязных переувлажненных грунтов, с большими каменистыми включениями. Дальность возки грунта: гусеничные тягочи 100-800м; колесные – 300-3000м. Рабочий цикл – копание (заполнение ковша (, удельный расход энергии 3,2-6 )), транспортировка грунта к месту укладки, его отсыпка и возврат на исходную позицию. Главные параметры скрепера – вместимость ковша. От него различают: 1- скреперы малой вместимости (до 4 куб. м); 2- скреперы средней вместимости (5-12 куб. м); 3- скреперы большой вместимости (15 и более куб. м). Скрепер состоит из тягача и рабочего оборудования. По способу соединения различают: 1. прицепные; 2. полуприцепные; 3. самоходные. Устройство и принцип работы скрепера. Тягач соединен с рабочим органом сцепляемым устройством в виде 2-х шарниров, что позволяет тягачу поворачиваться и перекашиваться относительно рабочего оборудования. Оно включает ковш (опирается задней частью на колеса, а передняя через тяговую раму опирается на тягач). Ковш ограничен днищем и боковыми стенками. Впереди он закрывается заслонкой гидроцилиндрами, сзади выдвижной стенкой, перемещаемой при разгрузке. Наиболее энергоемкая операция копания грунта. Ковш наполняется грунтом = 6-15 куб.м на длине 9-15 метров при средней толщине стружки 0,09-0,16м (глины) и 0,02-0,35м (пески). Применяют клиновой, гребенчатый и клевковый способы. Предельная крутизна спусков для груженых скреперов – 20-25%, порожних – 25-30%. Меньше для самоходных, больше для прицепных. Техническая производительность скреперов:
, где q – геометрическая емкость ковша; Кн – коэффициент наполнения (пески – 0,6-0,9; глины – 1-1,1; супеси, суглинки – 1,1-1,2; черноземы – 1,1-1,25); tц – продолжительность рабочего цикла; Кр – коэффициент разрыхленности. грунта. , где lк, lтг, lр, lтп – длина пути копания, передвижения груженого, разгрузки, передвижение порожнего; Vк, Vтг, Vр, Vтп – скорости передвижения на этих путях; tп – продолжительность одного поворота (средняя 12-15 сек); n – число поворотов за рабочий цикл. , (длина пути копания)
, (длина пути разгрузки)
где В – ширина ковша; Сср – средняя толщина грунтовой стружки; h – толщина слоя отсыпки грунта; Автогрейдер – это ЗТМ на пневмоколесном ходу с отвальным рабочим органом, предназначенная для послойной разработки грунтов I и II категорий и планировки земляных поверхностей при строительстве и содержании автомобильных и железных дорог, аэродромов, при ПГС, ГТС и ирригационном строительстве. Ими профилируют и планируют поверхности при возведении насыпей высотой до 0,6м, отрывают и очищают кюветы и каналы, сооружают корыта для дорожных оснований, перемешивают и разравнивают грунт, щебень, гравий и вяжущие материалы, разрушают дорожные покрытия при ремонте дорог, расчищают от снега дороги и площади. В зависимости от массы и мощности их разделяют на: 1. легкие (до 9т, 50кВт); 2. средние (до 13т, 75кВт); 3. тяжелые (до 19т,150кВт); 4. особо тяжелые (более 19т, более 150кВт). Бывают 2-х и 3-х основные. Особенности конструкций ходовых устройств – это колесная формула – A*B*C, где A, B, C – число осей соответственно управляемых, ведущих и общее. Наиболее распространен в строительстве 3-х основный автогрейдер с двумя ведущими задними осями и передней осью с управляемыми колесами – 1*2*3. Различают с механической (легкие) и гидромеханической системами привода. Рабочий орган – отвал, находящийся в середине машины между передними и задними колесами на поворотном круге на тяговой раме. Отвал может быть дооборудован специальными приставками (специальные откосники): для одновременной планировки подошвы и откоса насыпи, бровки и откоса выемки, профилирования придорожных канав и т.п. Рабочий процесс включает: копание грунта, его перемещение и укладку с разравниванием в земляном сооружении. Отвал устанавливают режущей кромкой параллельно его поверхности и наклонно 10-15°. Угол резания – 35-45°, угол захвата – 35-50°. Схемы движения: круговые, челночные. Опирание на все 6 колес независимо от рельефа местности. Техническая производительность автогрейдера определяется как для бульдозера:
.
Грейдер-элеватор – это ЗТМ непрерывного действия. Предназначен для послойной разработки грунта и возведений насыпи высотой до 1,5м для гидромелиоративных сооружений. Они могут быть выполнены навесные, прицепные или полуприцепные, технологические орудия к гусеничным или колесным тягачам и тракторам, и как самоходные ЗТМ. Рабочий орган в виде дискового ножа, полукруглого ножа или системы плоских ножей, а для его перемещения к месту отсыпки – один или два ленточных конвейера с неизменной ориентацией относительно рамы машины или с возможностью поворота в зависимости от направления отсыпки (разгрузки) грунта. Рабочий процесс состоит из последовательных проходов машины по обрабатываемому участку с разворотами на его концах. Эксплуатационная производительность: , где S– площадь поперечного сечения вырезаемой стружки; L – длина захватки; - коэффициент, учитывающий потери грунта (0,85-0,95); - коэффициент использованного рабочего времени; - средняя скорость передвижения машины; - продолжительность разворота в конце захватки.
Подготовительные работы включают очистку будущей строительной площадки от леса, кустарника, вывозку древесины, корчевку и уборку пней, удаление валунов, устройство временных дорог и мостов через естественные и искусственные препятствия, понижение УГВ и т.п. Здесь применяют общестроительные, специальные машины. Используют разные сменные рабочие органы, навешиваемые на О.Э. и бульдозеры. Относят сюда и предварительное рыхление прочных и мерзлых грунтов. Кусторезы – это навесное рабочее оборудование на гусеничные тракторы для расчистки площадок от кустарников и мелких деревьев. Корчеватели-собиратели – для корчевки пней диаметром до 50 см, расчистки участков от крупных камней, сваленных деревьев и кустарников, для рыхления плотных грунтов. Рабочее оборудование кустореза состоит из закрепленного на универсальной раме отвала клинообразной формы с гладкими или пилообразными ножами в его нижней части (подъем и опускание – гидроцилиндры). Корчеватель собиратель снабжен отвалом с зубьями в его нижней части. Отвал погружают на грунт, перемещаясь вперед на рабочей скорости одновременно погружают отвал и средние зубья под пень, выдергивая его из земли целиком или частично после нескольких попыток. Сопротивление пней корчеванию составляет от 18-20 до 180-210кН при диаметре от 0,1 до 0,5м.Производительность считают по формуле как для бульдозеров. Мерзлые грунты и рыхлители. От 3 до 7 месяцев зимнего периода грунт промерзает на глубину 1-2,5м. Многолетнемерзлые грунты и грунты сезонного промерзания покрывают более 90% территории Севера Казахстана. Для их разработки применяют однозубые рыхлители, гидромолоты, землеройно-фрезерные машины. Для разрушения мерзлых грунтов с промерзанием глубины до 0,5-0,7м применяются специальные снаряды в виде шар-молотов, массой 0,5т и более, и клин-молотов, массой 2-3т, подвешиваемые на канатах грузовых лебедок гусеничных кранов и экскаваторов. Их поднимают на высоту 6-8м и сбрасывают на грунт. Этот способ наиболее прост, но мало производителен (4-10куб. м/ч). Больше применяют навесные рыхлители и щеленарезные машины. Различают рыхлители основные и вспомогательные. Это навесное оборудование на тракторы. Его оборудуют одним или несколькими стойками – зубьями, устанавливаемыми на поперечной балке жестко или шарнирно. Техническая производительность рыхлителя: где В – средняя ширина полосы рыхления за один проход многозубого рыхлителя; - эффективная глубина рыхления; L – длина пути рыхления; - продолжительность 1 цикла. Из щеленарезных машин наибольшее распространение в строительстве получили баровые машины. Рабочее оборудование состоит из одного или двух цепных баров врубовых машин. В рабочее положение и обратно бары переводятся гидроцилиндрами. Баровые цепи, оснащенные резцами, прорезают в грунте щели шириной 0,14м, глубиной до 2 м. Оконтуренные с двух сторон прорезанными щелями полосы грунта разрабатывают потом экскаваторами. Скорость движения баровых машин при глубине промерзания до 1м – около 60м/ч.
Date: 2015-12-13; view: 585; Нарушение авторских прав |